Мой ребёнок — вундеркинд!

Мой ребёнок — вундеркинд!
РЕКЛАМА
RIBAMBELLE

Прозвучал последний аккорд концерта Эдварда Грига для фортепиано с оркестром, и с соседнего кресла в партере сквозь бурные аплодисменты донеслось: «Ваша дочь — истинный вундеркинд!» Разумеется, у мамы тут же хлынули обильные слёзы и у отца ­ затуманились глаза… Вот оно, настоящее счастье! Но так ли это? Всегда ли вундеркинд в семье — это счастье, причём как для самого ребёнка, так и для его родителей? Попробуем разобраться.

Гениальность — дар или прямая дорога к неприятностям?

Существует ли непосредственная зависимость между высоким IQ и жизненными трудностями? Самые разные источники информации твердят нам о том, что гениальность — это скорее не природный дар, а врождённый недуг, своего рода генетический дефект. Действительно, многие гениальные люди страдали психическими заболеваниями и были неспособны к нормальному человеческому общению (вспомним хотя бы Винсента Ван Гога). Казалось, что в их внутреннем устройстве нарушен некий баланс и избыток способностей в какой-то одной области резко снижает потенции во всех остальных. В качестве подтверждения этой гипотезы обычно приводятся следующие примеры.

  • Кристиан Хейнекен вошёл в историю как самый гениальный ребёнок. Уже в годовалом возрасте он мог цитировать пять первых книг Библии, а к трём годам свободно общался на латыни и французском. Вундеркинду также были интересны мировая история, география, математика и биология. Кристиан не прожил и пяти лет, скончавшись от непереносимости глютена.
  • Надежда Рушева — автор свыше 12тысяч рисунков. Только за один вечер, пока отец читал маленькой Наде «Сказку о царе Салтане», девочка сделала 36 иллюстраций к этому произведению. Позже она проиллюстрировала сочинения полусотни писателей, включая Льва Толстого, Михаила Булгакова и Антуана де Сент-Экзюпери. Её работы демонстрировались на выставках в СССР, Польше, Румынии, США, Германии, Японии, Индии и других странах. В 17 лет Надежда скончалась от врождённой аневризмы сосуда головного мозга.

Однако есть и прямо противоположные примеры.

  • Один из величайших композиторов в истории человечества Вольфганг Амадей Моцарт научился играть на фортепиано, скрипке и органе в три года, в пять лет сочинил свои первые произведения и начал концертировать. Моцарт был гением, но ничто человеческое не было ему чуждо. По воспоминаниям современников он жил весело и бесшабашно. Если бы в XVIII веке в аптеках продавался пенициллин, композитор не скончался бы от банальной пневмонии.
  • Лев Ландау, выдающийся советский физик и нобелевский лауреат, окончил школу в13 лет, а через год поступил сразу на два факультета Бакинского университета — химический и физико-математический. Ландау жил ярко и насыщенно, причём не только в науке. К сожалению, в 1962 году он попал в тяжёлую автокатастрофу, правда, выжил, долго восстанавливался, но через шесть лет скончался от осложнений после очередной операции.

Кто такие вундеркинды

По меньшей мере уже пару столетий так определяют детей, которые опережают сверстников в интеллектуальном или физическом развитии. Такие самородки могут обладать феноменальными способностями не только в области точных наук и лингвистики, музыки и творчества в целом, но и в спорте. Есть дети, которые сочетают в себе фантастические способности сразу в нескольких направлениях, но есть и такие, кто невероятно одарён в какой-то одной дисциплине, а по другим явно «проваливается». Этот феномен носит название «синдром саванта». Общая для всех савантов особенность — феноменальная память. Области, где чаще всего проявляются их способности, — это музыка, лингвистика, изобразительное искусство, арифметические вычисления, картография, построение сложных трёхмерных моделей.

Откуда берётся гениальность

Генетики считают, что гениальность обуславливает уникальное сочетание — случайная комбинация генов. Именно поэтому выдающиеся способности не передаются из поколения в поколение.

Обычно талант раскрывается рано — до восьмилетнего возраста. Однако скачок в развитии может базироваться не на высоком интеллектуальном уровне, а, например, на отличной памяти. Такой ребёнок может знать наизусть все марки автомобилей, названия всех стран и столиц мира, всех пород собак и кошек, но к старшим классам такие юные дарования уже ничем не отличаются от догнавших их сверстников.

Одна из наиболее свежих гипотез связывает одарённость с особенностями развития мозга. В 2006 году Филип Шоу и его коллеги из Национального института психического здоровья (США) исследовали более трёхсот детей в возрасте от 6 до 19 лет. Раз в два года дети проходили магнитно-резонансную интроскопию, позволяющую измерить отделы головного мозга. Выяснилось, что кора у вундеркиндов начинала сокращаться на два года позже, чем у «обычных» детей. Наибольшие различия наблюдались в предлобных участках, отвечающих за планирование, логику и анализ. Правда, к девятнадцати годам все эти различия у «подопытных» нивелировались.

Изучение феномена. История вопроса

В 1795 году английский литератор Исаак Дизраэли издал книгу «Литературный характер, или История гения», где сделал попытку как-то систематизировать феномен гениальности, подвергнув анализу характеры известных писателей. Среди признаков, сопутствующих гениальности, он выделил меланхолию, внутреннее беспокойство и даже помешательство.

В 1863 году итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в своём труде «Гениальность и помешательство» выдвинул тезис о том, что гениальность иногда может быть следствием психического заболевания. Но считать всех гениев шизоидами, а всех пациентов «скорбного дома» — гениями чересчур смело.

Значительный шаг в изучении одарённости сделал известный психолог Льюис Термен из Стэнфордского университета. В 1921 году он провёл тесты на IQ в нескольких школах Калифорнии и отобрал полторы тысячи учеников, показатели которых превысили 170 баллов. Затем на протяжении тридцати лет он следил за судьбой участников исследования.

Однако определение гениальности по IQ не оправдало ожиданий: никто из лидеров тестирования не продемонстрировал каких-то особенных достижений. Зато результаты работы Термена похоронили миф о том, что у вундеркиндов есть проблемы с социализацией, ведь повзрослев, они не превращались в «яйцеголовых отшельников», а, наоборот, становились вполне нормальными, успешными людьми.

В 1972 году профессор Джулиан Стэнли из Университета Джонса Хопкинса решил провести собственное исследование на основе математической части теста SAT, практикуемого при приёме в высшие учебные заведения в США. Он отобрал 450 подростков 12–14 лет, набравших наибольшее количество баллов, и стал следить за их судьбой. Но Стэнли не остановился на этом, занялся регулярным отбором детей по этой методике, и к 1992 году общее число «подопытных» достигло пяти тысяч. На протяжении жизни эти люди проходили опросы в возрасте 18, 23, 33, 50 и 65 лет. В итоге Стэнли пришёл к тому же выводу, что и Термен: в большинстве своём одарённые дети стали успешными взрослыми.

Тогда Джулиан Стэнли основал Центр талантливой молодёжи. Оказались ли среди них гении? Судите сами: через Центр Стенли прошли основатель Facebook Марк Цукерберг, основатель Google Сергей Брин, певица Стефани Джерманотта (Lady Gaga), а также выдающиеся математики Теренс Тао и Ленард Ын.

Почти одновременно с Джулианом Стэнли, в 1974 году, в Великобритании начала собственные исследования профессор психологии Джоан Фримен. Она отобрала семьдесят детей в возрасте от 5 до 14 лет и разделила их на две группы — экспериментальную (из тех, чей результат по тесту Равена оказался высоким) и контрольную (их одноклассники среднего уровня).

Спустя 27 лет профессор Фримен подвела итоги и сообщила, что высокий интеллект никак не связан с эмоциональными проблемами, адаптацией, социализацией и физическим развитием. Последующие исследования, проведённые другими учёными, дали практически аналогичные результаты. Даже более того, было отмечено, что высокий интеллект помогает людям адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам.

В результате научное сообщество сошлось во мнении, что замкнутость и психические расстройства, порой сопутствующие гениальности, — следствие воспитания, а не одарённости. Выходит, гениальность не грозит никакими неприятностями её носителю? Как бы не так!

Проблемы гениальности. Детское удовлетворение взрослых амбиций

Ранняя гениальность отягощена существенными недостатками, о которых предпочитают умалчивать. Дело в том, что вундеркинды сталкиваются с серьёзным давлением, которое оказывают на них и общество, и близкие люди.

Быть маленьким гением тяжело. Таким детям приходится постоянно оправдывать чьи-то ожидания, становясь плодом амбиций родителей и учителей. Часто это проявляется в постоянном психологическом давлении на ребёнка. Заметив и оценив в сыне или дочери какой-то талант, родители обычно совершают главную и зачастую непоправимую ошибку: принимаются с упрямством, достойным иного применения, оттачивать этот талант, взваливая на неокрепшие плечи и, что важно, на неокрепшую психику ребёнка непосильную ношу. При этом родители руководствуются известной формулой Томаса Эдисона: «Гений — это 1% вдохновения и 99% старания», а также российской вариацией высказывания знаменитого американского изобретателя: «Способности и труд порождают талант, талант и труд порождают гения». В результате одарённого ребёнка начисто лишают детства: общение со сверстниками замещается многочасовыми занятиями, общеобразовательные дисциплины выдавливаются исключительно профессиональными знаниями, умениями и навыками, все усилия концентрируются на достижении единой цели — стать первым, единственным, знаменитым!

После очередных успехов чада родители, желающие и дальше тешить своё тщеславие, не успокаиваются, а стараются выжать из ребёнка всё возможное и невозможное.

Отверженные или отвергающие?

Отечественные педагоги и психологи отмечают, что одарённость сопровождается многочисленными побочными факторами. Юные гении, как правило, вспыльчивы, требовательны, нетерпимы и нетерпеливы. Сверстники кажутся им скучными, учителя в обычных школах — недостаточно образованными. Вундеркинды поправляют педагогов, делают замечания взрослым, с трудом выстраивают отношения с окружающими.

Со своей стороны родители маленьких гениев, обычно зацикленные на их профессиональной реализации, не задумываются об их социализации. Они радуются достижениям ребёнка и забывают о том, что ему в конце концов нужно будет жить среди людей.

Отрицательно сказываются на одарённых детях и завышенные ожидания родителей. Из-за этого, став взрослыми, прежние вундеркинды, как правило, чутко реагируют на недостаток внимания, испытывают разочарование и тревогу.

Представьте себе жизнь ребёнка, интеллектуальные способности которого далеко опережают его психологический и биологический возраст. Малыш ещё не успел научиться общаться со своими сверстниками, а ему уже нужно приспосабливаться к миру взрослых. Так многих вундеркиндов лишают детства, в чём они, став взрослыми, зачастую признаются.

Известны случаи, когда школьники младших классов, прирождённые математики, разбираясь в предмете гораздо лучше, чем сверстники, по детской неопытности начинают поправлять, делать замечания, причём не только одноклассникам, но даже учителям. А нынешний школьный учитель — далеко не ангел, не Песталоцци и не Януш Корчак. Он может не только обидеться, но и настроить весь класс против выскочки. И тут начинается самое страшное — булинг, а если по-простому — травля.

В таком случае родителям необходимо немедленно принять меры и, в идеале, не теряя времени устроить способного ребёнка в специальную школу для одарённых детей, где он попадёт в соответствующее его уровню окружение.

Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Вундеркинд действительно может почувствовать себя аутсайдером, ведь свою возрастную среду он обогнал, а в другую, более взрослую, его могут и не принять. Результат — духовное одиночество, которое бывает невозможно компенсировать родительской заботой. Побочный эффект подобной изоляции — социальный инфантилизм, отсутствие самых рутинных бытовых знаний, умений и навыков, необходимых человеку в повседневной жизни.

Взлёт и падение

Готов ли талантливый ребёнок постоянно быть в центре внимания и сможет ли он пережить падение популярности? Это очень острая, часто встречающаяся проблема, с которой сталкиваются необычайно одарённые дети. Действительно, на старте талантливым маленьким музыкантам рукоплещут именитые артисты, гениальным маленьким математикам — маститые учёные, их знает вся страна, весь мир восхищается их дарованиями. И зачастую дети, пережившие такое испытание славой, вовсе не готовы к тому, что во взрослой жизни всё для них может обернуться иначе.

В психологии известен невротический «синдром бывшего вундеркинда», который характеризуется болезненным самолюбием и стремлением непрерывно самоутверждаться, что приводит к эмоциональной нестабильности и депрессии.

Часто детская одарённость проявляется в какой-то одной сфере. Например, ребёнок может показывать выдающиеся спортивные результаты, при этом его духовным развитием никто не занимается: у родителей нет на это ни сил, ни времени. Юный спортсмен постоянно слышит от окружающих, что он — олимпийская надежда, что спорт — его призвание, его жизнь, и он действительно живёт только этим. Но случись серьёзная травма — и жизнь заканчивается, ведь другой-то цели нет!

Что делать? Не давить, а помогать!

Талантливому ребёнку нужна постоянная пища для ума, следовательно, его необходимо непрерывно загружать, но рационально, без фанатизма, и именно тем, что его интересует. Предоставленные сами себе, они жадно впитывают всё без разбора, что делает практически невозможным формирование собственного непротиворечивого мировоззрения.

В среде обычных сверстников вундеркинд ощущает себя чужаком, что может привести к развитию комплекса неполноценности. Поэтому одарённого ребёнка непременно следует отдать в специализированную школу, где развитием его способностей займутся профессионалы, а он сам получит возможность обрести близкий по духу круг общения.

Отечественные психологи считают, что одарённость может стать настоящим испытанием как для маленького таланта, так и для его родителей. На примере вундеркинда можно как на ладони увидеть в действии основной механизм диалектики: единство и борьбу противоположностей, так как в теле малыша должны не только поместиться, но и как-то ужиться душа ребёнка и интеллект зрелого человека. Ведь несмотря на свою «взрослость», он остаётся ребёнком — ему так же, как и другим детям, хочется бегать, прыгать и играть.

Гениальность — тяжёлая ноша, которая ложится на плечи ребёнка помимо его воли и желаний. Гениальность предъявляет постоянные высокие требования и предполагает запредельное эмоциональное давление, отсутствие нормального «как у всех» детства, проблемы в общении со сверстниками. При этом ни родители, ни педагоги почему-то не учитывают желания самого ребёнка.

Родителям вундеркинда не стоит забывать, что их ребёнок — это прежде всего маленький человек, а не инструмент для удовлетворения собственных амбиций. И даже если ваш сын в четыре года знает 150 способов доказательства теоремы Пифагора, а дочь в первом классе музыкальной школы блистательно играет концерт Моцарта для скрипки с оркестром, не забывайте, что никакие, даже самые выдающиеся способности не должны тяжким бременем лечь на их души.

Как это ни парадоксально, но родителям вундеркинда порой бывают необходимы те же смирение и терпимость, без которых невозможно себе представить жизнь родителей отстающего в развитии ребёнка.

От хаоса к порядку

Часто одарённые дети с точки зрения стороннего наблюдателя кажутся несколько безалаберными и даже неряшливыми. Да и родителей очень расстраивает «творческий беспорядок» в комнате такого ребёнка. Недопонимание провоцирует семейные конфликты, но факт остаётся фактом — талантливые люди обычно не заостряют внимание на бытовых мелочах. Просто их мозг сфокусирован на совершенно иных задачах, у них свои, часто недоступные окружающим интересы. Объяснить такому ребёнку, для чего нужен порядок, — задача не из лёгких. Однако и здесь есть выход: очень действенным средством всегда был и остаётся личный пример родителей.

Ещё одна проблема, с которой могут столкнуться родители вундеркиндов, — нежелание ребёнка следовать общим правилам и рекомендациям. И в этом случае конфликтовать не имеет смысла. Нужно спокойно поговорить с «бунтарём» и аргументированно объяснить ему, что правила — это не повинность, а конструктивная необходимость, средство борьбы с хаосом.

Наверное, не стоит убеждать читателя, что вундеркинд, как и любой другой ребёнок, нуждается в вашей любви, в вашем терпении и душевной теплоте, но только на чуть более высоком градусе, ведь одарённые дети особенно ранимы.

текст:
Михаил Берсеньев
иллюстрации:
архивы пресс-служб