Династии творцов

Художники
РЕКЛАМА
BABYER-БОБЕР

Когда заходит речь о династиях, сразу вспоминаются королевские и императорские фамилии, такие как Романовы и Капетинги, Стюарты и Бурбоны, Габсбурги и Пясты. Их представители восходили на трон по праву рождения. Но есть и другие династии, родоначальниками которых становились люди талантливые, целеустремлённые, способные передать потомкам не только уникальные гены, но и семейные ценности, стремление к познанию, культурные традиции.

Известны актёрские и трудовые династии, династии врачей и оружейников. Мы же поговорим о семействах, внёсших неоценимый вклад в изобразительное искусство, архитектуру и науку.

 

Художники

Аргуновы

Иван Аргунов, родоначальник династии русских живописцев, родился в семье крепостных крестьян князя Черкасского. Когда дочь князя, Варвара Алексеевна, выходила замуж за графа Шереметева, она получила в числе других ценностей в качестве приданого и семейство Аргуновых.

Поначалу Иван Учился живописи у двоюродного брата Фёдора и у иностранных мастеров. Фёдор Аргунов был не только художником, но и талантливым архитектором и даже ландшафтным дизайнером. При его участии был построен дом Шереметевых на Фонтанке и разбит парк в Кускове, где были выстроены уникальная каменная оранжерея, павильон «Грот» и «Итальянский домик». Сам Иван Аргунов был не только замечательным портретистом, но и талантливым педагогом. По приказу императрицы Елизаветы Петровны ему «в ученье художеству» были отданы потерявшие голоса придворные певчие, которые позднее стали видными государственными деятелями. Обучал Иван Аргунов и собственных сыновей: Павел стал архитектором, а Яков и Николай — живописцами.

Павел, обучаясь у Баженова, создавал удивительные интерьеры, под его началом был построен дворец-театр Шереметева в Останкине. Николай учился живописи в Санкт-Петербурге, копировал шедевры Эрмитажа и в конце концов стал академиком Академии художеств. Яков Аргунов был известен не только как мастер портрета, но и как педагог — преподаватель живописи.

Колокольниковы

Мина Лукич Колокольников — известный русский портретист XVIII века — родился в семье тверских крепостных художников в 1707 году. Ещё мальчиком он начал учиться иконописи и живописи в родном городе Осташкове. Позже переехал в Санкт-Петербург, где его наставниками были Иван Никитин и Луи Каравак. Талантливого художника неоднократно привлекали к работе по украшению официальных церемоний, кроме того, он расписывал интерьеры храмов, писал иконы. Получив вольную, когда ему минуло 46 лет, Мина Лукич стал одним из видных живописцев России.

Брат Мины Михаил Лукич прославился как иконописец. Именно он расписывал храм Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге. Братья Мины и Михаила — Иван Большой, Иван Меньшой и Федот — тоже стали востребованными иконописцами.

Сын Мины Лукича — Яков Михайлович Колокольников-Воронин — продолжил дело отца и его братьев. Его кисти принадлежат замечательные портреты, иконы и жанровые рисунки, по его эскизам были изготовлены уникальные ворота мужского монастыря на острове Столобном.

Сыновья Якова Михайловича, Михаил, Александр и Иван, тоже были художниками, а внучка Валентина приобрела известность как автор графических очерков и рассказов для детей.

Брюлловы

Согласно фамильной легенде семья Брюлловых была изгнана из Франции после того, как Людовик XIV отменил знаменитый Нантский эдикт и гугеноты оказались фактически вне закона. Семейство осело в Люксембурге, и уже оттуда в 1773 году в Петербург переехал Георг Брюллов с младшим сыном и двумя внуками от покойного старшего сына.

Георга как иностранного специалиста пригласили работать на Императорский фарфоровый завод в качестве орнаментного скульптора. Как раз его внук Пауль (Павел Иванович) и стал отцом художников — Фёдора, Карла и Александра Брюлловых и родоначальником династии.

Павел Брюллов проявил себя как живописец и скульптор. Фёдор стал графиком, Александр — акварелистом и скульптором, а Карл — знаменитым живописцем, автором легендарного полотна «Последний день Помпеи».

Маковские

Основатель династии художников Егор Иванович Маковский, сам художник-любитель и коллекционер, был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 16-летнем возрасте Егор поступил на службу в канцелярию Комиссии по сооружению храма Христа Спасителя. Через девять лет его приняли на должность бухгалтера Экспедиции кремлёвских строений, которую возглавлял князь Юсупов. Здесь Егор Иванович прослужил до глубокой старости.

Его старший сын Константин стал всемирно известным живописцем. Однако в семье сразу трое братьев — Константин, Николай, Владимир — и сестра Александра были талантливыми художниками. Кстати, именно Александра Егоровна Маковская считается первой русской женщиной-художником.

Дочь Константина Маковского Елена продолжила династию, став художником и скульптором.

Клодты

Основатель династии художников генерал-майор Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург был геодезистом и топографом. в 1812 году он участвовал во многих битвах Отечественной войны, в 1813 году сражался в бою при Денневице и в Битве народов, после чего был назначен комендантом города Бремена. Карл Фёдорович был отцом скульптора Петра Клодта и гравёра Константина Клодта, а также дедом живописцев Михаила Петровича и Михаила Константиновича Клодтов.

Константин Карлович Клодт поначалу пошёл по стопам отца, дослужился до генеральского чина, но внезапно увлёкся гравюрой. Он был в числе первых русских ксилографов, а позже преподавал ксилографию в Академии художеств. Внук Константина Карловича Евгений уже в качестве профессионального художника работал у Фаберже. Внук и правнук Евгения Александровича продолжили династию, став художниками уже после 1917 года.

Второй сын Карла Фёдоровича, Пётр, стал скульптором-анималистом. Его сын Михаил Петрович заслужил известность как мастер жанровых зарисовок.

 

Архитекторы

Архитекторы

Растрелли

Растрелли-отец по имени Карло Бартоломео был дворянином из обедневшего старинного флорентийского рода. Чтобы свести концы с концами, ему пришлось освоить совсем не аристократические профессии — архитектора, скульптора, литейщика и ювелира. В родном городе спрос на его таланты был невелик, и Карло перекочевал в Париж, однако и при дворе Людовика XIV ему не удалось развернуться. Когда Король-Солнце умер, парижская «творческая интеллигенция» оказалась не у дел, чем немедленно воспользовался Пётр I. Так Карло с 16-летним сыном Франческо в числе других художников, скульпторов и архитекторов прибыл на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. К сожалению, самому Карлу ничего особенного в России реализовать не удалось, кроме разве что конной статуи Петра I и пары дворцов для Анны Иоанновны, которые не сохранились.

Сын Карла — Франческо — оказался талантливее и удачливее отца. Именно он стал главным представителем русского барокко и автором самых знаменитых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и окрестностей. Среди его гениальных творений такие шедевры, как Зимний дворец, Смольный собор, дворцы в Петергофе и в Царском Селе.

Бланки

Иван (Иоганн) Бланк, потомок гугенотов, родился в России, в Олонце, где его отец работал кузнецом вместе с другими иностранными специалистами. Когда Ивану исполнилось 9 лет, его отправили в Санкт-Петербург в ученики к архитектору Маттарнови. Потом он работал у архитектора Гербелю, а затем учился архитектуре у Земцова, вместе с которым построил церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте и церковь Симеона и Анны на Моховой улице в Петербурге.

Наконец в 30-летнем возрасте он, получив звание архитектора, начал работать самостоятельно.

Иван Бланк запомнился потомкам как автор Знаменской церкви в Царском Селе, Троицкой церкви в Красном селе, фонтана «Шахматная гора» и композиции «Римские фонтаны» в Петергофе. Сын Ивана Карл стал одним из последних русских зодчих, работавших в стиле барокко, и одним из первых, кто рискнул попробовать себя в классицизме. Он возвёл в Москве храм Николая Чудотворца в Звонарях и храм Екатерины на Всполье. Венцом его творчества по праву считается здание Московского императорского воспитательного дома, который был заложен в 1764 году по инициативе просветителя И. И. Бецкого.

Жилярди

Семейство Жилярди перекочевало из Швейцарии в Россию во второй половине XVIII века. Отец семейства, Джованни Баттиста, получил должность штатного архитектора Воспитательного дома в Москве. Помимо этого он проектировал и строил сам, а также контролировал строительство по чужим проектам.

Его сын Доменико, начав изучение профессии в Санкт-Петербурге ещё подростком, получил возможность продолжить образование в Италии за счёт императорской казны.

Именно он, вернувшись в Россию, принимал самое активное участие в восстановлении разрушенных пожаром 1812 года культовых сооружений и общественных зданий Москвы: колокольни Ивана Великого, университета, Слободского ­дворца, а кроме того, Екатерининского института и Вдовьего дома, которые построил его отец Джованни. Авторству Доменико принадлежат здание Опекунского Совета и загородная усадьба Кузьминки, усадьба Гагариных на Поварской улице и дом Лунина на Никитском бульваре. На строительстве Воспитательного дома и усадьбы Кузьминки работал и Алессандро Жилярди, племянник Джованни Баттисты.

Быковские

Михаил Быковский родился в Москве, в семье Дормидонта Быковского — искусного резчика по дереву, мастера по изготовлению иконостасов. Михаил, получив хорошее домашнее образование, в 1816 году стал учеником Доменико Жилярди, а затем и его первым помощником в реализации проектов в Кузьминках, Останкине, Гребневе. Жилярди, полностью полагаясь на талант Михаила, помог ему приобрести собственных клиентов из русской аристократии.

Позже Михаил Быковский основал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а также Московское архитектурное общество. Как архитектор он прославился такими проектами, как подмосковная усадьба Марфино, собор Спасо-Бородинского монастыря, Ивановский монастырь.

Младший сын Михаила Константин получил должность главного архитектора Московского университета. Он спроектировал и построил клиники медицинского факультета на Девичьем поле, Зоологический музей и университетскую библиотеку на Большой Никитской.

Штакеншнейдеры

Андрей Штакеншнейдер был внуком кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга, и сыном мельника. В конце 1815 года 13-летнего мальчика определили в Императорскую академию художеств. Поскольку он был иностранцем, семье приходилось платить за обучение 350 рублей. Средств не хватало, поэтому Андрей, не окончив курса, был вынужден устроиться на службу чертёжником в Комитет для строений и гидравлических работ. Чертёжную мастерскую возглавлял знаменитый архитектор Огюст Монферран.

Под руководством Монферрана будущий зодчий продолжал практическое обучение на петербургских стройках, работал в Комиссии о построении Исаакиевского собора. Впоследствии Андрей Штакеншнейдер, автор Мариинского и Николаевского дворцов, дворца Белосельских-Белозерских в Петербурге, стал одним из самых известных петербургских архитекторов. Однако Андрей Иванович был не только признанным архитектором высочайшего двора, но и человеком, который собрал вокруг себя интеллектуальную элиту. На его вечерах бывали Достоевский, Тургенев, Гончаров, Айвазовский. Его сын Николай Андреевич, окончив Академию художеств, переехал из Петербурга в Крым и стал городским архитектором в Ялте.

Бенуа

Отцом родоначальника знаменитой художественно-архитектурной династии был Луи-Жюль Бенуа, придворный лакей из крестьян, который, оказавшись в России, сделал головокружительную карьеру, став метрдотелем при дворе Павла I, а потом и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Его сын Николай, крестник вдовствующей императрицы, в 14-летнем возрасте был принят для изучения архитектуры в Академию художеств в число казённых воспитанников на полный пансион. За выпускной проект — «Училище правоведения» — начинающему талантливому зодчему была присуждена Большая золотая медаль.

Николай Бенуа известен как главный архитектор Петергофа, где он возвёл здания вокзала и почты, Императорские конюшни, Фрейлинские корпуса и многие другие сооружения.

Сыновья Николая Леонтьевича, Леонтий и Альберт, а также его племянник Юлий в начале ХХ века возвели в северной столице многоквартирный жилой дом, который петербуржцы назвали домом трёх Бенуа.

 

Учёные

Учёные

Эйлеры

Основатель династии Леонард Эйлер родился 15 апреля 1707 года в Базеле, в семье пастора. В 13 лет Леонард стал студентом Базельского университета, а в семнадцать за работу, посвящённую философским воззрениям Декарта и Ньютона и их сравнению, был удостоен учёной степени магистра. В 1727 году Леонард навсегда покинул Швейцарию и Россия обрела одного из величайших учёных в истории, внёсшего фундаментальный вклад в развитие математики, механики, физики, астрономии и других наук. В 1734 году в семье Леонарда Эйлера родился первенец — Иоганн Альбрехт, которого по русской традиции стали величать Иваном Леонтьевичем.

Молодой Эйлер, проявив выдающиеся математические способности, в 20-летнем возрасте стал членом Берлинской королевской академии, а в 24 года был назначен директором Института астрономических расчётов Гейдельбергского университета.

Иоганн Эйлер публиковал работы по различным проблемам математики, физики, механики и астрономии в изданиях почти всех европейских академий.

В 1786 году астроном, физик, математик и конференц-секретарь Академии наук Иван Леонтьевич Эйлер был пожалован орденом Св. Владимира IV степени, став одним из первых российских учёных, отмеченных государственной наградой. Дочь Ивана Леонтьевича, Анна Шарлотта Вильгельмина, вышла замуж за Иоганна-Давида Коллинса, директора Петришуле — одного из старейших учебных заведений России. Ребенок, родившийся в этом браке, — Эдуард — рано обнаружил интерес к математике. Результат не заставил себя ждать: Эдуард стал чуть ли не самым молодым адъюнктом Академии, потом — экстраординарным и, наконец,  ординарным академиком.

Струве

Яков Струве, отец выдающегося астронома Василия Яковлевича Струве, родился 21 ноября 1755 года в городе Хорсте. В 20 лет он поступил в Гёттингенский университет, где посещал лекции по математике. По окончании университета приступил к преподавательской деятельности: сначала работал заместителем директора латинской школы в Ганновере, затем стал профессором и ректором гимназии в Бюккебурге, а следом — в Ганновере. Сын Якова Струве Фридрих Георг Вильгельм (в России — Василий Яковлевич) появился на свет 15 апреля 1793 года в г. Альтона, где провёл школьные годы. В 1808 году, спасаясь от мобилизации в наполеоновскую армию, Фридрих переехал в Дерпт (Тарту), где поступил в местный университет. В 1813 году, защитив диссертацию, он поступил на работу в Дерптскую университетскую обсерваторию и параллельно начал преподавать астрономию. Через 6 лет Василий Струве вступил в должность директора Дерптской обсерватории и стал ординарным профессором университета. Василий Яковлевич оснастил обсерваторию первоклассными инструментами, провёл микрометрические измерения 2714 двойных звёзд, издавал звёздные каталоги.

В 1830 году Николаю I был представлен доклад Струве о задачах новой большой астрономической обсерватории, которую надлежит построить под Санкт-Петербургом. Проект был одобрен, и Василий Струве стал самым активным участником сооружения Пулковской обсерватории. Именно он и принял на себя обязанности её первого директора. Благодаря его усилиям Пулковская обсерватория была оборудована передовыми для своего времени инструментами. Василий Яковлевич был дважды женат, и один из его сыновей также стал астрономом. Отто Вильгельм фон Струве (Отто Васильевич) после окончания гимназии блестяще сдал вступительные экзамены в Дерптский университет. После переезда семьи Струве в Пулково Отто, получив степень кандидата философских наук, занял должность второго астронома обсерватории. Для точного определения долготы Пулковского меридиана он руководил длительными экспедициями из Пулкова в Гринвич и обратно. В 1856 году Отто Струве был утверждён в звании экстраординарного академика, а два года спустя приступил к исполнению обязанностей директора Пулковской обсерватории, где его стараниями появились невиданные инструменты, в том числе крупнейший в мире знаменитый 30-дюймовый телескоп-рефрактор.

Отто Васильевич открыл свыше пятисот двойных звёзд, занимался наблюдением планет и их спутников, колец Сатурна, комет и туманностей. Два его сына, Людвиг Оттович и Герман Оттович, и внук Отто Людвигович также стали астрономами, продолжив семейную династию Струве.

Ляпуновы, их родственники и наследники

Генеалогическое древо этой фамилии поражает воображение. Ветви Ляпуновых причудливо переплелись горизонтальными и вертикальными родственными связями с ветвями Сеченовых и Филатовых, с такими известными именами в науке, как математик и кораблестроитель, академик Алексей Николаевич Крылов, академик химик Сергей Семёнович Намёткин, нобелевский лауреат физик Пётр Леонидович Капица.

Живший на рубеже XVIII — XIX веков основатель династии Василий Александрович Ляпунов служил уполномоченным на ведение дел Казанского университета. Необычайно даровитыми оказались его внуки.

Наталия Васильевна Ляпунова (в замужестве — Зайцева) стала матерью трёх известных химиков-органиков, учеников Александра Михайловича Бутлерова: члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Михайловича, профессора Константина Михайловича и профессора Михаила Михайловича Зайцевых. Михаил Васильевич Ляпунов стал профессором астрономии Казанского университета. Все трое его сыновей отличались выдающимися талантами. Посудите сами, это были математик академик Александр Михайлович Ляпунов, композитор, пианист, педагог консерватории Сергей Михайлович Ляпунов и филолог-славист академик Борис Михайлович Ляпунов.

Дети Виктора Васильевича Ляпунова также не остались в стороне от научной и общественной деятельности. Две сестры — старшая Софья и младшая Александра — оказались матерями сыновей от одного и того же человека, Николая Крылова. В законном браке со старшей сестрой Софьей родился будущий знаменитый математик-механик и кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов. Родившийся во Франции сын Николая Крылова от внебрачной связи с младшей сестрой Александрой Виктор Анри стал выдающимся учёным-космополитом, человеком феерической судьбы. Дочь академика Алексея Николаевича Крылова Анна Алексеевна стала женой Петра Леонидовича Капицы. В этом браке родились будущие известные учёные — физик Сергей Петрович Капица и географ Андрей Петрович Капица.

Продолжатели династии Ляпуновых — Николай Викторович и его сын Андрей Николаевич — получили солидную математическую подготовку и стали видными инженерами, строителями железных дорог. Андрей Николаевич был первым учителем астрономии, математики, физики и минералогии Алексея Ляпунова, ставшего впоследствии выдающимся математиком и просветителем.

текст:
Антон Веснин
фото:
архивы пресс-служб