Музей, как воспитание вкуса и храм искусств

Жорж Де Латур «Шулер с бубновым тузом», 1635г.

В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
„Я поведу тебя в музей» —
Сказала мне сестра.

Самуил Маршак

Сейчас многие родители водят своих детей в музеи, театры, возят на экскурсии по миру.  Счастлив ребенок, когда им занимаются, он видит прекрасное, у него постепенно развивается хороший вкус. Ребенок становится образованным, культурным и тонко чувствующим человеком. Появляются новые темы для бесед и новые друзья.

А ведь так было не всегда. До Петра Первого в музеи никто не ходил, потому что их не было. Первыми посетителями Кунсткамеры были петровские дворяне. В Кунсткамере выставляли диковинное, но шли туда по царскому принуждению, с неохотой и опаской. Кто пришел-тот молодец, получал рюмку водки, а кто нет- того найти и розгами поучить не грех.

Дело Петра развивала Екатерина Великая, покупала заграницей великолепные произведения искусства, в чем ей помогали французские просветители Дидро и Вольтер. Екатерина вела с ними активную переписку и поэтому знала, что происходит в Европе.  Екатерина собрала огромную коллекцию мебели, картин и прочих произведений. Все помещалось в царском дворце в Эрмитаже, в особые дни приглашались дворяне на осмотр заграничных чудес. Так у Екатерины появилась механическая мебель немецкого мастера Рентгена, которая раскрывала свои секреты под музыку, которую же сама и издавала. Изумлению дворян не было предела. Сейчас в Эрмитаже в определенные дни демонстрируют эту мебель, и да, о чудо, зрители обескуражены, потрясены и восхищены!

Потом в России появился ученик мастера Рентгена, Гамбс, и у нас стала популярна его мебель. Семьей Гамс было организовано производство мебели. Ее затем покупал сам Пушкин. Гарнитур из двенадцати стульев работы мастера Гамбса стал основой детективной истории, описанной в романе Ильифа и Петрова «Двенадцать стульев». Сейчас эта мебель выставляется в музеях.

Раньше в России искусством имел возможность интересоваться только правящий слой общества- дворяне. Считалось хорошим тоном знать живопись и обладать тонким вкусом.

Что же такое вкус? На эту тему философы спорили в веках. Англичанин Давид Юм в XVIII в. писал, что вкус не имеет законов, у каждого он свой, но все же есть некая норма.

А что, человек уже рождается со вкусом к прекрасному или вкус воспитывается? Этот вопрос тоже был интересен философам. Философы любили сравнивать человека с музыкальным инструментом. Этот интересный образ музыкальных инструментов восходит к одному из самых известных философов античности, Платону. Не настроенный музыкальный инструмент-это как человек, который еще не имеет хорошего вкуса, а настроенный музыкальный инструмент-это как человек с воспитанным и развитым вкусом. Некоторые философы считали, что мы настроены изначально, с рождения, а некоторые считали, что над воспитанием вкуса надо работать.

Вкус рассматривается с точки зрения воспитания, образования, культуры общества, в котором мы родились. На вкус оказывают влияние привычки, ассоциации, принятая в обществе точка зрения. Если принято многими поколениями в веках считать Гомера «вождем всех искусств» и образцом вкуса, значит так оно и есть. Если принято считать  в веках античную скульптуру образцом, значит так оно и есть. Вкус обладает здравым смыслом и позволяет отказываться от глупых предположений и позволяет судить здраво.

Писатель Сервантес в своем бессмертном произведении «Дон Кихот» приводит рассуждения оруженосца Санчо Пансы о тонком кусе. Санчо хвастается тем, что его два родственника обладали тонким вкусом к вину. Когда их позвали продегустировать вино из бочки, один уловил в вине привкус железа, а другой привкус кожи. Над дегустаторами посмеялись, но когда осушили всю бочку вина, то на дне был обнаружен железный ключ на кожаном ремешке. Вот тебе и утонченный вкус! В те времена не разделяли вкус к прекрасному, т.е. к музыке и живописи, и вкус к приятному, т.е. еде и вину.

Вкус воспитуем, хороший вкус позволяет видеть прекрасное. Зритель, посещая картинные галереи, смотрит работы художников, сравнивает их между собой и постепенно приходит к выводам, что нравится, что ближе его душе. Зритель не просто смотрит, он понимает, что нарисовано на картине, рассуждает, ведет внутренний диалог, оценивает. Многие картины дают волю зрительской фантазии, потому что не имеют завершенного финала. Например, Жорж Де Латур «Шулер с бубновым тузом». На картине игра в карты. Один игрок жульничает, дама напротив знает об этом. Будет ли обыгран молодой человек или дамам раскроет карты жулика? Остается только догадываться.

Во все времена были разные представления о красоте, но главным оставалась не физическая красота, а красота души.

Древние греки установили канон красоты, которую можно измерить линейкой и назвали  по имени скульптора, описавшего канон- канон Поликлета.

Психологические исследования выявили, что для всех времен и народов важным и красивым в облике женщины признавались широкие бедра, большие груди, большие глаза, маленький нос, симметричное лицо.

Сравним Венеру древнего мира, которой семьдесят пять тысяч лет и Венеру Милосскую.

Анна Панина,
искусствовед

Последние статьи