БeZOOMие-2020

БeZOOMие
РЕКЛАМА
MONE

Настоящим прорывом уходящего года стала компания Zoom. Сервис видеоконференций оказался настолько востребован в новых реалиях, что за считаные месяцы обогнал серьёзных парней из Microsoft и Google. Даже на фоне пандемии такой взлёт кажется чем-то фантастическим. Действительно ли всё дело в удалёнке или причина успеха в чём-то другом? О том, каким выдался 2020-й для Zoom, насколько близки они были к провалу и что ожидает видеозвонки в будущем, — в нашем материале.

С началом пандемии появился спрос на качественный и простой сервис видеосвязи через интернет. Предложений была масса и, на первый взгляд, платформа Zoom не сильно отличалась от конкурентов. Тогда мир был ещё весьма далёк от полного перехода в онлайн, будь то работа или образование. Не были готовы ни IT-специалисты, ни сами программы, а обычные люди вовсе не углублялись в тонкости всех этих приложений, попросту выбирая те, что на слуху. А это были продукты от вышеупомянутых компаний: Google Hangouts, Microsoft Teams и Skype. Но среди них был и Zoom, о котором знали немногие.

Создатель Zoom, китайский инженер Эрик Юань, на протяжении последних девяти лет усердно работал над воплощением своей мечты — облачного сервиса для видеоконференций номер один в мире. Сперва Эрик уволился с шикарной должности вице-президента компании WebEx, которая является пионером услуг видеозвонков; там, к слову, Юань начал трудиться сразу после переезда в США в 1997 году. Кстати, WebEx принадлежит IT-гиганту Cisco — одному из главных конкурентов Zoom на сегодняшний день. В 2011-м Эрик запустил свой стартап, куда утянул ещё 40 инженеров со старой работы. В 2013-м, после необходимых тестирований, вышла полноценная версия Zoom. Затем он успешно привлёк в стартап крупных инвесторов, всеми силами пытаясь убедить их в надёжности компании. И ему это удалось — в 2019-м акции Zoom начали продаваться на американской бирже, а в первый же день их стоимость возросла на 72%, превзойдя все ожидания. Эрик Юань стал миллиардером и попал в список Forbes.

Итого глава компании Zoom имел 23 года опыта в индустрии, девять лет развития собственного отраслевого стартапа, а также простое и удобное приложение с 10 млн ежедневных пользователей. С таким внушительным багажом Zoom и до кризиса был серьёзным и перспективным игроком на рынке. Безусловно, начало пандемии стало мощнейшим трамплином и компания буквально взлетела в лидеры индустрии. Достаточно взглянуть на цифры: в марте ее аудитория перешагнула отметку 200 млн ежедневных пользователей, в апреле этот показатель уже превышал 300 млн. За два первые кризисных месяца компания заработала в два раза больше выручки, чем за аналогичный период годом ранее ($328 млн против $122 млн в 2019-м). Акции компании к сентябрю выросли на 573%, а состояние Эрика Юаня на декабрь 2020 года оценивается в $18,1 млрд.

Цифры цифрами, но чем же так хорош сервис Zoom, что все вокруг решили им пользоваться? Во-первых, он всё делает за вас, остаётся только привести в божий вид свою растрёпанную утреннюю прическу и накинуть майку. Настройки программы позволяют скорректировать лицо, а также изменить фон — тогда сушилку с бельём точно никто не увидит. Для начала конференции организатор (хост) отправляет участникам ссылку, после перехода по которой начнётся установка Zoom (если это уже не сделано), а затем вы присоединитесь к звонку. Вот и всё. Простота использования и была главной целью Эрика Юаня. Во-вторых, это, конечно, успешный маркетинг. Компания установила очень привлекательные цены на свой продукт по сравнению с конкурентами — лицензия стоит всего $15 в месяц. Таким образом, до пандемии бизнес-клиентами Zoom стали более 60 тыс. компаний, среди которых Samsung, Uber и Walmart. В третьих, одна из главных фишек — полноценная бесплатная версия. Звонок в ней может продолжаться до 40 минут и вмещать до 100 человек одновременно. А с началом локдауна в США Эрик внедрил своё детище в систему образования, подключив бесплатную версию Zoom для школ и отменив 40-минутный лимит. Так Zoom завоевал популярность у всех нуждающихся групп — от бизнеса и образования до простых любителей поболтать.

Несмотря на рекордные цифры, в Zoom оказались не готовы к таким нагрузкам и небывалому ажиотажу. Баги в работе программы наблюдались и ранее, но интереса широкой публики это не вызывало. С кем, как говорится, не бывает. Но уже в апреле Zoom попал в эпицентр крупного скандала, связанного с утечкой тысяч видеоконференций в интернет. Компания была уличена в обмане пользователей, против неё подали коллективный иск в суд. Также было выдвинуто требование опубликовать отчёт о прозрачности компании, который в Zoom вопреки обещаниям так и не представили.

Дело в том, что на сайте Zoom была информация о защите их видеоконференций сквозным шифрованием — это достаточно надёжный вид защиты, который был весьма привлекателен для крупных клиентов. После утечки огромного количества деловых и частных видео в Сеть Эрик Юань был вынужден признать, что на самом деле указанную степень защиты они не предоставляют. От Zoom тут же начали отказываться крупные клиенты: SpaceX, NASA, ряд госучреждений США, Германии, правительство Тайваня. Скандал также подогревался новым феноменом «зумбомбинг», при котором, используя уязвимые места программы, к чужому звонку мог подключиться пранкер и начать транслировать «интересный» контент всем участникам. Стоит отметить, что в конце октября Zoom наконец внедрила технологию сквозного шифрования, став первой программой с таким уровнем защиты в нише видеозвонков.

Интересен тот факт, что история успеха Zoom развивалась на фоне других событий с участием её конкурентов. С лета 2019 года в отношении Amazon, Google, Facebook и Apple велось расследование, проводимое Конгрессом США, на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Иными словами, их подозревали в том, что «своими могучими лапами они душат» более мелкие компании. С обвинениями «фантастическая четвёрка» была не согласна, продолжая удваивать свою прибыль даже в период кризиса. И вдруг о себе заявил Zoom — относительно небольшой стартап. Каким бы удобным ни было их приложение, возникает вопрос — как такие серьёзные конкуренты могли оказаться слабее? Но всё же они таковыми оказались, и здесь не стоит преуменьшать степень везения. Сразу после успеха Zoom другие компании стали во многом копировать их приложение. Возможно, им и действительно нечем было парировать.

Команда Эрика Юаня сделала нечто большее, чем приложение. Они оказались тем локомотивом, который повёл за собой индустрию в кризисное время, утрамбовав в свои вагоны полмира. И чего там только не происходило! Двое парней всего за неделю сняли ужастик под названием «Отписаться». И всё это в Zoom. Сделали они это для того, чтобы проверить собственную теорию, что если выкупить все места в кинозале во время пандемии, то можно возглавить бокс-офис. Так их короткометражка возглавила бокс-офис США! Власти Нью-Йорка официально разрешили использовать Zoom для регистрации брака. Церемония должна обязательно проходить в прямом эфире, после чего новобрачным отправлялся свадебный сертификат. Многочисленные праздники и вечеринки также перекочевали в Zoom. Участники заранее оговаривали время встречи, тематические костюмы и музыку. Очень жалко школьников, ко всеобщему сожалению которых выпускные вечера также прошли онлайн. Но будет повод повторить, когда всё нормализуется!

Конечно, удалёнка — это необходимая мера. Но именно благодаря таким крайностям мир наконец встряхнулся и смог испытать все сильные и слабые стороны нового формата жизни. Многие работодатели уже навсегда переводят часть сотрудников в онлайн и перестают арендовать лишнее офисное пространство. Люди становятся более мобильными и экономят время, не используя личный и общественный транспорт без необходимости. На наших глазах происходит настоящая революция, хоть и в достаточно сложное время.

Будущее Zoom зависит как от самой компании, так и от продолжающегося кризиса. Ранее прогнозы относительно пандемии были неутешительные, инвесторы не рассчитывали победить вирус в 2021-м, а цена акций Zoom росла, но уже осенью их стоимость начала снижаться — после заявлений о скором использовании вакцин. Рынок резко реагирует на подобные заявления. Компания Эрика Юаня, несомненно, будет оставаться одним из лидеров в области видеозвонков. Они имеют очень прочные позиции даже после всех скандалов и ошибок. Важно, что Эрику удалось сколотить сильную команду, готовую отвечать за свой продукт, признавать ошибки и много работать над ними, а мозги — это сегодня главный ресурс.

текст:
Максим Дрёмин
фото:
архивы пресс-служб