Игорь Гуляев: Я НЕ ПОЗВОЛЯЮ ФАЛЬШИ

Игорь Гуляев

Мода — это отражение нашей эпохи: обычаев, привычек, идеалов, самой жизни — такой, какая она есть на самом деле. Поговорим о нынешних модных направлениях с легендарным российским дизайнером, кутюрье, телеведущим, ценителем красоты, утончённым психологом и великим экспериментатором в области меховой индустрии моды и не только, обладателем множества премий и наград, потрясающим Игорем Гуляевым.

Игорь, вы — человек уникальный, из тех редких счастливчиков, у которых любимое хобби стало профессией. Как про вас говорят в мире моды: «великий экспериментатор, который постоянно ищет новые горизонты для творчества». Игорь, расскажите нашим читателям, был ли тернистым ваш творческий путь к Олимпу высокой моды? Какие этапы пришлось пройти, поднимаясь по карьерной лестнице, и каких ошибок по вашему мнению можно было бы избежать?
Я полагаю, что ни одному человеку, который строит свою карьеру не избежать определённых ошибок. Иногда даже приходится наступать на свои же грабли, но вместе с тем ты получаешь опыт. Мне повезло, потому что я безумно люблю дело, которому посвятил жизнь, и я рад, что на моём творческом пути продолжают встречаться интересные люди, уникальные проекты. Понятное дело, что сложностей много, потому что, с одной стороны, мода — это красивый бизнес и удивительное наслаждение создавать красоту и дарить людям своё творчество, а, с другой стороны, — это очень непросто. Начиная со времен пандемии, исчезли ткани, с которыми я привык работать, ушли поставщики. Начались вопросы с доставкой, логистикой. Купить впрок всё, что тебе необходимо для работы, невозможно, нужны ресурсы, потому что мы сами себя содержим. Хочется охватить всё, хочется, чтобы мой модный дом выпускал и детскую линию, и взрослую линию, и одежду haute couture, вечернюю одежду серьёзного исполнения и массовую линейку. Планы очень большие, но для их выполнения нужно масштабное производство, нужна серьёзная поддержка, нужны мастера.

То есть, не хватает профессиональных кадров?
Большая проблема с сотрудниками. Огромная проблема с женским коллективом, потому что очень многие не могут сработаться, но это чисто наша кухня, о которой даже говорить не хочется. Сегодня большая текучка кадров в силу того, что уходит взрослое поколение серьёзных мастеров, а новички, которые приходят, даже получив профильное образование или закончив какие-то курсы, в большинстве своём не дотягивают до этой планки. Мне, конечно же, очень бы хотелось, чтобы в команде работали только штучные, очень крутые люди профессии. Мы пробуем, ищем талантливых специалистов. Точно могу сказать, что мои люди остаются со мной. Есть те, кто не приживаются, уходят. Потому как для кого-то я душевный и радушный руководитель, для кого-то я очень строгий, для кого-то противный. Я не позволяю фальши, не позволяю, чтобы мой клиент — человек, доверяющий моему бренду, получил не в том формате, не на том уровне заказное изделие. Поэтому у меня не забалуешь. Оградить себя от всех неприятностей невозможно. Всякое бывает, но я это всё воспринимаю как опыт.

В юные годы вы стремились выглядеть не так, как все. Чем это было вызвано?
Это всё от родителей. Я вырос в творческой семье. И несмотря на то, что у родителей были не творческие профессии, я вырос в семье, влюблённой в красоту, в моду, во всё стильное, современное. У меня были очень модные родители, которые всегда следили за модными тенденциями и с детства привили мне вкус к красоте. Помимо того, что родители были профессионалы каждый в своём деле, они для меня стали примером идеальной семьи. Они были уникальной, очень красивой семейной парой, на которую хотелось смотреть, с потрясающим отношением друг к другу. Они жили в любви и счастье, во всём поддерживали друг друга. Мама у меня с характером, давала мотивирующего «пендаля» папе, чтобы он был модным, современным, стильным, и папа не спорил, всегда к маме прислушивался. Я благодарен и счастлив, что у меня такие родители, и что мне жизнь дали эти люди.

Когда у вас появился интерес к дизайну одежды?
Вообще, с детства я хотел быть артистом. Сначала поступил в музыкальное училище. Говорил родителям, что поеду в Москву, буду петь и сниматься в фильмах. Мой двоюродный брат снимался в кино, а мама всегда мне говорила, что у нас в семье талантливые люди — каждый в своём направлении. Мама прекрасно шила. У папы был великолепный вкус. Когда наши соседки покупали отрезы ткани, всегда приходили советоваться с отцом. Мама у меня из интеллигенции, а папа из простых работяг, рос в детском доме. Но отец имел врождённый вкус, поэтому он на маму и обратил внимание. Мама у меня красивая, ухоженная, с хорошими манерами, и коллеги отца по работе всегда удивлялись, спрашивали: «Как ты урвал себе такую красавицу?» На что он отвечал: «Другой возле меня быть не может».
Я начал заниматься музыкой, стал диджеем, организовал дискотеку и сделал себе и команде стильную форму для выступлений. Когда знакомые и друзья увидели, сказали, что тоже такую хотят. И пока я учился в музыкальном училище, стал подрабатывать пошивом одежды: кому рубашка нужна, кому — брюки. Постепенно я начал таким образом зарабатывать. Это стало приносить мне небольшой доход, а потом я уже дошёл до того, что открыл кооператив, и все бабушки на рынках работали, продавали мою одежду, которая пользовалась большим спросом у покупателей.

После окончания учёбы вы надолго уехали из России. Каким был этот период?
Чтобы я ни делал, жизнь сама направляла меня к моде. Я постоянно развивался в этом направлении, экспериментировал, искал что-то новое. Я закончил университет в Петербурге. И как только я завершил обучение в университете, сразу уехал в Болгарию. Так случилось, что я выучил болгарский язык за время студенчества, потому что дружил с болгарским землячеством, и, получив дипломы, мы решили организовать бизнес — открыли магазин электротоваров. Побывав в Турции, я увидел, как местные производители отшивают джинсовую одежду. И мы начали шить джинсовую одежду в Болгарии. Потом была немецкая компания, куда меня пригласили стать закупщиком. Всё это мне нравилось, и постепенно музыка для меня стала уходить на второй план. Потом жизнь меня закрутила так, что я приехал в Грецию и впервые начал отшивать линейки верхней одежды пальтовой группы.

Когда начали экспериментировать с мехом?
Когда мне понадобился мех для пальто. Я выяснил, где закупается мех. Когда я приехал в Грецию, то не понимал, что такое норковые шубы, соболя, шиншиллы. В Греции я познакомился с мехом, начал постепенно заниматься меховой индустрией, и это меня так затянуло, что я сначала сделал очень непростое красивое пальто из соболя, потом шикарное пальто из горностая. Я с интересом изучал всё, что касается меха, и постепенно очень достойно встал на ноги в меховой индустрии.

Кто вас поддерживал в этот период?
Всё делал сам. У меня, конечно же, были партнёры (они и сейчас живы и здоровы), с которыми я начинал свою карьеру, для которых я делал дизайн. Тогда было пошито моё известное пальто — кимоно. В силу своей коммуникабельности, простоты и «настоящести», как я всегда говорю, я познакомился с греческими производителями, с которыми стал дружить, и так как у меня было понимание стиля и вкуса, а у них — производство, то я придумывал какой-то модельный образ. Это было штучное изделие, они отшивали, и мне нравилось, что то, что я придумываю воплощалось. Постепенно я сам изучал, рос в профессии, стал понимать построение лекал, конструкции не только в одежде, но и в мехе, и изучил эту область до такой степени, что стал обучать тех людей, которые много лет работали в индустрии.

Где проходил первый серьёзный показ, после которого о вас заговорили в мире моды?
В Милане, в 2010 году, на выставке меховой моды Mifur. После моих показов в Москве руководство «Недели моды» пригласило меня, за что я благодарен, так как в течение пяти лет участвовал в показах «Недели моды», пока не перешёл дорогу большим брендам, которые запретили руководству приглашать меня. Это означало, что я вырос настолько, что стал для них реальным конкурентом.

Игорь, вы работали со всемирно известными звёздами. Ваше самое яркое воспоминание.
Уитни Хьюстон и Монсеррат Кабалье. Работа с Уитни Хьюстон — это мой первый опыт сотрудничества со звездой мировой величины, и, конечно же, я благодарен судьбе, что так случилось. Для меня это стало серьёзным толчком и зарубцевалось во мне. Уитни Хьюстон вышла на сцену и поблагодарила меня перед всем залом. Помню этот момент как сейчас. Мы сидим в зале с супругой, начинается концерт, и через несколько песен Уитни говорит, что в зале находится человек, который своей простотой и открытостью удивил не только её, но и её семью, и что она сразу влюбилась в этого человека, которого зовут Игорь, он дизайнер и создаёт красоту. Уитни Хьюстон говорит: «Игорь, встань, где ты?» Я встал, а у самого затряслись ноги, когда зал начал аплодировать мне. Уитни прошла за кулисы, надела мантию, которую я для неё сделал, вышла и сказала: «Посмотрите, какую красоту он сделал. Игорь, верь в себя, оставайся таким же настоящим, и у тебя всё получится. У настоящих всегда зелёный свет».
Следующую песню она посвятила мне. Ну и, конечно, хочется вспомнить Монсеррат Кабалье. Она сделала набросок костюма на листке, я с ней не согласился и предложил своё видение. Конструктивно сдвинул плечи, сделал форму такую, в которой оперная дива увидела себя в зеркале, и у неё заслезились глаза. Она сказала: «Что я могу для тебя сделать? Я давно не видела себя такой красивой!» На что я ответил, что она всё уже для меня сделала. Я просто искренне по-настоящему отнёсся к её желанию. И новому поколению дизайнеров мотивационно говорю: «Не нужно врать ни себе, ни людям». Когда ты всё делаешь по-настоящему, от души, это видят люди независимо от языка и национальности.
С Орнеллой Мути мы познакомились совершенно случайно. Она мне рассказала свою историю, и я пригласил её на открытие модного дома в Петербург. Она прилетела ко мне, и мы просто по-человечески подружились. Потом она приехала ко мне на показ в Монако и на первый показ в Каннах. Я искренне благодарен людям, с которыми мне посчастливилось встретиться и сделать их лучше, красивее. И, конечно же, я благодарен родителям за воспитание, которое они мне дали, показав, что быть честным и порядочным человеком — это тоже большое умение.

Стоимость самого дорогого наряда от Игоря Гуляева. Для кого он предназначался?
Это было изделие из горностая — царская шуба со шлейфом. Имя и фамилию не скажу, потому что обещал, что не раскрою этой тайны. Изделие стоило не один десяток тысяч долларов. Очень дорого!

Самый сложный заказ.
Сложные заказы были. Сложные фигуры, сложные формы, сжатые сроки. Сложный заказ — это заказ, который просят сделать без примерки на непропорциональную фигуру. А нужно безупречно посадить, и ты отправляешь или прилетаешь с этим заказом накануне мероприятия и с мастерами подгоняешь. Разные были ситуации, но мы всегда справлялись, успевали.

Вы кому-то отказывали в сотрудничестве? По каким причинам?
Я отказывал тем, кто не соответствует моему восприятию красоты. Я сейчас говорю не про «хайпожорство» и не про творчество, которое мне не близко. Я найду подход ко всем, и мы выйдем на правильное решение, но я сделаю так, чтобы это было интересно. Я о тех, кто говорит: «Я вам заплачу, только выпустите меня на показ». И хотя деньги всегда нужны, но я не имею права себя предавать. Я не за показуху и торговлю лицом. Я про уровень исполнения, и мои изделия должны показывать профессиональные модели. Если это клиентская история, клиентский вечер, то это могут быть люди, которые у нас одеваются. Но я тогда выбираю сам.

Есть ли среди звёзд те, кого вы можете назвать своими друзьями?
Конечно! У меня очень много близких людей, кто для меня дорог, и для кого дорог я. Среди них есть очень известные люди, к которым я отношусь с большой теплотой. Мы понимаем друг друга без слов. Это люди, с которыми я дружу многие годы. Мы можем не видеться несколько лет, но мы знаем, что мы друг у друга есть.

Что вас побудило вернуться в Россию?
Я — русский. Мне нужно летать, быть в курсе мировых культурных событий, потому что для меня важна насмотренность, интерес ко всему, но мы — русские внутри. Я — советский человек, и всё равно ментальность у меня, каким бы я ни был креативным, наша, русская. Мне может что-то нравиться, что-то не нравиться, но здесь я дома, мне здесь комфортно, хорошо. Мне очень хотелось всегда построить империю именно здесь. Когда в Петербурге я закончил университет, я понял, что мне нужно вдохновение, опыт для работы, но я всегда знал, что я приеду и рано или поздно встану на ноги здесь, дома, в России. И я рад, что моё творчество заметили здесь, стали на меня обращать внимание, и я на своём месте долгие годы!

Мир стремительно меняется. Как это отражается на модной индустрии? На вашем творчестве?
В последние пять лет непростого времени, с начала пандемии, многое стало меняться: ткани, фактуры, к которым мы привыкли, лучшие мировые мастера, производители поменялись. Многие переехали в Китай, и всё стало производиться там — в Бангладеш, в странах третьего мира, в Индии, и для нас это новые рынки. Это всё сложно. Нужно время, чтобы выстроить новые связи. Но мы с каждым годом крепнем, идём вперёд, и я очень надеюсь на поддержку команды. Очень важно найти единомышленников. Большая проблема сегодня — найти людей, которые с тобой могут в долгую идти в одном направлении. Люди не включают голову, не понимают, что с паровозом, с человеком, который тянет за собой, можно расти и идти вперёд. Мои люди — это те, кто со мной на долгие годы. У них и жизнь интересная, и они это понимают. Кто-то придёт, потом уйдёт, но далеко не всех я приму обратно. Потому что нужна поддержка на этапе становления. Я научу всему, я подтяну, поставлю на правильные рельсы, если человек с нами на одной волне.

Аудитория Игоря Гуляева. Опишите портрет вашего сегодняшнего клиента.
Это люди, у которых в гардеробе есть всё, и им всегда хочется чего-то нового. Это красивые, творческие люди, влюблённые в искусство.

Дизайнер — это своего рода психолог, которому нужно подчеркнуть индивидуальность человека. С чего начинается ваша работа с новым клиентом?
Вы правильно заметили, что дизайнер — это психолог. С этого и начинаем. Я утру нос многим, кто преподаёт психологию. Я рад, что в своё время закончил ещё и психфак в университете. Эти знания мне очень помогают в работе. У нас были очень толковые преподаватели. С новым клиентом прежде всего я стараюсь понять, что человеку нужно, чем он живёт, что ему близко, какой у неё или у него образ, какой стиль, для какого мероприятия. Если человек мне полностью доверяется, то перед нами все двери открыты. Мы найдём общий язык, не сомневайтесь! А бывает так, что человек приходит и говорит, что ему хочется всё выкинуть после того, как у меня начал одеваться. Я предлагаю не торопиться, посмотреть, что есть в гардеробе, и приобрести что-то интересное — то, чего ещё не было, чтобы дополнить имеющийся гардероб, скомпоновать красиво новый образ.

Какая стоимость ваших изделий? Кто может позволить себе купить одежду от Игоря Гуляева?
Зависит от того, какую линию одежды вы выберете. Одежду от Игоря Гуляева могут позволить себе и простые люди, и люди далеко непростые, потому что ценовые категории разные. У нас есть что-то, что стоит пять-десять тысяч рублей (шапка, аксессуар, футболка, поясная сумка и т. п.). А может изделие стоить пять миллионов. У нас есть линия GULЯЙ уличной моды — современной, интересной, качественной. Может быть, не всё из натуральных тканей, но по приемлемой цене. Много хлопка и много комфортного, повседневного, модного, интересного. Но в то же время есть и дорогое: меха дорогие, вечерняя, «кутюрная» линия одежды, где платье может стоить сотни тысяч рублей, потому что много ручной работы. Мы исполняем индивидуальные заказы, шьём свадебные платья, которые могут быть расшиты камнями. Такие платья расшиваются по пять месяцев всей командой модного дома. Это эксклюзивная, авторская работа, которую мы нигде не выставляем, потому что делается штучно.

Каковы модные тенденции в этом году?
Слава Богу, уходит любовь к «худи». Это самая главная модная тенденция, к которой очень многие привыкли. Все мы со времён пандемии «опижамились», «охудились». Удобно, комфортно должно быть, но я очень рад, что возвращается любовь к красивому, к правильной посадке, к женственному крою, возвращается приталенность, вернулись плечи, силуэтность. В то же время, сегодня в моде позволительно всё. Идёт смешение разных периодов в моде, но главное, что есть спрос на красиво отшитую одежду. Для меня это очень важно, потому что я не хочу терять мастерство. Конечно, сегодня всё непросто, но я стараюсь показать своим клиентам и всем тем, кто следит за индустрией, что в России можно производить достойный продукт мирового уровня, и мы делаем всё возможное, чтобы за бренд «Игорь Гуляев» было не стыдно не только Игорю Гуляеву, но и всем нашим клиентам. Моя последняя коллекция — одна из самых красивых за мою историю, и я очень рад, что она востребована, что мой модный дом и мой бренд являются образцом российского производства высочайшего класса.

Модные цвета, ткани, фактуры?
Если говорить про осенне-зимнюю коллекцию, то это шоколадно-зеленовато-винные цвета. Тяжёлые, насыщенные тона цвета моря, вина, потому что фактуры бархатные, замшевые, кожаные, которые подчеркивают благородство этих оттенков, ну и, конечно же, аксессуарная группа, где акцент на пуговицы цвета металла. В моде графичные геометрические элементы, квадратно-прямоугольные. Я люблю, когда ансамбль подобран, и всё вместе звучит.

Что модный дом Игоря Гуляева предлагает для молодёжи?
Для молодёжи важна одежда носибельная, комфортная, современная, удобная, трендовая и… она должна быть экономически приемлемой. Чтобы было легко, не накладно покупать. Поэтому, как правило, — это такой «спорт шик».

Есть ли у вас опыт работы для киноиндустрии?
Есть. Я делал костюмы для театров, для кино. Моя серьёзная работа для кино — фильм «Красная Шапочка» нового поколения. Я выступил художником по костюмам всего фильма. Это была серьёзная работа. И не единожды нас привлекали частично выполнить какой-то заказ для кино. Мне многие говорят, что я — киношный, и большая работа в сфере киноиндустрии мне ещё предстоит.

Кто из наших звёзд ваши постоянные клиенты?
Среди них очень много артистов. Например, молодой артист Элвин Грей. Вот уже третий год мы делаем полностью концертные костюмы для его туров. Очень много начинающих артистов, имена которых пока ещё не звучат так широко. Практически у всех артистов первого эшелона есть что-то от Игоря Гуляева: у кого-то пальто, у кого-то куртка, у кого-то рубашка или свитер. Я много с кем работал и продолжаю работать в рамках концертных туров, разных программ. Все эти люди на слуху. Просто кого-то выделить было бы неправильно: не назовешь — обидится. А так, многие медийные персоны работают со мной долгие годы и всегда довольны результатом. Это необязательно концертная одежда, хотя её мы очень много делаем. Это может быть просто одежда для жизни. Стараюсь делать что-то интересное, специальное, необычное, запоминающееся, чтобы ты зазвучала по-другому.

В одном из интервью вы говорили, что в своё время увидели копии ваших моделей в витринах китайских бутиков. Как сейчас обстоит дело с авторскими правами? Как вы защищаете ваши авторские права?
Никак не защитишься. Я благодарен судьбе, что такое случилось. Если бы это не случилось, я бы не был тем дизайнером, который сидит напротив вас. Именно тогда, 25 июня 2009 года, я понял, что это знак свыше. Я — верующий человек, и я всегда говорю: «Всё в этой жизни с Божьей подачи». Меня таким воспитали, и я знаю, что всё, что происходит, и все чудеса, которые происходят, всё это потому, что я в это верю.

О чём сегодня мечтает Игорь Гуляев? Есть ли сокровенные мечты, о которых вы можете рассказать нашим читателям?
Игорь Гуляев мечтает, чтобы во всём мире наступил мир, чтобы мы могли развиваться, открывать магазины по всему миру, делать показы по всему миру и знакомить мировую индустрию с тем, что производится в России. Чтобы мир узнал и увидел талантливых русских производителей — интересные, креативные российские компании высочайшего класса.

В чём, по вашему мнению, заключается ваш основной вклад в модную индустрию?
Всё ещё впереди. Но я обязательно сделаю всё возможное, чтобы быть ориентиром и примером в профессии. Чтобы изделиями, произведёнными в России, можно было гордиться.

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
архивы пресс-служб

Последние статьи