Летние каникулы с пользой для ребенка. Советы психолога

Ксения Николаевна Дементьева
РЕКЛАМА

В период каникул и теплых летних дней многие родители считают, что их ребенок должен как можно больше времени проводить на улице. Но что, если он «домосед»? Полезна ли смена обстановки для ребенка в таком случае? Ответами на эти и другие вопросы поделилась Ксения Николаевна Дементьева, медицинский психолог отделения медицинской реабилитации Российской детской клинической больницы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Если ребенок любит сидеть дома, нужно ли заставлять его гулять на улице летом в надежде, что ему со временем это понравится?

Существуют разные причины, почему ребенок не хочет выходить на улицу. В основном это отсутствие привычки к регулярным прогулкам в течение года, когда у детей вся неделя расписана: школа, кружки, репетиторы. Также играет роль свободный доступ к телефону, планшету, телевизору, приставке. В таких случаях крайне трудно оторваться от игры или фильма, чтобы выйти на улицу.

Помните, что лучший способ воспитания — личный пример. Если в течение дня все родственники предпочитают полежать перед телевизором или посидеть в телефоне, то ребенок воспринимает это как наиболее эффективную стратегию отдыха. Традиции совместных походов, рыбалки, прогулок, посещения веревочных парков и прочего — все это приучает к тому, что на улице можно весело провести время всей семьей.

Если ребенок постоянно сидит дома и не хочет никуда выходить, как ему объяснить о необходимости социализации?

Этот вопрос наиболее эффективно решается в рамках семьи, посещения школы, разнообразных секций. Важно понимать, что те же игры на компьютере бывают очень разные. Сейчас популярно направление онлайн-игр, где команда игроков может соревноваться с другими, либо выполнять определенные задачи. Здесь тоже будут нарабатываться социальные навыки: умение договариваться и слушать других, проявлять лидерские качества.

В некоторых случаях полное исключение современных технологий из жизни ребенка может привести к обратному эффекту: ребенок рискует стать изгоем в компаниях, где интересы других детей связаны с играми на телефоне, компьютере, а также с обсуждением любимых блогеров. Поэтому все ограничения и правила должны вводиться с умом. Например, пользоваться компьютером можно, но только ограниченное время в течение дня. Важно заранее договориться, о том, сколько именно минут или часов допустимо и почему.

Полезно ли вообще для ребенка менять обстановку? С города на дачу, с книжек дома на общение со сверстниками?

Даже для взрослых очень полезна профилактика монотонного образа жизни, то есть избегание однообразия. А ребенку тем более необходимо равномерно развиваться не только в формировании учебных навыков, но и в собственном становлении: быть ловким, сильным, умеющим общаться с разными людьми и в разных обстоятельствах.

Чем больше положительных эмоций дети получат в процессе этого разнообразия, тем легче им продолжать справляться с повседневной нагрузкой.

Стоит ли постепенно возвращать учебную нагрузку ребенку за пару недель до начала сентября?

Постепенное возвращение учебного режима может сгладить контраст между каникулами и учебой. Поэтому да, стоит немного заранее адаптировать ребенка к предстоящему образовательному периоду: например, ложиться спать пораньше, подготавливаясь к утренним пробуждениям к школе. Если удастся выстроить весь распорядок дня по аналогии с сентябрьскими и последующими месяцами, пусть даже и в легкой форме, это также позволит ему проще переключиться с летнего отдыха на «рабочие» будни. При таком подходе ребенок значительно легче переносит возвращение к учебной деятельности, оказывается более мотивирован и собран.