Кира Панина: МЫ ВСЕ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Кира Панина
РЕКЛАМА
Щелкунчик

Современное искусство ценно тем, что мы имеем возможность жить в одно время с людьми, творящими историю здесь и сейчас. Основанное на богатейшей истории и мировом опыте, совокупности разных художественных практик, находящееся в беспрерывном движении и представляющее собой очередной творческий эксперимент, оно отражает самые важные реалии и взгляды современного мира. Оно наделено свободой самовыражения и чувствами сегодняшнего времени, отчего становится понятным и доступным для каждого из нас. Уникальность его и в том, что мы не только понимаем его, но и имеем возможность стать участниками особого творческого процесса, который через несколько десятилетий станет частью истории благодаря шедеврам великих мастеров нашего времени.

Моменты абсолютного счастья и бесконечной любви к жизни  войдут в историю искусства вместе с произведениями потрясающей художницы, нашей с вами соотечественницы Киры Паниной. Её картины сегодня часто представляются на выставках, украшают интерьеры и находятся в частных российских и мировых коллекциях.

Кира Борисовна, вы рисуете совершенно удивительные, милые картины, изображающие детей и кошек. В них столько нежности и любви, позитива, что, глядя на них, невозможно оставаться равнодушными. Откуда это? Как получается такое чудо? Вы правда так видите жизнь или это из вашей мечты?

Я изображаю то, что, как мне кажется, может тронуть человеческую душу. Писатели передают свои мечты и сюжеты словами, я же стараюсь визуализировать эмоции. Каждый смотрит на мир своими глазами, и решать только нам, увидим мы серые будни или будем радоваться таким мелочам, как лучик солнца, чья-то улыбка, детский смех, букет полевых цветов, снежинка. В своих работах я стараюсь передавать именно позитивные эмоции, стараюсь наполнить душу зрителя теплом. Особенно приятно смотреть на реакцию детей — как они улыбаются и смеются, когда видят сюжеты моих работ с кошками или со своими сверстниками. Эта искренняя радость —лучшая оценка моему творчеству.

Ваши картины отчётливо напоминают старые советские открытки, которые были очень душевные, настоящие, трогательные. Как рождаются ваши образы? Вы вдохновляетесь изобразительным искусством советского времени? Или это впечатления из детства?

Наверное, всё идёт из детства и где-то глубоко в душе мы все независимо от нашего возраста остаёмся детьми. Когда я была ребёнком, очень любила читать сказки и даже сама сочиняла какие-то фантастические истории. Мы с ребятами играли в театр, писали стихи, пьесы. Устраивали представления нашим бабушкам, которые вечером выходили посидеть на лавочке. Создавая сюжеты своих картин, я стараюсь вспоминать именно эти картинки из детства, именно эти тёплые эмоции и впечатления.

У вас было счастливое детство?

Думаю, что да. Хочется вернуться туда хотя бы ненадолго. И ощутить радость бытия так, как ощущают её дети. Спасибо Богу, маме и папе.

Когда вы поняли, что быть художником — ваше призвание?

Я до сих пор не знаю, призвание это или моё самовыражение. Помню, в школьные годы учитель рисования, глядя на мои рисунки, спрашивал, сама ли я их рисовала или мне кто-то помогал. Мне было очень странно это слышать. Я не понимала, что такого особенного он в них нашёл. Не понимала, почему мама отвезла мои рисунки в художественное училище и меня допустили до экзаменов. Спасибо большое мамочке, именно благодаря ей в моей жизни появилось любимое дело. Это оказалось художественно-промышленное училище имени Васнецова, куда я поступила на отделение художественной резьбы по кости и дереву. Здесь учили декоративно-прикладному искусству. Но по специальности я проработала всего один год на Хотьковской фабрике резных художественных изделий. Потом ушла в декретный отпуск, родила дочку и уже не вернулась. Пошла работать в художественную мастерскую при заводе. Там занималась художественной лепкой из глины, одним словом, керамикой. А параллельно пыталась заниматься живописью. Однажды один из моих друзей увидел мои работы и предложил поучаствовать в выставке живописи в городе Щёлково. После чего меня приняли в Союз художников Подмосковья. Это было лет 15 назад. И я серьёзно начала заниматься живописью, отдавать максимум времени творчеству: писала картины — и они нравились окружающим. И тут, как сарафанное радио, люди начали делиться впечатлениями друг с другом, следить за моим творчеством. Всё больше и больше появляется зрителей, неравнодушных к моим работам. И это, конечно же, прекрасно и очень приятно.

Как важно, чтобы родители оказались такими внимательными к наклонностям ребёнка, как ваша мама! А если бы этого не случилось, в какой профессии вы могли бы состояться?

Даже не представляю себе. Я настолько люблю свою профессию, что даже мысли не допускаю, что смогла бы заниматься ещё чем-нибудь. Наверное, моя профессия всё равно была бы связана с искусством. Например, придумывать и делать интересных кукол или я занялась бы изготовлением ювелирных изделий. Кстати, на фабрике я этим тоже занималась — придумывала эскизы и вырезала из кости кольца, серьги, кулоны и т.д. Было интересно, но для меня физически трудно.

Как вы думаете, насколько важно ребёнку посещать занятия в художественных студиях, чтобы выявить способности, или, как в вашем случае, талант найдёт себе дорогу самостоятельно?

Думаю, что для ребёнка это было бы совсем неплохо. Ведь каждый ребёнок наделён талантом. Главное — его правильно развить, направить в нужное русло. И ещё нужно почаще хвалить своё чадо; нравится вам или не нравится то, что он делает, всё равно хвалите, поддерживайте его и его уверенность в себе. И тогда у него обязательно всё получится.

На ваших картинах часто можно увидеть зимние пейзажи. Зима — ваше любимое время года?

Да. Зима — это сказка, Рождество, Новый год. Снег — это тоже своего рода волшебство. Воспоминание из детства, когда бабушка говорит, что нет ни одной одинаковой снежинки, а ты не веришь и начинаешь искать — их же так много. А ведь и на самом деле нет, все разные. Это какое-то чудо, это детство и радость, которые до сих пор со мной в моих мыслях, в мечтах и в моих картинах. Я очень люблю изображать детей и животных в зимнем пейзаже. Детский смех, улыбки, чистота красок. Всё белым-бело. Хочется мечтать и реализовывать свои мечты на холсте. А получается у меня это или нет —судить зрителям.

Все ваши персонажи — это вымышленные герои или реальные? Это придуманная история, иллюстрация к каким-то произведениям или завуалированные портреты реальных людей?

Герои и сюжеты моих картин — это в основном собирательные образы. Это часть моего внутреннего мира, моих идеалов, моя душа, сознание. Мне хочется поделиться этим, и я беру краски, холст и воплощаю всё это в жизнь. Память — такая необычная субстанция, которая иногда выдаёт вымысел за реальность и наоборот, поэтому бывает и так, что герои моих картин становятся похожи на реальных людей, которые меня окружают, похожи на моих близких, похожи на меня.

Героями ваших картин также часто становятся кошки. Такие симпатичные, пушистые, добрые. Почему именно кошки?

Я очень люблю рисовать кошек, которых стараюсь наделить человеческими качествами, такими как нежность, любовь, любопытство, грусть, радость. Говорят, что «кошки — это ангелы, спустившиеся с небес». У нас на даче живёт много бездомных кошек и котов. Каких-то мы смогли приютить, но всех взять невозможно. Зимой мы строим им домики из картона и кормим их, потому что мне лично их всех очень жалко. На эту тему у меня тоже есть серия работ, которая называется «Беспризорники». Очень интересно наблюдать за этими животными: они грациозны и изящны и в то же время наивны и искренны. Эти животные обладают настолько разными характерами, они удивительно умеют подражать своим хозяевам. У нас дома живут три кошки и кот — они иногда становятся персонажами моих работ.

Кроме детей и животных вы создали потрясающую серию картин, объединённых названием «Чашечка кофе», в которых мы можем видеть гламурные светские изображения женщин, их позы, сцены. Всё это появляется в работах из ваших наблюдений? И как вообще родилась идея создания этой серии?

Эта серия картин — одна из любимых моих тем. Когда-то в детстве я любила дурачиться и рисовать разные карикатуры. Выглядело это очень необычно и позитивно. И как-то раз, уже в зрелом возрасте, я изобразила изящную даму с чашечкой кофе. Получился такой ироничный и очень выразительный образ. В голову сразу стали приходить различные идеи, и я поняла, что этот волшебный напиток создаёт какую-то необычную ауру. Есть в этих образах определённое спокойствие, уют, гармония, уединение. То есть открываются такие черты человека, которые мы можем сразу и не увидеть.

Когда смотришь на картины из этой серии, невольно ловишь себя на мысли, что у каждой девушки своя чашечка кофе, которую она пьёт по-особенному. Это правда так?

Конечно. Обратите внимание на девушек, женщин, которые сидят за стеклом в кафе и пьют этот ароматный горячий напиток; просто посмотрите, как они это делают, какие они разные, представьте себе их мысли в данный момент. И вы не найдёте ни одного повторяющегося сюжета. Это своего рода интимный момент, тайна, маленькое окошко во внутренний мир, которое открывается благодаря волшебному аромату этого напитка.

Вы сами любите кофе?

Я пью его очень редко.

На одном из сайтов, где представлены ваши картины, ваше направление определено как постмодернизм. Искренность, характерная для ваших картин, идёт вразрез с общепринятым определением постмодернизма, где, как известно, больше игры, экспериментов, чем искренности чувств. Считаете ли вы себя постмодернистским художником?

Постмодернизм в моём понимании — это свобода творца, отсутствие ограничений ума. Главный принцип постмодернизма — всё разрешено и нет никаких запретов. Вот что мне и нравится в этом направлении. Но большинство моих работ я отношу к стилю наив. Иногда очень хочется вернуться в прошлое — я это делаю с помощью живописи.

Кто из художников прошлого вас вдохновляет, чьё творчество, может быть, повлияло на вас? И кого из современных художников вы выделяете?

Я очень люблю творчество Сандро Боттичелли. Нравится некоторая декоративность его живописи. Люблю Ван Гога, Поля Гогена, Элизабет Виже-Лебрен. Также постоянно открываю для себя и современных художников.

Назовите имена современных художников, которые привлекли ваше внимание  не только с точки зрения техники, но и понравились своим содержанием?

Я очень люблю работы американского художника Эндрю Уайета. Есть в его работах нечто особенное. Они очень поэтичны и содержательны. Кстати, его отец Ньюэлл Уайет был известным иллюстратором. Каждую рождественскую ночь Ньюэлл Уайет забирался на крышу в костюме Санта-Клауса и проникал в собственный дом через дымоход. Он делал всё, чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало. Ещё люблю творчество Александра Янина. Он работает в стиле наив. В его работах есть и юмор, и философский подтекст. Очень интересный художник и Ольга Сушкова. В её работах чувствуется женское начало.

Вы часто участвуете в выставках? Где можно увидеть и, может быть, приобрести ваши картины?

На выставки приглашают часто, но, к сожалению, участвую в них редко, так как это занимает много времени. Я больше предпочитаю интернет-площадки. Я выкладываю свои работы на художественных сайтах, в своём Instagram и на Facebook.

На какие выставки вы посоветуете обращать внимание юным художникам и всем любителям живописи и как их находить? Ведь далеко не всегда информация о них доходит до зрителя из-за отсутствия рекламы.

Я думаю, что на выставки надо просто ходить. И если вас что-то затронет, заденет, значит, художник работал не зря и вы пришли на выставку не напрасно. Кто ищет, тот всегда найдёт. В детстве моя мама часто вывозила меня на разные выставки в Москву, в Питер (мы жили в Подмосковье), а ещё она часто водила меня по театрам. В общем, занималась моим творческим воспитанием. Спасибо ей за это огромное!

Кроме картин, я знаю, вы занимаетесь ещё и декоративно-прикладным творчеством. Что именно вы расписываете?

Да, одно время я была увлечена росписью матрёшек, росписью интерьеров, занималась керамикой. А ещё хотелось сделать что-то необычное. Так появились расписные бутылки «Дамочки», которые привели в полный восторг моих зрителей. Это действительно получилось очень интересно.

Вы когда-либо иллюстрировали детские книги?

Иллюстрацией книг я не занималась и даже не думала об этом. Иногда просят дать фото уже готовых работ для иллюстрации своих произведений, для обложки журнала, книги. Часто пишут стихи, глядя на какую-нибудь из моих работ. Это просто здорово. Я очень благодарна людям, которые проявляют внимание к моему скромному творчеству.

Если бы вам предложили, как вы думаете, о чём была бы эта книга?

Мы все мечтаем, фантазируем, что-то придумываем, только по-разному делимся этим друг с другом. Писатель передаёт свои мысли словами, музыкант создаёт мелодию, а художник переносит свои мысли на холст с помощью красок. Конечно, если бы я иллюстрировала что-то, то, скорее всего, это была бы добрая сказка, где происходят чудеса, есть любовь, дружба и взаимоподдержка и, конечно же, где добро побеждает зло.

Какую историю вы бы сами хотели проиллюстрировать?

Если честно, не хотелось бы загонять себя в рамки какой-либо отдельной истории. Хочется писать то, что в данный момент рождается в голове и в сердце.

Если бы вы писали картину о себе, где отразили бы свою жизнь, какими красками и в каких цветах она была бы исполнена?

Это сложно сказать. Я думаю, что разные временные отрезки были окрашены в разные цвета. Наверное, жизнь приобретает те цвета, которые соответствуют твоему нынешнему содержанию и настроению, поэтому думаю, что картина была бы выполнена во всех цветах радуги.

текст:
Наталья Вагапова
фото:
архивы пресс-служб