ПАВЕЛ ИВАНОВ: КТО ВЫ, ТАИНСТВЕННЫЙ «МИСТЕР ИКС»?

ПАВЕЛ ИВАНОВ
РЕКЛАМА
Бобёр

Кто скрывается под маской таинственного «Мистера Икса»? Почувствовать силу пламенной любви обворожительного циркового артиста и светской красавицы вот уже целый век желают многочисленные почитатели гения искромётных оперетт Имре Кальмана. Кто сегодня носит маску Мистера Икса, расскажет нам ведущий солист театра «Московская оперетта», артист театра и кино, лауреат многочисленных международных конкурсов, финалист телепроекта «Голос», номинант на премию «Золотая маска», лауреат премии за лучшую мужскую роль на международных кинофестивалях в Вене, Индии, Нью-Йорке, обладатель уникального голоса — блистательный Павел Иванов.

Обычно на улице юноши сворачивают шею, проходя мимо красивой девушки. Но не в нашем случае. Стоит Павлу Иванову появиться на публике, все взгляды устремляются исключительно на него — двухметрового статного красавца с копной вьющихся волос. Красив как бог, промелькнуло у меня в голове, как только Павел появился на горизонте. А когда Павел Иванов выходит на сцену и начинает петь, сотни восторженных зрительских глаз уже не в силах оторваться от талантливого артиста.

Павел, откройте секрет: где рождаются такие невероятно красивые и голосистые ребята?

Я родом из Рыбинска Ярославской области. Появился на свет 10 марта 1985 года. Мама рассказывала, как в роддоме чей-то ребёнок истошно орал в комнате, куда уносили новорождённых. Мама попросила нянечку успокоить крикливого малыша. Та тут же удалилась и к удивлению моей мамы принесла орущий комочек и положила ей на кровать.

Теперь понятно, кто это кричал.

Это был я!

То есть с рождения вы заявили миру о себе во весь голос?

Да, с самого раннего детства у меня был такой, можно сказать, громкий, пронзительный голос. Вы знаете, мне кажется, что все наши пути предначертаны там, свыше. Так получалось, что вся моя жизнь тем или иным образом связана с искусством, ещё с детского сада рот мой не закрывался. Я постоянно что-то напевал или декламировал.

«Я и здесь молчать не буду» — это про вас?

Да, да. Это про меня! Я с малолетства был чрезвычайно активный. Моя бабушка работала в детском саду воспитателем, потом заместителем заведующей. Но как только я родился, она ушла на пенсию, чтобы быть рядом со мной. Все её в детском саду знали, и меня, естественно, ставили выступать на всех детсадовских праздниках. Да и не только на праздниках. Я везде участвовал.

Ну конечно, с таким-то блатом!

Согласен, вначале ставили потому, что бабушка этого хотела. А потом увидели, что у меня стало что-то получаться. Видимо, у меня заметили определённый прогресс.

Чем помимо громкого голоса вы выделялись, отличались от других детей?

Я всегда выделялся своей неуёмной активностью. Так, на выпускном в детском саду всем ребятам дарили детские книжки со сказками, стихами и т. п. А мне подарили книгу Александра Дюма «Три мушкетёра».

Ваше амплуа романтического героя мудрые воспитатели разглядели ещё в детском саду?

Видимо, да. Хотя мне было всего 7 лет.

Какой характер у вас был в детстве?

В детстве я был лютый непоседа. Да что говорить, я до сих пор такой же. Мне постоянно нужно что-то делать, чем-то заниматься, быть в постоянном движении. Мой девиз: не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня, сейчас — днём, вечером и даже ночью.

Какие школьные предметы вам лучше всего давались?

Физкультура. И ещё математика. Мне всё легко давалось. Над домашними заданиями я особенно не сидел.

Павел, да вы просто подарок для родителей. Ваши родители как-то связаны со сферой искусства?

Мои родители абсолютно не связаны с искусством. Мама всю жизнь проработала бухгалтером. Папа трудился на рыбинском авиамоторном заводе, больше по административной части. Папа у меня рукастый. В этом плане я в него пошёл, люблю что-нибудь мастерить своими руками.

Павел, давайте вспоминать. Если не родители, то без гениальной генетики бабушек и дедушек явно не обошлось.

Меня часто спрашивают, в кого я такой голосистый. Даже и не знаю. У меня и младший брат пошёл по моим стопам. Да вроде никого из родственников не припомню, чтобы они как-то были связаны… Хотя, постойте! Мой прадедушка был связан с театром.

Вот видите!

Он работал в Рыбинском драматическом театре. Правда, не актёром, а заместителем директора.

С чего началось ваше музыкальное образование? По классике с детской музыкальной школы?

А вот как раз в музыкальную школу меня-то и не приняли.

Слишком большой конкурс был?

Просто сказали, что у меня нет музыкальных данных — ни слуха, ни голоса.

Через тернии к звёздам попадает довольно большое количество талантливых людей.

Похоже на то. Я пошёл поступать в специализированную школу-лицей, объединяющую общеобразовательную и музыкальную школы. В Рыбинске только одна такая. Но меня туда не взяли. Однако года через два я начал обыгрывать тех, кто занимался в этой школе.

Вы, я понимаю, не из тех, кто опускает руки?

Я подумал — ну и ладно, и хорошо, что так вышло. Буду упорно заниматься в центре детского и юношеского творчества, который находился как раз рядом с нашим домом. Там я прозанимался всю свою школьную жизнь — с первого по одиннадцатый класс. Осваивал различные навыки более чем в 15 разных кружках.

Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота?

Именно так.

Какой направленности были кружки?

Абсолютно разные: домра, гитара, ложки, сольный вокал, хоровой вокал, сольфеджио. Вдобавок я ещё занимался в кружках, где нужно было что-то мастерить: резьба по дереву, выжигание по дереву, лепка. Мне всё было интересно.

В то время вы уже задумывались над тем, чтобы стать артистом?

Нет, тогда у меня была другая мечта. Я всегда мечтал быть футболистом.

При такой внешкольной занятости, на футбол, я так полагаю, у вас просто не хватало времени?

Времени мне хватало на всё. Но родители не хотели, чтобы я занимался футболом. Из спортивных занятий максимум, на что они согласились, это лёгкая атлетика и спортивная ходьба, где я тоже стал заниматься и через два года выполнил норматив кандидата в мастера спорта.

Однако приходит время, когда нужно выбирать, чем ребёнку заниматься более целенаправленно…

Относительно футбола я решил, что он всё равно останется со мной. Я гонял мяч во дворе с ребятами, несмотря на запреты родителей. Тогда я уже понимал, что жизнь моя будет связана с творческой специальностью.

Когда встал выбор, куда поступать, какие были варианты?

Для меня был только один вуз, в который я хотел поступить. Это ГИТИС (Российский институт театрального искусства. — Прим. ред). Раньше интернета не было. Информацию тоже особо неоткуда было черпать. Город наш не сильно музыкальный. Нет ни музыкального училища, ни музыкального театра. Поэтому когда мне сказали, что есть такой ГИТИС, я начал готовиться к поступлению именно туда.

Как-то специально готовились?

В центре детского творчества я занимался сольным вокалом, сольфеджио. Ходил в кружок актёрского мастерства, где мне помогли составить программу для поступления — выбрали басню, прозу, стихотворение.

Был ли у вас запасной вариант помимо ГИТИСа?

На всякий случай мне порекомендовали подать документы в Ярославский театральный институт.

Как вас приняла Москва?

Я приехал в Москву и направился в ­ГИТИС. Меня пропустили сразу на второй тур. Потом на третий. Потом были экзамены. И вот перед экзаменами, когда я ехал из Москвы в Рыбинск, я проехал через Ярославль, зашёл в Ярославской театральный институт, где проходило прослушивание. Меня в комиссии спрашивают: «Скажи честно. Куда еще документы подал?» Я отвечаю, что в ­ГИТИС. Мне говорят: «Давай договоримся, если ты туда не поступишь, мы тебя берём без экзаменов». Так что у меня уже небольшая подушечка была. При этом скажу, что Ярославской институт котируется. Это очень хороший институт.

Ярославский институт так и не дождался Павла Иванова?

Да. Я поступил в ГИТИС в 2002 году к Александру Борисовичу Тителю и Игорю Николаевичу Ясуловичу на курс актёра музыкального театра.

В Театр оперетты вы попали, так как учились в именитой мастерской Тителя? Ваш Мастер помогал вам с трудоустройством?

Наш Мастер отличается от других мастеров тем, что он никогда не помогает своим студентам поступать по блату. Александр Борисович считает, что если студент талантливый, он своё возьмёт, его заметят.

Александр Борисович Титель давал вам рекомендации по выбору театра?

Нет.

Пока вы учились, вы входили в число его любимчиков?

Я точно не входил в число любимчиков. Для меня Александр Борисович оказался очень сложным в общении человеком. Как и у любого Мастера, у него были те, с кем он работал больше. Так получилось, что тех, кого он выделял на первых курсах, на третьем курсе отчислили.

У этих студентов выросла корона на голове?

Они просто оставались на месте, перестали развиваться. Даже, можно сказать, наоборот — у них начался своего рода регресс.

В любом случае вы доучились до 5 курса и благополучно окончили ГИТИС?

Мы выпустились и всем курсом начали прослушиваться в самых разных театрах, в числе которых был и театр Станиславского (сейчас это Электрический театр), и театр Ермоловой, и театр Чихачёва, и, разумеется, театр оперетты. А параллельно мы работали в ряде спектаклей в театре Станиславского. Я и ещё трое моих однокурсников три года проработали в театре у Александра Борисовича Тителя.

Помните свои ощущения после окончания ГИТИСа?

Я поступал как звезда мирового масштаба, а выпустился как обычный человек, понимая, что в профессии ещё мало чего знаю и умею.

В итоге вас принял в свою семью Театр оперетты?

Из всего курса в этот театр приняли меня и моего однокурсника Ивана Викулова.

Такой же красавец, как и вы?

Такой же высокий — под два метра.

Со всего курса в театр взяли всего двух человек? А сколько студентов было выпущено с вашего курса?

Курс небольшой. Нас выпускалось всего десять человек.

Далеко не всем выпускникам улыбается удача поступить на работу в столичный театр.

Да, распределения в театры сейчас нет. Так что выпускники отправляются в свободное плавание. Кто-то поёт в хоре, кто-то — в ансамбле, кто-то выступает на корпоративах, праздниках, свадьбах, в ресторанах, а кто-то вообще меняет профессию.

Может быть, изначально необходимо делать более жёсткий отбор, чтобы ребята не теряли зря времени, а могли найти себя в других сферах деятельности?

Во времена великих Елены Образцовой и Владимира Атлантова тоже выпускались единицы, зато все они были звёздами.

Что скажете про сегодняшних выпускников?

Сейчас далеко не все выпускники — звёзды. Много откровенно слабых ребят.

Кого вы хотели бы поблагодарить за становление вас как артиста?

У нас в ГИТИСе были прекрасные педагоги. Это Анна Трифонова и Тимофей Степалёв. Они очень много нам дали в плане актёрского мастерства. Они были всегда с нами. Дневали и ночевали в ГИТИСе, чтобы обучить нас по максимуму.

Павел, в Театре оперетты вы — ведущий солист. В каких спектаклях вы задействованы?

Знаете, Ирина, проще сказать, где я не задействован. Из всего нашего репертуара это два или три спектакля.

Как справляетесь с такой высокой нагрузкой?

В Театре оперетты большой репертуар и во многих спектаклях по три состава. Работаю, слава Богу, не каждый день, поэтому есть возможность отдохнуть или поработать в других театрах.

В каких?

Я плотно работаю с Южно-Сахалинским театром. Сейчас меня пригласили на постановку спектакля в Красноярск. Работаю в Санкт-Петербургском театре музкомедии.

Какие музыкальные театры вы считаете самыми сильными в России?

Театры в Москве, в Питере, в Екатеринбурге.

Директор Театра оперетты Владимир Исидорович Тартаковский обновляет актёрский состав, набирает молодёжь. Сейчас в Щукинском училище готовят актёров музыкального театра — курс Тартаковского и Князева. В ГИТИСе это курс Герарда Васильева. Молодёжь не подпирает?

Честно говоря, нет.

Как вам молодая кровь в Театре оперетты?

Разные ребята приходят. Многим элементарно не хватает определённого такта, воспитания. Я, проработав почти 20 лет в театре, прежде чем кому-то что-то сказать, спрошу: можно ли вам что-то посоветовать? А они с ходу раздают всем советы.

Профессионально сильные ребята приходят?

Чтобы и выглядели хорошо, и играли, и при этом пели — редкость. И большая проблема с девочками.

А с девочками-то что не так? У нас же огромный выбор талантливых девочеккрасавиц.

Красавиц талантливых немало. Однако поющих красавиц не так много, а поющих и танцующих — ещё меньше. А для оперетты помимо перечисленных талантов нужна ещё и актёрская игра. Поэтому с девочками не всё так радужно обстоит. Все думают, что оперетта — это лёгкий жанр. Но не тут-то было. Оперетта — это самый сложный жанр. Недавно прослушивали девочек. Из десяти взяли двоих, которые подошли и прижились.

Кто в Театре оперетты ваша любимая партнёрша и почему?

Маша Ворожейкина. Во-первых, она красивая. Во-вторых, с потрясающим голосом. Изящная, небольшого роста, но при этом у неё такой голосина, который непонятно откуда берётся. Я знаю Машу довольно-таки давно. Вместе мы выступаем уже лет шесть. У нас очень много спектаклей, в которых мы играем вместе и в Москве, и на Сахалине, и в Питере. Правда, в Питере мы пока ещё в разных спектаклях, но, думаю, всё впереди. И конечно же в нашем театре у меня ещё две любимые героини. Елена Зайцева, наша народная артистка, — это моя любимая партнёрша, потому что она неимоверно чувствительный человек, она всё понимает без слов. На сцене мы — одно целое. И наша заслуженная артистка Светлана Криницкая. Это великолепные, душевные, прекрасные, открытые и к тому же невероятно талантливые люди.

Когда вы только пришли в Театр оперетты, кто поддерживал, опекал, помогал влиться в коллектив?

Конечно же меня поддерживал наш мэтр Юрий Петрович Веденеев — наш народный всея Руси. А в самом начале — Татьяна Ивановна Шмыга. Мне посчастливилось поработать два года с нашей блистательной, всеми любимой артисткой.

Что запомнилось? Какие моменты?

Начну немного пораньше. Моя бабушка всегда мечтала, чтобы я выступал на одной сцене с Герардом Вячеславовичем Васильевым, Татьяной Ивановной Шмыгой, Юрием Петровичем Веденеевым. Я тогда не знал, что есть такой Театр оперетты и есть такие люди, которых все знали и бесконечно любили. Меня взяли в театр в день рождения моей любимой бабушки. И в этом есть определённый символизм. Она всегда мечтала, чтобы я пел именно в Театре оперетты. Не знаю почему, но бабушка всё время об этом говорила моим родителям. Её мечта сбылась.

Павел, вы счастливый человек. Я прекрасно понимаю вашу бабушку. Петь с артистами такого масштаба — это подарок судьбы.

Когда я только пришёл в Театр оперетты, я уже понимал, кто такая Татьяна Шмыга. Заикаясь, здоровался, сильно смущался. Татьяна Ивановна очень тепло отнеслась ко мне и к моему другу Ване Викулову. Очень нас поддерживала, говорила: «Ребята, всё получится, только вперёд, не останавливаться, всё время развиваться». Её слова я до сих пор слышу.

Павел, в театре с вами происходили ­какие-то неординарные случаи?

Ещё когда я начинал, случился форс-мажор. Заболели оба артиста из первого и второго состава. За полтора дня мне нужно было выучить роль Эдвина в «Сильве».

Успели?

С утра до ночи я всё разучивал сначала самостоятельно, потом с концертмейстером. Помимо своей партии необходимо было выучить все ансамбли и ещё два дуэта.

А если бы не выучили?

Тогда бы поставили «двойника».

Поясните…

Когда один спектакль играется два раза, утром и вечером. Редко, но бывают такие случаи.

Вернёмся к «Сильве». Всё прошло идеально?

На первом спектакле — идеально, и я самодовольно немного расслабился. А на второй спектакль я только что прилетел с Сахалина, не выспался, глаза слипались. Идёт спектакль, наступает момент, когда я должен сказать: «Стаси, ты так очаровательна. Я буду танцевать с тобой все танцы ночь напролёт». И так получилось, что, сам того не заметив, я вместо Стаси посмотрел на Бони и произнёс: «Бони, ты так очаровательна, что буду танцевать с тобой все танцы ночь напролёт». Я стою и не понимаю, почему зал взрывается от дикого хохота и оркестр вовремя не вступает, потому как там все лежат, хватаясь за животы. Мои партнёры по сцене с трудом сдерживают смех. А я, продолжая петь свою партию, пытаюсь понять, что происходит.

Но артисты не машины, ничто человеческое им не чуждо.

Конечно, но артист должен профессионально исполнить свою роль, что бы с ним ни произошло. Надо понимать, что оперетта — это самый сложный жанр, который требует от артиста большого таланта и в актёрской игре, и в чёткой речи, и в вокале, и в танце, и в работе в ансамбле. На сцене у артиста оперетты очень много задач.

Чтобы быть в форме, нужно отдыхать. Вы исполняете очень сложные партии, требующие большого напряжения. Сколько времени вам необходимо, чтобы голосовые складки восстановились?

Случается, что у меня только ночь на восстановление, а бывает и того меньше.

На сцене Театра оперетты с огромным успехом идут мюзиклы, на которые всегда аншлаги. Молодёжь знает все составы. Заранее раскупают билеты. У артистов мюзиклов огромное количество поклонников, в соцсетях фанаты создают группы с многочисленными подписчиками. Для вас это другой мир?

Артисты мюзиклов на сцене Театра оперетты — это наши артисты. Я прекрасно к ним отношусь. Когда создавались мюзиклы, был объявлен открытый кастинг для всех артистов, и любой мог пройти отбор.

Ваш голос позволяет петь партии в мюзиклах?

Конечно. Все артисты Театра оперетты могут петь в мюзиклах. Я просто на кастинг не ходил.

Жанр мюзикла вам не интересен?

У меня большая занятость. Помимо спектаклей в Театре оперетты, у меня много выступлений в других театрах. Раньше, правда, были ещё зарубежные гастроли по Германии, Америке и другим странам. Сейчас у меня много выступлений по России. Да, иногда, возможно, не хватает немецкой рульки с пивом. Но сейчас в России большой выбор прекрасных ресторанов с хорошей кухней. И потом, нас так тепло принимают российские залы, что эмоции, которые получаешь от наших благодарных зрителей, ни на что не променяешь.

Какой ваш любимый мюзикл из нынешней программы Театра оперетты?

Из нынешней — «Князь Серебряный».

Это один из немногих мюзиклов, который я ещё не посмотрела в Театре оперетты. Интересно послушать ­музыку, которую к этому мюзиклу написал один из самых хитовых композиторов, заслуженный артист России Аркадий Семёнович Укупник.

Мюзикл «Князь Серебряный» достойно поставлен. Не все знают, что помимо популярной музыки Аркадий Укупник пишет красивую, мелодичную, доступную, приятную музыку к мюзиклам. Мне очень нравится его музыка.

Павел, среди композиторов, которые пишут музыку для Театра оперетты, кого вы выделяете?

Имре Кальмана, Франца Легара.

Тут не поспоришь. Они прекрасны. А из современных?

Конечно же это Максим Дунаевский. Ещё Андрей Семёнов — уникальный человек: и актёр, и дирижёр, и композитор. Сначала кажется, что он пишет лёгкую музыку, но оказывается, что не такая уж она и лёгкая, когда начинаешь её исполнять. Музыка очень красивая.

Павел, какая по вашему мнению самая сложная вокальная партия?

Самая сложная партия — это партия цыганского барона из одноимённой оперетты Иоганна Штрауса, а ещё партия Рауля в оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» (Оперетту «Фиалка Монмартра» композитор посвятил своей молодой жене, русской актрисе Вере Макинской. — Прим. ред.).Вообще, если сравнивать мюзикл и оперетту, то оперетту петь сложнее в разы. Если мюзикл я могу легко петь по два спектакля в день, и это никак не отражается на моём голосе, то с опереттой так не пройдёт. Нужна выученность, отлаженная вокальная техника. Голосовой аппарат должен быть более подготовлен.

Поговорим о личном. Не всякий артист может позволить себе иметь семью, ребёнка, да и жить с артистом непросто из-за постоянных репетиций, гастролей, выступлений. Исключения составляют пары, которые работают вместе.

Я отношусь к тому редкому исключению. Яна, моя супруга, работает вместе со мной в театре. Она артистка хора. Мы вместе уже девять лет. У нас растёт замечательная дочка Вероника. Ей семь с половиной.

Будущая звезда оперетты?

К сожалению, дочь пошла по нашим стопам.

Всё-таки к сожалению…

Да, когда знаешь, насколько это тяжёлая, зачастую неблагодарная профессия. И потом, девочкам в этой профессии сложнее пробиваться, чем мальчикам, так как голосистых мальчиков значительно меньше, чем девочек.

Какие интересы у Вероники?

Вероника артистичная, она поёт и танцует. Впервые на сцену Театра оперетты она вышла в годик на юбилейном представлении. Дочка ходит к нам на все спектакли. Может рассказать либретто «Летучей мыши». Мне в ней очень нравится то, что она не зажатая в отличие от многих детей в наши дни. В ней есть чудесная детская непосредственность, и мне бы хотелось, чтобы это подольше в ней оставалось. Она много чем хочет заниматься, прямо как я в детстве, и мы с супругой всячески стараемся помогать, поддерживать её стремление развиваться.

Кто водит Веронику по кружкам, дополнительным занятиям?

Бабушка. Бабушка, конечно, наше спасение, так как мы с Яной часто в разъездах. Но если у меня или супруги есть возможность, мы стараемся больше времени проводить с дочкой.

Павел, что вы порекомендуете детям и родителям, которые мечтают о карьере солиста Оперетты для своего ребёнка?

Во-первых, надо понимать, что быть солистом — это сложно, это большая ответственность. Ты один на сцене. Помимо таланта нужна определённая уверенность и лютый трудоголизм. Необходимо постоянно совершенствоваться, с каждым спектаклем искать новые формы выражения, новые приспособления. Надо задаваться вопросом: что ты хочешь донести до зрителя? Нужно спокойно относиться к критике, пытаться понять, проанализировать, чего добивается режиссёр. Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом и, конечно, нужно верить в себя и в свой талант!

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
Антон Алексеев