Искусство
РЕКЛАМА
Торты

Искусство видеть большее, чем просто сад

Необыкновенное это лето. В отличие от предыдущих лет, многие из нас проводят его за городом, на дачах, в садах. За долгие годы путешествий мы привыкли любоваться садами в разных странах, но, возвращаясь домой, окунались в шум и суету повседневных дел города и забывали, что где-то совсем рядом есть и наш сад, который нас ждёт.

Пока путешествия могут быть только виртуальными, а границы закрыты, у нас есть время воплотить увиденное нами на своей зелёной территории. И не столько для того, чтобы попробовать воссоздать прекрасные образы отложившегося в памяти, но и просто для того, чтобы радоваться каждому мгновению этого лета. Что же такое сад, каким мы хотим его видеть и что он может значить для нас?

Генетически сад — наша прародительская колыбель, место нашего рождения. Создатель мира и творец всего земного создал его раньше, чем произошло рождение человечества, и поселил туда человека, чтобы он понимал и ощущал, что есть нечто прекрасное в этом мире. Эта память осталась в нас. Об этом говорят многие и многие замечательные садовые ансамбли мира.

Поиски гармонии и красоты в мире всегда приводили и приводят нас к образам прекрасных садов, поиски творческой энергии и созидающей силы — к образам первозданной природы, поиски ярких впечатлений — к неповторимым чудесным пейзажам. Вот почему мы стараемся каждое лето погрузиться в путешествия к этим источникам вдохновения и восхищения.

Сады занимают особое место среди разновидностей пейзажей. В них воплощается синергетика природных сил и красок и художественной творческой деятельности человека. Когда же возник первый сад? Откуда мы начали черпать своё вдохновение к жизни?

Висячие сады Семирамиды

Известная история знаменитых садов начинается со второго чуда света — Висячих садов Семирамиды. Легенда говорит о том, что первой их хозяйкой была дочь богини и простого человека — Семирамида. Но есть и другая версия. Их создал царь Нововавилонской империи Навуходоносор в Древнем Вавилоне для своей супруги, которая была родом из горной местности и очень скучала по пышной растительности предгорий, где она выросла. Общая композиция Висячих садов, о которых с восхищением пишут древнегреческие историки, напоминала цветущую зеленую гору, очень высокую, покрытую разнообразной растительностью. На самом же деле это был многоэтажный дворец, на каждом этаже которого располагался роскошный сад со множеством деревьев, цветов и фонтанов. Висячими они назывались потому, что растения спускались сплошным цветущим покровом от верхних этажей до нижних. Техническим чудом того времени была система водопроводов, подающая воду на все этажи.

Сады древних цивилизаций

Дальнейшее развитие садового искусства совершенствовалось от эпохи к эпохе, часто следуя моде своего времени и национальным традициям. Древнегреческие и древнеримские сады отличались необыкновенной гармонией природных пейзажей и скульптурных композиций, составляющих единое целое, наполненное совершенством стиля, формы и содержания. Кстати, в окрестностях Рима и сейчас сохранились виллы императоров Древнего Рима, отражающие уникальный характер садов. Подобные виллы были построены в Италии и позже, в эпоху Возрождения, и примером их являются хорошо сохранившийся дворец и прекрасные цветущие пространства виллы Альфонса II, сына Лукреции Боржиа. В Италии очень много хорошо сохранившихся садов, например в таких резиденциях, как вилла Медичи, вилла Боргезе, сады Ватикана. И если вы действительно поклонник садового искусства, вам обязательно стоит это увидеть.

Сады Византии

Но особой восточной роскошью отличались сады Византии, где невообразимое богатство зданий и предметов интерьера отражалось в архитектуре и самом содержании садов. Особое значение при этом уделялось животным и птицам, населяющим сады, а также водным сооружениям.

Там были выделены особые маленькие дворцы для чаепития и наслаждения пением птиц. И эту культуру художественного садоводства привезла на Русь порфироносная византийская принцесса Анна, ставшая супругой великого князя Владимира. Намного позже русские цари и царицы воссоздали эти образы в своих дворцовых комплексах. Такие маленькие дворцы для чаепития рядом с вольерами для птиц можно сегодня увидеть в парке Екатерининского дворца в Петергофе и других летних дворцах, а висячий сад создан в Малом Эрмитаже в Петербурге.

Садовые произведения Китая

Однако византийцы не были первыми в этих решениях. Особое почётное место в развитии садового искусства по праву принадлежит китайским мастерам. Китайское искусство создания уникальных по красоте садов и до настоящего времени считается непревзойдённым. Тонкое чувство гармонии природы и восточной изысканной роскоши красок и форм, присущая китайским садоводам, позволили им создать поистине неповторимые садовые произведения. Множество примеров во всех китайских провинциях и сегодня подтверждают это.

Садово-парковое искусство Европы

В Европе всегда господствовали два основных стиля садово-паркового искусства: французский и английский. Первый из них отличался симметричностью и чёткостью архитектуры и множеством скульптурных композиций и фонтанов. Ярким примером являются сады Версаля. Поэтому такая планировка садов получила название «французский парк». Летний сад в Санкт-Петербурге имеет как раз такую планировку, первоначальный вид которой был воссоздан два года назад. Такой же тип сада имеет и ансамбль Петергофа.

Французский сад отличается парадностью и величием. Таков сад Екатерининского летнего дворца в Царском Селе. А вот сады, принадлежащие Павлу I в Павловске и Александру I в Царском Селе, имеют планировку смешанных англо-французских садов.

Второй стиль отражал вкусы и национальный характер английской аристократии, где всегда ценились природные ансамбли, с их меняющейся неуловимой красотой каждого мгновения, извилистыми дорожками, полевыми цветами. Их живопись и литература широко отражают это.

Сады в произведениях мировой культуры

Писатель Джон Голсуорси, несмотря на его вполне реалистические произведения, будучи тонким лириком и романтиком, сделал основным мотивом отношений Флёр и Джона, героев его главного произведения «Сага о Форсайтах», аромат цветущей жимолости. Знаменитый французский художник-импрессионист Клод Моне говорил: «Каждый художник должен иметь свой сад».

Почти все художники-импрессионисты создавали свои «садовые» творения, запечатлённые на их прекрасных полотнах. Действительно, без обожаемого Клодом Моне его сада, который он создал сам в Живерни, не было бы таких шедевров, как серия полотен «Кувшинки», «Водяные лилии», «Дорожка из ирисов в Живерни», «Розовые тополя». Самые счастливые моменты своей жизни художники часто воссоздавали на своих полотнах. К таким работам относится и картина Огюста Ренуара «В саду», на которой изображена будущая жена художника Алин Шериго.

Садовые полотна Гюстава Кайботта с их изысканными орхидеями и георгинами передают атмосферу гармоничной и неторопливой повседневной жизни состоятельной французской семьи в старинном доме с английским садом. Гюстав Кайботт — великий художник эпохи импрессионизма, происходивший из богатой аристократической семьи, принадлежавшей к высшему парижскому обществу, кроме прочих многочисленных талантов (юриста, строителя яхт, спортсмена, знаменитого на весь мир филателиста), имел и талант садовода. У него в поместье в Пети-Женвилье был роскошный сад, созданный им самим, со множеством оранжерей, где часто бывали его друзья-художники, среди которых в качестве лучшего друга выступал Огюст Ренуар. Сады на полотнах Берты Моризо и Огюста Ренуара всегда наполнены детским смехом и очаровательными женщинами, беззаботной жизнью.

Ландшафтный дизайн XX века

Начало прошлого века ознаменовалось бурным всплеском интереса к созданию садов. И что интересно, многие сады в Европе и в Америке создавались японскими ландшафтными дизайнерами. Потом некоторые из них, являясь ценнейшими произведениями садового искусства, стали открытыми для посещения публики. К таким примерам можно отнести великолепный садовый ансамбль на острове Ванкувер, принадлежащий семейству Бутчарт и созданный японским дизайнером Исатуро Кишидой в 1907 году. Сад до сих пор принадлежит этой семье, и сегодня им занимается правнучка первых хозяев сада. В этих садах — около миллиона разнообразных растений. Главная идея садов заимствована из культуры восточного садоводства: сад должен быть прекрасным во все времена года.

Один из самых красивых садовых комплексов, построенный в начале прошлого века по заказу вице-губернатора Джеймса Дансмаера, находится на острове Ванкувер, в городе Колвуд. Комплекс содержит в себе одновременно дворцовый, французский и китайский сады под одним общим названием — Хэтли-парк.

На острове Искья в Италии есть уникальный садовый комплекс La Mortella, созданный супругой лорда Уильяма Уолтона леди Сюзанной Уолтон, который посещали именитые особы, такие как члены английской королевской семьи и русской царской фамилии с целью ознакомления с редчайшими по красоте растениями. Ботанический сад включает около 3000 экзотических растений, из которых основная часть — водные растения и цветы.

Садовое искусство современности

История садового искусства прекрасна. Но ещё более восхитительно, что и в наше время это искусство процветает! Пример тому — Сингапур. Зелёные крыши и стены, густо покрытые растительностью, не являются здесь чем-то необычным. Девиз города — «От сада в городе — к городу в саду».

А как же мы? А что у нас в саду? Сегодня, когда наша жизнь перенеслась не на берега южных морей, а на наши любимые загородные плантации, в наши любимые сады. И оказалось, что, когда мы принимаем гостей нам хочется, чтобы рисунок на чашках отражал  самые простые цветочные сюжеты, чтобы из-под крышки заварочного чайника выглядывали листочки мяты, чтобы в окно столовой заглядывал цветущий жасмин. Оказалось, что просто замечательно, проснувшись необычно рано от яркого летнего солнца и выйдя в сад, увидеть цветущие розы в росе, посаженные своими руками, услышать звонкий разговор птиц, сорвать с куста сочные сладкие ягоды клубники, окунуться в очаровывающий аромат цветов пиона и ощутить наступление прекрасного летнего дня!

Но это только одна страничка из жизни в саду. Страничка главнее — дети в саду. Однажды мне довелось наблюдать такую картину в одном из многочисленных садов Токио, куда я приехала в пору цветущей сакуры. Отец, держа на руках малыша и переходя от дерева к дереву, которых было там около тысячи, долго что-то ему рассказывал и показывал, позволяя трогать и нюхать цветы сакуры с самыми разнообразными оттенками: от сливочного до вишнёвого. Потом мне рассказали, что пятилетний японский ребёнок может различать до 22 оттенков розового цвета и что это способствует не только развитию цветового восприятия, но и интеллекта в целом.

Но ведь и в нашем саду есть цветущие деревья, раскрывающиеся тугие бутоны цветов, маленькие ёжики. Значит, и нам есть о чём поговорить с детьми.

текст:
Светлана Прокопчина
фото:
архивы пресс-служб