Поколение Next

Поколение Next
РЕКЛАМА
shore-house-village

Каждые 20–25 лет появляется новое поколение. Это люди, мировоззрение которых существенно отличается от предшественников. Границы поколений чаще всего условны, но каждый человек столкнулся с противоречиями поколений. Когда очевидное для старшего поколения кажется абсурдным для младшего и наоборот. Так было и будет.

Это факт, который стоит принять. А также поинтересоваться особенностями живущих поколений, чтобы не сильно удивляться, когда двадцатилетний ребёнок заявит: «Как ты вообще живёшь с такой компьютерной неграмотностью? Всё же элементарно. Не тупи».

Поколение Y (поколение игрек, некст, миллениалы, сетевое поколение, эхо-бумеры) — поколение людей, родившихся с 1981 по 1996 год. Началом поколения принято считать 1977–1985 годы, концом — 1994–2003 годы. Это дети, к услугам которых — не только реальный, но и виртуальный мир. Через современные технологии с помощью соцсетей они овладевают паролями от вселенной, передвигаясь по ней в любое время суток, иногда в самые неподходящие моменты. Например, во время контрольной по математике или семейного обеда. Вот почему мы часто жалуемся на неучтивость или невоспитанность представителя поколения Y. Он спасает вселенную, а отец требует активного обсуждения планов на выходные. Их мир «бесшовный» — ничто не мешает их переносу в виртуальную реальность. И нередко реальная жизнь кажется пресной. В ней нет таких скоростей и сверхвозможностей, невозможного и назойливых учителей с их дурацкими задачками. Виртуальный мир поглощает целиком и нередко обратно, в реальный, отпускает с трудом. Человек разучивается общаться вживую, путает действительность с воображаемым миром и нуждается в психологической коррекции. Рано или поздно в реальность возвращаться придётся.

Это поколение интеллектуально, свободно от агрессивности, мелочности, нетолерантности. Это свободные и умные люди, не разделяющие ценности узкомыслящих корыстных политиков, междоусобных управителей и деления людей на расы, религии или социальные сословия. Это глобально мыслящие люди, уважающие мнения, личные пространства, умеющие ценить по заслугам и игнорировать посредственности. Общаться с ними нужно уважительно, иногда — окончив компьютерные курсы, чтобы не выглядеть глупо. С ними нужно советоваться, считаться, соглашаться и очень мягко настаивать на соблюдении режима, диеты, занятиях спортом. Иначе интернет поглотит всё свободное время. Общаться с представителями «бесшовного» мира нужно тонко, чтобы не потерять эмоциональную связь.

В реальной жизни это, как правило, дети со своей точкой зрения на все вопросы: от здоровья до общественной жизни. Имея широкий доступ к информации, они способны её перепроверять и дополнять. Поэтому они, как правило, упрямы, дерзки и недоверчивы. Они жарко спорят и опровергают мнения людей, для них не авторитетных. Часто рассуждения отца по какому-то вопросу бывают осмеяны, а мнение блогера с миллионом подписчиков становится руководством к действию. И неправы те родители, которые пытаются апеллировать к опыту или семейному авторитету. Эти люди сами выбирают себе авторитеты, и лучше не навязываться с семейными ценностями там, где речь идёт о мнении сетевого авторитета. Чтобы улучшить контакт с подростком, нужно уважать его осведомлённость и иногда даже советоваться. Частенько он технически более подкован и может подсказать дельные вещи, потому что обновляет свои технические знания постоянно, тогда как взрослые нередко застревают на уровне непродвинутого пользователя. В этом отличия поколения Y от всех предыдущих. И ещё: они не нуждаются в реальном общении. Через интернет они заводят друзей во всех углах земного шара, владеют языками или быстро их выучивают, чтобы узнать значение никнейма самого титулованного баскетболиста планеты. И возможно, присвоить этот никнейм себе — так что не удивляйтесь, если приятели называют вашего ребёнка странным именем.

Генетической подготовки к современным технологиям у этих детей нет. Они носят набор генов, доставшихся им от родителей. Но родившись в период распространения технологичных возможностей, эти дети не смогли оказаться от них в стороне. Среда поглотила их, и это нужно принять как аксиому. Реальный мир у этих детей если не вытеснен, то находится на одной шкале ценностей с виртуальным. Они часто зависают в виртуальном, совершенно не скучая по реальности. Здесь нередки проблемы с социализацией, а также тревожно-депрессивные расстройства, когда возникает необходимость коммуникации вживую. При любом фанатизме возможны перегибы, поэтому нередко слышны просьбы о помощи от людей, страдающих от «одиночества в толпе». Современное поколение альфа следует за поколением Y. Здесь наблюдается та же технологическая осведомлённость и доступность любой информации, но наметилась хорошая тенденция. Поняв риски поколения Y, зрелое поколение старается адаптировать молодое поколение к реальной жизни больше. Врачи уверенно рекомендуют ограничивать виртуальное время, родители ограничивают время с девайсами, педагоги выявляют социальную отстранённость с младенчества и осуществляют психологическую коррекцию для профилактики социопатии. Золотой серединой между компьютерной неграмотностью и зависимостью от интернет-технологий должно стать поколение альфа. И судя по озабоченности родителей, альфы станут полноценными членами общества, обращаясь в виртуальную реальность за образованием или разумным ненавязчивым развлечением. Главный совет всем родителям — интересуйтесь, чем занят ребёнок в свободное время. И посвящайте ему ваше время, чтобы в его жизни не появились авторитеты, которым его судьба абсолютно неинтересна.

Им на пятки уже наступает новое альфа-поколение, или поколение Z, — дети, которые родились после 2010 года. Такое их обозначение придумано с целью подчеркнуть, что старая хронология поколений обнулилась и человечество начинает новый алфавит. У этих детей ни на что не похожий интеллект, и даже демографы не понимают, какими вырастут люди-альфа и какие у них будут ценности. Возможно, именно они будут расти в эпоху искусственного интеллекта. Пока рано делать какие-либо однозначные выводы, но можно попробовать понять, какое поколение идёт на смену поколению Z. Дети поколения А с пелёнок используют всевозможные гаджеты, поэтому обретают навык пользования всевозможными интернет-сервисами раньше, чем начинают читать и писать. Неудивительно, что эти дети с ранних лет учатся выбирать сами, что и как им смотреть в интернете, поэтому для них крайне важна свобода выбора и персонализация. Люди нового поколения знают, что у каждого есть свой личный аккаунт в соцсетях, где можно формировать индивидуальную ленту, исходя из своих предпочтений. Они привыкли, что умный алгоритм сможет составить список мультфильмов или музыки на основе предыдущих просмотров и прослушиваний. Примерно 90% современных детей уже к двум годам умеют пользоваться планшетами, а каждый пятый имеет личный гаджет в три-четыре года. Так что можно с уверенностью сказать, что к тому времени, как люди А подрастут, они будут жить в особом пространстве, словно специально сконструированном под их нужды. Для детей, которые родились в цифровую эпоху, виртуальный и реальный миры почти одинаковы. Они свободно перемещаются из одного в другой, потому что привыкли, что картинка на экране всё больше похожа на ту, которая их окружает в жизни. У детей поколения альфа намного лучше, по сравнению с их предшественниками, отношения и эмоциональная связь с родителями, так как современные мамы и папы посвящают детям примерно в три раза больше времени, чем это было в 70-х годах прошлого века. Теперь это не столько воспитательный процесс, сколько диалог на равных родителя и ребёнка. Так как дети иногда оказываются более продвинутыми в цифровых вопросах, родители часто советуются со своими детьми или как минимум прислушиваются к их мнению. Это положительно сказывается на взаимоотношениях. Кроме того, у детей А очень много общего с родителями, ведь зачастую у них схожие предпочтения. Они вместе играют в онлайн-игры, создают блоги. Молодые родители не боятся уступить детям в тех вопросах, где они менее компетентны. Это как бы уравнивает детей и взрослых, а значит, последние больше не доминируют. Исследования подтверждают, что именно совместные семейные привычки потребления контента становятся важной чертой современного воспитания.

Сейчас это ещё совсем маленькие дети, но уже дерзкие. Мы пока не знаем точно, как будут развиваться эти дети. Но в любом случае отдаём им всю свою любовь и время. Чтобы интегрировать их в реальный мир и быть для них экспертами-путеводителями по этому миру.

текст:
Екатерина Наркевич
фото:
архивы пресс-служб