Babyermagazine
РЕКЛАМА
Лапино

БАЛЕТ

Танец – это один из самых чувственных видов искусства. Люди начали танцевать ещё на заре своего существования и танцевали даже в самые непростые исторические времена. На сегодняшний день классическая хореография является самым популярным направлением. «Классика строит и душу, и тело». Также интересным и привлекательным является синтез балета и спорта, например балет на льду. Балет – это фундамент! На основе классической школы построены многие направления хореографического искусства. Балет в массы! Ведь так прекрасно, когда маленькая девочка хочет стать не только принцессой.

  1. Искусство танца, гармонии? Благородное изящество?

Балет – театральный танец, в котором формальная академическая танцевальная техника (danse d’école) сочетается с другими художественными элементами, такими как музыка, костюм и сценический пейзаж. Он может рассказать историю или выразить мысль, концепцию или эмоцию. Балет может быть волшебным, захватывающим, провоцирующим или тревожащим. В этой статье рассматривается история балета – эпоха его зарождения, история развития в России, где балет имеет наиболее признанную традицию и по сей день, а также немаловажное влияние, зарождение навыков и пользы, которые танцору приносит это изящное искусство.

  1. Танцуем мы – танцуйте и вы!

Балет ведёт своё начало от итальянского Ренессанса, когда он возник как придворное развлечение. В течение XV и XVI веков техника танца стала формализованной. Эпицентр искусства переехал во Францию после того, как аристократ итальянского происхождения Екатерина Медичи вышла замуж за наследника французского престола Генриха II. Придворный музыкант и балетмейстер по имени Бальдасар Бальтазарини да Бельджозо разработал комический балетный спектакль (1581; «Комедийный балет королевы»), который положил начало давней традиции придворных балетов во Франции, которая достигла своего пика при Людовике XIV в середине XVII века.

Тематика этих придворных выступлений, в которых танец составлял лишь часть с декларацией и песней, широко варьировалась; некоторые были комическими, другие имели более серьёзные, даже политические оттенки. Людовик XIII и его сын Людовик XIV часто выступали в них; танец младшего Луи был вовремя оценён как воплощение благородного стиля, развившегося при французском дворе. В конце концов, события во французском дворе отодвинули искусство в сторону, и придворный балет исчез.

Людовик XIV (1638–1715), получивший при рождении имя Луи-Дьёдонне («Богоданный»), считается величайшим королём Франции, который правил 72 года (фактически с пяти лет, заняв трон в 1661 году и правя 54 года, до своей смерти), сам был известен как выдающийся танцор и в то же время являлся военным и политическим лидером. На самом деле его прозвище «король-солнце» происходит от роли, которую он сыграл в придворном балете, созданном для него его музыкальным мастером Жаном-Батистом Люлли. Во времена Луи «танец» означал балет – сегодня классический танец – групповой «спорт» для двора и аристократии, преподававшийся только при дворе.

Именно Луи превратил балет в профессию, создав в 1666 году то, что сегодня является академией музыки и танца, – Парижскую оперу и её балетную труппу, чтобы обучение танцам было доступно простолюдинам и новому классу рабочих. Легенда гласит, что Луи пошёл по этому пути, когда стал слишком толстым, чтобы танцевать самому, но хотел иметь возможность наблюдать за выступлениями талантливых людей, и, очевидно, его двору не хватало танцевальных талантов. Как следствие, все балетные термины написаны на французском языке независимо от того, где преподаётся и исполняется данное искусство. Людовик XIV основал две академии, где балет был запущен в другую фазу его развития: Королевская академия танца (1661) и Парижская национальная опера (1669). Королевская академия танца была создана для сохранения классической школы благородного танца.

  1. В чём сила? Арт?

Мне бы хотелось верить, что некоторые навыки, которые Луи освоил, совершенствуя своё балетное мастерство, помогли ему стать лучшим правителем, – в конце концов, он управлял страной сам, без премьер-министра. Поэтому я составила следующий список навыков, который поможет избавиться от стереотипа стыдливости при надевании трико.

  • Вы учитесь фокусироваться. Все эти пируэты не происходят просто так. Танцоры ловят «точку», чтобы повернуться. Вы выбираете «точку» в комнате или на сцене и не спускаете с неё глаз, в последнюю минуту поворачиваете голову, чтобы снова найти это место. Это совершенно иное восприятие «сосредоточения на своей цели», но пируэты несут в себе также противоположную аллегорию: если вы не будете сосредоточены, у вас закружится голова, и вы упадёте.
  • Вы учитесь делать несколько разных вещей одновременно. В балете ваши ноги будут делать одно, а руки – что-то другое. Как поглаживание головы и натирание живота – многозадачность. Но в балете вы учитесь делать вещи без усилий, изящно.
  • Вы узнаёте, что повторение и репетиция ведут к мастерству. Другими словами, тяжёлая работа и кропотливый труд могут показаться старомодными, но они являются проверенными временем эффективными способами обучения навыку. Только практика делает идеально. Коротких путей нет.
  • Вы встречаетесь и проводите много времени с людьми из всех слоев общества. За годы работы в балете можно встретиться с зарубежными профессорами финансов, руководителями международных судоходных компаний, телевизионными продюсерами, учителями начальных школ, руководителями из нефтяной промышленности… Кубинцами, русскими, американцами, французами, немцами, британцами. Это обучение разнообразию в лучшем виде.
  • Вы учитесь представлять себя. Не слишком показным способом. По сути, статность и осанка, которые вы получаете, делают вас более респектабельной фигурой. И это полезно для вашего здоровья!

Польза классического балета – теперь для детей, разумеется

 

Когда дело доходит до детей, их родители хотят, чтобы у них было лучшее. Воздействие таких вещей, как спорт и искусство, помогает им стать более окрепшими юношами и девушками. Вы думали о балете? Дети увлекаются всевозможными внешкольными видами спорта и другими видами деятельности, такими как уроки игры на фортепиано и скрипке? Балет – также отличная среда для девочек и мальчиков. И они могут начать заниматься этим смолоду. Танцоры балета создают впечатление, что они порхают, перемещаясь по сцене. Ваши дети также могут быть частью этого, пройдя через практику классического балета. Занятия балетом могут начинаться для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.

5 преимуществ балета для маленьких детей:

  • они учатся следовать инструкциям;
  • они приобретают чувство дисциплины благодаря изучению новых позиций;
  • они учатся координации, балансу и тому, как управлять своим телом в движении;
  • они активны и получают ежедневные упражнения;
  • им становится комфортно выступать перед группами.

Когда дети маленькие, им легче узнавать что-то новое. Они могут адаптироваться и учиться быстрее, чем когда они старше. Таким образом, когда ребёнок начинает заниматься балетом в раннем возрасте, он не только изучает ценный вид искусства, но и готовится к жизни, которая его ожидает. По мере того как ребёнок продолжит заниматься балетом, вы начнёте замечать гораздо больше преимуществ, особенно тогда, когда он будет становиться подростком.

5 преимуществ балета для подростков:

  • они развивают длинные и сильные мышцы от практики балета;
  • они приобретают чувство уверенности в себе и гордость за своё тело и за то, чего они могут достичь;
  • они учатся работать, чтобы получить то, что они хотят от их работы;
  • навыки, полученные в балете, полезны для других видов танцев, таких как чечётка или джаз, если они хотят заняться этим позже;
  • они узнают о правильном питании, чтобы поддерживать своё тело в форме, чтобы они могли танцевать.

Возможно, вы никогда раньше не рассматривали балет как послешкольное занятие. Теперь, когда вы знаете о некоторых замечательных преимуществах этого танца, у вас есть ещё один вариант для ваших детей. Кто знает, может быть, однажды они могут танцевать на разных сценах по всей стране и за её пределами.

Из России с любовью! From Russia with Love!

Вернёмся к немаловажному витку истории балета, который приводит нас к Российской империи. Когда XIX век подошёл к концу, центр балетной активности переместился в Санкт-Петербург, где искусство поддерживалось бездонными ресурсами, находящимися в распоряжении царя. Тем не менее балет оставался экзотическим импортом из Западной Европы, и единственной позицией с русской тематикой был «Конёк-горбунок» Сен-Леона (1864). Артур Сен-Леон был одним из ряда французских балетмейстеров, которые работали в России; ему предшествовал Жюль-Жозеф Перро, и его преемником стал Мариус Петипа. Петипа доминировал в русском балете с 1870 по 1903 год, фактически пополняя репертуар своими балетами. Некоторые из них сохранились, чтобы сформировать основную балетную классику в XXI веке: не только три балета Петра Ильича Чайковского – «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895; помощник Петипа, Лев Иванов, поставил акты на берегу озера), но также более ранняя работа «Баядерка» (1877) и более поздняя «Раймонда» (1898). Петипа также обеспечил выживание «Жизели».

Императорский балет уделял большое внимание обучению своих танцоров, и в компании появился, по существу, русский стиль. Итальянский стиль, которому учил Энрико Чекетти, и французский стиль, которому учил Кристиан Йоханссон, вместе составили основу русской школы, которая должна была стать доминирующей в балете XX века.

По сей день существует Московская государственная академия хореографии, которая является одной из самых престижных русских балетных школ, а как вы знаете, русский балет является лучшим в мире. Школа была основана в 1773 году императрицей Екатериной Великой в рамках Московского воспитательного дома, где детям-сиротам преподавали широкий спектр предметов «с целью воспитания людей служить Отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах». (Полное собрание законов Российской империи. Т. XVI. С. 343–365. Манифест от 1 сентября 1863 года, подписанный императрицей Екатериной II об организации Московского воспитательного дома.)

Лучшие учителя из Европы приехали в Москву обучать детей-сирот танцевать. Первые выпускники были настолько хороши, что их пригласили танцевать в Большой театр, который в то время назывался Петровским. В 1784 году театр начал руководить балетным училищем, и поэтому ученики академии получили возможность выступать на сцене Большого театра и даже ездить на зарубежные гастроли.

Русский балет уже многие годы является именем нарицательным. У большинства людей в мире есть одна ассоциация: когда они слышат слово «балет» – они непременно связывают это безмолвное, но в то же время глубочайшее великолепие с Россией, хотя, как мы уже знаем, родиной балета она не является. Но бесспорно одно – непостижимая лёгкость, грациозность, прорывающаяся сквозь тернии, и уровень, на который был вознесён балет здесь, вызывают трепет и восхищение у всего мира.

Редакция рекомендует вам посетить зимние балеты, такие как «Зимние грёзы», «Снегурочка», «Зимняя сказка», «Щелкунчик».

«Щелкунчик» является наиболее привлекательным балетом для детей. Считается традиционно зимним и новогодним, притягивает детей своим необыкновенным волшебством и сюжетом.

Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», вышедшая в свет в 1861 году.

Сказка была переведена на французский язык литератором Эмилем Лабедолльером в 1838 году. Этот перевод и достался знаменитому писателю Александру Дюма, и он решил немного изменить сказку. Именно эта изменённая версия сказки с некоторыми отступлениями попалась И. А. Всеволожскому, который решил создать балет, покоряющий сердца.

текст
Мария Озерова
фото
архивы пресс-служб