Онлайн-образование

Онлайн-образование
РЕКЛАМА
MONE

Мало до кого ещё не дошла вездесущая реклама онлайн-курсов и не появлялось желание пройти хотя бы один из них. Онлайн-образование сегодня не является чем-то диковинным, но по-прежнему вызывает много вопросов, хотя и появилось оно значительно раньше ковида и дистанционки. Сегодня нам доступны не только курсы, но и целые онлайн-университеты, где обещают неплохо прокачать нас по самым модным специальностям прямо дома. Давайте разберёмся, как определиться с онлайн-курсом и не является ли вся эта сфера лишь способом выкачивания денег.

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Стремление изучить что-то новое или вовсе сменить профессию возникает порой у каждого. И если оно осознанно, то онлайн-образование поможет значительно приблизиться к цели. Но если вы только что прочли яркую и убедительную рекламу онлайн-курсов, где вас за три месяца обещают превратить в востребованного специалиста, то мы вас огорчим — чуда не будет. Многие новички совершают одни и те же ошибки, которых можно избежать, если на начальном этапе дать себе несколько правильных установок.

Первое — нужно видеть конечную цель. Именно так. Когда цель размыта или вовсе не определена, то, скорее всего, покупка курса не лучшее решение для вас на данный момент. Поищите больше информации об интересующей вас сфере деятельности, какие навыки требуют работодатели в своих вакансиях, сколько готовы платить. Стать дизайнером и работать на фрилансе — это лишь ваше желание, но не сама цель, поскольку не ясно, что конкретно вы хотите делать, сколько времени планируете вложить в обучение и на какой уровень дохода выйти. Дизайном называется большое количество профессий, для которых требуются разные знания и разные инструменты. Например, для работы 3D-дизайнером вам нужен мощный компьютер и навыки рисования, которые для веб-дизайнера, к примеру, уже не важны. Цель помогает сделать путь к её достижению и результат понятными для вас. «К концу года стать 3D-дизайнером и брать заказы на макеты от 5 тыс. рублей» — согласитесь, звучит уже по-другому.

Второе, что надо усвоить в самом начале, — вы сами кузнец своего будущего, и ковать вам его придётся по большей части самостоятельно. Это важно всегда держать в голове. Онлайн-курсы тем и отличаются от традиционного образования, что дают вам очень узкий набор знаний, который нужно сразу начать применять, тогда от них будет толк. Обучение в среднем длится два-три месяца — только представьте, что могут дать за это время новичку? Не полагайтесь лишь на сам курс, продолжайте самообразование по книгам, мини-курсам и любым доступным материалам. По сути, вы платите за то, что информацию, которая вся и так есть в бесплатном доступе, собрали, красиво упаковали и преподнесли устами опытного спикера.

Третье — обращайте внимание на международные образовательные платформы. Это позволит вам пробовать свои навыки не только в России. Например, Udemy хорошо подойдёт разработчикам. Крупный онлайн-сервис Coursera будет полезен для изучения финансов, аналитики, soft-skills. А курсы от Skillshare подойдут для более творческих специальностей. Также есть платформа edX, где огромное количество корпораций и университетов предлагают свои онлайн-курсы. Некоторые из них есть и на русском языке.

ПРО ЭКСПЕРТОВ

Найти хорошего эксперта — одна из главных задач при выборе онлайн-курса. Они, как некие курьеры, должны упаковать для вас знания и донести их горячими (понятными). Есть одно «но»: эксперты могут хорошо разбираться в теме, но совершенно не иметь навыков преподавания. Польза от такого курса будет сравнима с походом в музей — красиво, но бесполезно. Речь эксперта может казаться вам слишком медленной или быстрой, нудной или, наоборот, слишком экспрессивной. Поэтому заранее узнайте побольше о спикере на интересующем вас курсе, часто это несколько человек, каждый из которых проводит отдельный модуль. Достаточно немного погуглить, найти профили в соцсетях, можно подписаться на них и даже задать какие-то вопросы лично. Не рекомендуем читать отзывы о курсе или об экспертах: частично они будут проплаченными, остальные — чистой вкусовщиной.

С другой стороны, есть курсы, куда вы идёте сразу из-за спикера. Опираясь на личный опыт, скажем, что такой вариант выглядит более предпочтительным. Если вы уже нашли эксперта, который понятно доносит свои мысли именно вам, то имеет смысл идти к нему, потому что все курсы для новичков очень похожи друг на друга и не стоит ожидать, что за два месяца обучения вам откроют какие-то суперинсайты, даже если перед вами гуру индустрии. Бывает, что эксперты цепляют зрителей не своим статусом и знаниями, а харизмой. Это, возможно, не очень хорошо с точки зрения практической пользы, но новичку это может быть совсем не важно, потому что именно этот спикер донесёт базовые вещи просто, понятно и в нужном темпе.

Участвуйте в бесплатных интенсивах, мастер-классах и прочих активностях, проводимых перед началом очередного потока курса. Помимо очевидной практической пользы на таких мероприятиях можно бесплатно получить небольшие бонусы в виде материалов и даже мини-курсов. Помимо этого, вы расширите свой кругозор сразу по нескольким актуальным специальностям и сможете точнее определиться с выбором. Многие онлайн-площадки дают возможность на несколько дней бесплатно открыть доступ на любой из их курсов, написав в поддержку. Это позволяет увидеть экспертов в деле, а также понять, будут вам давать свежую информацию или устаревшую. К сожалению, не все онлайн-площадки следят за её обновлением, и это может бросаться в глаза. Например, когда на курсе по маркетингу, где тенденции постоянно меняются, даётся информация трёхлетней давности.

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК

Давайте тезисно разберём основные рекламные уловки, на которые стоит обращать особое внимание при выборе курса.

Скидки. Самый распространённый инструмент привлечения. Они бывают всегда и везде и длятся бесконечно. Не торопитесь покупать курс, если реклама грозит, что акция действует последние пять часов, иногда достаточно просто обновить страницу — и отсчёт времени начнётся заново.

Оплата. Внимательно смотрите на её условия. Цена может быть выражена в ежемесячных платежах, без указания полной стоимости курса и того, сколько он продлится, якобы скорость прохождения зависит только от вас. Если не вдаваться в подробности, то выглядит это так, будто чем раньше вы пройдёте курс, тем меньше заплатите. Согласитесь, это даже звучит неправдоподобно. Но если ваш выбор пал на такой курс, заранее требуйте подробностей у службы поддержки о его полной стоимости и на какое количество месяцев разбиты платежи. Если окажется, что платежи по 3 тыс. рублей рассчитаны на два года, то цена уже не будет такой привлекательной. Разумеется, вам никто не даст пройти весь курс и получить диплом, пока эта сумма не будет выплачена. Лучше сделайте выбор в пользу тех курсов, где вы чётко видите сумму и вам не жалко с ней расстаться. В то же время есть целый ряд образовательных платформ, которые работают по системе подписок, то есть вы каждый месяц платите определённую сумму и это открывает вам доступ ко всем материалам.

Трудоустройство. Очень хитрый способ привлечения людей. Сводится он к тому, что вас добавят в переполненный чат выпускников, где периодически публикуются вакансии. Предположим, вы решили откликнуться на вакансию, тогда ответьте себе на вопрос: чем вы, будучи новичком, можете привлечь работодателя? Вероятно, вы не знаете точного ответа, потому что вас попросту этому не обучили на курсе. Тема «как найти первых клиентов» или «как составить резюме новичку» должна быть вынесена в отдельный и очень важный модуль, поэтому рекомендуем обращать внимание на те курсы, где такой модуль есть. Как мы уже говорили, ваше будущее зависит только от вас, не стоит полагаться на призрачные обещания и чудо.

Менторство. Фидбэк — это хорошо, но его наличие никак не влияет на качество. Домашние задания проверяют менторы, за редким исключением сам спикер. Менторы обычно набираются из выпускников курса. Не стоит ожидать от них каких-то детальных разборов ваших работ, ведь вас много, а они одни. Опираясь на собственный опыт, отметим, что менторы попадаются разные: одни очень дотошные, другим практически наплевать. Поэтому если на курсе вообще нет обратной связи, но хороший эксперт, то смело идите к нему. Что действительно полезно, так это разборы экспертом работ студентов в прямом эфире, где можно получить дельные советы и увидеть произведённое на профессионала впечатление от вашей работы.

ЦЕННОСТЬ ДИПЛОМА

Западные университеты достаточно давно и успешно продвигают онлайн-образование, и в этом, по сути, нет ничего нового. Практически все известнейшие мировые университеты, такие как Berkeley, Stanford, Harvard, делают онлайн-курсы как на платной, так и бесплатной основе и выставляют их на собственных или сторонних онлайн-платформах. Стоимость таких курсов иногда сравнима с реальным обучением в вузе, но и средние зарплаты там намного выше. Такие дипломы имеют серьёзную ценность на рынке, но скорее как дополнение к основному образованию. Рассматривать их в качестве полной замены диплома вуза не совсем корректно. Одной из причин является тот факт, что многими крупными компаниями управляют достаточно взрослые люди, для которых ваш диплом о прохождении курса — не более чем картинка на экране. Тем более если мы говорим о современных специальностях — IT, диджитал, дизайн, аналитика, то никому нет дела до ваших дипломов, оценивать будут только навыки. В России сфера онлайн-образования ещё достаточно молода, поэтому и о ценности дипломов говорить рано, но ситуация на рынке у нас весьма схожа.

текст:
Максим Дрёмин
фото:
архивы пресс-служб