Михаил Юрьевич Лермонтов: К 210-летию со дня рождения великого русского поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов
РЕКЛАМА
Bloom-Bloom

Осенью нынешнего года вся Россия будет отмечать очередной «круглый» юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова, одного из самых значительных, выдающихся поэтов, писателей и драматургов нашей страны. Его жизнь была короткой, но чрезвычайно насыщенной и яркой. Он прожил всего 26 лет, но за это время успел оставить глубочайший след в русской культуре.

Его поэзия, проза и драматургия оказали колоссальное влияние на развитие отечественной литературы, его произведениями зачитывались наши предки, их читаем мы и ими будут наслаждаться наши потомки.

Происхождение, детство и юность

Лермонтов происходил из старинного, но небогатого дворянского рода. Его отец, Юрий Петрович, был офицером, а мать, Мария Михайловна (в девичестве — Арсеньева), принадлежала к старинному дворянскому роду Столыпиных.

Мать поэта умерла, когда ему было всего три года, и воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Была она женщиной строгих правили и при этом очень любила внука, воспитывала его в аристократических традициях и старалась дать ему всё то лучшее, что было в её распоряжении.

Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы (ныне Лермонтово), что в Пензенской губернии. Мальчик с самых ранних лет проявлял необычайные способности к творчеству: прекрасно рисовал, играл на фортепиано, писал стихи. Образование он получил дома, под руководством бабушки и приглашённых учителей. В 1828 году Лермонтов переехал в Москву, где поступил в университетский благородный пансион. Как раз в это время он начал всерьёз заниматься литературой. Первые его стихи были опубликованы в 1830 году, когда Михаилу было всего 16 лет. В 1832 году Лермонтов поступил на нравственно-политическое отделение Московского университета, но из-за конфликтов с преподавателями и однокурсниками оставил это учебное заведение и переехал в Санкт-Петербург.

Литературная деятельность

После выхода в свет первого сборника Лермонтов практически всё своё время уделял литературе. Он работал в самых разных жанрах: писал лирические стихи и поэмы, драмы и произведения в прозе. Тематика его работ поражает широтой спектра: здесь нашли место любовь и природа, философские размышления, а также социальные и политические проблемы.

Особое место в творчестве Лермонтова занимает его отношение к России. В стихотворении «Родина» он писал:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни тёмной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья».

Эти строки отразили глубокую привязанность поэта к своей стране, несмотря на критическое отношение к её социальным и политическим проблемам.

Слава

В школе на уроках литературы мы узнали, что Лермонтов приобрёл широчайшую всероссийскую известность в 1837 году, после того как написал знаменитое стихотворение «Смерть поэта», посвящённое гибели Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение вызвало широкий общественный резонанс и конечно же привлекло внимание властей. Именно это «внимание» привело к тому, что за свои смелые критические высказывания, точнее — за вольнодумство, непростительное в период правления императора Николая Павловича, Лермонтова отправили в ссылку на Кавказ. Что же такого «вольнодумного» обнаружили власти в этом стихотворении? То, что Лермонтов позволил себе обвинить в гибели великого поэта великосветское общество!

«Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!»

Эти строки демонстрируют читателю не только отношение Лермонтова к творчеству великого русского поэта, но и восприятие самого себя как преемника Пушкина в русской литературе. И действительно, Лермонтов, продолжив традиции блистательного предшественника, создал свой собственный, уникальный стиль, обогатив русскую литературу совершенно новыми, незнакомыми образами, сюжетами и темами.

Кавказский период

Кавказ стал ключевым этапом в жизни и творчестве Лермонтова, который в офицерских чинах провёл там с перерывами несколько лет. Кавказская природа, быт и нравы горцев, кровопролитная война — всё это нашло отражение в его произведениях. На Кавказе Лермонтов написал многие свои лучшие произведения, в частности пронизанную духом романтизма поэму «Мцыри», повествующую о молодом послушнике, который стремится обрести свободу и вернуться на родину.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле?
Жил — и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».

В поэме «Демон», также созданной на Кавказе, Лермонтов обращается к теме борьбы добра и зла, любви и ненависти. Её главный герой, воплощая в себе конфликт между божественным и дьявольским началами, стремится к человеческим чувствам и любви, которые он не может обрести из-за своей нечеловеческой природы.

«И долго, сладко слушал он
Про тот чудесный небосклон,
Про те леса, про те поля,
Про край любимый, где земля
Дитя судьбы благословила,
Где в бедной келье, в тишине,
Чужой, забытый всеми, жил он,
Душою весь предавшись мне».

Первая кавказская ссылка длилась недолго, и вскоре поэт снова оказался в Петербурге с целым багажом новых произведений и новых идей.

Преемник Пушкина

Лермонтов нередко воспринимается как преемник Пушкина в русской литературе. Это обусловлено не только трагической гибелью обоих поэтов, но и схожестью в тематике и стилистике их произведений. Лермонтов, как и Пушкин, исследовал человеческую природу, стремился к истине и свободе, критиковал общественный строй и политику властей. Однако, несмотря на влияние великого предшественника, Лермонтов создал свой уникальный литературный стиль, который отличается явным пессимизмом и большей философской глубиной. Если Пушкин в своих произведениях часто искал гармонию и красоту, то Лермонтов делал акцент на драматизме взаимоотношений своих персонажей и неизбежности разногласий между ними.

Проза Лермонтова

Лермонтов по праву считается родоначальником русского социально-психологического романа, романа-исповеди, который стал богатейшим источником вдохновения для последующих асов этого жанра — Николая Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстого, Фёдора Михайловича Достоевского. Проза Лермонтова лаконична без сухости, живописна без декоративности, глубока без нарочитости. Автор не копается в душах своих героев: их характеры, их темперамент раскрываются в репликах, поступках, реакциях на обстоятельства.

Первым в истории русской литературы социально-психологическим романом стал «Герой нашего времени». По замыслу Лермонтова, кстати, блестяще реализованному, у этого произведения три автора: рассказчик (сам писатель), старый штабс-капитан Максим Максимыч и главный герой, Григорий Александрович Печорин, в начале повествования  прапорщик, а в конце первой части — вышедший в отставку богатый, скучающий искатель приключений. Разумеется, история, рассказанная тремя «соавторами», не была списана с натуры, однако её фотографическая точность предполагает, что эпизоды, из которых она сплетена, имели место на самом деле. Судя по всему, реальны были и прототипы всех персонажей. Разве что портрет Григория Александровича Печорина — скорее мозаика, сложенная из характеров молодых столичных офицеров, оказавшихся в самый разгар войны на Кавказе. Правда, сквозь элементы этой мозаики просвечивает её основа — характер самого Лермонтова.

В арсенале писателя были уникальные инструменты, которыми он искусно владел, — великий русский язык, фантазия и богатый, несмотря на молодость, жизненный опыт. В результате реплики рассказчика рисуют нам отстранённого наблюдателя, Максим Максимыч видится бесхитростным старым служакой, а Печорин — «столичной штучкой», аристократом, который в свои 25 лет успел продегустировать доступные ему удовольствия и попробовать на вкус опасность, и всё это ему надоело. Роман «Герой нашего времени» читается на одном дыхании, он не оставляет равнодушным современного читателя точно так же, как беспокоил сердца людей 180 лет назад.

Путь к финалу

Последние годы жизни Лермонтова были омрачены постоянными конфликтами с властями и высшим светом. Его произведения постоянно отклонялись цензурой, а сам поэт часто подвергался критике и преследованиям. В феврале 1840 года Лермонтов был на балу у графини Лаваль, где поссорился с сыном французского посла Эрнестом Барантом, который вызвал поэта на дуэль. Противники сначала бились на шпагах, однако у Лермонтова при выпаде переломился клинок, и они перешли на пистолеты. Первым стрелял Барант, но промахнулся. В свою очередь Лермонтов разрядил пистолет, выстрелив в сторону, после чего участники разъехались. За «недонесение о дуэли» Лермонтов был арестован, и дело ушло на рассмотрение в военный суд. Кстати, второй дуэлянт, Барант, по воле Николая I привлечён к суду не был. По решению суда Лермонтов был снова переведён на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, фактически на передовую Кавказской войны.

Пятнадцатого июля 1841 года в Пятигорске Лермонтов бился на дуэли с майором Николаем Мартыновым и погиб. Обстоятельства дуэли до сих пор вызывают много вопросов и споров. Похороны Лермонтова прошли в Пятигорске, однако через год его тело было перевезено в родовое имение Тарханы.

Наследие

Несмотря на сравнительно короткий творческий период, Лермонтов оставил после себя огромное литературное наследие и оказал неоценимое влияние на развитие русской литературы, став одной из ключевых фигур в её истории. Его произведения многократно переиздавались, экранизировались и ставились на сценах театров. Лермонтовские образы и темы продолжают жить в русской культуре и искусстве. Поэт внёс значительный вклад в развитие романтизма в русской литературе. Его произведения проникнуты духом свободы, стремлением к идеалу, поиском смысла человеческой жизни. Он умело сочетал лирическую нежность с философской глубиной, что делало его произведения поистине неповторимыми.

Творчество Лермонтова сыграло роль связующего звена между классическим романом XIX века и литературой XX века. Его литературные находки и приёмы нашли своё продолжение в произведениях многих выдающихся русских писателей XIX — XX века. Фёдор Михайлович Достоевский, высоко оценивая творчество Лермонтова, считал его одним из величайших поэтов России. Лев Николаевич Толстой, признавая несомненную значимость Лермонтова как выдающегося поэта, видел в нём своего предшественника в исследовании человеческой природы и социальных проблем. Антон Павлович Чехов, чьё творчество также стало важным этапом в развитии русской литературы, унаследовал от Лермонтова умение глубоко и тонко передавать внутренний мир своих героев, их чувства и переживания. Чеховские рассказы и пьесы продолжают лермонтовскую традицию изображения человека во всей его сложности и противоречивости.

Лермонтов бесспорно оказал влияние и на европейскую литературу. Его произведения переводились на многие языки и вызывали неизменный интерес не только у зарубежных читателей, но и у именитых писателей. Ромен Роллан, Эрнест Хемингуэй, Джон Голсуорси, Бернард Шоу, Томас Манн и Август Стриндберг — все они в той или иной степени признавали значимость Лермонтова для мировой литературы.

Портрет поэта (кистью)

Всё, что было сказано выше, относится к Лермонтову-профессионалу, то есть к поэту, прозаику и драматургу по имени Михаил Юрьевич Лермонтов. А что это был за человек? На этот счёт до сих пор не утихают споры, настолько фигура нашего выдающегося соотечественника была неоднозначной и таинственной. Начать с того, что произведения Лермонтова печатались и продолжают печататься. В библиотеках, в книжных магазинах, на книжных полках у частных лиц можно видеть собрания его сочинений и избранные стихотворения, изданные отдельными томами, и практически в каждой книге нам встретится один из портретов поэта. Рассматривая эти изображения, можно догадаться, что художники пытались передать выражение глаз Лермонтова, но тщетно, никому из них это не удалось.

Портреты все разные, и Лермонтов везде другой. Полотна эти писали такие известные художники, как Заболотский, Клюндер, Горбунов, но, как это ни странно, ни один из них не оказался способен схватить «жизнь лица», передать духовный облик поэта. Пожалуй, наиболее убедительными можно считать только беглый рисунок однополчанина Лермонтова, барона Д. П. Палена, и автопортрет на фоне Кавказских гор, где поэт изобразил себя в бурке, с кинжалом на поясе и с огромными печальными глазами.

Объяснить неудачи портретистов можно неуловимостью черт Лермонтова, которые ускользали не только от кисти художников, но и от описаний современников. Поразительно, но люди, знавшие его лично, совершенно расходились между собой при описании его внешности. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазками.

«Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», — писал Иван Сергеевич Тургенев. А вот один из юных почитателей Лермонтова отметил, что «то были скорее длинные щели, а не глаза, щели, полные злости и ума». Ещё он разглядел огромную голову, широкий, но невысокий лоб, выдающиеся скулы, узкий подбородок, фыркающий ноздрями вздёрнутый нос, реденькие усики, коротко остриженные волосы и сардоническую улыбку. Однако решительно все, кто знал Лермонтова лично, говорили о непостижимой силе его взгляда.

Портрет поэта (пером)

Но не только внешность, но и характер поэта его современники описывали так несхоже, что кажется, словно речь идёт о совершенно разных людях. Одним он виделся холодным, желчным, раздражительным, других поражал живостью и весёлостью. Одним вся фигура поэта внушала безотчётное отторжение, других привлекали симпатичные черты лица.

Представители великосветского общества считали Лермонтова высокомерным, едким и заносчивым. Светские львицы отмечали, что у поэта язвительная улыбка, что он злобен, скучен и угрюм, а однополчане говорили, что его язвительность и колкость в итоге сменялись ласковыми словами и добрым взглядом.

Вот что вспоминал о Лермонтове князь Лобанов-Ростовский, с которым поэт встречался в Петербурге: «С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна. Но в своём обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки…»

Так вот в чём разгадка! Вот почему художникам не удавались портреты Лермонтова! Выясняется, что образ поэта, внешние проявления его характера можно было увидеть только в динамике, в резких сменах душевных состояний, в быстром движении мысли, в постоянной смене мимики. А кроме того, он, разумеется, и держался везде по-разному. Он был одним в петербургских салонах, где подчёркивал свою внутреннюю свободу, независимость и презрение к светской толпе, и совсем иным в дружеской компании, среди людей простых и достойных. Как писал один из современников Лермонтова, он терпеть не мог рисоваться, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними полон женской деликатности и юношеской горячности.

Александр Васильевич Дружинин — писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира — в 1860 году написал большое исследование, посвящённое Лермонтову, где говорил о его поэзии, прозе, драматургии, характере и судьбе. В статье особое место уделялось непостижимому творческому подвигу Лермонтова, которому за четыре с небольшим года после гибели Пушкина удалось создать величайшие творения романтической литературы — поэмы «Демон» и «Мцыри», эпическую «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и гениальный роман «Герой нашего времени», ознаменовавший начало русской психологической прозы, сборник стихов, означивший целый период в истории русской лирики, и ещё один поэтический сборник, которого в печати увидеть Лермонтову так и не довелось.

Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремлённость, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг своей краткой жизни.

Железный характер Лермонтова впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Совсем ещё юный поэт вынес немилость и изгнание, как переносят житейские невзгоды люди, самой судьбой предназначенные для борьбы. Лермонтов более чем кто-либо другой понимал собственное значение и роль, какую ему было предначертано сыграть в русской литературе и в жизни русского общества. Именно в изгнании, среди людей в большинстве своём опальных, у Лермонтова были истинные друзья. Он был знаменит не только в литературных салонах и в широком круге почитателей в Петербурге и Москве, но и на всём Кавказе.

В своём исследовании Дружинин раскрыл черты личности Лермонтова, которые объясняют его сложный и внешне противоречивый характер. К примеру, он отмечал сохранившуюся с детства привычку Лермонтова к сосредоточенной мечтательности и другую особенность, старательно им скрывавшуюся. Дело в том, что Лермонтов долго был нескладным мальчиком, и даже на Кавказе, имея славу знаменитого писателя, не мог отделаться от застенчивости, которую прикрывал то холодностью, то насмешливой сумрачностью.

Мир искусства был для Лермонтова святыней и цитаделью, куда не давалось доступа ничему недостойному. «Гордо, стыдливо и благородно совершил он свой краткий путь среди деятелей русской литературы», — писал Дружинин. Лермонтов был очень разным и зачастую сегодня непохожим на себя вчерашнего. В беспощадном к нему обществе надменной аристократии и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Такое можно сказать про каждого из нас, но у Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал по себе столько разноречивых толков, собранных позднее мемуаристами в многостраничные издания.

Выдающийся советский писатель, литературовед, исследователь творчества Лермонтова Ираклий Луарсабович Андроников писал: «Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть. Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, трагический „Маскарад“ и одну из самых удивительных книг во всей мировой литературе — „Героя нашего времени“, мы невольно вспоминаем, что сказал Пушкин о Байроне: „Он исповедался в своих стихах невольно, увлечённый восторгом поэзии“. Как великий поэт Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека».

текст:
Илья Пляцковский
фото:
архивы пресс-служб