Мы — дети галактики

Владимир Борисович Кошаев
РЕКЛАМА
сказка о Царе Салтане

Владимир Борисович Кошаев

Доктор искусствоведения, профессор факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна РГХПУ им. С.Г. Строганова, член Национальной академии дизайна, член ВТОО Союза художников России, лауреат Государственной премии РФ в области культуры, Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики.

Долгожданный семейный праздник Новый год ждут не только дети, но и взрослые. И не только потому, что можно на время отдохнуть от каждодневной рабочей суеты. Оказывается, взрослым жизненно необходимо очутиться в волшебном мире сказок со своими детьми, обратиться к истокам, народным традициям наших предков. А поможет нам в этом Владимир Борисович Кошаев.

Накануне любимых, долгожданных новогодних праздников хочется волшебства. У новогодней ёлки и дети, и взрослые веселятся, мечтают, загадывают желания и верят, что они обязательно сбудутся.

Владимир Борисович, как вы считаете, взрослым нужна сказка в жизни?

Иногда взрослым сказка просто жизненно необходима. А началось это в давние времена. Обычно у нас некая сказочность присутствует в переходных моментах — так называемых обрядах перехода: новогодний обряд перехода, брачный обряд перехода. Так, например, на Руси существовала инициация девочек и мальчиков начиная с двух-трехлетнего возраста. Обряды перехода есть во всех культурах мира. В 3–5 лет мальчика сажали на коня, обучали мужскому поведению. Славянские мужчины превосходно владели луком, приёмами маскировки и захвата в плен, причём в последнем деле, пожалуй, они были лучше других воинов. Девочкам дарили прялку и веретено, тесьму и ткани, иголки и нитки, тем самым указывая на их женское предназначение.

Чем примечательны обряды перехода?

В данных обрядах костюм играл центральную роль, выступал инструментом изменения сознания. Например, девочка в культуре Поволжья начинала ткать себе приданное с 9 лет. И к 15 годам у неё уже был готов полный костюм, изготовленный ею собственноручно. У марийцев девушка ткала и оформляла для себя до 15 юбок.

Пока 15 юбок себе сошьёшь, волей-неволей превратишься в искусную мастерицу.

Совершенно верно. Долгими зимними вечерами девушки готовили для себя приданое. По костюму можно было многое узнать о его хозяйке. Ведь в ансамбле костюма очень чётко просматривалась связь с мирозданием. Постепенно нами было утрачено представление о том, что мы — дети галактики. В действительности мы больше галактики. Когда человек формирует представление о самом себе, то в костюме это очень чётко отражается.

Каким образом?

Это, как правило, трёхчастный мир. Мир наших предков — внизу, средний мир — то, где мы находимся, и верхний мир — небо, солярная символика — символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов в славянской традиции. Эта модель развёрнута по вертикали. Иногда трёхчастная модель развёрнута по горизонтали с какими-то помощниками, например, с птицами — демиургами, и эта тема для самых разных народов, культур и этносов общая. Её можно встретить и у русских в любом регионе, и у народов угорского происхождения — хантов и манси, и на Севере, в Поволжье, и в Приуралье, в Забайкалье, и на Дальнем Востоке у малочисленных народов.

Какой народный костюм самый нарядный, самый красивый?

Для меня самый красивый костюм — русский, потому как здесь мои корни. У меня до сих пор в памяти живут воспоминания о том, как мои бабушки занимались вязанием, текстилем и другими видами рукоделия. Когда я начал внимательно изучать национальные темы, уже в аспирантуре, то понял, что все они так же безумно красивы, однако имеют некоторые различия.

Какие?

Можно проследить и увидеть разницу в костюмах, в первую очередь в зависимости от места проживания. Например, чукотские дети и их родители живут на побережье Северного Ледовитого океана. Основной промысел — морж, соответственно уникальна обработка моржовой кости, а средство передвижения и основной хозяйственный уклад — это олени практически по всему Северу. Рыболовство дает прекрасный материал, своеобразную очень изысканную замшу — рыбью кожу. Поэтому на костюмах элементы орнамента в виде рогов оленя, что легко укладывается в эстетику северных народов. Но, например, вышивка манси хранит память об их пребывании на севере Казахстана в период так называемой андроновской керамики, узор с которой перешёл в ансамбль костюма. Если же это культуры земледелия, то здесь основным элементом является ромбический орнамент, то есть засеянное поле и проросший крест внутри этого ромба, как благодать.

А если рассмотреть культуру народов, которые живут в высокогорных районах?

Если речь идёт о человеке, который живёт в горах, например, грузинскую культуру, то там всё взаимосвязано, начиная от звука, от самой песни, когда пропетая фраза становится эхом, которое возвращается, отражаясь от каменной горы, и эта гортанность и особые паузы образуют особый ритм и музыкальную ткань. Степное пение этого не предполагает. То есть природа отражается в музыкальной культуре, в голосовом пении, также и в характере изобразительных мотивов. Эта общая структура мироздания, космогенеза заметна не только в костюме. Это, по сути, Роза Мира, Мировое древо как память о Райском Саде. Обратите внимание на свадебные платки. Так, например, узбекские свадебные платки и русские свадебные платки сделаны примерно по одному принципу, с разницей орнаментальных элементов. Вообще психологическое содержание личности не в нём, а вокруг него: в природе, в семье, друзьях, Отечестве.

В его окружении?

И в том, кто его окружает и что его окружает. Например, народы, живущие у берегов больших рек, обладают особо мощным сознанием.

Большие водные пространства дают человеку особую силу?

Можно сказать и так. Каким-то странным образом большие водные пространства рождают в человеке ощущение широты и мощи, внутреннего убеждения правоты. Конечно, очень многое зависит от культурных традиций в семье. Дети, достигшие подросткового возраста, ищут ключевые смыслы самих себя в жизни, порой через свойственный их возрасту нигилизм. Знаю это по своим внукам. И это нормальный естественный процесс, который проходит подросток.

Да, подростковый возраст нелегко даётся и детям, и их родителям. Может что-то порекомендуете нашим читателям из собственного опыта воспитания внуков?

Надо прививать вкус к чтению. Объемное мышление человека и долгую память формирует литература. Также важно писать письма. Короткие смски информационно оперативны и эмоциональны, но этого мало, если речь об интеллекте.

Сейчас можно утонуть в море предлагаемой литературы, в том числе для подросткового чтения.

Я бы предложил подросткам читать Паустовского, Пришвина, чуть ранее — Бианки. Там блестяще проработанное слово в тонкой структуре кинестетики и впечатлений человека, вписанного в окружение, в отношения с людьми, с животными, с природой — то, чего на мой взгляд не хватает нынешнему подрастающему поколению. Мифы и сказки — прекрасный поэтический материал. Например, русские народные сказки, мифы Древней Греции, восточные сюжеты в переработке наших литераторов.

Впереди новогодние праздники, когда можно побыть вместе, провести время в кругу семьи. В некоторых семьях сейчас возобновляется хорошая традиция совместного чтения. А новогодние сказочные истории — самые любимые.

Вы знаете, не только детям, но и взрослым очень нужна мифолого-поэтическая сказочная сторона нашей жизни. Не зря взрослые с удовольствием читают вместе с детьми Корнея Чуковского «От двух до пяти» или сказки, написанные Александром Сергеевичем Пушкиным, в которых наш великий поэт представил народный фольклор в профессиональной литературной форме. Это космогонические модули, которые очень важно читать с детства, потому что они обладают прямым запечатлением базовых понятий — это именуется «импринтингом», когда детям не нужно объяснять, что почём, при чтении русских народных сказок. Видно, так устроена психика растущего человека. Чтение сказок даёт представление человеку о космогенезе и Вселенском сознании. Стремясь познать космос, землю, первооснову мира и бытия, ребёнок открывает для себя неизведанную Ойкумену, кстати задолго до, например, астрофизики, и это не мешает, но помогает будущему учёному охватывать мир целостно.

Какие из народных сказок вы любили читать вашим детям, внукам?

Им очень нравилась сказка «Крошечка-Хаврошечка», героиня которой входила в ушко коровы. А ведь «Коровьим Ушком» именуют петлю «Малой медведицы», то есть недаром корова в Индии, Египте, а также и в русской культуре — это волшебное создание, своего рода космическое, откуда Хаврошечка возвращалась с дарами, хотя перед глазами была живая корова. Сказки очень важны для формирования сознания. В сказках нет смерти. Если помните из сказок — убили Ивана-Царевича, а Серый Волк отправил ворона за живой и мёртвой водой, чтобы его спасти. Многим кажется, что такая вода — сказочный вымысел. Но «живая» и «мёртвая» вода по мнению ученых существуют! С одной стороны это сказочная ситуация циклического оборота — жизнь-смерть, а с другой стороны наша генетика так устроена, но введение этих культурных архетипов в сознание — вот что сейчас блокируется. Часть современной культуры построена на том, чтобы вытеснить эти элементы.

В чём это выражается?

Не так давно было проведено исследование Союзом писателей России — это самое крупное в мире исследование. В детских магазинах закупили 930 книг, изданных для современного молодого поколения. Это, кажется, 83 издательства, которые работают на территории России. Они очень разные. Чаще всего выбираются западноевропейские книги, адаптируются, лицензируются. На основе анализа этих книг наши специалисты сделали следующее заключение: основная тема — предавайте (друг друга, Родину), поскольку предательство — это инструмент достижения цели. Также человек — это животное, человекоподобный зверь. Кроме того, формируется то, что называют изменением социальных ролей мальчиков и девочек: семья — это не главное. В каждой книжке написано, что мальчику не нужно быть смелым, Родину защищать не нужно, девочке не нужна семья — ей нужна независимость.

Происходит создание новых норм?

Отклонение от нормы — это новая норма, нет ориентиров для выхода из проблемы. Не задумывайся о будущем. Эти смыслы просачиваются в сознание, и идёт перекодировка национального и родового сознания.

Как вы можете это объяснить, какие цели преследуются?

Идёт вытеснение национальных образных представлений некоторыми новыми моделями поведения на противоположные тому, что заложено в нашей культуре. Вот это огромная проблема.

Разрабатываются ли сейчас в МГУ и других университетах образовательные программы для школьников с погружением в нашу исконно русскую культуру?

Университеты сейчас создают такие кластеры и программы. Например, в МГУ это «0+», то есть и для дошкольников и младших школьников. Огромный педагогический опыт, блестящий по результатам, существует в МПГУ, в других вузах, где изучаются народные ремёсла, например осваиваются текстильные техники: ткачество, гобелен, батик, способы вязания народных мотивов.

Каким народным ремёслам вас учили в детстве?

Мне повезло — сельский уклад требует от тебя самых разных видов труда: плетение сетей, заготовка дров и сена, уход за домашними животными, столярные и слесарные работы. Также пробовал прясть нить, из шерсти вязал варежки. Так формируется пространственное мышление — ориентация в природе, смена действий степени свободы и знаний жизни.

Литература, музыка, труд — основа основ. Почему в школах убрали уроки труда, уроки музыки, уроки черчения — предметы, которые оказывают большое благотворное воздействие на развитие ребёнка?

Хороший вопрос — почему? Тридцать лет мы исправляли рекомендации больших международных организаций, и по заключению психологов мы потеряли поколение от 15 до 30 лет. Два года назад я занимался экспертизой учебников по изобразительному искусству для начальной и средней школы, которые разрабатывали несколько коллективов. В общем, я начинал с желанием что-то предусмотреть и дать рекомендации. В конце у меня уже не было такого желания. Я просто поставил по нолям содержание этих учебников.

Содержание учебников не стоило вашего внимания?

Во всех этих учебниках, за некоторым исключением, в основе образовательного процесса была заложена игра и получение удовольствия от игры. А это в корне неверно. Так как учёба — это всё-таки раскрытие истин существования.

Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?

Мы стараемся восстановить утраченную модель обучения через декоративное искусство и изучение художественных технологий, причём не только прикладных, но шире: дизайн-проектирования в школе, архитектурного макетирования, ландшафтного моделирования.

Владимир Борисович, так что же происходит с нашим образованием?

Наше общество начало жить по правилам международных систем, которые не заняты тем, чтобы наши дети развивались. Это укоренено в разных институциях. Только задумайтесь, на территории России проживает 193 народа, говорящих на 277 языках. Вы представляете какое это многообразие, какое золото рассыпано по нашей земле! Сегодня уходит старшее поколение учителей, в моем случае — ответственных за формирование средствами искусства культурной и гражданственной идентичности, то есть национальной и этнической культуры.

Где сегодня можно получить качественное профессиональное образование по декоративно-прикладному искусству?

На факультете изобразительного искусства и ремёсел Государственного университета просвещения (бывший МОГУ) готовят специалистов, причём очень важно, что и педагогов. Там есть разные мастерские, кстати, редчайшая в педагогике мастерская иконописи, а также текстиля, росписи и резьбы по дереву и другие. Это кроме изобразительных искусств. Студенты работают на основе русских традиций и проходят производственную практику. Так в своё время обучали нас. Также на художественно-графическом факультете в Московском педагогическом государственном университете действует много мастерских.

Имеется ли связь образовательных учреждений с народными промыслами на местах?

Вузы находятся в тесной связи с промыслами Московской области и других регионов. Более широкая география — это филиалы РГХПУ им. С. Г. Строганова в Кунгуре и Нижнем Тагиле на Урале, всем известные Абрамцевский и Красносельский филиалы. В Строгановке очень популярна детская Академия дизайна, также Академия искусств, Художественная школа, Детский технопарк, другие структуры. Удивительную программу создали в школе в Сабурово. Она предполагает экспедиционную деятельность школьников практически по всей России — от Владивостока до Архангельской области, от Поволжья до Краснодарского края. Это всё бесценный педагогический потенциал, так важный сегодня в строительстве новой России. Есть и невузовские центры ремёсел в разных городах в системе культуры: в Удмуртии, в Ханты-Мансийске, в Мордовской республике, в Республике Коми. В Питере Высшая школа народных искусств (академия) занимается сложными видами прикладных искусств, как бы приближённых к высшим сословиям.

То есть эта область декоративно-прикладного искусства вам близка?

До того, как меня в 2007 году пригласили преподавать в МГУ, я 15 лет работал в должности декана художественно-графического, затем факультета искусств, теперь это Институт искусств и дизайна Удмуртского государственного университета. Тогда мы создали, и это в основном сохраняется сегодня, для студентов максимально широкий комфортный набор всевозможных направлений: кожа и войлок, оружейное искусство, резьба и роспись по дереву, литьё, керамика, чеканка, разные виды пластических изображений.

Владимир Борисович, в МГУ вы формируете очень сложное междисциплинарное направление — антропологию искусства, которое изучает отношения человека и искусства. В чём уникальность данного направления?

Антропология искусства — это новое направление, которое ещё не сформировано окончательно как модель. А началось всё с Первого Международного конгресса традиционной художественной культуры в 2011 году. Теперь мы продолжаем разработки совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН. Это направление уникально в новой научной программе нашей истории. Ничего подобного в мире нет.

Почему подрастающему поколению важно изучать антропологию искусства?

Антропология искусства рассматривает человека, как рождённого в духе истины. Творческий потенциал человека огромен. Объектом антропологии искусства является художественная культура. Этому служат прежде всего академические темы и такие дисциплины, как онтософия искусства, феноменология и семиотика искусства и др. Академические дисциплины нужны, чтобы раскрыть методологическое содержание нового понимания государственных задач в области культуры и искусства.

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
из личного архива В. Б. Кошаева