Как распознать одарённость? Главное – наблюдать!

Выявление и развитие способностей ребёнка — одна из важнейших задач современной педагогики. Чтобы не навредить малышу, не задушить его индивидуальность, к решению этой задачи следует подходить ответственно и бережно. Долг любящих родителей — заметить и развивать его способности. Сделать это можно исключительно путём наблюдения. Только так родители могут составить общее представление о возможностях малыша. Склонности ребёнка могут стать нужной подсказкой для родителей о зарождающемся таланте.
Уделяя внимание тому, чем ребёнок любит заниматься, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться его дарование. Малыш занимается чем-либо только потому, что ему это нравится. Однако если взрослый относится к его занятию равнодушно, у ребёнка может быстро пропасть интерес к любимому делу. И наоборот, если ближайшее окружение поддерживает и поощряет ребёнка, то его способности будут быстро развиваться, перерастут в талант.
Специалисты считают, что большинство человеческих способностей проявляются в дошкольном возрасте. Чтобы вовремя распознать, зафиксировать и начать развивать способности ребёнка, родителям нужно быть очень чуткими и внимательными. Важно понимать, что пик формирования способностей приходится на трёх-четырёхлетний возраст. Именно в этот период у детей чаще всего проявляется стойкий интерес к определённому виду деятельности. Задача взрослых — создать условия и дать детям возможность найти и развить свои таланты. Это сложно, но вполне осуществимо.
Систематика человеческих способностей
Для начала давайте договоримся о терминах. Задатки — природные предпосылки способностей, врождённые анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, служащие основой для формирования тех или иных способностей.
Склонность — избирательная направленность человека на определённую деятельность. В основе склонности — глубокая устойчивая потребность в какой-либо деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.
Способность — индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения той или иной деятельности. Способности не сводятся только к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте, точности и простоте приёмов овладения глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Различают общие способности, необходимые для осуществления многих видов деятельности, и специальные способности, необходимые для выполнения определённого вида деятельности.
Талант — выдающиеся природные способности человека в определённой сфере деятельности. Само понятие «талант» тесно связано с феноменом одарённости и считается довольно редким явлением. Талант проявляется в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может раскрыться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике обычно он становится очевидным в раннем, а в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживается в более зрелом возрасте.
Гениальность — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся открытиях и изобретениях, концепциях и творениях в науке, технике, литературе и искусстве. Гениальные личности привносят неоценимый вклад в культурное наследие человеческой цивилизации.
Одарённость или приобретённый навык?
Специфика одарённости в раннем детстве заключается в том, что в этот период ребёнок не только начинает проявлять собственные интеллектуальные способности, но и как губка впитывает всю доступную ему информацию извне. При этом может создаться видимость одарённости. Если ребёнок раньше сверстников выучился счёту, чтению, письму или рисованию элементарных изображений, это может быть результатом не одарённости, а обучения или даже подражания. Между тем как одарённость обычно проявляется в устойчивом интересе детей к определённому виду деятельности. Кроме того, отмечено, что способности у дошкольников неустойчивы, они могут как активно развиваться, так и угасать под воздействием окружающей культурной и социальной среды.
Классификация одарённости
Общая одарённость выражается в способности перерабатывать и усваивать информацию, в высоком уровне интеллекта, в познавательной потребности и определённой мотивации. Такие дети любознательны и активны, в их поведении ярко выражены целеустремлённость, сознательность, они обладают оригинальным мышлением и стремлением к экспериментам. Свои способности они обычно реализуют в нетривиальных играх и в разнообразных видах творчества: рисовании, лепке, конструировании и т. д.
Специальная одарённость выражается в высокой степени успешности в определённой дисциплине. При этом одарённость в одной сфере, например в математике, не гарантирует успешность в другой, скажем, в музыке.
В качестве примера рассмотрим артистические способности. Их легко выявить, если ребёнок пластичен, обладает выразительной мимикой, способен передать настроение жестами и движениями, стремится вызвать эмоциональные реакции у окружающих, может подражать человеку, о котором рассказывает, меняя интонацию или акцент, с большим желанием выступает перед публикой, с лёгкостью копирует чьи-то привычки, позы, манеры.
Одарённость и типы интеллекта
Американский специалист в области клинической психологии и нейропсихологии Ховард Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, где описал восемь интеллектуальных типов, которые соответствуют определённым видам одарённости.
Языковая одарённость — высокая степень развития лингвистических способностей, игра со словами, стойкий интерес к письму.
Обладатель таких способностей, рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, любит фантазировать на тему действительного события, причём раскрывает событие с необычной стороны, выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета, изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными.
Логико-математическая одаренность — способность к определению взаимоотношений между предметами и явлениями, к математическим действиям.
Ваш ребёнок — потенциальный математик, если он способен воспринимать абстрактные понятия и обобщения, умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, любит читать познавательные книжки, опережая сверстников на несколько лет, пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий, с удовольствием проводит время с детскими наборами для конструирования.
Музыкальная одаренность — умение «чувствовать музыку», виртуозное владение музыкальными инструментами.
Ваш ребёнок обладает музыкальными способностями, если он очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает, любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку, вкладывает в исполнение песен или мелодий много чувства и энергии, а также свое настроение, сочиняет свои собственные мелодии.
Пространственная одарённость — способность точно воспринимать зрительные образы, а также манипулировать ими, развитое воображение. Ваш ребёнок обладает художественными способностями, если он в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски, рисует или лепит для того, чтобы выразить свои чувства или настроение, серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж, создаёт разнообразные рисунки, а не изображает постоянно что-то вполне удавшееся, стремится создать какое-то произведение, имеющее прикладное значение, — украшение для дома, одежды и т. д.
Физическая одарённость — отличное владение собственным телом. Ваш ребёнок обладает спортивными способностями, если он очень энергичен и всё время хочет двигаться, смел до безрассудности и не боится синяков и шишек, почти всегда берёт верх в физическом противостоянии или в спортивных играх, ловко управляется с коньками и лыжами, мячами и клюшками, лучше сверстников физически развит и координирован, двигается легко и пластично, предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню.
Интраперсональная одарённость — способность умело дифференцировать собственные эмоции, чувства, настроения. Такой ребёнок ясно мыслит, хорошо рассуждает, любит читать книги, обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, очень восприимчив и наблюдателен.
Интерперсональная одарённость — способность к распознаванию эмоций, чувств и переживаний окружающих людей, ораторские способности.
Одарённость проявляется в том, что ваш ребёнок обладает хорошей памятью, улавливает причины и мотивы поступков других людей, легко и быстро схватывает новый материал, задаёт много продуманных вопросов, обгоняет сверстников в учёбе, быстро реагирует на всё новое и неожиданное.
Естественнонаучная, техническая одарённость — интерес к познанию законов природы, к технике. Одарённость проявляется в том, что ваш ребёнок интересуется природными явлениями, разнообразными механизмами и машинами, любит мастерить и конструировать, может использовать старые детали для создания новых игрушек и поделок, находит оригинальные решения, любит и умеет рисовать.
Как раскрыть способности?
Ответственность за определение и дальнейшее развитие способностей ребёнка в первую очередь лежит на его родителях. Обычные дошкольные и образовательные учреждения не нацелены на решение этой сложной задачи.
Вот несколько практических советов, следуя которым родители могут вовремя определить, в какой сфере вероятнее всего раскроется талант их сына или дочери.
- Принимайте ребёнка таким, каков он есть, ведь это уникальная личность со своими интересами и взглядами. Забудьте о собственных нереализованных возможностях, не навязывайте ребёнку свои желания.
- Постарайтесь создать дома спокойную творческую атмосферу. Среда может сыграть ключевую роль в развитии ребёнка.
- Наблюдайте за тем, как он играет, выполняет задания, общается со взрослыми и сверстниками.
- Постарайтесь обеспечить ребёнка всем необходимым для проявления его способностей.
- Дайте малышу возможность попробовать себя в различных областях. Только на собственном опыте он сможет понять, что ему действительно нравится.
- Постарайтесь почаще бывать с ним на различных тематически мероприятиях, посещайте музеи и выставки.
- Скрупулёзно отнеситесь к выбору кружков и секций. Посещайте пробные занятия и наблюдайте за работой педагогов.
- Проявляйте искренний интерес к занятиям ребёнка, чаще хвалите его за успехи, поощряйте самостоятельность.
- Не сравнивайте своего сына или дочь с другими детьми или с собой в детстве.
- Будьте терпеливыми и не ждите быстрых результатов.
Ошибки, которых можно избежать
Часто чрезмерное стремление родителей развить способности ребёнка приводит к негативным последствиям. Чтобы этого не допустить, придерживайтесь следующих правил.
- Не навязывайте малышу собственных интересов и желаний, не пытайтесь реализовать самих себя в собственном ребёнке.
- Не воспринимайте ребёнка как некий бизнес-проект, требующий не только моральных сил, но и вложения существенных денежных средств.
- Не сваливайте на ребёнка всю вину за то, что он не оправдал ваших ожиданий.
- Не воспринимайте творческие усилия ребёнка как бытовое неудобство. Разобранный до винтика пылесос может указать вам не на тягу малыша к хаосу, а на его интерес к технике.
- Не делайте акцент исключительно на сильных сторонах ребёнка. Дайте ему возможность развиваться гармонично.
- Не увлекайтесь излишне жёсткой критикой даже из лучших побуждений. Дети — ранимые существа, и критика может надолго отбить у них охоту заниматься любимым делом.
Методы выявления таланта
Перечислите 10 талантов своего ребёнка. Обычно родителям удаётся составить список из четырёх-пяти позиций. Это происходит потому, что родители обычно замечают явные, наиболее яркие и понятные способности детей: отличный слух и умение владеть голосом, склонность к изобразительному искусству, к математике, к занятиям спортом. При этом другие особенности, менее адекватные понятию «талант» и зачастую вызывающие раздражение, не принимаются в расчёт. Тем не менее давайте остановимся именно на этих свойствах характера ребёнка.
Чрезмерное любопытство — признак развитого стремления к познанию. Такие дети могут в дальнейшем стать обладателями энциклопедических познаний, сделать научную, журналистскую или инженерную карьеру. Чрезмерная активность — неотъемлемое качество лидера. Повзрослев, такой ребёнок может ярко проявить себя в политике, в бизнесе или в спорте.
Лень может быть скрытым признаком способности к самопознанию, что, возможно, станет предпосылкой к успешной карьере психолога, литератора или актёра. Следует иметь в виду, что реальный талант — это совокупность таких факторов, как интерес, темперамент, стремление практиковаться. При этом интерес и осознанное желание развить тот или иной навык играют главную роль в достижении успеха.
Если ребёнок хочет заниматься чем-то, то его искренний интерес может компенсировать недостаток каких-то природных данных. Как уже было сказано, некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Например, для проявления литературного дарования нужен достаточный срок и определённый жизненный опыт. Поэтому не стоит объявлять ребёнка неталантливым, если он не проявляет себя в дошкольном возрасте, ведь не исключено, что лет в 15–16 он вспыхнет, как яркая звезда, на небосклоне прозы или поэзии.
Задача родителей — развить у ребёнка адекватную самооценку и поддержать его желание развиваться в выбранном направлении. Они должны дать ребёнку понять, что он способный, даже талантливый.
Как развить у ребёнка адекватную самооценку?
По определению самооценка — это внутренняя оценка человеком собственных способностей, возможностей, качеств и социального положения. Различают общую и частную самооценки. Общая характеризует уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом, а частная отражает суждение человека о своих успехах в разных видах деятельности.
Самооценка ребёнка напрямую зависит от обратной связи, которую он получает от окружающих. Одна из частых ошибок родителей состоит в их стремлении по каким-то отдельным качествам и поступкам судить о личности ребёнка. Подобный поверхностный подход может привести к необратимым последствиям, ведь ошибочные суждения бывают не только со знаком «минус», но и со знаком «плюс». Зачастую родители стремятся развить самооценку ребёнка, давая ему слишком позитивную обратную связь, например, превознося его спортивные достижения или успехи в музыке. Такие действия способны создать у ребёнка неадекватное представление о себе, что в будущем может привести к колоссальному разочарованию.
Практически единственный способ развивать у ребёнка адекватную самооценку заключается в том, чтобы давать продуманную, взвешенную, информативную обратную связь на его действия. Обратная связь недопустима, если она концентрируется на негативе, описывает личность ребёнка, а не его действия, обесценивает старания ребёнка, не даёт советов по исправлению последствий его действий. Правильная обратная связь концентрируется на успехах ребёнка, описывает действия, а не личность, акцентируется на стараниях, признаёт неудачи, но определяет пути к исправлению ситуации. Правильная обратная связь формирует адекватную самооценку и помогает ребёнку объективно оценить свои сильные и слабые стороны.
Как выбирать кружки и секции?
Для начала поговорите с ребёнком, предложите несколько вариантов на выбор и внимательно выслушайте его мнение на этот счёт. После того, как ребёнок посетит пробные уроки, предложите ему выбрать один-два кружка и договоритесь (без нажима), что занятия нужно будет посещать по меньшей мере весь год. Дело в том, что одного года вполне достаточно, чтобы у ребёнка выработался тот навык, который вы хотите развить. Если вы видите, что через год он продолжает интересоваться кружком или секцией, сам без напоминаний и принуждений возвращается к тому, что делали на занятиях, значит, вы сделали верный выбор.
Чтобы не перегрузить ребёнка, используйте формулу «1+1+1», где первый кружок полезен для развития навыков, второй ему интересен (доставляет удовольствие), наконец, третий интересен вам, ведь искренняя увлечённость родителей — отличная мотивация для ребёнка. Тут главное — «не передавить»!
текст:
Александр Лосев
фото:
архивы пресс-служб