Илья Шиян: САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЛЮБОМ БРЕНДЕ — ЕГО ДНК
Илья Шиян — выдающийся дизайнер, основатель бренда люксовой мужской одежды, создатель незабываемых образов для самых популярных артистов российской эстрады. В конце 90-х годов прошлого века Илья Шиян, став призёром международного конкурса дизайнеров New Souls And New Style. Young Designers Fashion Marathon, начал сотрудничать с такими модными домами, как Michael Kors, Alexander McQueen, Chanel и Karl Lagerfeld.
В начале 2000-х Илья Шиян стал инициатором и автором грандиозных театрализованных Fashion-Show, которые в течение двух десятков лет регулярно проводились в Москве с участием Валерия Леонтьева, Сергея Зверева, Филиппа Киркорова, Евгения Плющенко, Бориса Моисеева, Яны Рудковской, Димы Билана, Лолиты Милявской, Виктора Салтыкова и многих других звёзд шоу-бизнеса. Илья Шиян стал первым дизайнером, кто сделал кожу равноправным материалом для коллекций одежды экстра-класса.
Говорят, что талантливые самородки приезжают покорять столицу из провинции. Откуда вы родом?
Я родился в Москве в обычной семье. Папа рано погиб, и мама воспитывала двоих сыновей, ведь у меня есть старший брат. По обстоятельствам мы переехали в город Реутов, что в ста метрах от МКАД, где я и продолжал жить, пока не обзавёлся собственным домом.
Когда у вас появилось желание заняться модной одеждой самостоятельно? Что стало толчком для такого решения?
Я начал шить, когда мне было 14 лет, но у этого поворотного в моей судьбе события была предыстория. За пару лет до того наши родственники уехали на заработки в Монголию. Во времена СССР была такая практика: некоторых советских специалистов отправляли на работу в соцстраны. Их квартира осталась бесхозной, но тогда было не принято сдавать жильё, заниматься такой вот коммерцией. И они, во избежание неприятностей, самые ценные вещи раздали родственникам на хранение. В результате к нам попала их швейная машинка «Чайка». Так она и стояла без дела, пока один из моих одноклассников не пришёл в школу на внеурочные занятия, не требующие присутствия в форме и при пионерском галстуке, в очень интересных брюках.
В то время модная одежда на магазинных полках не лежала, что-то нестандартное надо было доставать за большие деньги. Поэтому, когда я увидел на парне необыкновенные штаны, я был поражён. Потом, через много лет я узнал, что это была модель Cargo. Я спросил, где он добыл такие брюки, на что он ответил, что их сшила его мама.
Тут, видимо, и сработал некий триггер, меня очень зацепили его слова. Я прибежал домой и попросил маму сшить мне такие же брюки, как у одноклассника. К сожалению, шить она не умела, но обратилась к подруге — известной среди знакомых мастерице. Та сказала, что очень занята, и ей некогда возиться с моими «хотелками», но она готова помочь, если я сам возьмусь за дело.
Чтобы сделать лекала ей нужны были какие-нибудь мои штаны. У меня были любимые модные по тем временам вельветовые брюки. Но в связи с тем, что они были любимыми, они были заношены уже до дыр, и я решил ими пожертвовать. Мамина подруга их распорола, помогла мне сделать выкройки, а дальше я уже пошёл в свободное плавание: сел за швейную машинку и сам пошил себе первую в своей жизни вещь. Это занятие меня захватило, и я стал делать то, что мне доставляло удовольствие — принялся экспериментировать, воплощать в жизнь собственные фантазии.
Тут надо сказать, что это увлечение имело под собой важную основу: с самого раннего детства я хорошо рисовал, а рисунок — основа профессии дизайнера.
Словом, я с большим энтузиазмом принялся шить разные вещи. В те времена интернета не было, я где-то что-то подсматривал, придумывал свои модели, стал одеваться «не как все». Уровень моих изделий вырос настолько, что друзья заинтересовались, откуда у меня вся эта красота. Я стал шить не только для себя, но и на заказ из соображений коммерции.
Где вы добывали ткань и фурнитуру для своих изделий?
Достать ткань было большой проблемой, ведь тогда в магазинах не было ни одежды, ни тканей. В Реутове имелся один единственный магазин тканей, где продавался сине-голубой материал, чем-то напоминавший джинсовую ткань. Вот из него-то я и шил свои вещи. Когда же началась Перестройка, вернулся и НЭП. Магазины по-прежнему пустовали, зато появились рынки. Например, на Рижском рынке можно было найти всё, что угодно, были бы деньги.
Когда вы определились с профессией, вы поступили в Московский колледж дизайна одежды, а затем продолжили учиться в Германии. Расскажите об этом.
Колледж дизайна одежды — это было непростое модное учебное заведение, куда было очень трудно поступить. Однако я поступил, стал учиться профессии, и это было очень интересно. Вообще, годы учёбы — золотое время! Я участвовал в конкурсах, которые организовывались в Москве, участвовал в показах и получал премии. Вообще, у нас там целая группа была — лучшая из лучших.
Дальше было так… Как вы, наверное, знаете, существуют так называемые города-побратимы. В то время было модно реализовывать программы обмена студентами между братскими учебными заведениями. В наш колледж ехали учащиеся Текстильной Академии города Котбус, а наши студенты отправлялись получать образование туда. Котбус был текстильным центром ГДР, фабрики этого города фактически одевали тогда весь соцлагерь. В общем, наша группа попала в Текстильную Академию Котбуса, и это был очень интересный, незабываемый опыт. Для получения диплома там необходимо было создать свою авторскую коллекцию. И здесь я хотел бы сделать небольшое отступление и сказать несколько слов про кожу.
В то время в СССР никакой литературы о работе с кожей не существовало, максимум один абзац в учебнике материаловедения. И приобрести кожу для работы тоже было негде, во всяком случае в нашей стране это была большая проблема. Когда меня захватило это направление, я стал изучать рынок и обнаружил, что поблизости от Москвы есть кожевенные производства только в Чехове и в Клину. Мало того, кожа, которую там производили, была авиатехническая, но мы импровизировали, и нам удавалось и из такого материала делать интересные вещи. Но всё это было потом.
Теперь вернёмся в Текстильную Академию. Создание авторской коллекции там было устроено в формате конкурса. Сначала надо было, раскрутив лотерейный барабан, вытащить номер стола, на котором были разложены ткани. Тот набор, что выпал мне, меня не впечатлил, зато у девочки за соседним столом в наборе материалов оказалась кожа. Я предложил ей поменяться, причём из её набора я оставил только то, что мне могло пригодиться, остальное передал ей. Так впервые в жизни я прикоснулся к коже в качестве исходного материала, и это было смелое решение, ведь работать с кожей нас не учили. Мало того, убеждали, что кожа — специфический, капризный материал, что соединять его с другими тканями не рекомендуется, и лучше его вообще не трогать.
В результате я сделал вещи со вставками из кожи. Немцев это прямо-таки шокировало, ведь я пошёл против всех правил! Везде же было написано, что так делать нельзя, а я сделал, и у меня так хорошо получилось, что я стал победителем конкурса, меня премировали и даже предложили остаться в Германии. Я отказался и, очевидно, правильно сделал. Я вернулся в Москву, окончил колледж и по распределению попал в Дом Моды на Арбате, который только что открылся. Это было круто!
Почему вас так привлекает такой непростой материал, как кожа? Почему изделия из кожи составляют ядро вашей коллекции?
Не знаю, видимо есть в коже что-то для меня магнетическое. Кроме того, это было для меня нечто новое, интересное. Я ездил в Чехов, там при заводе был маленький магазин, где продавали остатки кожи, покупал обрезки в московских магазинах «Умелые руки». Этот материал меня привлекал и поражал. Оставалось только работать и экспериментировать.
Кто были ваши заказчики в Доме моды на Арбате?
Я уже и не помню, ведь в Доме моды я проработал очень недолго. В самом разгаре была Перестройка, началось кооперативное движение, стало возможным работать на себя. Открылись магазины типа комиссионных, куда можно было приносить свои изделия, и первый мой опыт взаимодействия с таким магазином оказался удивительно удачным. Я приобрёл кожу на паях с товарищем (досталась недёшево), мы изготовили несколько курток, я отнёс их в магазин на Арбате, а когда зашёл туда через неделю, выяснилось, что все мои куртки буквально «смели» за пару дней. Это был настоящий успех! В итоге товарищи пригласили меня возглавить швейный кооператив под названием «Глобус». Тогда-то я и ушёл из Дома моды.
Вашим следующим шагом было создание дизайн-студии?
Да, мы с товарищем открыли дизайн-студию, и нашими первыми известными клиентами стали Лада Дэнс, Надя Мельник, Витя Королёв, Игорь Наджиев, Витя Салтыков — в общем, вся музыкальная тусовка 90-х.
Они сами вас находили? Как они узнавали о вашей студии?
Начало моего знакомства со звёздами шоу-бизнеса положил банальный случай. Однокурсник моего брата, который учился в Серпуховском военном училище ракетных войск, забросил учёбу и устроился концертным директором у Лики Стар. Узнав, что я шью интересные вещи, он пришёл ко мне с предложением сделать костюмы для какого-то её выступления. И понеслось… В нашей студии появилась Надя Мельник, потом пришла Таня Морозова, которая как раз тогда записывала клип «Пупсик» с Филиппом Киркоровым. Вот так много лет назад мы познакомились с Филиппом, которому я сделал костюм для клипа. После Филиппа ко мне пришла Анита Цой с предложением сделать костюмы для её программы «Полет к новым мирам». Там было 64 костюма.
Расскажите о вашем участии в международном конкурсе дизайнеров New Souls And New Style. Young Designers Fashion Marathon.
Этот конкурс частично проходил в Стамбуле. В составе жюри был Греков, в то время очень известный человек в мире моды. Он не был дизайнером как таковым, он был, скорее, хватким бизнесменом. Во всяком случае, его джинсы «Греков» пользовались большим успехом. В Турции Греков посмотрел мою коллекцию и отметил, что она сделана на высоком профессиональном уровне. Я же попросил отвезти меня на местное швейное производство, в цех. Он очень удивился, мол, зачем мне это надо? Здесь имеет смысл рассказать о том, как работали молодые дизайнеры — участники конкурса. Они только рисовали эскизы, а всё остальное делали специалисты, разбирающиеся в технологии, проще говоря — портные.
Я же привёз на конкурс не только свои модели, но и лекала, чему и члены жюри, и участники конкурса сильно удивились. Мало этого, я расписал им весь технологический процесс создания моих изделий из кожи, о чём они и понятия не имели. После всего этого Греков заявил, что я не дизайнер, а портной. Я «сердечно» поблагодарил его за такую оценку моего творчества. Тем не менее, я занял на этом конкурсе призовое место, и это открыло для меня двери в глобальный мир моды. Я стал работать с импортёрами, начал делать коллекции для Chanel, для бренда Michael Kors. Кстати, Майкл Корс как-то раз украл у меня идею. На одном из моих Fashion-Show Боря Моисеев вышел с моей сумкой, а через пару лет точно такая же сумка появилась в коллекции Майкла Корса.
В каком году прошло ваше первое Fashion-Show? Как родилась концепция Fashion-Show?
Это произошло ещё до моего участия в конкурсе Souls And New Style. В 90-е годы в гостинице Россия регулярно проходила «Неделя моды», закрытое такое мероприятие. Чтобы принять участие в показах, надо было для начала стать членом ассоциации «Высокая мода». Мне много раз предлагали вступить в эту ассоциацию, составить резюме, передать его кому-то на рассмотрение и утверждение, но я всегда отказывался, ведь у меня и так всё было хорошо.
Тут случилось, что весной 1998 года Валя Юдашкин в гостинице «Россия» организовал собственное шоу, посвящённое 8 марта, где на сцену выходили звёзды российской эстрады в его одежде. Это не было Fashion-Show как таковое, это был концерт, но артистов одевал Юдашкин. Я увидел этот концерт случайно по телевизору, когда чаёвничал с мамой, и совершенно обалдел, когда на сцене появилась Анита Цой со всей своей командой, одетой в мои лаковые кожаные плащи.
Меня эта ситуация сильно зацепила, и я стал задумываться над собственным проектом в подобном роде. И тут как раз меня пригласил к себе Сергей Зверев, чтобы показать нечто удивительное. На экране в его салоне появились братья-близнецы Дин и Дэн Кейтены — дизайнеры из Канады, основатели бренда Dsquared и создатели театрализованных шоу. В тот раз они арендовали огромный ангар, откуда выезжал настоящий «Боинг», из которого по трапу спускалась Мадонна. Мне всё это очень понравилось. Тем временем шёл 1998 год, гостиница «Россия» пошла под снос, и «Неделя моды» переехала в «Гостиный двор». А «Гостиный двор» — это совершенно другой масштаб, огромный подиум, двери открыты для всех. Я пришёл туда и сказал, что хочу сделать свой собственный показ. Они выставили условия, мы ударили по рукам, и мой показ состоялся. Это как раз была демонстрация моей кожаной коллекции «Шоколадная симметрия».
Но Fashion-Show — дорогое удовольствие, поэтому после участия в конкурсе Souls And New Style я договорился с партнёрами о том, что я делаю для них какие-то коллекции, а они помогают мне финансировать шоу. Первое шоу было посвящено одежде стран Африки и Океании, и строилось оно под основного участника — Валерия Леонтьева. Я сделал ему уникальные джинсы с этническими мотивами, были там и мутоновые куртки, и много аксессуаров, даже настоящий африканский лук со стрелами и африканские маски. И внезапно в шоу принял участие Филипп Киркоров. Они с Леонтьевым экспромтом разыграли целую сценку: Валера стрелой «пронзил» сердце Филиппа. С этого момента, вероятно, началась моя популярность. Валера и Филипп сыграли большую роль в моей творческой жизни на старте, за что им огромное спасибо!
У вас последнее Fashion-Show было в 2020 году. Почему вы закрыли этот проект?
На самом деле всё очень банально. Я оказался первым, кто в нашей стране запустил такой формат. До меня единственным, кто организовывал нечто подобное, был Валентин Юдашкин со своими концертами. Я пошёл дальше, вывел звёзд на подиум, заказывал и устанавливал сумасшедшие декорации, приглашал голливудских актёров, у меня на подиум выходили Роб Шнайдер и Кэрол Альт.
В 2020 году мы готовили новое шоу. Знаете, есть такая загадка: почему белые медведи не едят пингвинов? Ответ: потому что они живут на разных полюсах. Мы сделали трёхметровую фигуру медведя и трёхметровую фигуру пингвина. У медведя даже лапа поднималась. Объединили два зала, готовилось большое шоу, для которого делалась большая коллекция. Но наступила пандемия, и проект застопорился. Я не хотел, чтобы вся наша работа пошла насмарку, и предложил сделать видеоверсию нашего шоу. Так я стал первым, кто организовал Fashion-Show онлайн. Следом за мной на такой формат перешли многие бренды.
Так «живые» Fashion-Show прекратились, но всё это время мы прекрасно существовали, существуем и движемся вперёд. Как раз в это время мы построили дизайн-студию на Большой Дорогомиловской и открыли бутик. А дальше мы перешли уже в формат своих собственных показов. Я и раньше практиковал такой формат, и не всегда это было в «Гостином Дворе», я использовал другую отдельную площадку.
Кстати, по поводу студии. Вы ведь дизайн разрабатывали сами, не обращались к профессиональному дизайнеру интерьеров. Почему?
Во-первых, я сам профессиональный дизайнер и не раз занимался дизайном интерьеров. Во‑вторых, мне самому лучше знать, что мне нужно. Студия — это мой дом, а ещё у меня есть дом, в котором я живу, и это тоже мой дизайн, я его с нуля нарисовал и построил. Наконец, в‑третьих, сегодня на рынке катастрофический дефицит профессионалов. Беда в том, что многие, окончив какие-то левые курсы онлайн, уже полагают себя специалистами, а это совсем не так. Плохо то, что институт профессии практически вымер. А ведь было время, когда для того, чтобы работать кассиром в магазине или маляром, человек три года учился в профтехучилище. А сейчас? Утром проснулся: «О, я — дизайнер, запускаю свой бренд!» С кем бы я ни общался, а мои знакомые трудятся в разных областях, все они жалуются на проблемы с кадрами. Они ищут крепких профессионалов, и когда находят такого специалиста, крепко за него держатся.
Среди ваших клиентов полсотни звёзд. Кто из них был самым капризным заказчиком, а кто — самым удобным?
Знаете, меня многие об этом спрашивают. На самом деле у меня не было капризных заказчиков. У меня никогда не было никаких конфликтов или скандалов с клиентами, потому что я делаю свою работу, и я знаю, что делаю. Мои заказчики — люди творческие, поэтому у нас с ними были совместные импровизации, помогавшие прийти к интересному решению. Очень многие, раз побывав моими клиентами, становились моими друзьями, а это — самое ценное.
И в вашем бутике, и на сайте представлены только мужские коллекции. С чем это связано?
Когда я начинал свои показы, проводил Fashion-Show, бренда «Илья Шиян» не было, был дизайнер Илья Шиян. Я создавал образы, делал коллекции для других брендов. И я тогда не хотел иметь свой бутик, я делал именно Fashion-Show для самовыражения, как художник, выставляющий в галерее свои картины, или композитор, чьи произведения исполняют на концертах. И тогда в моих показах были как детские, так и женские коллекции. Но когда я создавал бренд «Илья Шиян», кое-что пришлось пересмотреть, переосмыслить.
Многие люди не понимают, что такое «бренд». Меня часто спрашивают, как случилось, что при наступлении очередного нового сезона все бренды — Versace, Gucci, Louis Vuitton — продемонстрировали практически одно и то же, а коричневый цвет стал почему-то модным. Новые тренды не придумывают дизайнеры из трекинговых агентств, что собирают информацию. Так решают сами люди. Бренд ты делаешь для людей, а не по принципу «я — дизайнер, я так вижу». Когда ты строишь бренд, перед тобой возникают два вопроса: кто я, и кто мой клиент? Когда ты находишь ответы на эти вопросы, тебе становится понятна твоя дорога.
Мужчины любят одеваться в мужских магазинах. Я — люксовый бренд мужской одежды, но одновременно я — дизайнер Илья Шиян. И как дизайнер я очень много делаю на заказ для детей (в том числе — для своих) и для женщин, для замечательных женщин. Возможно, в будущем мы запустим суббренды, но это очень большая, серьёзная работа, и как профессионал я очень трепетно к этому отношусь.
Самое ценное для бренда — это его ДНК, то, что у него внутри, в сердцевине. Я не напяливаю на себя корону, но люди выбирают бренд «Илья Шиян», потому что мой бренд — это хай-класс. Представьте себе шкаф, где на вешалках висят и на полках лежат вещи от Versace, Gucci, Louis Vuitton, Chanel… Там же рядом находятся и мои изделия. Именно поэтому ко мне приходили дизайнеры от Michael Kors, от Lagerfeld, от Chanel, и я делал для них вещи. Когда-то Сергей Зверев мне сказал: «Первое шоу сделать очень легко. Практически любой способен сделать первое шоу. А вот второе — это уже профессия». Вот что особенно ценно. Именно поэтому мужчины любят одеваться в мужских магазинах.
Что вашу аудиторию ждёт в следующем году? Будут ли какие-то изменения?
Многие дизайнеры не понимают, что для бренда важна стабильность, и для клиента важна стабильность. Вообще, для любого человека важна стабильность, поэтому мы не делаем революцию, мы очень ценим идентичность бренда. Поэтому клиенты точно знают, что они получат от нас в следующем году. Разумеется, с учётом модных трендов, новых материалов, цветов, фактур.
Мы создали программу LSL, по которой производится отбор лучших материалов от лучших производителей, что гарантирует качество продукции. Именно это и ждут от нас наши клиенты, именно это они и получат. И, бесспорно, всегда это будет кожа. В каждом изделии «Илья Шиян» присутствует кожа крокодила. В том или ином количестве, но она есть всегда. Это основа идентичности бренда.
Как вы проводите свободное время, если оно у вас есть?
Оно есть, но его не так много. Свободное время я провожу с семьёй — с детьми и с женой. Для меня это очень важно, и этим очень многое сказано, ведь семья — это самое главное в моей жизни.
текст:
Мария Голова
фото:
архивы пресс-служб









