Анастасия Уколова: Я УЖЕ НЕ МОГУ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ КАКИЕ-ТО ШАЛОСТИ И БЕЗРАССУДСТВА

Недавно в онлайн-кинотеатре WINK вышел сериал «Комбинация», который ждали как одно из главных кинособытий года. Алёну Апину сыграла обаятельная молодая актриса Анастасия Уколова, в послужном списке которой много фильмов, полюбившихся зрителям. Уже два года Анастасия совмещает профессию с материнскими заботами. Мы поговорили с Настей о проблемах такого совмещения, а также о том, что ей дали съёмки в «Комбинации» и изменило ли её тридцатилетие.
Настя, продолжаете ли вы общаться с Алёной после премьеры? И ощущаете ли большую разницу в возрасте?
Да, мы общаемся и сейчас, у нас тёплые приятельские отношения, я могу с Алёной поделиться своими мыслями и тем, что меня волнует. Она, думаю, тоже. Ни о какой разнице в возрасте речи нет, так же как и с Леной Валюшкиной, с которой я недавно снималась и подружилась. Конечно, у них большой жизненный опыт и мне есть чему поучиться, они мудрые женщины. В этом смысле я совсем девчонка, но наше общение столь доверительно, что я чувствую себя с ними как с подружками-ровесницами, могу быть открытой и делиться чем-то очень личным.
В этом проекте вы много узнали о шоу-бизнесе того времени. Чем, на ваш взгляд, он отличается от сегодняшнего? Ведь вы сами поёте и снимались в клипах у новых звёзд?
О шоу-бизнесе того времени я по большому счёту начала узнавать в процессе подготовки к съёмкам. Я смотрела много передач на youtube, архивы группы «Комбинация», большое количество интервью. Также я снималась в документальном фильме «Hit», где говорится о шоу-бизнесе, начиная с его становления в 90-е и заканчивая нашим временем. И я как раз там рассказываю, в чём это отличие, как можно было стать популярным на эстрадном небосклоне тогда, и как это делается сегодня. Если раньше нужно было, как Александру Шишинину, разносить кассеты по друзьям, знакомым и просто раздавать их на улице, просить таксистов продавать их, самому рекламировать группу и заставлять слушать песни всех вокруг, то сейчас есть Интернет, социальные сети, через которые можно продвигать себя. Тогда чем популярнее был клип, тем популярнее звезда. И стать известным было гораздо сложнее, нежели сейчас. Но и популярность была другая, просто сумасшедшая. На архивных видеозаписях «Комбинации» видно, как фанаты реально запрыгивали на сцену, хотели обнять своего кумира, постоять с ним рядом. А сейчас если люди и запрыгивают на сцену на концертах, то только для того, чтобы сделать селфи с артистом. Это шанс похвастаться: «Смотрите, я сфотографировалась со звездой!» Раньше это была любовь, возможность прикоснуться к человеку, потому что ты была в восторге от его музыки, от того, что он делал.
У вас не случалось, чтобы после премьеры кто-то — не педагог, не режиссёр, не близкий человек, а посторонний — подходил и говорил неприятные слова?
Совсем посторонние, наверное, нет, но вот недавно после одной премьеры мой агент сказала, что я со своей ролью справилась, но фильм «не очень», и некоторые сцены плохо сыграны другими артистами. Мы смогли это сразу спокойно обсудить.
А если бы она сказала, что вы сами не справились? И не агент ли нашла этот проект? Понятно, что успех не предугадать, но некачественная работа актёров — это иное.
Может быть прекрасный сценарий, режиссёр, замечательные продюсеры, а в ходе съёмок всё пойдет не так: могут заменить партнёра, переписать сценарий, и результат ты увидишь только на премьере. Никто не может ничего спрогнозировать.
Можете ли вы легко перестраиваться и принимать непредвиденные обстоятельства?
У меня были довольно тяжёлые съёмки в проекте «Выбери меня», где сценарий переписывался каждый день и я не могла понять свою линию. В этом же проекте неадекватно вёл себя один из моих партнёров, у которого был, видимо, какой-то личный кризис. Он мог сорвать смену, сцену, психануть. Это, конечно, добавляло всем проблем, тем более что всё происходило в экспедиции под Екатеринбургом. Естественно, невозможно было заменить артиста, и всем приходилось терпеть. Половину фильма мы с ним вообще не разговаривали и даже не здоровались, при этом играли любовь. Но ты должен в любых обстоятельствах хорошо выполнять свою работу.
Вы, как я поняла, человек эмоциональный, но при этом умеете в сложных ситуациях не разнервничаться, не сорваться?
Несмотря на натуру, я умею держать себя в руках. Но если происходит что-то из ряда вон, могу вспылить, поругаться, проявить эмоции, но так, чтобы это не доставило дискомфорта остальным и не испортило съёмочный процесс. Конечно, хочется работать в хорошей атмосфере и не тратить энергию на конфликты и выяснения. В той ситуации я понимала, что у человека внутри нехорошо, но сознавала, что не должна к этому подключаться, потому что у меня своя жизнь и семья, которая, кстати, была тогда со мной, я с малышом ездила на съёмки.
Вы сказали, что у человека внутри было нехорошо. У него что-то серьёзное произошло? Кто-то болел или он потерял кого-то?
Нет-нет, это была бы другая ситуация, где все пойдут навстречу, помогут и поддержат, если поведение человека не выходит за рамки разумного. Я снималась в Питере в фильме «Куколка», и в конце тяжёлого дня, когда мы выполняли трюки на крыше, мне позвонила няня и сказала, что сын упал, ударился головой и разбил нос, и что они хотят вызвать врача. Я попросила дать мне перерыв, позвонила няне и мужу, мы обсудили, что делать. На площадке все слышали, что у меня что-то произошло и сказали: «Настя, всё в порядке, езжай домой. Мы это доснимем в другой день». Я поехала, забрала Гошу и повезла в больницу, где его до двух ночи обследовали. А в шесть утра уже мчалась на съёмки.
Я читала, что вы могли начать дружить с кем-то на съёмочной площадке, и этот кто-то мог потом манкировать своими обязанностями, уверенный в вашем дружеском расположении. Изменился ли теперь стиль вашего общения с коллегами по проектам?
На съёмках ты проводишь каждый день с утра до ночи и не видишь ни семью, ни друзей. У тебя нет времени с кем-то переписываться, делиться личными событиями. Поэтому в любом случае на площадке появляются люди, которые становятся твоими друзьями, и ты с ними делишься тем, что тебя волнует. Просто сейчас с теми, кто мне неприятен, я не вхожу в контакт. А если чувствую, что человек со мной на одной волне, нам комфортно вместе, я, конечно, открываюсь. Я часто дружу с ассистентами по актёрам. Но бывает, могу сказать: «Давайте будем на „вы“, и никаких лишних вопросов». Тут как повезет. То же и с партнерами. На съёмках «Куколки» ассистентка актёра стала моим другом и поддерживала все шестьдесят смен, а с прекрасной Еленой Валюшкиной мы ходили вместе обедать, я могла ей пожаловаться на что-то, и она мне рассказывала про свою жизнь, делилась опытом. Невозможно думать только о работе. Тебе всё равно нужны друзья. Но сейчас я стала разборчивее.
Никто не пользовался вашей открытостью, доверием?
Я много лет занимаюсь с психологом, научилась разбираться в людях. И если что-то такое происходит, уже не реагирую так же болезненно, как раньше.
Вы сами нашли психолога?
У меня их было несколько. Я прохожу терапию на протяжении четырёх лет, меняю психологов под запрос, пробую разные методы. Сейчас я обсуждаю сложные проблемы с профессионалами. Конечно, и с друзьями могу поделиться эмоциями, мы можем сказать «какая жесть» или «как здорово, как я за тебя рад», но я уже не стану у них спрашивать, как мне поступить.
Но и психологи не дают советов…
Да, они тебе «подсвечивают», что происходит, и ты сам видишь то, что не заметил бы без них. Задумываешься над этим и берёшь на себя ответственность за свои решения и свою жизнь. Мне кажется, очень инфантильная позиция — спрашивать у кого-то, что тебе делать, когда ты уже взрослый человек. Если мне нужна поддержка, я её нахожу в общении с коучем. Мне достаточно сложно сочетать материнство и кино, и с чем-то я не справляюсь. Кино занимает всю мою жизнь, и материнство — тоже. Не остаётся времени для самой себя, а очень важно соблюсти этот баланс. И работа с психологом помогает мне не доходить до выгорания и нервных срывов.
Настя, из-за чего вы пошли к психологу в первый раз?
У меня были очень тяжёлые отношения с молодым человеком, которые начались в 18 лет. Потом мы расстались, я вышла замуж, развелась, и мы снова стали общаться с ним. Это была запутанная история, когда и вместе не получалось, и врозь было тяжело. Тогда подруга детства порекомендовала психотерапевта, с которым я начала заниматься. И через какое-то время получилось разрешить проблему, мы разошлись с этим молодым человеком, и я поняла, насколько терапия помогает выбраться из самых тяжёлых ситуаций, когда у тебя опускаются руки и ты впадаешь в состояние жертвы, думая: «Ну почему же со мной вот так?».
Что это было — сумасшедшая любовь к человеку, с которым невозможно безвредно сосуществовать, или созависимые отношения?
Очень важно понимать, что такое для тебя любовь. В юности кажется, что любовь — это страсти, «качели», когда ты без человека жить не можешь, и если он пропадёт, ты просто умрёшь. А когда становишься старше, понимаешь, что любовь — это когда вам хорошо вместе, когда ты чувствуешь себя в безопасности и тебе спокойно, когда он рядом и когда он занят своими делами — ты знаешь, что у вас всё в порядке. Любовь — это про гармонию. А в юности ты ещё этого не понимаешь, гонишься за эмоциями. Ты можешь и сейчас быть так же страстно влюблена, но важно контролировать своё состояние.
Недавно вам исполнилось тридцать лет. Что значит для вас этот «взрослый» юбилей, открывающий новое десятилетие?
Переход на новый этап я, конечно, ощущаю, потому что уже не могу, как девчонка, себе позволить каких-то шалостей, безрассудств. У меня несоответствие внешности возрасту, все дают мне не больше 23–25 лет, хотя я чувствую себя намного старше. Но больше на меня повлиял не возраст, а рождение ребёнка, это полностью меняет восприятие жизни, потому что ты становишься ответственным не только за себя. Я контролирую множество процессов. В таком многозадачном режиме я существую каждый день как мама, и при этом стараюсь расти профессионально и чего-то добиваться. Совмещать это нелегко, появляется ощущение, что ты становишься излишне собранной и теряешь легкость, которая в тебе была раньше.
Когда вы узнали, что станете мамой, вы обрадовались или был какой-то испуг?
Я родила в 28 лет, мы с мужем оба хотели ребёнка и были готовы к этому. Но я не представляла, как всё будет. У меня не было подруг с маленькими детьми. Я не знала ничего про это, хотя читала что-то в Интернете, какие-то книги, но настоящего младенца никогда не держала на руках. Мне надо было научиться взаимодействовать с крошечным существом. И когда я впервые осталась с ним одна, испытала шок, не знала, что делать, и никакие книжки не помогали. Первые месяцы были очень сложным периодом для меня. Пока я сидела с Гошей дома, ко мне приходили подруги. А сейчас они спокойно рожают детей, потому что у них перед глазами был мой опыт. Я могу что-то им подсказать.
Вы и сейчас сильно тревожитесь за ребёнка, ведь он ещё такой маленький?
Если ты сидишь с ребёнком с утра до вечера, жизнь посвящаешь материнству, тогда, мне кажется, сложно совладать со своей тревогой. Таким мамам очень тяжело пригласить няню, оставить ребёнка с кем-то, потому что они уже как будто сшиты с ним. А если мама ходит на работу, то и ребёнок со временем привыкает, что мама придёт, она никуда не денется, и ты сама привыкаешь отрываться от него. Я на съёмках, конечно, думаю о Гоше, о том, что он делает, что ел, и с утра до вечера на связи с няней. При этом я могу переключиться и чувствовать себя спокойно, зная, что мой ребёнок в безопасности, няня хорошая и муж помогает. Но у нас есть чаты, и я всё время прошу присылать мне фотографии. При этом не считаю себя чрезмерно тревожной мамой, иначе я не смогла бы вернуться в кино.
Когда вы почувствовали свою узнаваемость, популярность?
Первую ощутимую популярность я почувствовала после сериала «Молодёжка», потом после фильмов «Громкая связь» и «Обратная связь». Это особенно проявилось в социальных сетях, и, конечно, меня стали узнавать на улицах. Сильнее это чувствуешь в небольших городах. Я как-то поехала в Сочи на пять дней отдохнуть, побыть одной, шла по набережной, а ко мне каждую минуту подходили, просили сфотографироваться. В Москве чаще люди шушукаются, смотрят, но подойти стесняются. Хотя с выходом «Комбинации» я заметила резкий всплеск и здесь.
Вы всегда фотографируетесь с желающими?
Я никогда не отказываю доброжелательным воспитанным людям. Но иногда я сталкиваюсь с не очень адекватными и нетактичными товарищами, которые хотят сфотографироваться во что бы то ни стало, даже когда я нахожусь с сыном в поликлинике и мне не до этого.
В детстве вы пели. Почему пошли не по этой дорожке? Я знаю, что вы хотели поступить в ГИТИС на факультет музыкального театра, но окончили «Щепку»…
Да, я всё детство пела и в ансамбле, и сольно, но не стремилась к большой сцене, к концертам, и в конце концов мне всё это надоело. Я стала больше интересоваться кино, смотрела очень много фильмов, возникло интуитивное ощущение, что я хочу стать актрисой.
С какими чувствами вы вспоминаете годы учёбы?
Не всегда с самыми приятными. Было много стрессов, я бы не хотела вернуться туда. Но я благодарна, что меня взяли, дали шанс стать актрисой и сниматься в кино. Я понимаю, что без образования, если нет связей, это невозможно. Я не знаю, как такие люди попадают на кастинги, у них какой-то свой секрет, который мне неведом. Но время учёбы было очень тяжёлым. Ты находишься в институте с восьми утра до двенадцати ночи каждый день четыре года безвылазно, не видишь ничего вообще, должен всё время заниматься и постоянно удивлять педагогов, которые тебя постоянно ругают.
Не страшно было в семнадцать лет одной оказаться в столице в общежитии?
Я к 17 годам была уже очень самостоятельным человеком. Я постоянно ездила на танцевальные и музыкальные фестивали, и в каких-то лагерях бывала по месяцу без родителей. Поэтому жизнь в другом городе и в общежитии для меня не представляла проблемы. Я чувствовала себя комфортно и не скучала по дому совершенно. А в 18 лет я встретила того молодого человека, и он на какое-то время стал моей семьёй, моей поддержкой. Но было невозможно совместить учёбу и отношения, которые требовали слишком много времени.
Вы часто говорите, что любите всё планировать, однако в вашей профессии это практически невозможно.
Да, вы правы, хотя я всё равно стараюсь это делать. Мой муж — адвокат, а у них принято задолго планировать свой отпуск. Он в начале года говорит мне, в каком месяце хотел бы провести с семьёй две недели. И я могу зарезервировать эти две недели. Но если у меня будут важные съёмки или вдруг предложат пробы на роль мечты, то я как человек творческий, конечно, не смогу устоять, и чаще всего выбираю реализацию себя, а отпуск переношу на другое время.
Говорят, что вы всегда радуетесь за подругу, если на пробах выбирают её, а не вас. Неужели вы не расстроитесь, если сами очень хотели это сыграть?
Конечно, не всегда получается радоваться. Ты можешь очень долго пробоваться в проект и расстроиться, что тебя не взяли. Это нормально. Но если вместо меня утвердят подружку, а не какого-то незнакомого человека, я не так расстроюсь. Иногда бывают очень болезненные отказы, говорят: «Мы тебя уже утвердили, всё обговорено», — то есть подают надежду, даже уверенность, что ты будешь сниматься, а потом не берут. Всё может поменяться внезапно, поэтому ты всегда должен быть готов ко всему. Бывало, что утверждали актёров, они снимались месяц, а потом их заменяли, и всё переснималось с другими. То есть ты изначально должен быть готов к тому, что это такой мир, где тебя могут поменять, а могут поменять другого и пригласить тебя. Принимать это сложно, но с опытом вырабатывается некий иммунитет. И всё равно совсем не расстраиваться я не могу. Сейчас у меня был проект, куда я долго пробовалась, а утвердили мою коллегу. Было жалко усилий и времени, которые я очень ценю, особенно сейчас, когда у меня семья, сын.
Во время учебы вы еще умудрялись подрабатывать. Вы делали это, потому что очень нуждались или ради каких-то иных целей?
Я нуждалась, толком ничего себе не могла позволить. Родители и бабушка с дедушкой присылали небольшие деньги, но их хватало только на еду и дорогу. А если я что-то хотела себе купить, например, одежду или косметику, то на это у меня совсем не оставалось средств. На первом курсе я сначала гуляла с собакой, потом работала в свадебном салоне моделью для закройщика. Это было очень тяжело, платили двести рублей за час, и я должна была стоять ровно на каблуках, пока на тебе всё это делали. Я могла выстоять два-три часа, а потом начала падать в обморок и перестала ходить туда. Затем подрабатывала в ночном клубе, продавала цветы, мыла посуду в баре, помогала делать коктейли и выполняла разную мелкую работу. На то, что зарабатывала в клубе, я могла купить себе духи или косметику. На третьем-четвёртом курсе мы с однокурсниками уже работали аниматорами, развлекали детей. Когда я окончила институт, меня взяли во МХАТ имени Горького с зарплатой сорок тысяч рублей. И я нашла съёмную квартиру за эту цену. То есть целиком отдавала зарплату за квартиру, а жила на деньги, которые присылали родители на еду. Снова приходилось подрабатывать.
Вы никогда не жили на средства мужчины?
Впервые я вышла замуж, когда уже имела несколько кинопроектов за плечами. Я никогда не зависела от мужа, тем более от молодого человека. Я всегда следовала принципу жить на свои деньги, но никто никогда и не предлагал полностью меня обеспечивать. Я всегда зарабатывала сама и до сих пор это делаю. Поэтому чувствую себя абсолютно независимой. И я уже настолько привыкла сама зарабатывать, что мне сложно принять помощь от кого-то, хотя иногда очень хочется.
текст:
Марина Зельцер
фото:
Ксения Угольникова,
онлайн-кинотеатр Wink.ru