АЛЕКСАНДР ГЛАДИЛИН: ВО ВСЕХ ДЕЛАХ ДОЛЖЕН БЫТЬ КУРАЖ

АЛЕКСАНДР ГЛАДИЛИН
РЕКЛАМА
Woman Voyage

«Вы же обучаете только одарённых детей?» — уверенно спросила я Александра Кирилловича Гладилина, профессора, доктора химических наук, члена Международного олимпийского комитета по химии, директора Университетской гимназии МГУ — уникальной школы-интерната, которая славится тем, что обучает талантливых детей со всей России. На что к моему величайшему удивлению получила ответ: «Вы глубоко ошибаетесь. Наша гимназия обучает не одарённых детей, а детей с повышенным образовательным запросом». После этих слов наша беседа потекла совсем в другом русле. Александр Кириллович с удовольствием поделился, как проходит отбор в одну из лучших гимназий России, какие трудности ждут гимназистов на выбранном пути и какими ухищрениями слаженный коллектив гимназии, собранный из людей редкого учительского дарования, добивается уникальных образовательных результатов, позволяющих интеллектуальным выпускникам продолжать своё развитие абсолютно в любых выбранных ими направлениях, в любой точке мира, имея возможность применить свои таланты практически в любой интересующей их области.

От руководства учебного заведения зависит если не всё, то очень многое. Александр Кириллович, поделитесь с нашими читателями — какой путь вы прошли, прежде чем оказаться в этом роскошном дворце науки?

Я закончил химический факультет МГУ. И с этим факультетом в основном связана вся моя сознательная профессиональная жизнь. Для меня МГУ — моя альма-матер и краеугольный камень всего того, что я профессионально делаю. Преподаю я с 1991 года. На рубеже веков защитил докторскую диссертацию, после чего основное внимание стал уделять преподаванию и олимпиадному движению.

Вы же возглавляете олимпиадное движение по химии не только в России, но и за рубежом?

С середины 90-х годов занимаюсь международными химическими олимпиадами. Четыре года возглавлял центральную предметно-методическую комиссию всероссийской олимпиады. Потом окончательно ­сосредоточился на двух международных олимпиадах. Я вхожу в Международный олимпийский комитет большой всемирной олимпиады, в которой участвует примерно 90 стран, и с этого года возглавляю методическую комиссию и жюри Международной менделеевской олимпиады.

То есть вы работаете с самыми интеллектуальными ребятами?

Естественно, мы отбираем лучших. Я подключаюсь, когда начинаются сборы кандидатов в команду России.

Каким образом проходит подготовка российской команды к международной химической олимпиаде?

Традиционно ребят готовят специалисты по отдельным разделам. Если это касается химии, то кинетику курирует один человек, термодинамику другой и т. д. Я отвечаю за науки о живом, готовлю ребят по биохимии.

Как ребёнок попадает на международную олимпиаду?

По результатам Всероссийской олимпиады. Отбор идёт такой же, как в футболе, в лёгкой атлетике, где угодно. Выиграл всероссийские соревнования — становишься кандидатом в сборную страны и получаешь приглашение на сборы.

Какие этапы в дальнейшем проходят кандидаты в сборную?

На заключительном этапе Всероссийской школьной олимпиады по химии участвует порядка трёхсот учащихся со всей страны, они представляют три класса: 9-е, 10-е, 11-е. Финал — Всероссийский заключительный этап — обычно проходит в марте. Мы берём по 8 — 10 лучших ребят из 10-х, 11-х классов и начинаем их подготовку, глубокое погружение в предмет, а на выходе моделируем соревнования, приближённые к олимпиаде.

Сколько человек отбирается в сборную России?

Четыре человека на большую Всемирную олимпиаду; на Менделеевскую олимпиаду у России большая квота, исторически сложилось — 10 человек.

Каковы результаты у нашей команды?

Наши ребята ежегодно привозят медали. В этом году все медали золотые.

Победители олимпиады получают не только медали, но и серьёзное денежное вознаграждение?

Да, участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в Москве получает 100 тысяч рублей, призёр 300 тысяч, победитель — 500 тысяч рублей. Золотая медаль в сборной России принесёт миллион рублей. Но я не большой сторонник всех этих денежных призов.

Вы считаете, что не нужно давать денежные призы?

Я считаю, что это неправильно. Это выкачивание мозгов. Начинается гонка вооружений. Это плохо. Регионы тоже начинают какие-то премии устанавливать. Сразу появляется целый коллектив тренеров, которые за большие деньги готовят к Всеросу. Чаще всего это призёры олимпиад, которые перестают заниматься наукой, а начинают зарабатывать таким образом. Олимпиада — это здорово, если человек может и хочет соревноваться, но он должен понимать, что это промежуточная остановка, а не конечная станция. Лучше бы победителям назначать ежемесячные стипендии.

Поговорим о тех, кто в первую очередь стремится к знаниям. В какие классы вы набираете учеников?

В гимназии у нас два основных входа — в восьмой класс и в десятые классы.

Межнарники и учащиеся гимназии — это два разных мира?

Скажем так: это неочевидно пересекающиеся миры. В то же время ученики гимназии становились медалистами международных олимпиад.

Многие заканчивают МГУ, но далеко не каждый образованный человек способен передать накопленные знания будущему поколению и подготовить лучшие умы для созидательной деятельности в России. Расскажите, как проходил ваш путь в наставники лучшей интеллектуальной молодёжи.

На рубеже веков, защитив две диссертации, я как-то решил, что оставлю себе олимпиады и преподавание студентам и пойду ещё чем-нибудь позанимаюсь. Я к тому времени уже пять лет занимался в университете развитием компьютерной сети, и я ушёл в коммерческий интернет, провёл в нём пять лет — руководителем интернет-провайдерского подразделения.

Изначально вас привлекли в гимназии к организационной деятельности?

Да, потому что помимо научной и образовательной деятельности я параллельно всегда чем-то занимался. Параллельно занимался дистрибуцией бассейнового оборудования, в основном европейских производителей. Так что помимо науки я и в другие сферы всегда вникал. Это был такой же весьма интересный опыт. Мой университетский хороший друг Вадим Владимирович Ерёмин, первый директор гимназии, ныне главный национальный олимпиадный тренер по химии (Вадим Владимирович Ерёмин — учёный в области математической химии, докт. физ.-мат. наук, профессор химфака МГУ. Деятельный участник олимпиадного движения и автор ряда учебников и учебных пособий по химии. Лауреат Премии Президента РФ в области образования и Премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность. — Прим. ред.), с которым мы много пересекались в студенческие годы. Так вот, Вадим предложил мне помочь ему запустить проект — Университетскую гимназию МГУ.

Так что вы стояли у истоков создания храма науки?

Совершенно верно. В апреле 2016 года я присоединился к команде, а в сентябре мы начали учить ребят. Мне приходилось поначалу решать чисто менеджерские задачи, включая организацию интернет-пространства. Получилось так, что Вадим Владимирович в августе того же года перестал директорствовать, а я до сих пор здесь.

Сейчас очень многие родители не довольны уровнем высшего образования. Что вы скажете про МГУ, о его преподавательском составе?

Согласен. Далеко не во всех вузах высокий уровень образования. Но точно могу сказать, что это не относится к МГУ. А уж за химический факультет могу поручиться. На химфаке всё очень хорошо с преподаванием, и мы как давали фундаментальную базу знаний, так и продолжаем давать. Эта база знаний позволяет выпускникам нашей гимназии дальше углубляться, развиваться абсолютно в любых направлениях, в любой точке мира, почти в любой области.

Александр Кириллович, какие у вас как у руководителя такого значимого подразделения МГУ возникают трудности?

У нас три школы в МГУ, и все они, наверное, самые сложные исходя из того, что школьники — не студенты. А все основные процессы в МГУ заточены под высшее образование. Поэтому нам каждый раз приходится напоминать о себе и говорить, что мы другие. У нас работает много действующих преподавателей МГУ, но далеко не каждый очень хороший студенческий университетский преподаватель может работать в школе.

Прекрасно вас понимаю, так как многие спецшколы сталкиваются с подобными проблемами, когда знающий специалист не в состоянии работать с детьми.

Мы этот вопрос успешно решаем, находим подходящих для гимназических детей преподавателей. Основное отличие в том, что успеваемость и результаты студента — это дело самого студента. Ну не ходишь ты на занятия, ну получил двойку один, другой раз на экзамене, пришёл на комиссию по отчислению — и до свидания. А здесь так нельзя. Если ребёнок «подвисает», то начинаем выяснять. Ведь причины могут быть разные.

Кто в гимназии занимается такими ситуациями?

Наш тьюторский молодой коллектив, который тут же начинает бить в набат. Мы разбираем отдельно каждый случай: общаемся с учителями-предметниками, с родителями, с психологами, с воспитателями и выясняем, в чём дело.

Можете привести конкретные примеры, с чем приходится сталкиваться?

Это могут быть чисто учебные дела или эмоциональный фон, тоска по дому. Самые разные могут быть варианты. Зачастую к нам приезжают отличники. А тут выясняется, что не так всё хорошо в этой жизни. Ребята начинают получать оценки пониже. Кто-то рефлексирует по этому поводу. И это совершенно нормальная ситуация. Надо просто войти в новый ритм и нагнать. Большинство детей это понимают.

Но, видимо, не все родители понимают!

Прямо сняли с уст! Да, периодически приходится слышать от родителей: «Отдавали вам отличника, а вы нам двоечника предъявляете».

Родители имеют доступ к электронному дневнику?

Да, конечно. Мы на каждом родительском собрании говорим, что это их обязанность — дневник подписывать, как в советские времена.

Как часто проводятся родительские собрания?

Не очень часто. У нас просто вся работа с родителями через тьюторов отлажена. Мы обязательно проводим родительское собрание в начале учебного года, дальше — по необходимости. Есть у нас некоторое количество дней открытых дверей, в основном дистанционных, куда мы всех зовём!

Кто основной контингент вашей гимназии?

Основной наш контингент — это немосквичи. Можно сказать, что совсем не москвичи. Школа создана для того, чтобы талантливые ребята из любого региона имели возможность приехать, получить хорошее образование ещё на школьном уровне.

Есть регионы, откуда из года в год приезжают сильные ребята?

Башкирия радует талантливыми ребятами. Порядка десяти процентов ребят приезжает из Московской области.

Какие школы поставляют вам талантливых учеников?

У нас нет как таковых дочерних школ. Школам не интересно поставлять нам учеников, потому что тогда они теряют в рейтинге. Поэтому мы часто проводим выездные мероприятия с учителями, организуем квесты для детей. Помогаем школам проводить курс повышения квалификации учителей, проводим мастер-классы и другие мероприятия, чтобы мы республике, региону, области давали больше, чем они дают нам.

Потому как далеко не все смогут к вам поступить?

Получается так, что все к нам не поступят, а польза от нас может быть огромная для гораздо большего круга ребят. Некоторые школы понимают это. Как, например, гимназия № 3 в Уфе. Это очень старая гимназия, основанная ещё до отмены крепостного права. Раньше это была Мариинская гимназия. Мы первый этап приёма проводим на её базе. Участвуют ребята из гимназии, из других школ Уфы, да и не только из Уфы, со всей республики и из соседних регионов. К нам в Москву регулярно ребята из третьей уфимской гимназии приезжают, а наши ездят к ним, приезжают учителя. Мы как-то стараемся помогать 3-й гимназии, и, так как мы часть Московского университета, нам есть что предложить коллегам.

Из каких ещё регионов приезжают ребята?

Помимо Башкортостана хорошо представлены Питер, Нижегородская область, Архангельская область, Татарстан, Краснодарский край всегда неплохо представлен. В общем у нас учатся ребята из шестидесяти-семидесяти регионов.

Если из одного региона приезжает не один, не два, а порядка десяти человек это уже говорит о системном хорошем образовании в регионе?

Это безусловно говорит об уровне развития образования в данном регионе. Я совершенно согласен. Значит, есть сильные школы, есть сильные учителя, есть запрос родителей на качественное образование. Много потенциально способных ребят, но их правильно вести надо.

Как к вам можно поступить?

Мы структурное подразделением МГУ, и, как на любой факультет МГУ, к нам можно поступить только через открытый конкурс. Что говорит о том, что любой молодой человек или девушка, окончившие необходимое количество классов, могут к нам попробовать поступить.

Что для этого нужно сделать?

Надо зарегистрироваться в нашей системе приёма родителю как законному представителю и ребёнку. Надо выбрать направление. В 8-м классе у нас три направления: химико-биологическое, физико-математическое и гуманитарное. И мы набираем на каждое направление по 16 человек. В 10-х, 11-х классах у нас по 10 профильных классов по 12 человек. Здесь уже для ребят представлен весь спектр профильных направлений — от математики до правоведения.

Надо полагать — не все предметы изучаются малыми группами. Есть общие лекции, как в институте?

Лекций у нас не так много, хотя и они тоже присутствуют. Все профильные предметы проходят в группах по 12 человек. А предметы непрофильные, которые проходят на базовом уровне, ребята посещают всем направлением — в группах по 24 человека.

После регистрации что необходимо сделать абитуриенту? Какова система отбора?

Что касается системы нового отбора, то мы её в значительной степени заимствовали у СУНЦа (СУНЦ МГУ — специализированный учебно-научный центр — школа-интернат имени А. Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Прим. ред.).Как только человек зарегистрировался и выбрал профиль, он должен сдать экзамены первого этапа. Они проводятся очно,  проходят в Москве и ещё в семи–восьми регионах. В этом году они проходили в Иркутске, Новосибирске, Уфе, Сочи, Самаре и других городах. Абсолютно все сдают математику, но разного уровня. Для направлений физмата и хим-био математика — посложнее, а для гуманитариев попроще. При поступлении в 8-й класс ребята сдают математику, русский и предмет по выбору. В физмат сдают творческий экзамен — сочетание физики и информатики, в хим-био — сочетание биологии, химии и географии, в гуманитарный класс — сочетание истории, литературы и обществознания.

На что обращаете особое внимание при отборе ребят?

На первом этапе мы в основном проверяем предметные знания. Ну и способность логически мыслить, а дальше строим рейтинговые списки по каждому направлению. По каждому профилю они независимые. Если человек начал сдавать экзамены на какое-то направление или профиль, то так и продолжает сдавать их, перескочить нельзя. Такие обращения бывают, но это против правил, а мы работаем по правилам, которые утверждены учёным советом МГУ. По рейтинговым спискам в летнюю школу, в каждый класс мы приглашаем в два раза больше кандидатов, чем в конечном счёте примем.

В какое время проходит летняя школа?

В первые две недели июля.

В летней школе образовательный процесс продолжается?

Летняя школа — это серьёзное испытание для всех. Мы учим будущих гимназистов по разным предметам. Ведущие учёные и преподаватели МГУ читают им лекции. Обучение по каждому предмету составляет 8 — 10 часов за летнюю смену. Потом ребята сдают 3 — 4 экзамена в зависимости от профиля. Плюс мы проводим различные психологические тестирования. У нас все родители подписывают согласие на такое тестирование. Это достаточно глубокая диагностика, которая проводится под руководством психологов совместно с психологическим факультетом МГУ.

На что направлено это тестирование?

В первую очередь смотрим, насколько человек готов жить в коллективе, в интернате вдали от семьи, насколько он привязан к семье. Но диагностика никоим образом не влияет на финальную оценку.

Среди умных детей немало тех, кто не может социализироваться в силу разных причин. Что в таком случае вы предпринимаете?

Начинаем общаться с родителями. Осведомлён — значит вооружён. Объясняем, что мы не сможем обеспечить тот уровень сопровождения, который родители обеспечивают особенному ребёнку в домашних условиях. Но такие случаи встречаются крайне редко. Чаще случаи пограничные, с которыми можно работать, главное — вовремя их распознать.

С какими ещё проблемами приходится сталкиваться психологам при работе с высокоинтеллектуальными детьми?

Бывают замечательные ребята, которые совсем не умеют сдавать экзамены. Наступает мандраж, и от волнения их «отрубает». У некоторых возникают сложности с общением в коллективе проживания. Да и переходный возраст никто не отменял. Обычные подростковые моменты приходится решать. У некоторых ребят есть проблемы при общении в семье. Бывает и такое, что дети общаются с родителями исключительно через тьютора. Бывает гиперпрессинг со стороны родителей, которые звонят по ночам и накачивают детей вместо того, чтобы дать им поспать. Всякое случается, но мы справляемся.

А что родителям-то делать? Они же переживают, отпустив из родного дома кровиночку?

Нужно просто отпустить ребёнка. Всё будет хорошо, если у ребёнка есть способности и необходимые потребности в серьёзном обучении. Мы в своё время для себя определили, что у нас школа не для одарённых и не для талантливых детей. У нас школа для детей мотивированных, с повышенным образовательным запросом. В противном случае, если родитель мотивирован, а ребенок нет, мы не поможем такому ребёнку. Такое тоже бывает. Детям родительские запросы совершенно не помогают, а скорее мешают.

Чем ребята занимаются в летней школе помимо обучения?

Параллельно с обучением мы постепенно погружаем ребят в нашу гимназическую жизнь. Это и различные виды спорта вечером, включая наш великолепный бассейн, и различные виды творчества — от керамики до лоскутного дизайна. А по окончании ­летней школы каждый класс выступает с номером в формате капустника. То есть ребята живут той же жизнью и занимаются там же, где проходит обучение наших гимназистов.

Сколько времени требуется детям, чтобы адаптироваться к особым условиям обучения в гимназии?

Поступившим в 10-й класс — от полутора до двух месяцев. Если не сбежал, то будет дальше спокойно учиться, а восьмикласснику нужно примерно полгода. Мы готовим ребят к взрослой жизни, чтобы они сами следили за собой. У нас нет подъёмов, нет звонков в школе. За временем они сами следят. Но у нас при этом большой коллектив поддержки гимназистов — те, кто помогает ребятам адаптироваться: воспитатели, преподаватели, тьюторы, лаборанты. Есть также преподаватели дополнительного образования.

Может ли ребёнок из малообеспеченной семьи учиться в гимназии?

Если вы про оплату, то скажу, что всё обучение у нас бесплатное, включая питание, проживание. Учебниками мы тоже снабжаем. Выдаём компьютеры. Кто-то берёт, кто-то привозит свои гаджеты. Единственно, тетради и одежду покупают сами. Возможно, я немного идеалистично смотрю, но в гимназии какого-то расслоения по имущественному признаку нет. У нас самые разные ребята дружат, и это всё идёт скорее от общих жизненных установок, а не от того, у кого какой достаток.

За что вы можете отчислить ребёнка из гимназии?

Только за дисциплинарные нарушения: алкоголь, табак, драки. Слава Богу, наркотиков ни разу не было.

Сколько человек пришлось выгнать?

Около десяти за восемь лет работы.

Александр Кириллович, чтобы родителям поближе с вами познакомиться, расскажите — каковы ваши главные жизненные ценности?

Я много работаю, но на первое место всё-таки поставлю семью. При этом замечательно, если с членами семьи можно что-то делать вместе, когда в семье есть общее поле для обсуждения, для работы, есть общие интересы, общие задачи, что не исключает каких-то жарких дискуссий, но при этом создаёт дополнительные крепкие связи.

Кто вас сформировал как личность? Кому в первую очередь хотите сказать спасибо?

В первую очередь, конечно, назову родителей. Мама, может быть, больше дала для личного развития, отец — для профессиональной деятельности. Отец очень хороший учёный, с широким кругозором, энциклопедист. А ещё он был замечательным педагогом. Я смею надеяться, что принял учительскую эстафету после отца.

Александр Кириллович, когда вы себя чувствуете счастливым?

Когда понимаю, что я на своём месте, занимаюсь любимым делом, приношу пользу людям. Это здорово!

Ваши напутствия выпускникам гимназии…

Помнить про гимназию. Найти себя в жизни — это важно. Желаю всем выпускникам, чтобы работы всегда было много. Желаю думать головой и не совершать бесполезных, бессмысленных дел. Отец мне говорил: «Не делай ничего бессмысленного, потому что ущерб не просчитать». Нужно пробовать делать, но обязательно думать, что делаешь. Не забывать отдыхать хорошо, весело, куражисто. И вообще, не должно быть вялого отношения к жизни. Это касается и работы, и отдыха. Во всех делах должна быть энергетика, кураж!

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
Антон Алексеев