Праздничное чудо-дерево
Обычай под Рождество украшать жилище ветками хвойных деревьев прочно укоренился в Европе еще в Средние века. Однако устанавливать дома целую ель или сосну в странах, где главенствовала католическая церковь или протестантизм, начали только в ХVI столетии. Праздничное дерево начали величать «рождественским».
От Петра к Николаю
Впервые новогодняя ёлка появилась в нашей стране в 1699 году. Молодой царь Пётр I (тогда ещё не император) привёз эту моду из своего знаменитого турне-инкогнито по Европе вместе с «немецким» и «венгерским» платьем, картошкой и табаком. Заодно он перенёс наступление нового года с 1 сентября на 1 января. В указе от 20 декабря 1699 года Пётр начертал: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». И даже «простому люду» надлежало «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». Из текста следовало, что деревья предписывалось устанавливать не в интерьерах, а украшать ими фасады домов и, как следствие, площади и улицы городов. При этом о дополнительных аксессуарах (игрушках) речи не шло. Несмотря на авторитет царя, водружать «древцу» на «вороты» довольно скоро перестали, европейская традиция не пожелала стать русской. Ёлки продолжали ставить только у кабаков и трактиров, причём перед каждым Новым годом дерево устанавливали, а через год меняли на свежее. Так ёлка в нашей стране превратилась в своеобразный символ. Она указывала на питейное заведение, как намалёванный калач — на пекарню, а башмак — на лавку сапожника. Соответственно выражения типа «сходить под ёлку» и «быть под ёлкой» означали «принять горячительного», причём совсем не обязательно на Новый год.
В следующий раз праздничная ёлка оказалась в России в 1817 году. Мода на ёлку возникла по чистой случайности: великий князь Николай Павлович, будущий император, известный своим «взглядом василиска», решил порадовать свою молодую супругу, дочь прусского короля, и в первый год семейной жизни установил для Александры Фёдоровны рождественскую ёлку, как это принято на её родине. Ёлку поставили в помещении, а не на улице, как при Петре, украсили игрушками и свечами, увешали сластями. Под деревом положили подарки.
Дворяне, как водится, во всём стремились подражать членам императорской семьи, купцы — дворянам, мещане — купцам, так что мода ставить в Рождественский сочельник праздничное дерево быстро распространилась по городам и весям России.
Тут следует оговориться, что во второй половине XIX — начале XX века наряженные ёлки устанавливались преимущественно в богатых городских домах. В деревнях это было вовсе не принято, и не из-за дороговизны (дерево можно было срубить в лесу и нарядить тем, что под рукой), а из-за того, что традиционно отмечавшиеся святки никогда не включали обряд украшения ёлки. Тем не менее торговые люди сразу почуяли, куда ветер дует, и мгновенно откликнулись на спрос. Под Рождество начали открываться ёлочные базары, а магазины стали буквально ломиться от самых разнообразных ёлочных украшений.
Ёлочные базары
Частные лица покупали ёлки на специализированных базарах. В Москве крупнейшие торговые точки такого рода раскинулись на Театральной и Воскресенской площадях. Журнал «Искра» писал в 1901 году: «Настоящий лес ёлок вырос, точно по волшебству, на Воскресенской площади. За праздники весь этот лес ёлок поодиночке, и маленькие корявые, и большие статные разойдутся по Москве и, увешанные безделушками и сластями, будут украшать барскую палату, и купеческую „залу“, и скромную квартирку чиновника, и убогую „комнату без мебели от жильцов“ бедняка мастерового. Не одинаково богато будут они разукрашены, но одинаково будут радовать эти ёлки ребятишек, детей богача и бедняка. Барышники, перекупившие ёлки у крестьян, похаживают вокруг товара, весело похлопывают рукавицами. Ведь они теперь дерут за них втрое. Еще бы! Не говоря уже про людей состоятельных, теперь всякий бедняк тянется из последнего, чтобы купить ёлочку на утеху своим ребятишкам». Впрочем, никому не возбранялось срубить дерево в лесу.
Рождество — праздник общественный
Тем временем ёлки стали появляться не только в частных домах, но и в общественных местах — в магазинах, в гимназиях, в благотворительных учреждениях. Первую «общественную» ёлку в 1852 году установили в здании Николаевского (затем — Октябрьского, а нынче — Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. Следом начали проводить общественные новогодние праздники с непременной ёлкой для детей. Московская пресса тогда писала: «Одно из выдающихся развлечений для подростков будет открыто в помещениях бельэтажа громадного дома, что на Лубянке, принадлежащего Императорскому человеколюбивому обществу, заново перестроенного и отделанного. Гулянья эти откроются с 26 декабря ёлкой в волшебных чертогах дедушки мороза. Посредине первой залы дедушка мороз будет изображён сидящим в сугробе снега; в руках своих он держит роскошную ёлку. Стены залы изображают картину зимы, в снежных сугробах виднеются гроты из мира сказок». Организовывались и «взрослые» ёлки, которые были не менее увлекательными и красочными, чем детские. Например, посетителям ресторана «Аполло» предлагалась следующая программа: «Ёлка-гигант» и на каждом столике — ёлка-миньон. В 12 часов все эти ёлки засветились разноцветными электрическими огоньками. Ёлочки-миньоны увешаны подарками-игрушками для дам и мужчин. Кроме того, представительницам прекрасного пола раздаются белые слоны «на счастье» и веера с духами… В залах танцевали танго и на аэроплане прилетел малютка «Новый год». Рождественский дед пел: «В старину живали деды веселей своих внучат…». А в московском ресторане «Альпийская роза» было так: «Громадная, залитая электричеством ёлка. Все столы красиво убраны живыми цветами. Гремят два оркестра музыки…»
Запрещённое дерево
После революции 1917 года с рождественской ёлкой началась непримиримая борьба, как и со всем, что было связано с «опиумом для народа». Дело в том, что в Российской империи основным праздником было Рождество, а не Новый год. Советская власть посчитала, что наряжать рождественское дерево на праздник — это традиция, недостойная нового пролетарского общества, и принялась активно с ней бороться. Дошло до того, что в канун 1929 года за наряженную в собственном доме ёлку человек мог надолго отправиться за решётку. По счастью, окончательной победы большевики так и не добились. Ёлка оказалась сильнее советской репрессивной и пропагандистской машины, её все равно ставили, правда, исподтишка.
Реабилитация ёлки
В канун 1935 года за ёлку неожиданно вступился первый секретарь Киевского обкома партии Павел Постышев. В газете «Правда» он писал: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как „левые“ загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах». И ёлку реабилитировали, разумеется, не как рождественскую, а как новогоднюю, причём подчёркнуто светскую. Но это лишь официально. А дома каждый праздновал в соответствии со своими вкусами и убеждениями.
Главные герои
Если образ Деда Мороза утвердился на праздновании Рождества в России на рубеже XIX — XX веков, то его внучка, Снегурочка, появилась только в 1937 году, когда в Колонном зале Дома Союзов впервые была устроена грандиозная детская ёлка. Хозяином на новогоднем празднике был, разумеется, сам Дед Мороз, но ему требовался помощник. Поначалу организаторы ёлки хотели наделить такими полномочиями Снеговика-Почтовика. Но потом вспомнили о героине знаменитой пьесы Островского — Снегурочке, прекрасной светловолосой девушке, вылепленной из снега. С этого момента в жилищах советских граждан под ёлку рядом с Дедом Морозом стали ставить Снегурочку. Обычно и деда, и внучку изготавливали из ваты, папье-маше, цветной бумаги и блёсток.
Подведём итог
Новогодняя ёлка в нашей стране пережила много потрясений. О ней забывали, её возрождали, пытались уничтожить, а затем — воскресить. Когда Пётр I привёз её в Россию, заграничная диковина не прижилась. В XIX веке ёлка снова вошла в быт, но после Первой мировой войны её решили поскорее вычеркнуть из памяти за её якобы германское происхождение.
Вплоть до середины 30-х годов прошлого века с ёлкой как с буржуазно-поповским символом рьяно боролись большевики, но прекрасное дерево оказало им достойное сопротивление и вышло победителем. С тех пор и поныне новогодняя ёлка радует детей и взрослых, и нет никаких сомнений, что так будет всегда!
текст:
Александр Лосев
фото:
архивы пресс-служб