ФАРАНГИС ВАЛИЕВА: ЧЕТЫРЕ ДОЧЕРИ ФАРАНГИС

ФАРАНГИС ВАЛИЕВА
РЕКЛАМА
Bloom-Bloom

Фарангис Валиева окончила школу в 15 лет и поступила в университет на юридический факультет. Несмотря на юный возраст это была уже вполне сложившаяся личность. Неудержимое стремление к свободе и самореализации стало катализатором её разногласий с отцом, видевшим в ней разве что своенравную девчонку, а не яркую индивидуальность. В результате в 18 лет Фарангис ушла из дома. Первое время ей негде было жить, зачастую приходилось даже ночевать в парке на скамейке, но родные ничего не знали об этом, ведь Фарангис не могла себе позволить признаться, как ей трудно, и боролась за жизнь в одиночку.

Вскоре Фарангис удалось трудоустроиться, причём сразу в нескольких местах. Она работала оператором в таксомоторном парке, официанткой, хостес и спала по четыре часа в сутки. Это было в 2006–2008 годах. Сегодня Фарангис — мама четырёх талантливых девочек, а на её канал в Инстаграме подписаны многие десятки тысяч пользователей, которые постоянно задают ей один и тот же вопрос: в чём секрет её успеха и успеха её детей?

Фарангис, расскажите о ваших родителях. Что это были за люди?
Мой отец вырос сиротой. Когда ему было три годика, его мама, моя бабушка, облилась керосином из зажжённой лампы и погибла. Отец женился снова, но буквально через пару лет умер. Мачеха вышла замуж, словом, так вышло, что родители у моего отца были не родные. Всё это происходило в Самарканде, семья была многодетная. Окончив школу, отец продолжил образование в университете в Таджикистане, окончил филфак с красным дипломом, знал в совершенстве арабский язык и фарси. Потом работал переводчиком на строительстве атомных электростанций в Ливии и в Иране. Это те электростанции, которые строили советские специалисты. Работая за рубежом, он достаточно много зарабатывал и в течение всей своей жизни 70% дохода отдавал своей деревне, хотя в подавляющем большинстве её жители не были его родственниками.

Что стало причиной? Почему он так поступал?
Он вырос сиротой и понимал, что такое голод. Ему было больно смотреть, как бедствуют люди, как дети не получают достойного образования. Моего отца, к сожалению, уже нет в живых, он ушёл во время пандемии ковида. Но после него в Таджикистане остался дом, в котором живут и учатся студенты. Они тоже не являются нашими родственниками, они просто приезжают, живут у нас, учатся и получают дипломы. Я отвергаю принципы, по которым людей подразделяют на нации, на религии. Есть умные люди, есть глупые, есть хорошие и плохие. Есть люди, которые ощущают себя в зоне комфорта на своём уровне и не хотят дальше расти. А есть более амбициозные — те, кто хочет не только расти, но и помочь всем, кому в состоянии помочь, и видит в этом смысл.

В чём видите смысл лично вы?
Я вижу смысл в том, чтобы вырастить классных детей. Нынешние дети предпочитают проводить время в смартфонах. Если посмотреть, сколько времени среднестатистический ребёнок сидит в телефоне, выходит минимум 8 часов! Если бы он хотя бы половину этого времени посвящал науке, искусству или какому-то ремеслу, из него вышел бы первоклассный профессионал. На моём канале в Инстаграме многие задают одни и те же вопросы, хотят узнать мой секрет, почему у меня один ребёнок — лауреат музыкальных конкурсов, другой — прекрасный скрипач, третий после двух месяцев занятий шахматами сейчас занимает третье место по этому виду спорта в очень престижной школе Примакова. А секрет-то прост, как всё гениальное, — нужно всё делать от души и посвящать всё своё время делу, а не скакать по верхам, не сдаваться, не пасовать перед трудностями.

Как это выглядит на практике?
Простой пример. Скажем, ребёнок захотел научиться играть в шахматы. Мама отвела его в секцию, он посидел там, ему это показалось трудно, и на этом всё закончилось. Мама его пожалела. Как же такой ребёнок может узнать, что для него хорошо, а что — плохо, если у него нет никакого опыта? Знаете, как орлица воспитывает своих детёнышей? Орлы строят гнездо очень высоко, чтобы поначалу оградить орлят от опасностей, и приносят им пережёванную пищу. Если бы так продолжалось и дальше, то из орлят не выросли бы орлы, ведь они находятся в зоне комфорта, им и так хорошо! Но родители постепенно приучают детёнышей расправляться с полуживой добычей, потом — с живой, а потом начинают постепенно разрушать гнездо, чтобы орлята сами научились летать и охотиться. Моя любимая фраза: «зона комфорта — не зона роста». А мы, родители, стараемся оградить своих детей от реальности, мы не даём им обрести опыт. Ну и как ребёнок сможет стать человеком, если ты не даёшь ему возможности бороться?

Вы растите четверых детей. Наверное, вам помогали и помогают няни?
У меня нет и никогда не было ни одной няни, я полностью, всецело сама занимаюсь детьми. С определённого возраста я даю им возможность быть самостоятельными, позволяю им самим составлять свой график. А сейчас почему-то родители делают за детей буквально всё. Я вижу взрослых, 18-летних парней и девушек, которым мамы и папы до сих пор «слюни вытирают».

Вы рассказали о своём отце. Расскажите о маме.
У меня замечательная мама. Она педагог, всю жизнь проработала в школе. Мама — педагог от Бога. Она из тех учителей, что фанатично преданы своему делу. Я бы таким при жизни памятники ставила. Я вообще считаю, что врачи и учителя должны зарабатывать больше всех. Эти профессии должны быть самыми престижными.

Ваши дети учатся в дорогих платных школах?
Нет. Несмотря на то, что моя семья в состоянии оплачивать дорогие частные школы, для меня важно, чтобы мои дети посещали обычную государственную бесплатную гимназию. Я это делаю для того, чтобы мои девочки видели, как и чем живут дети самых разных родителей — инженеров, врачей, чиновников, рабочих…

Это — в школе. А дома?
А дома, во‑первых, моё слово — закон. Это правило соблюдается с пелёнок. К примеру, у меня в доме ни разу не было ситуации, чтобы мой ребёнок сел за стол и не поел или сказал: «Я это есть не буду». Все всегда чётко по часам садятся за стол и едят то, что дают, потому что я помню, что такое голод. Во-вторых, мои дети знают, что мной манипулировать невозможно. Я главная в семье, и пока я у штурвала, пока они не стали самостоятельными личностями, так и будет. Их мнение будет учитываться, когда они будут в состоянии себя обеспечивать. Знаете, есть такая пословица: «Если у богатого родителя дети бездельничают, внуки будут просить милостыню». И мои дети прекрасно понимают, что успех в этой жизни не падает с неба, его надо добиваться.

Расскажите подробнее о ваших девочках.
У меня четыре дочери: первая родилась в 2010 году, вторая — в 2012-м, третья — в 2014-м и четвёртая — в 2017-м. Первый ребёнок родился 11-го числа 11-го месяца в 11 часов 11 минут. Перед её рождением мне приснилось имя — Ева. И всё сошлось: дата и время рождения — сплошные единицы и имя — Ева, первая женщина на земле. Перед рождением второй дочки мне приснилась скрипка, и девочку я назвала Ванессой. С ней у меня были большие проблемы: она поздно пошла, поздно начала говорить. Словом, когда ей было два года, ей поставили страшный диагноз, сказали, что она должна будет учиться в школе для особых детей и никогда не станет нормальным человеком. Представляете себе, пока я не дала ей в руки скрипку, она не разговаривала.

Вы дали ей инструмент, и что произошло дальше?
Всё изменилось как по волшебству. Для начала у неё определили абсолютный слух. Дальше выяснилось, что движение пальцев во время игры напрямую воздействует на нейроны мозга. Ребёнок стал меняться прямо на глазах! Во-первых, она заговорила. Во-вторых, она на три года обогнала всех детей в музыкальной школе, которые начали заниматься двумя годами раньше неё.

Музыкой занимается только Ванесса?
Нет, у меня две дочери — музыканты и две — не музыканты. И различия глобальные. Музыкальные дети более чувствительны. Они совершенно по-своему чувствуют этот мир. Они настолько грациозны во всём, что это поражает! С кем бы они ни общались, все говорят, что никогда не видели таких воспитанных подростков.
Третья дочка, её зовут Жасмин, занималась гимнастикой. Интересно, что когда я её привела в секцию, мне сказали, что она «деревянная» и ничего из неё не вый-дет. Тем не менее за полгода она опередила всех, кто занимался вместе с ней. Сейчас она больше не занимается гимнастикой, хотя была любимицей самой Ирины Александровны Винер. Мы по сей день с ней дружим.

Почему она оставила гимнастику?
Во время пандемии ковида, этой чумы XXI века, я не только потеряла отца, у моей третьей дочери был диагностирован сахарный диабет первого типа. Жасмин инсулинозависимая. Но она у меня — настоящий боец. Каждый день она встаёт в 6.30 утра, сама контролирует уровень сахара, не боится ни уколов, ни процедур. Очень гордая и харизматичная. Что бы она ни делала, она всё делает безупречно.

Расскажите о младшей дочери.
Её зовут Муна, что по-арабски значит «желанная». Когда она родилась, все надо мной смеялись: четыре ребёнка, и все — дочери!

По-моему, тут не смеяться надо, а завидовать!
Вы правы. Для меня главное — чтобы ребёнок был здоров и счастлив. В общем, её зовут Муна, а Moon по-английски значит «Луна». И она чувствует свою связь с луной. И творческое начало у неё потрясающее: она прекрасно рисует, хотя никогда этому не училась. Она долго скрывала от меня свой талант, думала, что если я увижу её рисунки, то сразу же отдам её в какую-нибудь художественную школу и буду требовать, чтобы она там занималась.

Неужели вы силой заставляете девочек заниматься?
Ни в коем случае! Я делаю всё возможное, создаю все условия, чтобы их таланты развивались свободно. Чтобы они занимались с интересом, с любовью. Мой главный принцип: «Если ты что-то делаешь, делай это с любовью или вообще не делай».

Я вижу, что этот принцип даёт невероятные плоды.
Знаете, когда Ванессе задают вопрос: «Чего ты хочешь от жизни?», — она уверенно отвечает: «Я хочу стать первой скрипкой в мире». Она очень хочет общаться с людьми посредством музыки. Был такой случай. Ванесса провела две недели в летнем лагере без скрипки. Когда она вернулась и мы должны были поехать обедать, она со слезами на глазах попросила меня: «А можно, я сначала на скрипке позанимаюсь?» Кроме музыки Ванесса хочет серьёзно заняться психологией, а потом работать в Министерстве культуры. Хочет приносить пользу людям, изменить систему образования, сделать нашу страну сильнее.

К Ванессе мы ещё вернёмся. Расскажите о Еве и её успехах.
Ева — пианистка. Сейчас она поступила на обучение к потрясающему педагогу, профессору Валерию Владимировичу Писецкому, тому самому, у которого учился Денис Мацуев. Я имела информацию, что в настоящее время он больше не берёт учеников, но когда он увидел мою старшую дочь, то изменил своё решение. Дело в том, что он сам выбирает, с кем заниматься, а с кем — нет. Сейчас у него учится замечательный мальчик, Лев Бакиров — победитель всевозможных конкурсов. Будет учиться и Ева. Посмотрим, что из этого выйдет. Но я в неё верю, она талантлива. Она поставила себе задачу стать первой среди девочек-пианистов.

Я знаю, что Ванесса принимала участие в конкурсах, причём успешно.
В 2020 году, когда ей было всего 8 лет, она стала лауреатом первой премии Всероссийского конкурса-фестиваля исполнительского искусства имени Ипполитова-Иванова. А в этом году она завоевала первое место на Московском международном музыкальном фестивале «Мост Дружбы» и стала стипендиатом ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Сейчас мы готовимся к конкурсу, который называется «Щелкунчик». Это ежегодный международный телевизионный музыкальный конкурс юных музыкантов, который проводит телеканал «Культура». И ещё мы хотим подготовиться к юношескому конкурсу имени Чайковского.

Ванесса выступает с концертами?
Да, и не первый год. В 2022 году она выступила в качестве солистки с камерным оркестром «Московская Камерата» на Международном «Коган-фестивале» скрипичного исполнительского искусства. Она там исполняла ми-мажорный концерт для скрипки с оркестром Иоганна Себастьяна Баха. А на следующий год Ванесса выступила на открытии Международного музыкального «Коган-фестиваля» с симфоническим оркестром Ярославской филармонии. Там она исполняла концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Кабалевского.

Вы рассказали, где учится Ева. А где и у кого учится Ванесса?
Сейчас она окончила пятый и перешла в шестой класс Центральной музыкальной школы — Академии исполнительских искусств. Это класс Заслуженного артиста РФ, профессора Сергея Кравченко. Между прочим, эта школа теперь стала двенадцатилеткой, и это очень здорово, ведь окончившие её дети становятся бакалаврами искусств. Я вообще считаю, что музыканту совсем не обязательно глубоко вникать в такие предметы, как физика, химия, биология. Для музыканта все эти дисциплины должны носить не более чем ознакомительный характер. Чтобы ребёнок смог полностью проявить себя в музыке, он должен отдавать ей всё своё время. Если он будет тратить время и силы на все предметы общеобразовательной школы, у него в музыке ничего путного не получится. И вообще в любом деле, если мы хотим вырастить настоящего профессионала, он должен максимально развиваться именно в данной профессии. Ванесса как раз это и делает.

Фарангис, я восхищаюсь вами и вашими девочками! Вы строите грандиозные планы, и у вас всё получается!
Я свою жизнь положу, но мои девочки будут первыми в России. Это моё главное предназначение. Знаете, когда горит очаг, нужно туда дрова подбрасывать, чтобы поддерживать огонь. Моя задача и, кстати, задача каждого родителя несмотря на все трудности поддерживать в своём ребёнке интерес к творчеству, к делу, к ремеслу. Делать так, чтобы у ребёнка этот интерес не угасал, любовь не угасала. Мои старшие девочки будут заниматься музыкой, развиваться в этой области, расти и достигать успехов. А если я столкнусь с нечестными людьми, которые станут чинить им препятствия, я буду бороться и побеждать!

текст:
Илья Пляцковский
фото:
Катя Як