Торжество русской музыки и русского таланта

Юрий Розум
РЕКЛАМА
Terem

Юбилейный гала народного артиста России пианиста Юрия Розума прошел в Большом зале Московской консерватории. Для сегодняшнего времени с его жёстким таймингом музыкальный вечер стал своеобразным рекордом: концерт «Юрий Розум. 50 лет на сцене» продолжался почти 4 часа. Искушённая московская публика не спешила расходиться, стоя аплодируя маэстро.

Как и большинство из нас, свой день рождения Юрий Розум встречает с друзьями. Но друзей у маэстро так много, что, как они шутят сами, вместить их может только солидный концертный зал, а потому уже традиционно этот день именинник проводит на сцене за роялем, они же с удовольствием составляют компанию. На этот раз Юрий Александрович пригласил на сцену Большого зала Московской консерватории знаменитых исполнителей, с которыми были связаны разные периоды его творческой судьбы. Это народный артист России Даниил Крамер, вместе с которым он начинал выступать на профессиональной сцене сразу после окончания Консерватории. Или солистка Большого театра Анна Аглатова и солист «Геликон-оперы» Михаил Гужов, с которыми Юрий Розум не раз пересекался на концертных площадках уже в последние годы. Это и народные артисты России Эммануил Виторган и Александр Домогаров, певица Нина Шацкая, совместные выступления с которыми переросли в многолетнюю дружбу.

При заявленном столь звёздном составе неожиданным потрясением для публики стали выступления стипендиатов Международного благотворительного фонда Юрия Розума. Юные участницы сразу обозначили высокую планку вечера, двенадцатилетняя пианистка из подмосковной Балашихи Дарья Горина и шестнадцатилетняя скрипачка Стефания Поспехина из Москвы, буквально взорвавшая зал исполнением самой популярной, третьей сонаты Эжена Изаи.

Юрий Розум открыл юбилейный вечер музыкой Фредерика Шопена – своего любимого композитора, когда-то объединившего сердца его бабушки и дедушки: «мой юный дед, офицер, услышал незнакомую юную пианистку, играющую «Вальс си минор» Шопена, и сказал, что женится на ней. Женился. И если бы не Шопен, я бы здесь с вами не был», — рассказал пианист. Вслед за маэстро на сцену вышел восьмилетний ученик ЦМШ Ван Дакай, чтобы совершенно не по-детски вдумчиво и артистично исполнить си-минорный вальс, мгновенно завоевав сердца слушателей.

А как только Большой академический хор «Мастера хорового пения» после заявленных сочинений Чайковского и Рахманинова мощно провозгласил «Многолетие» имениннику, в антракте к ложе маэстро выстроилась целая очередь с огромными корзинами и скромными букетами. Некоторые слушатели вспоминали, как полвека назад радовались первым победам Юрия Розума на международных конкурсах – в Мадриде, Барселоне, Токио, Монреале…и как впервые услышали его здесь, в Московской консерватории.

«Для каждого музыканта в мире выступление в Большом зале Консерватории – это одно из центральных событий его музыкальной жизни, это намоленный зал, в котором играли самые выдающиеся исполнители. Для меня это зал, где проходили наиболее важные музыкальные моменты моей биографии, мои первые ещё консерваторские конкурсы, выступления с лучшими оркестрами. Поэтому сейчас я с особым трепетом и волнением отнёсся к подготовке этого концерта, и для меня огромным счастьем было видеть, что он собрал полный зал слушателей, что возникла потрясающая, очень доброжелательная, чуткая атмосфера. Я рад, что этот вечер стал долгожданным событием не только для меня, но, как мне показалось, и для публики», — поделился в антракте маэстро.

Во втором отделении Юрий Розум вышел на сцену Большого зала вместе с Симфоническим оркестром Министерства Обороны России, с которым юбиляра также связывает давняя дружба. Кульминацией вечера стал знаменитый Первый концерт Петра Ильича Чайковского, который Юрий Александрович называет своей визитной карточкой – и своим талисманом. Исполнением этой мощной, торжественной музыки он покорял самых придирчивых членов конкурсных жюри. И когда в этот раз одновременно с финальными аккордами зал взревел «Браво» и встал, не переставая аплодировать, под сводами Большого зала зазвучала волшебная мелодия адажио из балета Чайковского «Щелкунчик». Это было подлинное торжество русской музыки и русского таланта.

Елена ШИЛОВА
Фото предоставлено пресс-службой Фонда Юрия Розума