Алексей Ильин
РЕКЛАМА
samson-kids

Алексей Ильин. ШКОЛА БУДУЩИХ ПРЕЗИДЕНТОВ

Мечтатель и ребёнок в душе, цифровой кочевник и игротехник, азартный исследователь и изобретатель, основатель первого в стране государственного Института игропрактики, кандидат экономических наук Алексей Лукин не устаёт делиться знаниями и опытом с инициативной молодёжью. В каждом школьнике разглядит Кулибина или Циолковского, поможет определиться с жизненным предназначением, открыть собственное дело и стать преуспевающим бизнесменом.

Алексей, вы инициативный лидер, представитель нового поколения молодёжи. Но несмотря на молодость, у вас уже солидный послужной список и множество должностей и званий: создатель и руководитель образовательных программ первого в стране государственного Института игропрактики, создатель и директор Школы будущих президентов, директор Центра культурных инициатив, председатель Координационного совета Содружества студентов Северо-Западной академии государственной службы, член Общественного совета при уполномоченном по правам ребёнка при президенте России, эксперт Межрегионального ресурсного центра Комитета по кадрам Санкт-Петербурга, эксперт Федерального агентства по делам молодёжи, федеральный эксперт в области цифровой трансформации… Не удивлюсь, если скоро этот список можно будет продолжить. Позвольте мне остановиться на вашем «первенце» — Школе будущих президентов. Как возникла идея создания школы?

Идея Школы будущих президентов вынашивалась много лет. Повсеместно возникают сложности при поступлении подростков в вузы и сузы. Нередко школьники не представляют, чем хотят заниматься, у них не сформированы карьерные ожидания. Руководствуясь принципом «приносить максимальную пользу в том месте, где ты находишься», я захотел запустить особый проект, который помог бы подросткам находить себя в жизни и выбирать профессию по душе.

Ваша школа была признана лучшим в стране проектом в области профориентации. В чём её уникальность?

Уникальность — в программе обучения, построенной на сквозной геймификации, в игровых технологиях, в программах трудоустройства подростков. Игра — это лучшая технология. Игра даёт максимальное вовлечение, максимальное участие в процессе. Мы одни из лидеров в стране по производству игровых продуктов для образования, игр для бизнеса и государства (это отдельное направление работы компании), но в части работы с подростками наше кредо — это профориентация. С самого зарождения проекта мы тесно сотрудничаем с «Атласом новых профессий», который провёл пять крупных форумов по стране, где смог вовлечь педагогов в создание профориентационных игр. В профориентации мы хотим перенести внимание с тестирования на конструирование будущей образовательной и карьерной траектории. Наша уникальность — в игровых технологиях, мы умеем говорить на языке игры.

Для кого создана школа? Дети, которые хотят здесь учиться, проходят какой-то отбор?

Школа президентов прежде всего для подростков, школьников, студентов. Преимущественно мы работаем со старшими классами, иногда с младшими, с педагогами, которые хотят освоить новые игровые методики в обучении и превратить свой курс, свой учебник в одну большую игру. Мы стараемся и для родителей, которые хотят вовлечь в процесс обучения ребёнка либо которые выбрали для себя путь семейного образования.

Дети, конечно, проходят несложный отбор, но принцип этого отбора прост: нам важно проверить добровольность и осознанность подростка в выборе пути.

Обучение платное?

Платное. Хотя есть мечта — изменить логику образовательного бизнеса (и мы к ней идём): начать платить детям за то, что они учатся. Для наших выпускников и просто для подростков на протяжении четырёх лет мы создаём сотни рабочих мест на лето. Они имеют возможность работать и оттачивать полученные знания и навыки на практике. Получить за это деньги — пускай небольшие, но деньги — и начать трудовую деятельность. Мы трудоустраиваем подростков с 14 лет, за четыре года создали уже около 1 тыс. рабочих мест.

По каким программам проходит обучение?

Сейчас есть несколько программ в сотрудничестве с городскими учреждениями занятости, которые предусматривают трудоустройство подростков и освоение ими цифровых профессий: программиста, веб-дизайнера, интернет-маркетолога. Ввиду отставания школьников из-за карантина мы спешно меняем летнюю программу, усиливая блоки по скорочтению и мнемотехнике. Для детских лагерей создаём профориентационную программу, общеразвивающие, спортивные программы. С конца лета снова откроются программы подпроекта «Столица культуры и образования» — это образовательный туризм, в рамках которого мы принимаем в Петербурге, Москве и других городах группы школьников из регионов. Программа длится от трёх до десяти дней. Школьники знакомятся с достопримечательностями, проходят образовательную, профессиональную, развивающую, спортивную программы — на выбор. Осенью и зимой будет запущена программа по профориентации, построенная в игровой логике. Во всех программах особое место занимает обязательное развитие Soft Skills. Мы учим подростков системному и логическому мышлению, управлению эмоциями и противодействию конфликтам, предпринимательству и публичным выступлениям, психологии влияния и противодействию манипуляциям — словом, всему тому, что полезно в жизни, но на что не остаётся времени в обычной школе.

Кто преподаёт в школе? Есть ли у вас спонсоры?

Наши преподаватели, эксперты, педагоги — это знаменитые учёные, бизнесмены, актёры, чиновники; те, кто много знает о своей профессиональной сфере, кто может этим поделиться, кто имеет высокую экспертность на уровне города, региона или страны. Вот эти люди — наши главные партнёры и спонсоры, ведь они инвестируют в нас своё время. Более 50 регионов пользуются нашими методиками, играми, разработками. Среди них — государственные органы и образовательные учреждения, высшие учебные заведения и корпорации.

В школе разработаны программы, направленные не только на то, чтобы ребёнок сам учился, но и чтобы умел учить других, создать свой бизнес.

Для нас важна предпринимательская логика. Наши выпускники соответствуют званию self-made man — людей, которые имеют высокий уровень амбиций, подготовки. В современном цифровом мире это можно делать практически из любой точки и любым набором и объёмом ресурсов. Нам очень хочется показать полный возможностей мир нашим ученикам и вовлечь их в предпринимательский процесс. Практика показывает, что даже пятиклассники после наших программ начинают создавать своё дело. Недавно я приобрел у группы таких пятиклашек-предпринимателей деловую игру их разработки.

Какие программы вызывают у детей наибольший интерес?

Самое популярное с точки зрения внутренней динамики, конечно же, программа по геймификации и гейм-дизайну. Но тут есть и хорошая поддержка — игровой рынок в России растёт на 10–15% в год. Ребятам хочется стать игромастерами, гейм-дизайнерами не хуже, чем Кодзима. Это очень крутая и интересная профессия. Прошлым летом в партнёрстве с Псковским университетом мы создали первый в стране государственный Институт игропрактики. Теперь в стране есть бакалавриат по разработке игр.

Популярны цифровые профессии, программы, связанные с профориентацией, социальной адаптацией.

Вопрос общения и социального общежития, решение проблем взаимопонимания, осознание себя в коллективе, умение правильно говорить — всё это очень востребованно среди подростков.

Какие новые образовательные программы появились?

В новом году совместно с федеральными министерствами и ведомствами мы выпускаем несколько сетевых образовательных проектов, появится проект о профессиях будущего в цифровой сфере, в сфере экологии, здравоохранения. Новые программы будут открыты для вывода учеников на международный уровень, появится отдельная программа по международной деятельности, потому что в условиях глобального мира хочется не изолировать ребят, а вовлекать в активное взаимодействие с другими сверстниками.

Какие знания ученики хотят получить в вашей школе? Что хотят оттуда вынести?

Во-первых, это здоровье, сила и энергия, радость жизни, чувство внутреннего драйва. Для этого ребята изучают психологию, логику и развивают мышление. Во-вторых, это безопасность, им хочется, чтобы их ценили, любили, чтобы были крепкие отношения с друзьями, с любимыми людьми, хочется понимания в семье, поэтому очень важны коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект. В-третьих, хочется финансовой независимости, больше личных денег, больше свободы. Здесь во главу угла ставят предпринимательские и проектные компетенции. Наконец, хочется быть сопричастным к чему-то важному, какой-то деятельности. Здесь проявляется готовность помогать другим людям.

Следите за успехами выпускников?

Выпускников довольно много, они все разные — о результатах рассказывать можно долго. Многие из них стали предпринимателями, кто-то — родителями, кто-то открыл школу, образовательный центр и продолжает заниматься с молодёжью, кто-то переехал в другой город, получает образование, учится, многие ушли на государственную службу. Есть сетевые проекты, прекрасные молодые команды игропрактиков, IT-команда, которая разрабатывает цифровые сервисы. Есть международные исследователи, которые занимаются наукой в Европе, но Нобелевскую премию пока не получили. Особенно ценно то, что многие уже сегодня создают рабочие места, берут на себя ответственность за других людей.

В чём отличие ваших выпускников от их сверстников?

Они могут анализировать, что происходит на рынке, чем заниматься выгодно, какие у них и у их семей имеются ресурсы для того, чтобы начать бизнес и прокормить себя и семью. В условиях меняющегося мира, кризиса это особенно важно. Наше главное ноу-хау — способность научить ребёнка следить за изменениями мира, оценивать ресурсы, которыми он обладает, понимать, что знание — это самый главный ресурс. Нужно очень быстро осваивать знания и превращать их в деятельность. Мы гордимся тем, что даже участники наших интенсивов и коротких программ открывают свой бизнес. Так, выпускники нашей программы в Ямало-Ненецком автономном округе (по-моему, в Тарко-Сале) открыли теплицу, где выращивают цветы на продажу. В условиях Крайнего Севера такая продукция в дефиците, а они нашли открытый рынок, создали проект — и теперь у них есть маленький бизнес, которым они занимаются с друзьями. Этими школьниками невозможно не гордиться!

Алексей, в одном из интервью вы говорили, что мечтаете, чтобы мир будущего был красивым, здоровым, чтобы люди могли заниматься любимым делом и выбирали профессию, которая их радует, чтобы они были счастливы. Мечты сбылись?

Мечта — это путь, по которому идёшь ты, по которому идут другие люди, и я вижу, как люди становятся здоровее. Меньше пьют, меньше курят, больше занимаются любимым делом, путешествуют. Даже сейчас, в кризис, сидя в изоляции, люди читают стихи, поют песни, участвуют во флешмобах. Люди умеют заниматься любимым делом, и таких всё больше и больше. Всё больше людей открывают бизнес, рискуют, пытаются находить гармонию в себе, с близкими… Я считаю, что мечта как процесс идёт в правильном направлении. Мечта сбывается, и я вношу свою лепту, и мои друзья, и мои коллеги. И когда-нибудь, как пелось в советской песне, «на дивных тропинках далёких планет останутся наши следы».

Помните себя в школьные годы? Чем тогда увлекались?

В школе не было нелюбимых предметов. Я был очень активным, ездил на олимпиады и выигрывал: по труду, по биологии, по химии, по физике, по математике, по литературе, по русскому языку. Не ездил, наверное, на олимпиаду по физкультуре — её просто не было. Участвовал в школьной самодеятельности, в организации школьных праздников. Будучи финалистом Всероссийской олимпиады, имел «в кармане» несколько вузов для поступления, поэтому не переживал. Выбрал Северо-Западную академию государственной службы — тогда хотелось послужить государству. Через некоторое время интересы поменялись, я ушёл в предпринимательство и открыл бизнес.

Алексей, приятно, что несёте людям светлое, доброе! Сейчас, в нелёгкий период для всего мира, цитируете великих классиков русской литературы. Кто ваш любимый писатель, поэт? Какие произведения перевернули вашу жизнь, заставили по-другому взглянуть на мир? Что рекомендуете прочитать нашей молодёжи?

Я без ума от литературы, от чтения, потому что это возможность познакомиться с другими мирами, с другими эпохами, через них обратиться к себе и своему внутреннему миру. Например, незаслуженно забытый Велимир Хлебников. Или Александр Сергеевич Пушкин — гений в своих трудах. Когда ты заново открываешь для себя Пушкина, очаровываешься этим его гением. Поэты Серебряного века прекрасны: Агнивцев, Аверченко, Саша Чёрный. Сложно выделить кого-то особенного, каждый из них — великолепный изумруд. Есть Бродский, есть Есенин, и каждый из них — под своё настроение. Знакомство с каждым из них — это особое переживание. Книг, которые перевернули мой мир, много, несколько сотен, они составляют половину всех моих вещей. Хочется упомянуть Джозефа Кэмпбелла — читая его «Тысячеликого героя», вдруг понимаешь, что сказки, которые тебе читали в детстве, оставили отпечаток на всю жизнь. Прекрасная книга Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Конечно же, Пётр Вершигора и его «Люди с чистой совестью» — книга про Сидора Ковпака, героя Великой Отечественной войны, партизанского генерала, который с десятитысячным партизанским отрядом скрывался несколько лет от нацистов в степях Украины и успешно выполнял задания ставки командования. Это лучшая книга про бизнес, я считаю.

Когда вы себя ощущаете по-настоящему счастливым?

Во-первых, во сне — я очень часто вижу осознанные сновидения. Осознавая во сне, что это сон, ты приходишь в состояние безумного счастья — ты творец, ты супермен, нет преград и ограничений, даже законов физики, и вокруг — дивный райский мир. Я часто ощущаю себя счастливым, когда творю, когда разрабатываю проекты, когда работаю над новой игрой. Я особенно счастлив, когда путешествую, недаром говорю о себе как о цифровом кочевнике. Счастлив, когда общаюсь с людьми, счастлив, когда могу быть полезен. Счастье в моей картине мира не результат, а процесс, оно сменяется одно другим. Я очень счастливый человек.

В одном из интервью вы сказали: «Если ты сегодня не вкладываешься в образование, то завтра образование вложится в тебя, и возможно, это будет не самое хорошее вложение».

Дело в том, что образование — это как программный код: когда ты являешься создателем, соавтором, заказчиком программного кода, закладываешь в него важные цели и задачи, ты можешь ожидать, что это программа на твоём «компьютере» будет работать правильно и без сбоев. Если вдруг ты не пытаешься понять, вложиться, занять позицию заказчика в образовательном процессе, то это сродни установке неизвестной программы, неизвестного автора, неизвестного разработчика. Вы не понимаете, что там внутри, эта программа может быть вирусной, эта программа может разрушить ваш «компьютер», «стереть» все данные, превратить вас в раба, в груду бесполезного хлама — и всё это лишь из-за программы. Для человеческого общества образование является точно такой же программой, каждому из нас доступно заглянуть в исходный код, понять, что там внутри, что же программируется. Если мы готовы потратить немного времени и усилий и принять участие в этом процессе, то можем ожидать хорошего результата.

Совсем скоро Школа будущих президентов отметит десятилетний юбилей. Каких успехов достигли за эти годы? Что уже удалось реализовать? Какое главное достижение?

За эти годы мы прошли большой путь, одно из направлений, о котором сегодня уже говорили, — это развитие игровой индустрии. Самая большая радость случилась в прошлом году: Школа президентов, Псковский университет и Гильдия игропрактиков подписали соглашение о создании первого в стране государственного Института игропрактики. Этим шагом мы закончили реализовывать большую стратегию. Она зародилась на форсайт-флотах Агентства стратегических инициатив, где обсуждалась идея создания отдельного рынка, была написана стратегия, и в ней к 2020 году должна была появиться профессия «игропрактик». Мы решили взять на себя ответственность и, пройдя большой путь, сделали это. Радует, что это ты зародил идею, что в такой большой стране, в России появится новая профессия, что это удалось за семь-восемь лет твоей деятельности и деятельности многих других людей. Есть и другие достижения, но побережем их для следующей встречи.

Деятельность школы направлена на формирование молодёжного кадрового актива страны. Какой специалист нужен стране на сегодняшний день? Какими качествами он должен обладать?

Молодой специалист должен иметь высокие навыки в части самообучения, самообразования и, как Мюнхгаузен, вытаскивать себя за волосы из болота. Любой человек должен иметь очень высокий уровень сострадания и соучастия, понимать, как на эмоциональном, психологическом уровне помочь людям. Стране нужен профессионал. Если это экономист, то очень хорошо разбирающийся в экономике, умеющий прогнозировать события. Стране нужны «волшебники». Нужны те люди, которые умеют, основываясь на своих знаниях и знаниях других, создавать будущее и управлять этим будущим. Еще одно важное качество — это внутренняя честность, потому что если мы нечестны с собой, если пытаемся себя обманывать, это плохо сказывается на любой стороне нашей жизни. Стране нужен предприниматель, не обязательно бизнесмен, но человек с предпринимательским мышлением, который может смело находить проблемы и решать их, находить возможности и реализовывать их. Стране нужны мыслители, философы, деятели, мечтатели, фантасты. Важное качество — уметь мечтать, нам не хватает мечтателей. Давайте будем мечтать.

Расскажите, как молодым и рьяным начать своё дело? К чему надо стремиться, чего опасаться?

Есть у меня один хороший тренинг и для наших читателей. Представьте себя стареньким человеком, вам уже, например, 97 лет. Вообразите, что к вам подбегает правнук или правнучка и задает всего три вопроса. Подумайте и ответьте на вопросы, и эти ответы будут вашим компасом и маяком в деле вашей жизни.

Что было классного в твоей жизни, чем ты действительно гордишься? Когда тебя уже не будет, что бы ты хотел(а), чтобы мы рассказали о тебе своим правнукам? Над каким делом ты всё ещё трудишься, какое большое дело всё ещё заботит тебя в 97 лет?

Ответив на эти три вопроса, вы приблизитесь к делу вашей жизни. Ответ на них может не прийти быстро, он может прийти неожиданно, в автомобиле, в разговоре… Но задайте себе эти вопросы, проживите их, и вы увидите, как всё вдруг станет ясно: и ваш путь, и ваше предназначение.

Что пожелаете нашим юным предпринимателям?

Побольше играть в разные игры, в персонажи. Если есть возможность — пойти в театральную студию, увидеть, как прекрасен мир игры вокруг вас. Театр развивает сразу несколько сфер: и тело, и душу, и речь, и коммуникацию. Путешествовать, смотреть на предметы, на людей вокруг вас как на чудеса воплощённые. Искать. Искать во всём чудесную природу, даже подходя к зеркалу, искать в себе чудесную красоту творения. Становиться предпринимателями, участвовать в проектах, стартапах, применять свои знания, дерзновенно что-то делать. В каждом из нас живёт маленький Кулибин и маленький Циолковский. Находить для себя дело, хобби, творчество, радоваться солнцу и делать зарядку, любить своё тело и радовать свой ум хорошей интеллектуальной пищей в виде высокой культуры.

Самое главное в жизни — сама жизнь, её чудесное течение и игра с каждым живущим. Для напоминания об этом есть три практики.

1. Находите время, чтобы любить себя и своих близких, любоваться ими, наслаждаться их речью, их мыслями и их движениями.
2. В каждый час своей жизни старайтесь приносить максимальную пользу. Не прячьте за пазуху то, чем вы обладаете, оно вам может уже не понадобиться.
3. Чаще смотрите в зеркало, но не только на свою внешность, но и внутрь себя. Всё, что вас окружает, отражает ваш внутренний мир.
4. Учитесь у детей. Самые счастливые — дети, поэтому, если хотите научиться счастью, учитесь у детей.
5. Экспериментируйте, не боясь ошибиться. Только смелость и дерзость позволит вам создать новое и прекрасное.

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
архивы пресс-служб