Семён Королев: МЕЧТАЮ ДОСЛУЖИТЬСЯ ДО АДМИРАЛА
Как-то уж так повелось, что юные кадеты всегда вызывают неописуемые эмоции и чувство невероятной гордости за свою страну… Они кажутся ещё такими хрупкими, такими ранимыми в своей взрослой красивой форме, и сложно даже представить, что за внешним видом 12–13-летних мальчишек уже скрывается непоколебимая воля, спокойствие и железный характер! Ну по крайней мере кадет Нахимовского военно-морского училища Санкт-Петербурга (НВМУ) Семён Королёв, с которым мне посчастливилось познакомиться, именно такой! Мы встретились с Семёном спустя всего несколько дней после его 13-летия, накануне Дня Военно-морского флота, и поговорили о том, каково это — быть студентом одного из самых известных военных училищ России.
Семён, расскажи, как ты попал в Нахимовское училище. Это твой собственный выбор?
Да, это моё решение. Когда я учился во втором классе, на вокзале в Мурманске увидел маленького морячка чуть старше меня. Он был в красивой морской форме с буковкой «н» на погонах. Она произвела на меня очень большое впечатление, и папа объяснил, что это воспитанник Нахимовского военно-морского училища, который готовится стать военным моряком. Отец так интересно рассказывал об этом, что с этого момента я ни на секунду не сомневался, что хочу учиться там же, в Нахимовском училище. И вот уже два года я здесь.
Сложно было поступить сюда?
Да, зачисление в училище проводится на конкурсной основе. Первое требование — это здоровье. За полгода до поступления я начал проходить медицинскую комиссию. Помню, всё время с мамой и папой ходили по врачам, даже с уроков в школе отпрашивались. Помимо этого необходимо было сдать экзамены по русскому языку, математике и английскому. Хоть в школе я учился хорошо, готовиться приходилось серьёзно! Еще один аспект, который проверяется, — физическая подготовка. Есть нормативы, которые должны выполнить мальчики после четвёртого класса: подтянуться пять раз, пробежать 1 км и ещё дистанцию 60 м. Если при подготовке к поступлению по бегу вопросов не было (папа меня проверял, когда мы служили в Западной Лице, с секундомером), то с подтягиванием были трудности — я не мог подтянуться ни разу. Тогда папа дома сделал турник, и я начал тренироваться. Это очень помогло — через полгода, при поступлении, все нормативы выполнил на отлично.
Родители поддерживали тебя во время подготовки?
Конечно! Отец мне постоянно повторял заповедь Суворова: «Тяжело в учёбе, легко в бою». Только сейчас я понял значение этих слов! Кстати, когда я сдал вступительные экзамены, то вообще перестал волноваться: физическая подготовка — отлично, по русскому, математике и английскому из 40 возможных баллов я набрал 38,5! Правда, родители всё равно чего-то опасались до последнего. А в августе 2018-го нам позвонили и сообщили, что я зачислен в НВМУ. И знаете, что интересно?! Мой отец был уволен с военной службы 7 августа 2018 года, а я приказом МО РФ был зачислен в училище 8 августа 2018 года. То есть папа вахту сдал, а я вахту принял.
Как ты считаешь, какие основные качества должны быть у современного нахимовца?
Пока я только учусь, и основные качества, которые требуются в этом училище, — это тяга к знаниям, умение учиться и справляться с трудностями. Очень важно, особенно для будущего офицера флота, закалять себя духовно и физически, воспитывать силу воли и характер, быть дисциплинированным и уметь подчиняться младшим командирам, которые назначаются из нас же.
Как интересно! Расскажи, как это происходит.
Хоть мы ещё не военнослужащие, а только собираемся ими стать, организация у нас военная. По воинским уставам, военнослужащие делятся на младших и старших, начальников и подчинённых. За время обучения в училище каждый из нас должен побывать младшим командиром или у себя в роте, или на младших курсах: командирами отделений, старшинами классов. Младшим командирам присваиваются учебные звания: например, вице-старшина второй статьи, вице-старшина первой статьи. То есть это такие же звания, как и на флоте, только с добавлением слова «вице». При назначении младшим командиром в училище учитывают успеваемость и авторитет среди товарищей… А делается это для того, чтобы мы приобрели навыки в умении руководить, отдавать приказания и требовать их исполнения, нести ответственность за подчинённых. Всё это просто необходимо для будущих офицеров.
Как ты считаешь, а ты уже обладаешь качествами, которые необходимы офицеру?
Мне сложно себя оценивать, я раньше никогда этого не делал. Но давайте попробую… Учиться мне нравится, и командование училища даже наградило меня знаком «За усердие в учёбе». Это оценка первого качества, и я очень рад тому, что она у меня есть. Я регулярно занимаюсь физкультурой и спортом, все нормативы по физической подготовке выполняю на отлично. Сдал нормы ГТО и награждён серебряным знаком — это очень здорово! Проверить себя на наличие силы воли пока ещё не пришлось, но я себя уже настраиваю на то, что будут тяготы и лишения военной службы, которые я должен перенести. А вот с умением подчиняться пришлось над собой поработать, особенно в первый год учёбы. Это было действительно сложно, но сейчас вроде все наладилось. В приобретении этого умения мне сильно помог мой отец, который говорит: «Никогда не станешь хорошим командиром, офицером и начальником до тех пор, пока не научишься подчиняться».
Ты уже точно решил стать военным, когда вырастешь?
Да, конечно! Хочу посвятить свою жизнь не просто военному делу, а военному делу, связанному с морем и службой на военных кораблях. Ведь это испытание для настоящих мужчин: море, ветер, качка, морские брызги — тяжелейшие условия! Только настоящие мужчины в таких условиях защищают Родину от нежеланных гостей.
Какой у тебя замечательный настрой! Рассуждаешь как настоящий мужчина!
Конечно! Я ведь родился в военно-морской семье в городе подводников Вилючинске на далекой Камчатке. Отец мой — офицер-подводник, капитан I ранга, мама тоже служила на военном корабле гражданским специалистом. Называется судно «Маршал Крылов» — это корабельный измерительный комплекс, который использовался при испытании нового ракетного вооружения. Перед тем как я пошёл в школу, мы с семьёй переехали служить в Заозёрск (Западная Лица). Это тоже город подводников в Заполярье, на Северном флоте. В 2018 году отец уволился с военной службы, а я поступил в Нахимовское училище, и мы переехали в славный город Санкт-Петербург, где нам дали квартиру.
И как тебе Петербург? Нравится здесь?
Третий год живу в Санкт-Петербурге и всё это время пребываю в восторге. В этом городе, который мне стал родным, малой родиной наравне с Камчаткой, мне всё нравится. Это же музей под открытым небом, здесь каждый камень — история великой страны! Я очень люблю Военно-морской музей и Музей артиллерии, который впечатляет уже при подходе — артиллерийскими системами, располагающимися прямо на улице! Здание музея — это часть Петропавловской крепости, с которой и началась история Санкт-Петербурга в 1703 году. Сейчас, во время каникул, мы всей семьёй катаемся на велосипедах, и маршрут не может надоесть: в парк 300-летия Петербурга, через Яхтенный мост на стадион «Газпром-Арена», в Приморский парк Победы и далее в парк имени Кирова на Елагином острове. А там я до сих пор не могу привыкнуть к чудесам: пруды, наши питерские утки с выводком и сумасшедшие белки — наглые и бесстрашные, выпрашивающие еду прямо с рук. Один раз приехали в парк, а орешков не взяли. Белка подошла ко мне очень близко, а я её не заметил. Так она по штанам залезла и обшарила мне карман! Ко всему этому невозможно привыкнуть, это вызывает огромный восторг! А чего стоит прокатиться на лодочке по прудам в Елагином парке! Тут и морская выучка пригодится.
Семён, чем отличается учёба в училище от обычной школы?
Учёба в Нахимовском училище — это круглосуточное пребывание здесь. Учатся у нас одни мальчики. При хорошей дисциплине и успеваемости с субботы на воскресенье отпускают в увольнение домой. Высокое внимание уделяется успеваемости. В увольнение могут не отпустить, если средний балл за неделю был ниже 4! А уже если ты нахватал неудовлетворительных оценок или у тебя были дисциплинарные проступки, об увольнении можно и не мечтать! Неуспевающих нахимовцев оставляют в училище в выходные дни и проводят с ними дополнительные занятия. Таких жёстких требований в школе нет! Ещё одно существенное отличие от школы в том, что нам в училище запрещено иметь смартфоны: можно пользоваться только кнопочным сотовым телефоном без фотокамеры — и то в определённое время! В первый месяц учёбы запрет на пользование смартфоном был для меня настоящей трагедией! Но потом привык, кроме того, при таком насыщенном распорядке дня им было бы пользоваться просто некогда.
Ну а в увольнении, дома, наверное, зависаешь с гаджетами по полной программе?! Как ты вообще любишь проводить свободное время?
Дома всегда хочется выспаться и посидеть за компьютером, поиграть в какие-то игры — в училище же такое времяпрепровождение запрещено. Ну а в училище в свободное время хочется отвлечься от учёбы. Я очень люблю играть в настольный теннис. У нас в коридорах стоят теннисные столы, и когда есть возможность поиграть, стараюсь её не упустить! Ещё играю в шахматы — у нас здесь отличный шахматный кружок с хорошим преподавателем.
А какой в училище распорядок дня? Поделись с обычными ребятами, которые привыкли часок-другой после школы полежать перед телевизором…
Тут так, конечно, не получится! День начинается с подъёма в 7:00. Мы умываемся и идём на утреннюю физическую зарядку: это небольшая пробежка, физические упражнения, занятия на турнике. Затем прибираемся в своих кубриках и убываем на завтрак. В 9:00 начинаются занятия. После третьего урока — большая перемена и второй завтрак, как правило, это творожная запеканка и молоко. Затем ещё три урока. В 14:30 — обед. Далее полтора часа — свободное время, прогулка. В 16:30 — самостоятельная подготовка, другими словами, выполнение домашних заданий. В 18:20 полдник, после чего до 20:00 — занятия в спортивных секциях и кружках. В 20:00 — ужин и личное время. Нам выдают сотовые телефоны, чтобы мы могли позвонить родителям. Затем вечерняя прогулка и в 22:00 отбой. У нахимовцев третьего курса (это седьмой класс) отбой в 23:00.
Ух! Дисциплина так дисциплина! Сложно было привыкнуть ко всему этому, признайся честно?!
Конечно, сначала было очень трудно, ведь необходимо было делать то, что тебе делать совсем не хочется. Но со временем все привыкают, тем более что в этом есть масса плюсов. Когда я учился в школе, даже если задавали не много, я делал домашние уроки четыре, а иногда даже пять часов. Сейчас, при правильном распределении времени, двух-трёх часов вполне хватает. Ещё один неоспоримый плюс в том, что рядом всегда мои товарищи, и если что-то непонятно, всегда можно спросить у них, они никогда не откажут. Да и преподаватели рядом, ходить далеко не надо, поднялся этажом выше — и тебе всё объяснят.
А секции и кружки в училище есть?
Их очень много! На любой вкус: спортивные, творческие, технические. Раз в полгода мы заполняем индивидуальный образовательный маршрут, где указываем, чем будем заниматься, в какой спортивной секции и творческом кружке. В училище есть свой бассейн, в этом году построили новый спортивный комплекс, где имеется каток, скалодром, горнолыжный тренажёр. Командир роты до нас довёл, что в новом учебном году всех на коньки поставит.
Это же здорово! Ты вообще как к спорту относишься?
Кто же из нормальных мальчишек не любит спорт?! У нас в училище есть все условия для занятий, и глупо этим не пользоваться. Я, как говорится, подсел на плавание. Начал заниматься с нуля. Раньше умел только кое-как держаться на воде, а как стал тренироваться три раза в неделю по два часа, появились первые успехи. Все нормативы теперь только на отлично! Следующим этапом планирую выполнить нормативы спортивных разрядов.
Во время карантина удаётся держать себя в спортивной форме?
Конечно! Регулярно занимаюсь спортом, воспитываю волю и характер. К примеру, я сейчас подтягиваюсь на турнике десять раз, хотя для оценки отлично достаточно и семи. К концу лета поставил себе задачу увеличить эту цифру до 15. Каждый раз, подходя к турнику, стараюсь подтянуться хотя бы на раз больше. А это не так просто, как кажется. Иногда, конечно, просто лень вообще это делать или хочется бросить все уже на девятом-десятом подтягивании, но всё же всегда заставляю себя тянуться изо всех сил и делать подход за подходом.
Ну ты даёшь! Такой силе духа только позавидовать можно! А как у тебя с учёбой дела обстоят? Неужели отличник?
Ну не совсем! Но учусь я хорошо, без троек. Последнюю четверть закончил с двумя четвёрками, все остальные — пятёрки. А в итоговых оценках за год пять четвёрок.
Какой у тебя любимый предмет?
Мне нравится математика, ну и, как всем мальчишкам, физкультура. Военно-морская подготовка — очень интересный предмет. Мы выучили повседневную и боевую организацию военного корабля, азбуку Морзе, флажный семафор, боевой эволюционный свод сигналов и даже учились вязать морские узлы. Я уже знаю около двух десятков узлов, а всего их более 3 тыс., представляете?! Очень строгий преподаватель у нас по этому предмету, на флоте он был командиром атомной подводной лодки.
Спуску не даёт вам? В чём проявляется его строгость?
Фёдор Вячеславович — капитан I ранга. Урок он начинает с осмотра формы одежды, и если есть какие-то замечания, необходимо их устранить незамедлительно. На каждом уроке у нас проходит короткая самостоятельная работа по предыдущей теме. Если есть малейшая ошибка или неточность, сразу снижает балл. Отговорка «меня не было на уроке и поэтому я чего-то не знаю» его не интересует — предмет ты должен знать в любом случае. Ещё он требует говорить коротко и по существу. Если ты сказал что-то лишнее, может тоже снизить оценку. Вот и сидим учим флажный семафор, азбуку Морзе… Иначе двойка и масса негативных последствий тебе обеспечены. Хотя одну поблажку он всё-таки делает: если ты неудачно написал самостоятельную или контрольную работу, даёт возможность её пересдать. Как говорит Фёдор Вячеславович, его интересуют только знания у нахимовцев.
Семён, ты так интересно рассказываешь, что вот прямо даже мне захотелось поучиться в Нахимовском училище! У вас там, наверное, и какие-то специальные дисциплины есть?
Скажем так: учиться здесь значительно интереснее, чем в обычной школе. И мне есть с чем сравнивать! В качестве дополнительного образования у нас есть боцманский клуб, где мы изучаем такелаж, паруса, учимся управлять шлюпкой… А ещё тут много секций, которые дают возможность попробовать себя в разных профессиях, и потом ты сможешь подойти к выбору будущей специальности осознанно. За два года я попробовал себя в журналистике, робототехнике и судомоделировании.
Ну и как тебе? Что понравилось больше всего? Чем планируешь заняться в новом учебном году?
Мне очень понравилась робототехника. Журналистика — это тоже очень интересно, и у меня даже неплохо получалось, но для меня это очень сложно. Оказывается, чтобы подготовить короткий репортаж или написать небольшую статью, надо немало потрудиться, много прочитать и узнать по теме. Можно потратить несколько дней на подготовку репортажа на три минуты или статьи на полстранички. И как тяжело подбирать нужные слова! Во всяком случае, теперь я имею полное представление об эти ремёслах. В новом учебном году планирую сосредоточиться на плавании — постараться выполнить спортивные разряды и приобрести первичные навыки игры в хоккей. Благо ледовый каток в училище появился.
Вы так много времени проводите в стенах училища! А бывает такое, что куда-то выезжаете? Ну, например, на экскурсии или ещё какие-то мероприятия?
Конечно! На первом курсе (это пятый класс) экскурсии у нас были каждую неделю по четвергам. Мне кажется, что мы исходили все музеи Петербурга. В одном Исаакиевском соборе были целых пять раз. После каждой экскурсии классный руководитель Владимир Юрьевич проводил опрос об услышанном. На втором курсе экскурсий стало поменьше — один-два раза в месяц. А ещё почти к каждому празднику мы готовим праздничный концерт: на 23 Февраля, 8 Марта, 9 Мая. Туда обязательно приглашаем родителей. Несколько раз ездили на дискотеку к девочкам в Пансион воспитанниц Министерства обороны. Было интересно. Ждём теперь их в гости к нам.
Кстати говоря, я слышала, что в Нахимовском училище есть традиция проведения балов. Ты что-нибудь знаешь об этом?
Да, я об этом слышал. Хотя в самом училище при мне балов не давали и быть мне на них не приходилось. А хотелось бы! Надо только подучиться бальным танцам, хотя бы основам. Вот, кстати, ещё одна задача на год!
У вас дружный класс?
Сейчас уже да, но начиналось всё не особо просто. Всякое было, пока притирались друг к другу. И выясняли отношения, и драться приходилось. Расскажу вам одну историю, о которой сейчас вспоминаю с улыбкой. Мой одноклассник Витя был назначен старшиной класса. Утром объявили подъём, но мне было лень вставать и идти на зарядку. Тогда Витя набрал в ладоши воды и брызнул мне в лицо. Моему возмущению не было предела! Недолго думая я набрал ведро воды и вылил ему в кровать… Ой, что потом было! Две недели меня не отпускали в увольнение — наказание есть наказание! Зато сейчас Витя мой лучший друг, друг за друга мы горой.
А вообще друзей у тебя много?
Конечно, и не только из моего взвода. Остались друзья и в Заполярье, с некоторыми из них до сих пор поддерживаю отношения. День ВМФ мы с семьёй планируем отметить в Западной Лице, как говорит мой папа, в «родной дивизии» атомных подводных лодок. Там обязательно повстречаюсь со своим другом Артёмом, отец которого служил вместе с моим.
Ты, будучи нахимовцем, наверное, имеешь возможность стать участником парада Победы 9 мая. Будешь стремиться к этому?
Кто же не хочет принять участие в главном параде страны?! Конечно же, там серьёзный отбор. Как правило, на парад едут нахимовцы десятого класса, а если не хватает людей, то их добирают из восьмого класса, но только тех, кто подходит по росту и имеет хорошую успеваемость. Воспитанники девятых и 11-х классов готовятся к ЕГЭ и ОГЭ, поэтому остаются в училище. А парадный расчёт за два месяца до парада убывает в Москву, где тренируется и учится одновременно.
Семён, ты в свои 13 лет дашь фору огромному количеству своих сверстников: в самостоятельности, твёрдости характера, спортивных и прочих достижениях… Но я не могу поверить, что парень твоего возраста, будучи на протяжении всего учебного года практически постоянно в стенах училища, не скучает по родителям, не хочет, чтобы о нём позаботился кто-то из взрослых…
Я очень люблю своих родителей и, конечно, скучаю по ним. Но наши воспитатели и учителя очень часто заменяют нам и маму, и папу, проявляя огромное терпение и чуткость. И я хотел бы сказать огромное спасибо за это моим воспитателям: старшему лейтенанту Владимиру Юрьевичу Василенко, Алле Григорьевне Трофимовой, командиру роты, старшему воспитателю капитан-лейтенанту Владимиру Александровичу Шушкову! Я очень благодарен и всем учителям за то, что они такие, какие есть: строгие, но справедливые, за то, что прощают мне маленькие шалости… Всех перечислять очень долго придётся, но скажу лишь, что всех их я очень люблю, ценю и отношусь с большим уважением.
А есть у тебя какая-то заветная мечта?
Одним словом её не описать. Если говорить о службе, то хочется сделать военную карьеру, дослужиться до адмирала! Но знаете, я думаю, что папа обидится, если моё воинское звание будет выше его, хотя он уверяет меня в обратном! А в обычной жизни я мечтаю иметь яхту, выходить на ней в море и чтобы вокруг было только море, солнце, брызги и ветер в лицо…
текст:
Екатерина Куцанова
фото:
Александра Байдукова