Поменять или принять?

Dove
РЕКЛАМА
Лапино

Каждый третий родитель хотел бы поменять что-то во внешности ребёнка: исследование бренда Dove и ВЦИОМ

Международный эксперт и пионер в повышении самооценки подростков — бренд Dove — решил вдохнуть новые силы в одну из своих главных миссий. Совместно со Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) Dove провёл опрос среди девушек-подростков и их родителей, благодаря которому выяснил реальную и при этом довольно тревожную картину самооценки подрастающего поколения. Треть из них остаются недовольны своей внешностью и отношением окружающих к себе, а 38% родителей заявили, что хотели бы что-то изменить во внешности дочерей.

2021 год бренд Dove решил всецело посвятить одному из своих стратегических проектов — оказать помощь молодому поколению в преодолении проблем, связанных с культурой тела и раскрытием своего потенциала посредством формирования уверенности в своём теле, повышения самооценки. Множество семей по всему миру уже работают с руководством Dove над повышением самооценки и участвуют в интерактивных семинарах. В России бренд на протяжении более чем шести лет проводит уроки в школах совместно с НИИ охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, посвящённые здоровому отношению к себе и своей внешности, а также публикует полезные материалы для учителей, наставников и родителей. Для желающих рассказать о своём опыте и обсудить его с другими бренд запускает кампанию #ПозвольИмСиять.

В конце прошлого, непростого 2020 года, когда многие семьи чаще обычного находились дома вместе, бренд Dove и ВЦИОМ провели опрос 500 российских девушек-подростков и их родителей (800 человек), чтобы выяснить, как изменились показатели самооценки. Оказалось, что 94% респонденток в возрасте от 14 до 17 лет хотели бы что-то изменить в своей внешности. Большая доля опрошенных (46–50%) отметили в качестве объекта изменений живот, вес или талию. Отдельно выделили и кожу лица, которую предпочли бы поменять 43% девушек. Для 39% проблемной зоной являются волосы на теле, а треть (30–34%) не устраивают бедра или ягодицы, а также нос и грудь. Названные участницами опроса внешние «недостатки» и желание изменений непосредственно влияют на их самооценку и самореализацию: более половины девушек-подростков (68%) согласны с тем, что физическая красота помогает добиваться успеха. 26% девушек испытывают депрессию по поводу своего вида, а более трети тех, кого не устраивает их внешность (37%), заявляют, что планируют хирургические операции в будущем.

Молодые девушки всё так же ориентируются на известных личностей или блогеров, на которых они хотели бы быть похожими: 37% девушек идеалом красоты назвали не только селебрити нового поколения — Кендалл Дженнер, Ариану Гранде, Кайли Дженнер, Селену Гомес, — но и старшего: Анджелину Джоли, Ирину Шейк и Скарлетт Йоханссон. В рейтинг даже попал южнокорейский певец-рэпер Мин Юнги. Для того чтобы, вероятно, больше походить на свои идеалы, более половины (53%) девушек используют фильтры и эффекты для фотографий, когда выкладывают их в социальные сети. Однако отретушированные селфи и собственные фото в силу разнообразия мнений и взглядов в интернете не всегда положительно воспринимаются окружающими. Большинство девушек-подростков (68%) имеют негативный опыт по поводу отношения окружения к их внешности. 60% из тех, кто сталкивался с негативом, рассказали, что чаще всего это проявляется в подколах, смешках или оскорблениях. Главным образом так поступают сверстники, сообщили 72% девушек-подростков. Также практически треть говорят об исходящей агрессии со стороны друзей среди девочек и мальчиков (31% и 30% соответственно).

В период грусти за советом девушки всё также обращаются к родителям — 22% из них считают своих матерей примером для подражания. Однако взрослые оказываются не всегда способны понять и правильно поддержать своих дочерей, а также поспособствовать тому, чтобы такие ситуации не повторялись. Согласно опросу родителей, 21% из них полагают, что дочери ничего не хотели бы поменять в своей внешности. Напомним, что сами девушки-подростки об этом сообщают в три раза чаще. Каждая десятая девушка 14–17 лет не получает от родителей комплиментов по поводу внешности, сами же родители не признаются в том, что никогда не хвалят внешность дочерей. Матери чаще отцов подтверждали, что говорят приятные слова дочерям: 50% против 37% соответственно. Девушки, лишённые родительских комплиментов, чаще сетуют на наличие у себя психологических проблем (53%). Наличие родительского тепла, таким образом, создаёт более благоприятный климат в семье, блокируя возникновение психологических трудностей для подростков. Более того, 38% родителей заявляют, что сами бы хотели что-то изменить во внешности дочери. Подавляющее большинство родителей (95%) уверены, что необходимо предпринимать какие-либо действия для повышения самоуверенности девочек-подростков. Ключевыми мерами среди названных ими стали: организация досуга, психологическая работа в школах, а также ограничения проводимого в соцсетях времени.

В связи с такими показателями бренд Dove решил уделить особое значение проекту по повышению самооценки подростков в 2021 году. «Мы верим, что ничто не должно мешать подрастающему поколению реализовывать свой потенциал. Однако неуверенность в своём теле и обеспокоенность внешним видом сейчас всё больше мешают подросткам быть собой, оказывая негативное влияние на их здоровье, дружеские отношения и даже успехи в школе, — отмечает бренд-менеджер Dove Дениз Мелик-Аветисян. — С 2004 года мы помогаем родителям, наставникам, учителям и лидерам среди молодёжи вести образовательную деятельность в сфере самооценки, которая затронула уже более 20 млн подростков. Ни 2020-й, ни 2021-й не стал исключением — мы продолжаем проводить наши уроки повышения самооценки в школах России и по всему миру. Мы призываем всех, кому не безразличны эти тревожные цифры, присоединиться к нам сегодня, скачать бесплатное руководство и обсудить с ребёнком волнующие его проблемы».

Проект по повышению самооценки был разработан в 2004 году на основе убеждения, что заложенные природой внешние характеристики должны являться источником уверенности в себе для молодого поколения, а не беспокойства. В рамках проекта было проведено множество международных исследований и опросов, в том числе с участием российских респондентов. Свою работу в проекте бренд разделяет на три составляющие: информационные ресурсы для родителей и наставников, ресурсы для лидеров мнений среди молодёжи, а также для учителей. Кроме того, для родителей и детей бренд разработал бесплатное руководство под названием «Я и моя уникальность». Среди бесплатных материалов можно найти рекомендации по принятию своего тела и внешности в целом, отношению к еде и физической активности, здоровому восприятию образов в СМИ и рекламе, буллинга сверстников, подколов дома и многому другому. Все эти инициативы Dove являются неотъемлемой частью программы Unilever, направленной на поддержку российских образовательных учреждений и населения в рамках программы стратегического развития до 2031 года.

В рамках проекта компания Dove запустила шоу «В семье не без урока» на YouTube-канале с участием российских знаменитостей. Его цель — в ироничной форме обратить внимание родителей на возникновение у подростков неуверенности в себе и комплексов, которые могут формироваться под влиянием взаимоотношений в семье. Примеры ситуаций показаны в жанре ток-шоу, где родители, сами того не осознавая, способствуют развитию комплексов по поводу внешности у детей. Ведущими шоу стали известные родители Татьяна Лазарева и Михаил Шац, впервые за долгое время появившиеся в совместном проекте, а личным опытом и переживаниями поделились звёздные эксперты — певицы Манижа и Лолита, а также актриса Ирина Смелая.

текст:
Кристина Карпенко