Правильный контент. Развеиваем главные родительские страхи о мультфильмах
Популярный семейный психолог Людмила Петрановская и писательница, создательница семейного мультфильма «Про Миру и Гошу» Наталья Ремиш по инициативе онлайн-кинотеатра IVI в Instagram-эфире обсудили роль мультфильмов в развитии детей. Мы посмотрели эфир и сформулировали несколько важных тезисов, которые пригодятся каждому заботливому родителю.
Не демонизируйте мультфильмы
Главная мысль, которую сформулировала психолог с 20-летним стажем Людмила Петрановская, — не стоит демонизировать все мультфильмы и бояться, что из-за них развитие ваших детей свернёт на кривую дорожку. Исследований о том, что мультфильмы наносят вред детской психике, попросту не существует. Влияние медиа на человека зависит от бесконечного количества переменных факторов: продолжительности и силы воздействия, индивидуальных особенностей психики и окружающей среды. Невозможно и вычислить конкретную норму допустимого времени просмотра в день. Петрановская советует в этом отношении руководствоваться контекстом и здравым смыслом.
Сами по себе мультфильмы значат не так много, как условия, в которых дети их смотрят. К примеру, если систематически использовать телевизор как «успокоительное» и замену играм, наибольший вред ребёнку принесёт сама установка, что родители не справляются с ребёнком и не готовы уделять ему внимание.
Может быть и такое, что «правильные» ролевые модели, которые родители пытаются привить ребёнку, противоречат тому, что он видит на самом деле в семье. В таком случае у ребёнка может возникнуть внутренний конфликт, который уменьшит доверие к родителям и их воспитанию.
Извлекайте уроки для себя
Сценаристы зачастую прописывают образцовое поведение не только для детских персонажей, но и для взрослых. Из мультфильмов можно почерпнуть деликатные и эффективные стратегии поведения, к которым не всегда можно прийти интуитивно. Наталья Ремиш рекомендует наблюдать за такими «идеальными» сценариями и по возможности внедрять их в свой арсенал.
Проживайте с ребёнком его эмоции
Просмотр мультфильмов может спровоцировать у детей эмоции разного спектра — смех, слезы, страх, радость. И это абсолютно нормально! Дети так же, как и взрослые, способны проживать катарсис через искусство, и это помогает развивать их психику. Если ваш ребёнок начал плакать, глядя на тот или иной сюжет, не стоит выключать мультфильм и ограждать ребёнка от телевизора. Самым правильным родительским поступком в этом случае будет сочувствие, помощь в переживании эмоций и обсуждение, почему так получилось.
Не концентрируйтесь только на учёбе или развлечениях
Сегодня детям доступны самые разные мультфильмы — как познавательные и нравоучительные, так и чисто развлекательные. Петрановская и Ремиш советуют не занимать роль строгого учителя и не показывать ребёнку мультфильмы только в воспитательных целях. Детей такой подход утомляет: они теряют интерес к происходящему и хуже воспринимают материал. Важно соблюдать баланс и позволять ребёнку иногда просто развлекаться. Найдите баланс между учёбой, познанием мира и отдыхом. И главное — не стоит рассчитывать, что малыш твёрдо усвоит поучительные установки из медиа и тем самым облегчит воспитательный процесс для родителей. Эксперты сошлись во мнении, что дети могут получить из мультфильмов ответы на собственные внутренние вопросы, соответствующие их уровню понимания мира. При этом даже самые «правильные» мультфильмы вряд ли помогут воспитать ребёнка так, как нужно родителям.
Для тех, кто всё же хочет смотреть с детьми хорошие воспитательные и терапевтические проекты, Людмила Петрановская посоветовала среди прочих мультсериал «Земля до начала времён», сериал «Грейс в огне» и работу Натальи Ремиш «Про Миру и Гошу».
Не бойтесь ярких картинок
Один из распространённых страхов родителей — что динамичные яркие изображения могут негативно повлиять на психику. За исключением случаев, когда ребёнок болен эпилепсией, этот страх безоснователен. Яркость и реалистичность картинки — вопрос исключительно эстетических предпочтений, которые у детей могут сильно расходиться с нашими. Здесь тоже важно ориентироваться на интересы ребёнка и помнить, что эти интересы будут стремительно меняться по мере взросления.
Онлайн-сервисы — ваши помощники
Демонизировать не стоит и онлайн-сервисы, с помощью которых ребёнок может потреблять контент в неограниченном количестве. На самом деле в некоторых сервисах есть функции, которые призваны помочь родителям ограничить детский просмотр, уберечь малыша от взрослого контента с помощью ПИН-кода, а также сформировать вотч-лист с учётом возраста и интересов вашего ребенка.
Персональный детский профиль учитывает возраст и интересы ребёнка, сохраняет историю просмотров и на её основе рекомендует контент. Если ваш запрос — обучающие мультфильмы, вы можете зайти в раздел подборок, состоящих из развивающих мультипликационных и художественных фильмов и программ: «Развивайся и играй», «В царстве животных», «Познаём мир», «Учим английский вместе», «Фильмы про путешествия» и т.д.
В ходе обсуждения эксперты дали ответы на вопросы слушателей.
Может ли просмотр мультфильмов быть вариантом отдыха, если ребёнок не спит днём?
Это зависит от того, от чего ребёнку нужно отдохнуть. Для тела это отдых, но мозг в такие моменты всё равно нагружается, поэтому лучше всего проводить время у экрана после активных занятий.
Почему мультфильмы вызывают столько опасений у родителей?
Наталья Ремиш выделила четыре основные причины. Во-первых, взрослые могут испытывать вину за то, что используют мультфильмы в качестве детской «няни», и поэтому подозревать медиа в плохом влиянии. Во-вторых, поколение родителей, выросшее на более сдержанных советских мультфильмах, раздражает насыщенная и очень динамичная картинка в современной анимации. В-третьих, в мультфильмах, рассчитанных на более взрослых детей, может встречаться насилие, которое малыши будут неосознанно повторять. Наконец, дети могут впадать в истерику после просмотра телевизора из-за того, что им не позволили продолжить развлечения. Эти всплески родители начинают ассоциировать с самими мультфильмами и ошибочно приписывать им негативное влияние на детей.
Что делать, если ребёнок слишком увлечён героями или медиа, которые родители не одобряют?
Полностью избавиться от неприятных привычек детей невозможно. Нужно принять мысль о том, что растёт автономная личность, которая учится думать и формировать собственное мнение. Относитесь терпимо к предпочтениям детей и помните, что до достижения подросткового возраста их интересы изменятся ещё не раз.
текст:
Виктория Толокова
фото:
архивы пресс-служб