Новый взгляд на 360°. С подростками бывает непросто, но нам, взрослым, нужно научиться видеть за их поведением личность

Новый взгляд на 360
РЕКЛАМА
Бобёр

28-29 июня в г. Санкт-Петербурге по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Львовой-Беловой состоялся первый межрегиональный форум «Подростки 360». Мероприятие прошло на площадках Санкт-Петербургского государственного университета, и было организовано Центром развития социальных проектов при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование».

Форум собрал более 800 специалистов из 78 регионов страны, среди которых свыше 200 очных участников и около 600 экспертов – в онлайн-формате. Здесь собрались педагоги, социологи, психологи, представители силовых структур, представители некоммерческих организаций, и государственных ведомств. Участники мероприятия обсудили темы подростковых пространств, молодежной субкультуры, рассмотрели конкретные ситуации по урегулированию детско-родительских конфликтов с применением медиативных технологий. Лектории, практические и обучающие семинары были посвящены технологиям работы с подростками, в том числе находящимися в конфликте с законом, медиативным практикам, профилактике правонарушений несовершеннолетних, воспитанию, и профориентации подростков. Региональный опыт представили специалисты из регионов. Кроме того, на базе четырех социальных подростковых центров Санкт-Петербурга для участников форума прошли мастер-классы.

На Пленарном заседании форума выступила Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Мария Львова-Белова. Кроме того, на форуме ведущие эксперты в области психологии, социологии и педагогики представили тематические доклады и результаты исследований по подростковой тематике.

Мария Львова-Белова особо отметила место – СПбГУ, где собрались участники первого подросткового форума. Университет занимается большой исследовательской работой в различных областях. Именно поэтому в рамках форума состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка и Санкт-Петербургским государственным университетом. О высокой значимости исследований современного детства говорили все участники форума, как и о важности применения и тиражирования знаний на практике.

«Случайности не случайны, потому что мы стоим сейчас на пороге больших открытий, исследований, новых практик, технологий.  Все говорят про трудный подростковый возраст, все говорят про то, что подростки – это особая каста детей, сложных взрослых», — сказала Мария Львова-Белова.

Мария Львова-Белова подчеркнула, что сегодня перед специалистами стоит много вызовов. Речь идет не только о подростках группы риска. Недавно на заседании Совета при Президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, которую возглавляет В.И. Матвиенко, говорилось, что сегодня много делается для талантливых подростков, но важно заниматься сложными подростками, коих немало.

В этой связи, по словам Марии Львовой Беловой, одно из стратегических направлений ее работы – это реализация программы «Подростки России». Среди задач этой программы – консолидация того практического знания о подростках, которое сегодня есть у профессионального сообщества, педагогов, психологов, социальных работников. «Мы хотим сделать успешные практики работы с подростками общим достоянием», — подчеркнула она.

«Подростки России – это 9 миллионов человек от 12 до 17 лет – практически треть детского населения. Это возраст с интенсивным развитием, который несёт в себе самые разнообразные риски, в том числе связанные с деструктивным поведением. Задача нашего общества – не упускать наших подростков, оставаться той опорой, которая помогает им взрослеть, и самое главное – создавать для них принимающую среду, формировать у них веру в себя, позитивный образ их собственного будущего, помогать в период сложностей переходного периода и направлять их энергию на что-то созидательное. Особенно в такой поддержке нуждаются, конечно, подростки группы риска», — рассказала Мария Львова-Белова.

По словам Марии Львовой-Беловой, в обществе сегодня имеется колоссальный запрос на осознанное родительство и изучение позитивных родительских практик. Становится всё больше родителей, которые ищут литературу, смотрят вебинары, обращаются к специалистам и ищут подходы к своим детям. «В наших силах дать родителям те знания, которые помогут им лучше понимать своих детей и самих себя в этот непростой период времени для семьи», — уверена Мария Львова-Белова.

В центре внимания государства сегодня и воспитательная работа. Кстати, на днях Президент России подписал Указ о том, что 2023 год станет Годом наставника и педагога. Таким образом, общественная роль наставников, которые будут направлять ребят на их жизненном пути, возрастает. В этой связи, очень важно создание центров экспертизы, которые будут распространять знания в этой области. В программе «Подростки России» запланирована сильная образовательная и исследовательская составляющая, в том числе форумы. После Санкт-Петербурга межрегиональные форумы пройдут в Новосибирске, Владивостоке, и финальный итоговый форум состоится осенью в Москве. Для обмена экспертизой также запущен Интернет-ресурс «Росподрос».

«Мы надеемся, что эта площадка станет не просто библиотекой, золотым фондом знаний о подростках, но и местом живого общения, дискуссий, опросов, вебинаров. Сайт рассчитан на самую широкую аудиторию – самих ребят, их родителей и специалистов», — сказала Мария Львова Белова.

Важная роль в программе «Подростки России» также отводится экосистеме специальных социальных пространств для подростков – низкопороговых, как говорят специалисты. «У нас есть различные центры, клубы допобразования, куда идут талантливые ребята. Но нет места, куда могли бы пойти выпускники детских домов или дети, которые учатся и воспитываются в детском доме, дети в трудной жизненной ситуации», — пояснила Мария Львова Белова.

Новая сеть подростковых центров объединит не только успешно работающие проекты некоммерческих организаций, государства, молодежные центры регионов, но будут открываться и новые. Сегодня уже заявились 10 регионов на создание таких пилотных центров, среди которых, например: Белгородская, Воронежская, Псковская, Челябинская и другие.

Мария Львова-Белова рассказала, что в рейтинге подростковых проблем сегодня – агрессия, буллинг, дискриминация и насилие. Ещё среди самых острых проблем – это непонимание с родителями и сверстниками, одиночество, страхи, депрессия. «С этими проблемами дети не всегда готовы идти к родителям, учителям, психологам, педагогам, обсуждать это всё», — посетовала Мария Львова-Белова.

Поэтому «душа» программы «Подростки России» – это специалисты по работе с подростками. Их задача – выслушать, дать адекватную оценку, психологическую поддержку, вовлечь в общение, в различные виды активности, которые предлагают подростковые центры. Это может быть спорт, туризм, волонтёрство. Сезонное трудоустройство – тоже важный вызов. «Нам кажется, зачем это подросткам? А они говорят, что готовы не только в каникулярное время работать, но и во время учёбы, выделяя на это два-три в день. Об этом мы тоже должны говорить и искать решение», — считает Мария Львова-Белова.

Ещё одна важная задача для специалистов – это работа с социальным окружением ребенка. В некоторых случаях будут привлекаться различные структуры для помощи ребенку и его семье. Конечно, для такой работы важна методологическая поддержка, программа повышения квалификации для специалистов. Поэтому такой «центр экспертизы» будет создан при поддержке Министерства просвещения России, речь идет о Федеральном центре развития программ социализации подростков. «Только в первый год работы программы «Подростки России» мы планируем своими силами и силами Центра провести обучение более 10000 человек», — сообщила Мария Львова-Белова.

«Мы очень надеемся на активное сотрудничество с детско-юношеским движением «Большая перемена», которое сейчас формируется на основе существующих организаций, потому что возможность проявлять себя в том, что интересно, быть успешным, найти друзей, единомышленников, просто чувствовать себя нужным и счастливым – это лучшее, что можно противопоставить деструктивным практикам», — рассказала Мария Львова-Белова.

И, конечно, очень важный вызов для специалистов – это работа с подростками из Донецкой и Луганской республик, а также освобождённых территорий Украины. Они приезжают в Россию, остаются здесь жить, остаются в приемных семьях или со своими семьями. «Наша задача, конечно, справиться помимо насаженной там губительной идеологии ещё и с травматичными переживаниями, которые дети получили в ходе боевых действий, чтобы они увидели в нашей стране территорию развития возможностей, построили свой новый образ будущего. Для этого нужно консолидировать усилия, интегрировать успешный опыт реабилитации», — подчеркнула Мария Львова-Белова.

В заключение, Мария Львова-Белова отметила, что, несмотря на все напускное в поведении подростков, им нужно, чтобы взрослые в них увидели личностей, чтобы в них поверили, дали заботу и полюбили.

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев в своей речи подчеркнул важность единого образовательного пространства для подростков, чтобы они могли поучиться в любом учебном заведении страны, поискать себя, получить качественное образование. Также он рассказал о Международном молодежном юридическом форуме, который проводится в стенах университета, и в этом ключе о Юридической клинике, в рамках которой студенты оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь. Разумеется, под контролем преподавателей. Таким образом они получают хорошую практику. Есть здесь и Психологическая клиника, в рамках которой студентами оказывается бесплатная психологическая помощь. А также архивная, переводческая, социальная, социологическая клиники. И, главное, этот мощный ресурс можно использовать.

«Это реальная помощь. Это армия людей, которых можно привлекать, и которые будут вам помогать, потому что им это интересно, потому что они понимают, что нужно заниматься реальной работой и помогать людям», — рассказал Николай Кропачев.

В заключение, Николай Кропачев предложил провести силами университета мониторинг правоприменения законодательства, связанного с подростками, а также всевозможные социологические и научные исследования современного детства.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская подчеркнула важность совместной системной работы научного и профессионального сообщества с государственными ведомствами.

«Министерство просвещения Российской Федерации, как ключевой федеральный орган исполнительной власти, как координатор Десятилетия детства, понимает значимость опоры в той работе, которую мы с вами совместно выстраиваем, в тех научных исследованиях, которые проводятся, в том числе с использованием методов доказательности. В этом отношении Министерство просвещения Российской Федерации является заказчиком ряда больших научных исследований. Я очень рада, что коллеги из Санкт-Петербургского государственного университета также готовы в этом отношении формировать научно-исследовательскую базу», — поддержала Лариса Фальковская.

Лариса Фальковская сообщила, что все ведущие вузы и научные организации России будут формировать базу современных научных исследований, которые позволят эффективно выстраивать работу в этой сфере. Среди ключевых исследований – изучение вопросов, связанных с проектированием механизмов внедрения современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения. «Наши коллеги из Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования плотно работают над этой проблематикой. У них есть апробационные площадки. Будем очень рады, если они будут работать совместно с теми центрами, которые будут сформированы в рамках проекта «Росподрос»», — отметила Лариса Фальковская.

Кроме того, Московский государственный психолого-педагогический университет сегодня готовит большую научно-методическую разработку системы оценки благополучия ребёнка в Российской Федерации, сообщила Лариса Фальковская,

Лариса Фальковская рассказала, что в 2021 году был проведен анализ 40 тысяч ответов учащихся с 7 по 11 классы по влиянию социальных факторов на особенности девиантного поведения в подростково-юношеском возрасте. «Наши коллеги в результате исследования показали, что отчужденная, равнодушная позиция учителя конкретно к каждому ученику, который, например, курит – является тем фактором, который запускает равнодушное отношение самого подростка к тому, что он делает», — отметила она.

Здесь же Лариса Фальковская обратила внимание участников форума на проблемы, которые выявляет Министерство просвещения России при проведении ежегодного социально-психологического тестирования подростков на выявление ранних факторов риска употребления психоактивных веществ.

«Мы провели анализ за последние 3 года, выборка у нас составляет более 6,5-7 миллионов всех подростков в возрасте от 13 до 18 лет включительно, включая студентов средних профессиональных организаций, так вот – на протяжении всех трех лет сохраняется ключевая динамика по факторам риска. Факторы риска заключаются в том, что наши подростки испытывают дефицит потребности в одобрении. К сожалению, они принимают асоциальные установки. В этой связи важна работа с их социальным окружением для того, чтобы эти асоциальные установки нивелировать. Также фиксируется высокий уровень тревожности и очень низкие значения самоконтроля поведения», — рассказала Лариса Фальковская.

Фактически эти результаты обозначают, по словам Ларисы Фальковской, те векторы, которые должны быть выстроены в рамках коррекционно-развивающей работы с подростками.

В свою очередь, старший инспектор по особым поручениям Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Ольга Садыкова обозначила в своем выступлении ряд проблемных на сегодняшний день направлений в работе с подростками с точки зрения ведомства. По ее словам, за последние 10 лет приняты беспрецедентные меры в сфере обеспечения прав и законных интересов детей, их защиты от преступных посягательств, в том числе в информационной среде, повышения безопасности образовательных организаций, детского отдыха и оздоровления. Немало сделано государством и в области поддержки семьи и детства, реализации основополагающего право ребёнка жить и воспитываться в семье. Но проблема в том, что при стабильном снижении подростковой преступности число противоправных деяний в отношении детей неуклонно растет.

«60% от всех зарегистрированных в прошлом году преступлений были допущены членами семьи. Каждое четвёртое преступление против жизни и здоровья ребёнка совершенно их мамами и папами. В целом 70% потерпевших, а это почти 80 тысяч детей пострадали от близких для них людей», — поделилась Ольга Садыкова.

По словам Ольги Садыковой, воспитательная функция семьи сегодня ослаблена. Причин этому множество – неполные семьи, наркологические зависимости, незнание основ психологии детского возраста родителями, особенно тех граждан, чьё становление произошло в сложные 90-е годы. Кризис семьи выражается и в увеличивающейся внебрачной рождаемости. Почти половина состоящих сегодня на профилактическом учёте матерей растят детей в одиночку. При этом женщины нередко соединяют свою судьбу с ранее судимыми гражданами. Значительная часть семей формируется на основе фактического, а не юридического брака. В результате ребёнок становится заложником жизненных обстоятельств и зачастую становится объектом преступных посягательств абсолютно незнакомых людей, вошедших в семью.

«По учёту органов внутренних дел в прошедшем году прошло более 220 тысяч неблагополучных родителей, из них более половины не работали и проживали на государственное пособие, свыше 60% имели алкогольную зависимость, 12% были ранее судимы. Работа с такой категорией граждан многоаспектна и включает в себя и контроль за их поведением, и мотивацию к прохождению лечения, в крайних случаях лишение родительских прав. Значительные усилия всех субъектов профилактики прилагаются уже тогда, к сожалению, когда асоциальное поведение родителей нередко приобретает хронический характер, а их противоправный образ жизни уже впитан детьми. Это особая категория подконтрольных полиции лиц» — сообщила Ольга Садыкова.

Также настораживает то, что в повседневной деятельности сотрудники внутренних дел сегодня очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых во внешне благополучных семьях не обращают внимания на тревожное поведение ребёнка, на его трудности в общении со сверстниками. Большая проблема, что родители не знают основ психологии детского возраста, как себя вести в той или иной ситуации.

«Разработанные в регионах программы просвещения должны предусматривать просветительскую работу с населением, причём в различные жизненные периоды: будь то учёба, будь то подготовка и планирование рождения ребёнка, планирование семьи и уже в последующем тоже», — уверена Ольга Садыкова.

Она также отметила, что при общем сокращении на 15,6% подростковой преступности по итогам 21-го года остается актуальной проблема проявления агрессии и насилия. «Рост числа особо тяжких преступлений подростков отмечен в половине субъектов Российской Федерации, если быть точным, в 44 субъектах. Купирование негативных процессов в молодежной среде административными, уголовно-правовыми мерами дает кратковременный результат. Чтобы отвлечь молодежь от противоправного поведения, нужно дать им взамен что-то интересное и увлекательное. Как показывает практика, в тех регионах, где вопросам досуговой занятости несовершеннолетних уделяется первостепенное внимание, криминализация подростковой среды имеет яркую, четкую тенденцию к снижению», — заключила Ольга Садыкова.

При этом, по словам Ольги Садыковой, при всем многообразии учреждений дополнительного образования – кружков, секций, дворцов спорта существует проблема их доступности как финансово, так и территориально, особенно для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, а также в сельской местности.

«Даже для бесплатных секций, например, по футболу, хоккею, плаванию, – требуется экипировка, а также деньги на проезд до места их проведения. Все это – значительные затраты. Поэтому здесь одним из вариантов решения проблемы мы видим возрождение старых добрых дворовых площадок и подростковых клубов по месту жительства с привлечением специалистов по работе с детьми», — сказала Ольга Садыкова.

Также, по словам Ольги Садыковой, здесь важно учесть современные реалии. «Сегодняшних детей будет достаточно трудно увлечь выпиливанием лобзиком или выжиганием. Поэтому здесь нужно подходить с точки зрения современных реалий: IT-технология, паркур, роллинг, дизайн, то есть то, что интересно и то, что современно», — отметила Ольга Садыкова.

Заместитель председателя Комитета по образованию города Санкт-Петербурга Михаил Пучков в своем выступлении рассказал о той уникальной системе образования, которая реализована сегодня в городе. На текущий момент в Санкт-Петербурге обучается 554 тысячи детей, при этом для них работает порядка 140 учреждений дополнительного образования. Кроме того в 480 школах есть отделения дополнительного образования. На всех обучающихся создано 808 тысяч мест, чтобы они могли заниматься одновременно в нескольких кружках. 92% таких мест бесплатные, финансируются за счёт бюджета Санкт-Петербурга. Сегодня 79,6% детей города получают допобразование. К концу года планируется выйти на показатель 83-85%.

«Это очень хороший показатель для такого региона, как Санкт-Петербург, с точки зрения сложности демографической ситуации и потоков мигрантов, которые к нам приезжают. Но здесь возникает другой вопрос. А что у нас происходит с теми 20% детей, которые сейчас не участвуют ни в одном кружке? Поэтому мы меняем свою политику с точки зрения допобразования на изучение, что у нас происходит с теми детьми, которые для нас сейчас terra incognita. Каковы причины того, что они не попадают в кружки при условии, что более 800 тысяч мест бесплатные, их направления разные, а представленность огромная», — задается вопросом Михаил Пучков.

«Мы перестроили свой взгляд с точки зрения, как у нас все положительно, на точку зрения – а что нам нужно сделать, чтобы как минимум 95% наших детей ходили в кружки? Когда мы стали анализировать проблемы, связанные с этой группой, которая у нас никак и нигде не проявилась в допобразовании, то увидели проблемы ресурсообеспеченности, перегруженности отделений в новостройках, некоторой лености в части школ по заполнению допобразованием», — рассказал Михаил Пучков.

Здесь задача, уверен Михаил Пучков – создать веер возможностей, в которых ребенок может попробовать себя реализовать. «Неудачный опыт с точки зрения «мне это не понравилось» – это тоже правильный опыт формирования личности. Потому что не все будут программистами, инженерами, музыкантами, но возможность попробовать быть инженером, программистом, музыкантом, 3D-технологом у ребенка должна быть. 100% детей, обучающихся в школе, должны попробовать себя в этом веере возможностей», — уверен он.

Заместитель председателя Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями города Санкт-Петербурга Роман Волковский отметил, что ведомство сегодня концентрируется на вопросах профилактики и раннего выявления деструктивных видов поведения среди молодежи.

«В городе созданы все условия для реализации молодёжи в различных сферах – от предпринимательства до искусства, поддержки молодых семей. В нашем городе проводится большое количество конкурсов, фестивалей, мастер-классов, форумов, развита огромная система грантовой поддержки для молодёжи. Поэтому не только дворовые площадки, но в том числе и современные формы досуга в Петербурге представлены в очень большом объёме и очень активно развиваются», — рассказал Роман Волковский.

Член детского общественного совета при уполномоченном по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Алексей Лозинский рассказал об основных проблемах, с которыми сталкиваются несовершеннолетние сегодня. Это – буллинг, снижение социализации, нагрузка на школьников и детская безопасность. Он напомнил, что мы  живем в быстро меняющемся мире, в котором тренды обновляются каждый месяц, происходят технологические революции в ключевых сферах жизни общества, цифровизация и обновление образования. Соответственно встает вопрос – как быстро адаптироваться к этим новым условиям?

«С новым миром и детство стало другим. Буллинг – одна из основных проблем молодого поколения, но, к сожалению, принимаемые меры не всегда действуют. Создаются различные центры, проводится переквалификация школьных психологов, появляются службы медиации, но это не помогает решению проблемы в глобальном плане. Дети боятся обсуждать свои проблемы с квалифицированными специалистами, боятся, что разговор будет не анонимным и что отношение окружающих изменится в худшую сторону. Так ребёнок замыкается в себе», — рассказал Алексей Лозинский.

Еще одна проблема, по словам Алексея Лозинского – недостаток социализации среди детей. «В цифровую эпоху мы всё больше наблюдаем тенденцию снижения живого общения. Безусловно, многие подростки эрудированы, умны, талантливы, у них горящие глаза, но социально они, к сожалению, бедны. Мы поддерживаем инициативу Марии Алексеевна Львовой-Беловой по созданию низкопороговых подростковых центров, где ребята смогут в дружелюбной обстановке завести новые знакомства и получить поддержку», — подчеркнул он.

Дети с ограниченными возможностями здоровья также сталкиваются с проблемами социализации. Зачастую посещение образовательных учреждений для  них связано с трудностями: недостаточное техническое оснащение образовательных учреждений – детям сложно свободно перемещаться, а также недостаток квалифицированных специалистов, чтобы обеспечить благоприятные условия для комфортного развития личности детей с ОВЗ.

По мнению Алексея Лозинского, новому миру необходимо новое образование. «Шесть дней учёбы в неделю, домашние задания, контрольные и самостоятельные. У ребенка не остаётся свободного времени на развитие собственной личности. Более того, после выпуска из школы дети обладают огромным багажом знаний, но порой не знают, как и куда их применить. Много теории и мало практики. Этот вопрос необходимо переработать, потому что современный мир требует практикующих специалистов, а не ученых теоретиков. По этой же причине многие не могут определить будущее направление деятельности. На мой взгляд, необходимо разделить обучение на профильное после 9-го класса. Так подростки смогут познакомиться с интересующими их профессиями и уже попробовать себя в деле, а после, если необходимо, изменить его», — рассказал он.

Дальнейшее обсуждение подростковых проблем на форуме прошло в формате «диалога с учеными», в ходе которого участникам были представлены различные исследования.

Профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, доктор психологических наук Галина Семья представила исследование подросткового благополучия, отметив, что сегодня проводится много интересных локальных исследований, результаты которых могут применяться и тиражироваться в разных регионах, но они проходят мимо ученых и сообщества.

«У нас в стране, на самом деле, проводится много исследований. Есть очень интересные исследования в регионах, но вся проблема в том, что мы про них ничего не знаем. Вот человек пришёл, защитился и ушёл. Какие результаты он получил, внедряется ли это, используется ли – к сожалению, это вопрос вечный. Сколько раз пытались сделать так, чтобы взять науку на вооружение, как-то это всё не получалось», — посетовала Галина Семья.

Основная цель этого форума, по ее мнению – создать единое профессиональное сообщество и единое терминологическое пространство, чтобы участники начали понимать друг друга.

«Вот это профессиональное сообщество, как наша главная цель – это не только специалисты, но и родители, и те, кто занимается подростками, педагоги и так далее. Вот это тот самый исследовательский принцип 360°, когда мы смотрим на подростка глазами тех, с кем подросток сталкивается, в том числе мы смотрим на эту проблему глазами самого подростка», — пояснила Галина Семья.

Галина Семья начала свое выступление с того, что уточнила, что такое подростковый возраст. На сегодняшний день существуют разные теории, которые объясняют детство. Одни специалисты говорят, что период детства сокращается, потому что имеется много источников, чтобы получить информацию, включая Интернет, и подростки начинают рано заниматься взрослыми вопросами, поэтому их детство «схлопывается». Другие специалисты говорят, что детство наоборот продлевается, потому что есть множество различных социальных ролей, которые подросток должен освоить, прежде чем войти в самостоятельную жизнь, и что он не успевает это сделать до 18 лет. Российская школа больше придерживается того, что детство – продлевается и на самом деле уже давно назрел вопрос о пересмотре возрастных границ.

«Когда мы проводим какие-то исследования, то обязательно должны иметь представление о том, на каком фоне всё это происходит, так называемый бэкграунд. Речь идет об общепризнанных позициях – это интенсификация психосоциального развития, изменение психофизиологическое развития. То, что мы раньше называли акселерацией, уже давно сменилось на децелерацию. На самом деле мы очень часто видим совершенно другого подростка по сравнению с тем, что мы помним про себя», — пояснила Галина Семья.

«Наука сейчас рассматривается как механизм реализации целей Десятилетия детства, потому что когда начали разрабатывать план, выяснилось, что мы ничего вообще о современном ребёнке не знаем. У нас нет лонгитюдных, популяционных исследований и так далее, — отметила Галина Семья. — Мы, наконец, определили, в чём же цель Десятилетия детства. Она заключается в обеспечении безопасности и благополучия ребёнка».

Отметим, что на сегодняшний день практически все страны считают индекс детского благополучия. В этом году и в России стартует пилотный проект по расчету индекса детского благополучия в регионах страны.

«Мы долго думали, как определить благополучие, потому что в каждых странах оно определяется по-разному, вообще в мировой науке общепринятого понятия благополучия нет. Было предложено такое определение благополучия ребёнка – как состояние ребёнка, сформированное при совокупном влиянии социальных, экономических, культурных, психологических и физических факторов на жизнь детей сейчас, в прошлом и будущем, направленных на поддержку улучшения его физического и психологического здоровья, удовлетворение основных жизненных потребностей, обеспечение качественного образования с возможностями развития в соответствии с его потребностями и возможностями в условиях безопасности и при участии самих детей, включая их субъективную оценку благополучия», — рассказала Галина Семья.

Для исследователей индекс детского благополучия состоит из 5 доменов. Четыре домена построены на статистических данных Росстата и на различных других источниках, но обязательно утверждённых тем или иным приказом. Это – домен здоровьесбережения и сохранения жизни, домен благополучия семей с детьми, домен развития образования, воспитания и домен безопасности жизнедеятельности. Особняком стоит домен, который не складывается с этими доменами для расчёта индекса детского благополучия – это домен субъективного благополучия.

«Нам сегодня рассказали о том, как здорово, что есть кружки, и что на 80% удовлетворили детей этими кружками. А вы уверены в том, что дети, которые посещают несколько кружков, удовлетворены?, — поинтересовалась Галина Семья. Когда мы говорим о субъективном благополучии, мы говорим об удовлетворенности ребенка, и эту оценку удовлетворенности дает сам ребенок».

Специалисты сегодня предлагают рассматривать субъективное благополучие как удовлетворенность ребенка системой своих отношений: как он относится к себе и к другим. Это система отношений – отношения со средой и отношения к временной перспективе.

«Мы провели пилотное исследование 17 тысяч подростков в 22 субъектах. Наряду с нормотипичными детьми мы смотрели социально уязвимые категории. Это дети в сельских школах, арктической зоны, дети-сироты, дети-инвалиды, мигранты, цыгане, отдельно была этническая группа детей Крайнего Севера и детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, и так далее», — рассказала Галина Семья.

По результатам исследования, по словам Галины Семья, уровень субъективного благополучия и удовлетворенности детей в целом оценивается как средний. 69,5% подростков оценили свой уровень благополучия, как средний, 15%, как высокий и 15,1%, как низкий.

По словам Галины Семья, на первом месте по субъективному благополучию ребенка в школе стоят хорошие доверительные отношения с преподавателем и физическая активность. А вне школы ребенку важно время, проведенное с родителями и время, проведенное с ними вне дома.

В свою очередь, среди основных зон неудовлетворенности специалисты отмечают снижение ценности образования для будущей «нормальной жизни», подростки не понимают для чего им учиться. Также отмечается буллинг в образовательной среде и кибербуллинг в социальных сетях, незнание своих прав,   неразвитость института наставничества и другое.

«Когда мы посмотрели на результаты, то выяснили, что субъективное благополучие детей зависит от той организации, в которой они находятся, от условий проживания, от социально-психологического статуса. Конечно, нормотипичные дети более благополучны, чем социально уязвимые. Но результаты для нас были крайне неожиданными. На первом месте по благополучию находятся малокомплектные сельские школы, а на втором – закрытые школы для трудных подростков. Вначале мы очень удивились, пока не начали разбираться в этой теме. Дети попали в нормальные условия, ими занимаются, в результате у них высокий уровень субъективного благополучия», — рассказала Галина Семья.

Директор ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО), член Общественной палаты РФ, первый заместитель председателя комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, кандидат физико-математических наук Сергей Станченко в своем выступлении представил исследование сформированности ценностных ориентаций обучающихся. Он отметил, что система по работе с подростками, которая сегодня создается в стране, заключается в создании хорошего климата для ребенка. Эта система учитывает несколько направлений работы. Первое направление – воспитательная работа в школах и общая профилактическая работа по сохранению доверительных, хороших отношений, в том числе между педагогами и обучающимися. И второе направление – построение системы профилактики поведения определенной группы подростков, которые по определенным признакам заслуживают специального внимания и отношения.

«Если в первой части своей работы мы проводим исследования и стараемся выявить школьные практики, которые либо работают в позитив, либо наоборот приводят к ухудшению школьного климата, то в отношении вот этой второй, более специфической профилактической работы, у нас в институте создан отдельный аналитический центр, который также занимается выявлением практик, но уже нацелен на более конкретную профилактическую работу с подростками, проявившими себя в каком-то деструктивном поведении», — пояснил Сергей Станченко. И здесь, по его словам, очень важно выстроить межведомственное взаимодействие.

Рассказывая об исследовании, проведенном институтом, Сергей Станченко отметил, что основными предметами оценки сформированности ценностных ориентаций обучающихся являлись одновременно и практики воспитательной работы, когда эксперты смотрели, что происходит в школах и каким образом это связано с тем или иным состоянием детей, и результаты воспитательной работы. В этом случае рассматривались все три уровня: и знания, и установки, и практики.

«Мы понимаем, что процесс воспитания сложный и многоаспектный. Безусловно, роль семьи там огромная, если не первостепенная, но, тем не менее, ребёнок в школе проводит очень много времени, и школа должна иметь какие-то ориентиры и уметь выстроить саму себя для того, чтобы своё влияние также оказывать. Всё-таки трудно переоценить и влияние системы образования, поэтому на данный момент мы стараемся посмотреть, какая роль и какие школьные практики, на чем могли сказаться, каким образом они связаны с теми или иными результатами анкетирования детей», — пояснил Сергей Станченко.

Профориентация сегодня, по словам Сергея Станченко – крайне важный фактор. «Наше исследование по качеству образования показывает, что в школах, в которых профориентация сильна, там и результаты обучения выше, потому что есть мотивация», — отметил он.

Еще один важный предмет исследования – непродуктивные педагогические практики. «Увеличение уровня этих непродуктивных педагогических практик в школе напрямую связана, например, с тем же буллингом. То есть мы видим, что в школах, где не выстроены отношения между педагогами и обучающимися, там и присутствует буллинг», — рассказал Сергей Станченко.

Кандидат социологических наук, руководитель Центра социологических интернет-исследований СПбГУ, руководителю Центра мониторинга качества образования СПбГУ Майя Русакова рассказала о новой социологии детства и отметила, что в социологии, как науке, произошли очень большие изменения.

«Очень много лет у нас складывался определенный подход. Мы воспринимали период детства как период подготовки к взрослой жизни. То есть мы детей всё время к чему-то готовили. И дальше у нас наступал вот этот момент – ребёнку исполняется 18 лет, и мы говорим: «Готов, взрослый, наступило». На самом деле, если вы вдумаетесь, 18 лет – это очень много. Это огромный самостоятельный этап жизни. И ты не можешь 18 лет к чему-то готовиться», — поделилась Майя Русакова.

Майя Русакова подчеркнула, что на сегодняшний день новый подход в науке состоит в том, что этот период оценивается, как самостоятельный этап.

«Если мы всё время смотрим на ребёнка с ракурса, что мы его к чему-то готовим и куда-то бесконечно ведём, то отсюда теряется ценность этого периода жизни. Он живёт сейчас, и более того, для него в силу возраста очень тяжело планировать, что с ним будет через несколько лет. Когда мы ему говорим: «Когда ты вырастешь…» или «Когда ты закончишь школу…», вот это бесконечное «когда» всё время снижает градус нашего внимания к «здесь и сейчас». Мы его не готовим, мы его рассматриваем со всеми его ценностями», — заключила Майя Русакова.

По словам Майи Русаковой, сегодня необходим взгляд на подростков на все 360° для того, чтобы увидеть обычных детей именно такими, какие они есть, со всеми их проблемами.

«У нас есть уязвимые группы, СОП, трудная жизненная ситуация, уязвимость по другим каким-то показателям, и у нас здесь неплохая статистика. Это подростки, склонные к девиантному поведению, мы тоже их по-разному называем. У нас есть одарённые подростки, мы видели, прекрасные, они поступают к нам в СПбГУ. Не только такие, к счастью, есть разные дети, творческие в том числе, обычные. Тем не менее, кто же находится посередине? Кто такой подросток обыкновенный? Он, может быть, не суперталантливый, но и не девиантный. У него есть свои устремления, но он не ходит в несколько кружков одновременно. Он чилит с телефоном, и его за это все бесконечно ругают. Он не знает, чем он хочет заниматься в жизни. Я хочу сказать, что это нормальное состояние нормального обычного подростка», — рассказала Майя Русакова.

Основой политики, уверена Майя Русакова, сегодня должна стать эффективность программ, ориентированных на подростков.

«Если мы не внедрим на местах программы проверки оценки эффективности тех программ, которые сегодня реализуются, мы бесконечно будем ходить по кругу. Вот ребенок обратился к нам за консультацией, пришел к нам, и мы ему что-то сделали. Что стало результатом? Его ситуация улучшилась или нет? Важно оценивать эффективность программ, проектов, корректировать эти программы по результатам исследований. Не надо повторять программу из года в год, если мы все с вами знаем, что она не работает, но нам просто не хватает времени, сил и желания ее переписать, переделать хотя бы одни раз», — призвала Майя Русакова .

Основная задача форума и сообщества – это разработка таких комплексных методик, которые можно взять и потом применить на практике у себя в регионе, у себя в организации и на местах. Это не должно быть чьей-то исключительной собственностью, заключила Майя Русакова.

В заключение отметим, что в рамках форума ко всем участникам были заданы основополагающие вопросы – что на самом деле мы знаем о современных подростках? Кто сегодня может и должен с ними работать? Как готовить специалистов и где их искать? Зачем нужно развивать работу с подростками? На самом деле сегодня имеются очень интересные и крепкие теории, которые объясняют, почему в подростковом возрасте дети ведут себя тем или иным образом. Но проблема заключается в том, что сообщество, к сожалению, сегодня пока не научилось применять эти знания на практике. Участники форума заинтересованы в том, чтобы специалисты – практики на местах применяли все те знания, которые сегодня есть в современной науке. Это очень важно, именно это двигает общество вперёд и является основой к тому, чтобы работа с подростками и для подростков была более эффективной. В этом и заключается подход 360.

«Безусловно, мы не сможем изменить личность ребёнка или личность отдельно взятого человека, но мы сможем изменить условия для того, чтобы направить будущие поколения по более правильному пути, подсказать инструменты и способы решения социальных проблем. Только вместе мы сможем построить надёжный и счастливый мир», — заключают организаторы.