Ирина Кондратьева
РЕКЛАМА
Лапино

Ирина Кондратьева: ТЕАТР — МОЙ ВТОРОЙ ДОМ

Театр — это магия! Это чудо и таинство, открывающееся нам с поднятием занавеса и раскрытием кулис. И не только потому, что волшебным образом здесь оживает всё неживое и что в этом искусстве перевоплощения ты можешь быть и тем, кем хочешь, и самим собой, но и потому, что здесь на одной сцене с мастерами и известными актёрами встречаются совсем молодые артисты, которые ещё жадно вдыхают этот волшебный запах сцены и делают первые шаги в профессию. Для последних это, несомненно, возможность прикоснуться к мечте, возможность совершенствования себя в любимом деле, постоянной учёбы чему-то новому и прекрасному и неразрывная связь поколений. Конечно, не каждый театр может этим похвастаться. Театр Российской армии может! Именно при нём существует детская театральная студия «АртЛига», которая зажигает будущих звёзд театрального искусства. Наша героиня — 13-летняя Ирина Кондратьева — одна из них, и сегодня она в гостях у Babyer.

 Ирина, здравствуй! Спасибо, что согласилась на интервью. Расскажи нашим читателям о себе.

Мне 13 лет, я учусь в седьмом классе. Уже шесть лет занимаюсь в детской театральной студии «АртЛига» под руководством Натальи Аристовой при Театре Российской армии. С пяти лет занималась танцами в различных коллективах («Тодес», «Риолис»). Занималась капоэйрой и бадминтоном, и вообще я очень люблю спорт. С детского сада участвовала в различных конкурсах чтецов и театральных постановках в школе и занимала призовые места.

Как получилось, что театр победил в твоих увлечениях?

Учителя и мои родители обращали внимание на то, что я очень артистична, и решили записать меня в театральную студию. Выбрали Театр Российской армии, потому что это академический театр и здесь, в студии, преподают действующие актёры. В студии оказалось очень интересно, мне понравилось все с первого занятия: атмосфера, новые друзья. Сразу же началась постановка спектакля, пошли репетиции. Занятия были очень интересные. И другие мои увлечения отошли на второй план.

Что для тебя театр?

Во-первых, театр — это всегда новый мир, новые характеры, возможность «прожить» истории, с которыми в реальной жизни ты никогда не встретишься, а ещё это интересные люди, известные актёры. Во-вторых, это ощущение второго дома. Всё своё свободное время я провожу в театре.

Для тебя это возможность примерить на себя любую маску или, наоборот, возможность быть собой?

Конечно, театр позволяет актёру примерить на себя любую маску, войти в различные образы, но при этом, я считаю, нужно остаться самим собой. Ведь актёр привносит в роль и свои чувства, свои наблюдения, возможно, и черты своего характера.

Когда ты впервые попала в театр?

Самый первый мой поход в театр я не помню, потому что была ещё маленькой, но есть яркие воспоминания, которые оставил театр под руководством Вячеслава Спесивцева. Мне тогда было шесть лет. Спектакль назывался «Рождественская сказка». В фойе перед ёлкой было мини-представление, на котором мне дали белый шёлковый лоскуток как кусочек сказки и счастья на будущие годы. Я до сих пор храню его у себя. В этом спектакле участвовали дети, и тогда мне тоже захотелось, как они, играть на сцене.

Ты помнишь свой первый спектакль и выход на сцену?

Да, это был студийный спектакль «Необыкновенные приключения гусей-лебедей» режиссёра Елены Лосевой. Это забавная и смешная история на тему русской народной сказки «Гуси-лебеди». В этом спектакле у меня была роль Печки. Мне очень понравилось играть, потому что Печка в этом спектакле яркая, красочная, энергичная, и я играла с удовольствием.

С того момента прошло много времени, и вот сейчас наряду с добрыми лёгкими спектаклями в твоём репертуаре есть уже и очень серьёзная роль Марии Романовой в спектакле «Красное колесо», который с успехом идёт на сцене театра. Насколько легко тебе было войти в неё? Собирала ли ты информацию о своей героине, чтобы точнее воплотить на сцене её образ?

Это серьёзная роль и серьёзный спектакль. Но, несмотря на это, войти в роль мне было легко. Я представила свою героиню как свою ровесницу, что она обыкновенная девочка, у которой есть мама, папа, бабушка, которые очень её любят. У неё замечательные сестры и брат. Я просмотрела множество архивных фотографий, мои родители много рассказывали мне об истории царской семьи. А ещё очень помогали партнёры по спектаклю Анастасия Бусыгина (исполняет роль мамы Александры Фёдоровны Романовой) и Андрей Егоров (роль папы — Николая Александровича Романова).

И это не единственный твой серьёзный спектакль. Я знаю, что ты играла в спектакле «Когда-нибудь закончится война», который также очень известен и завоевал уже несколько премий. Тема войны в этом году звучит особенно, в мае мы отмечали 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Что значит для тебя эта роль и что значит этот праздник лично для тебя и твоей семьи?

Спектакль начинается с моего выхода, и там есть такие слова, что фото- и кинохроники тех лет почти нет, а 75 лет — это большой срок для человеческой памяти. Для нашего поколения важно сохранить память о той войне. Участвуя в этом спектакле, я пытаюсь понять и донести чувства детей того страшного времени до зрителя. Каждый год наша семья обязательно празднует этот день. Для меня это личный и семейный праздник. Прадедушка по маминой линии ушёл на фронт и не увидел, как родился его сын (мой дедушка). Тогда художник нарисовал портрет, который отправили ему на фронт. Этот портрет он всегда носил с собой. Прадедушка погиб в 1943 году. Прабабушка рассказывала мне, как она была в оккупации под немцами, ей тогда было 11 лет. В спектакле моей героине тоже 11 лет. Мой прадедушка по папе Виктор Антонович Курило — летчик-истребитель, «сталинский сокол», прошёл всю войну. У нас есть книга, которую он написал о событиях того страшного времени.

Были ли какие-то сцены, которые тебе особенно тяжело было играть в этом спектакле?

Для меня самой сильной сценой в этом спектакле была финальная песня «Когда-нибудь закончится война» Елены Лосевой. Я видела слёзы зрителя и сама еле сдерживалась, это было тяжело. Эта песня настолько проникала в душу, что отойти после спектакля было очень нелегко. Когда поёшь эту песню, начинаешь представлять ужас, который был на войне.

В таких спектаклях ты выходишь на сцену вместе со взрослыми известными актёрами. Насколько тебе комфортно работать с ними?

Мне очень комфортно работать с ними, мы друг друга понимаем, мне с ними спокойно. Я знаю, что они всегда помогут, направят. Я чувствую себя уверенно со взрослыми известными актёрами.

Такие исторические роли, наверное, тебе очень помогают на уроках истории и литературы в школе? Подозреваю, что это твои любимые предметы.

На уроках истории мы пока ещё не затрагивали такие темы, но на уроках литературы мне, конечно, очень помогает театральный опыт. Легче воспринимаются образы героев, да и сам сюжет становится ярче, правда, бывает, что при этом он ещё становится и сложнее. А ещё скороговорки, чтение стихотворений с выражением. У меня получается их быстро учить. Благодаря этому мне всегда ставят по литературе пятёрки. Ещё один из любимых моих предметов в школе — сценическое движение. На нём для нас проводят актёрские тренинги, мы делаем этюды. Сейчас ставим Чехова, идёт процесс выбора пьесы. На этом уроке всегда интересно и познавательно. И мой студийный опыт очень мне помогает.

Как тебе самой кажется, на какую героиню классической литературы или героиню фильма и мультфильма ты похожа? Какой типаж тебе ближе по характеру: сказочной героини, принцессы или бесстрашной современной девчонки-авантюристки, которая не боится приключений и опасности?

Мне трудно судить о себе. Моя сестра считает, что я похожа на принцессу Белль из мультфильма «Красавица и чудовище». Мне же ближе по характеру образ современной девчонки. В нём можно показать множество действий, и этот типаж кажется более интересным. Этакая Лара Крофт.

Какую роль на сцене ты хотела бы сыграть?

Роль Венди Дарлинг из «Питера Пэна». Венди — добрая, смелая девочка, которая никогда не отступит перед опасностью, она заботится о мальчиках, фантазёрка и умеет рассказывать истории. Мне очень интересно было бы сыграть её.

Как у тебя получается совмещать занятия в школе с репетициями и спектаклями в театре?

Я учусь в школе №2054. Это специализированная школа для творческих детей. Ученики нашей школы — ребята из хора имени Попова, из ансамблей Александрова, Игоря Моисеева, Театра Российской армии, Театра Натальи Сац. Наши учителя понимают, что мы все участвуем в репетициях, спектаклях, концертах, и отпускают нас с уроков, когда нам надо. Если я, например, не успела сделать домашнее задание, учителя дают мне несколько дней, чтобы его выполнить. А уроки я обычно делаю после занятий и спектаклей в театре.

Ты хорошо учишься?

Я стараюсь совмещать учёбу, студию и театр без проблем для каждого направления. В нашей школе это сделать проще. Поэтому да, это удаётся.

Как твои сверстники, одноклассники, подруги относятся к тому, что ты актриса и что ты уже сама зарабатываешь деньги?

Вероятно, говорить о том, что я уже актриса, ещё рановато. Я пока только учусь. У нас в классе тоже есть творческие личности. Одни занимаются танцами, музыкой, другие — чем-то ещё. Мои одноклассники и друзья относятся к тому, что я актриса, хорошо. Я их приглашаю на спектакли. Насчёт заработка, конечно, очень сильно удивляются, подходят ко мне и спрашивают: «А ты реально уже зарабатываешь деньги?» Я получила свою первую зарплату в десять лет. И так радовалась, что я такая маленькая и уже получаю зарплату.

На что ты обычно её тратишь?

Я люблю ходить по магазинам, покупать модную одежду. И конечно, покупаю подарки своим родным и близким. Также могу потратить зарплату на сладкое. Я очень люблю марципан и макарони.

Как ты провела карантин, время, когда театр был закрыт? Ты скучала по театру?

Я очень скучала по театру. На тот момент у нас шла репетиция спектакля «Алиса в Стране чудес» режиссёра Александра Макарова, и репетировать дистанционно было для меня сложно, ведь в этот момент ты не чувствуешь сцены, её энергетики. Для меня очень важно находиться в самом театре, а через компьютер очень тяжело передать чувства и энергию.

Сейчас, когда у тебя уже достаточно актёрского опыта, что ты испытываешь, выходя на сцену к зрителю?

Когда я выхожу на сцену, то пытаюсь понять, заинтересованы зрители в зале или нет. Я чувствую, какой зритель пришёл на спектакль, какое у него настроение. Мне всегда хочется, чтобы зритель мне поверил, хочется заинтересовать его.

Что тебе помогает перевоплощаться из обычной девчонки в яркую актрису театра?

Когда я только вхожу в театр, я уже ощущаю себя актрисой. Ощущение большого пространства театра, его величия, особенной атмосферы. Находясь рядом с профессиональными артистами, я тоже превращаюсь в актрису.

А как ты думаешь, что самое главное в работе актрисы?

Я считаю, что самое главное — это правдивость. Нужно так правильно передать характер героя, чтобы зритель поверил.  А также находчивость, умение импровизировать и находить выход из любой ситуации, которая может произойти на сцене.

У тебя случались какие-то каверзные, неудобные, забавные ситуации во время спектаклей?

Конечно. Во время спектакля могут произойти разные ситуации: казусы и незапланированные происшествия. Нас в студии учат импровизации, как выйти из таких ситуаций. На  уроке сценического движения учат, как правильно надо падать. Это умение нам очень пригодилось на спектакле «Приключения Маши и Вити». В одной сцене ребята из студии (жители сказочного леса) исполняли танец с главным героем (Витей). Они должны были встать в цепочку и чуть-чуть потянуть героя, но не рассчитали силы и упали все вместе с ним. Мы сумели обыграть эту ситуацию так, чтобы зрители ничего не заметили и решили, что так и должно быть. Знакомые, которые смотрели спектакль, потом говорили, что им показалось, что так и было задумано.

Как ты думаешь, зачем люди, а иной раз самые юные зрители приходят в театр? Ты уже успела понять, от чего зависит та самая химия, единение актёра со зрителем, когда зал и сцена дышат в унисон?

Маленькие зрители приходят за впечатлениями, за сказкой. Они всецело погружаются в неё, им становится интересно, они верят в неё, получают положительные эмоции. Они должны получить радость от времени, проведённого в театре, и, конечно, сделать какой-то вывод для себя. Выходя из театра, они часто представляют себя на месте героев, хотят подражать им. Но ведь и взрослый зритель приходит в театр за эмоциями, но не из желания подражать героям, а скорее для того, чтобы понять и пережить какие-то новые чувства, что-то понять о себе и окружающем мире. На мой взгляд, та самая химия единения актёра со зрителем возможна, когда актёр и зритель верят друг другу и актёр готов не только к игре, но и к эмоциональному общению со зрителем.

Кто твой главный критик? Кто твоя опора и поддержка? Чьё мнение по поводу твоих работ для тебя важнее других?

В первую очередь, это мои педагоги Наталья Аристова и Александр Макаров. По поводу моих работ мне всегда очень важно мнение моих преподавателей и режиссёров (Натальи  Аристовой, Александра Макарова, Ольги Герасимовой, Дениса Кутузова, Максима Чикова, Андрея Бадулина, Юрия Сазонова, Александра Аргоса), с которыми я работаю. Они всегда подскажут, направят, у них за плечами большой опыт. А моя опора, поддержка — это, конечно, наша семья.

У тебя артистическая семья?

Совсем нет. Моя мама Наталья Николаевна — домохозяйка, папа Николай Николаевич — эксперт по торговле драгоценными металлами. Бабушка Ирина Викторовна — научный работник, но в детстве она занималась в театральном кружке Центрального дворца пионеров. Её даже приглашали сниматься в кино. Но так как семья была военная и каждый год меняла место жительства, то родители были против её развития как актрисы. Вторая бабушка, Ольга Евгеньевна, много лет работала педагогом в детском саду и также в детстве занималась в театральной студии. А мы с младшей сестрой Ольгой уже занимаемся в театральной студии серьёзно.

Как родители отнеслись к твоему выбору?

Как раз родители и направили меня в театральную студию из танцев. Они всегда поддерживают меня в любом моём начинании. И кроме того, им нравится эта профессия.

Все актёры мечтают сыграть в кино. У тебя был уже опыт съёмок в кино?

Да, у меня был небольшой опыт в съёмках. Самая первая работа — короткометражный русско-французский фильм «На лыжах» режиссёра Владилена Верного. Это история про школу и урок физкультуры, про конфликт между учителем и учениками. А недавно я принимала участие в фильме с рабочим названием «Я не боюсь», где снималась в одной сцене с Викторией Толстогановой. Меня она как актриса очень впечатлила по фильму «Палач». Она там создала невероятно сильный образ. Сам фильм тоже очень захватывающий и не оставляет равнодушным.

На киносъёмках обычно очень суровые условия, менее комфортные, чем на репетициях в театре. Ты не чувствовала дискомфорт?

Да, иногда на съёмках условия не совсем комфортные. Съёмки фильма «На лыжах» были в феврале, и, как следует из названия фильма, мы должны были кататься на лыжах. Но снега в день съёмок не было, и нам пришлось бегать по парку в горку бесконечное количество раз. Я даже не помню, сколько в результате было дублей, но их точно было много. Было очень холодно, но бег спас нас от холода.

А игра в театре чем-то отличается от игры в кино, если говорить о создании образа и роли?

В кино происходит всё очень быстро, ты даже не успеваешь что-то прочувствовать, а в театре ты с каждым последующим спектаклем находишь в роли новые нюансы, моменты, как бы оттачиваешь образ.

Что в актёрской профессии тебе нравится больше всего? Возможность перевоплощаться, известность и красные дорожки или что-то другое?

Больше всего мне нравится перевоплощаться в разные образы, но от красной дорожки в будущем я тоже не отказалась бы.

Профессия актрисы подразумевает известность, поклонников и автографы на улице. Ты готова к этому?

Сейчас мне кажется, что я к этому готова. После спектаклей ко мне часто подходят зрители с просьбой сфотографироваться. Это очень приятно. Ещё я очень ценю внимание детей, которые дарят цветы. Это невероятно трогательно. Ну а в будущем посмотрим.

Скоро Новый год. Твоя самая любимая новогодняя история.

Моя самая любимая новогодняя история — это «Новогодние приключения Маши и Вити». Как раз этот спектакль идёт на сцене нашего театра. Это очень красочный спектакль, с шикарными костюмами, с весёлыми песнями, с настоящим балетом. Там есть реальный бой, классные спецэффекты, интересные находки — например, артисты в балете танцуют на гироскутерах.

Что для тебя Новый год? И какой твой самый любимый праздник?

В первую очередь Новый год для меня — это новогоднее представление в нашем театре, которого ждут с нетерпением все наши студийцы. Это особая атмосфера праздника и счастья. А мой любимый праздник — Рождество. И это для меня двойной праздник, потому что в этот день у меня день рождения.

Как здорово! Но в день рождения ты же не играешь спектакли?

Наоборот, я очень рада, когда спектакль попадает на мой день рождения. Отметить день рождения в театре, на сцене, с актёрами — это так здорово!

Ты уже знаешь, как будешь отмечать Новый год? Может быть, у вас в семье есть какие-то традиции, связанные с празднованием Нового года?

В этом году я буду отмечать Новый год в кругу семьи. По традиции мы дарим друг другу подарки именно в 12 часов ночи, а потом идём на улицу с друзьями.

Ты уже приготовила подарки близким? И что сама хотела бы получить в подарок от Деда Мороза?

Ещё не всем успела приготовить. Скоро планирую отправиться в поход в свой любимый магазин, где можно приобрести  интересные подарки. А сама я хотела бы получить от Деда Мороза профессиональную видеокамеру, чтобы снимать качественные ролики и мини-фильмы.

В этом году ты впервые выходишь на сцену в новогодних спектаклях в роли Снегурочки. Это достаточно ответственная роль. На новогодние спектакли и ёлку в театр всегда приходит высшее руководство. Ты не волнуешься?

Да, конечно, роль Снегурочки очень ответственная. Если ты не сможешь правильно передать этот образ, то дети не поверят в сказку и волшебство. Ну у меня есть небольшое волнение перед выходом на сцену в любом спектакле. Правда, как только я выхожу на сцену, я уже существую в роли и совсем не волнуюсь.

Что для тебя является мотивацией в твоём деле, в профессии?

Мотивацией в профессии для меня является стремление к совершенствованию. Примером для меня служит актёр нашего театра Владимир Михайлович Зельдин. Мне довелось увидеть его в спектакле, побывать в его гримёрке и пообщаться с ним лично. Мне тогда было девять лет. Это был потрясающий человек! Я благодарна руководителю нашей студии Наталье Аристовой, что она организовала для меня эту встречу. Я купила его книгу «Моя профессия: Дон Кихот», прочитала, что его любимые цветы васильки, и купила их. Когда я его увидела, я очень волновалась. Он как-то пошутил, мы сфотографировались, он подписал для меня книгу. Встреча была недолгой, но я запомнила её.

Есть ли что-то такое, что ты любишь так же, как театр?

Театр — это моя самая главная любовь, конечно, если не считать семью.

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Я люблю снимать и монтировать видеоролики, летом играть в футбол, кататься на скейте, а зимой — на коньках.

Ты сама считаешь работу в театре увлечением или выбор будущей профессии уже очевиден?

Для меня театр — это не увлечение, а серьёзный осознанный выбор. На данный момент я очень хочу быть актрисой, уже присматриваюсь к театральным вузам. Ведь все институты очень разные по манере преподавания. Я бы хотела поступить в ГИТИС, он мне как-то ближе по атмосфере. Возможно, потому что там преподают актёры из нашего театра, да и некоторые ребята из нашей студии поступили в этот институт. Мне нравятся их студенческие постановки, и сама атмосфера этих спектаклей мне кажется очень знакомой и очень близкой эмоционально.

Под Новый год мы все задумываемся о своих мечтах. О чём ты мечтаешь?

Я мечтаю снять собственный фильм как режиссёр.

О чём был бы этот фильм?

Это был бы детский фильм про проблемы детей, про их отношения между собой и со взрослым миром.

Редакция журнала Babyer выражает особую благодарность за содействие в подготовке материала директору Театра Российской армии Ивану Ивановичу Чурсину

текст:
Наталья Вагапова
фото:
Игорь Ляш