«РАСсвет» — особенная школа для особенных детей
По мировой статистике доля детей, которым ставится диагноз «синдром Каннера» или аутизм, составляет около 1%. Государство проявляет особую заботу о таких детях и предпринимает исключительные меры, направленные на их реабилитацию, обучение и социализацию. Лидирующие позиции в данной области занимает Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), входящий в структуру Московского государственного психолого-педагогического университета.
Артур Валерьевич Хаустов
Канд. пед. наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ.
Артур Валерьевич, известно, что Федеральный ресурсный центр занимается не только исследованиями и перспективными разработками, но и повседневной работой с детьми.
Ядром нашего Федерального ресурсного центра является школа «РАСсвет», в состав которой входит как дошкольное отделение, так и начальная школа. «РАСсвет» — ведущая государственная школа в России, специализирующаяся исключительно на обучении детей с РАС. Ежегодно у нас обучается 184 ребёнка с таким диагнозом, не считая тех детей, которые получают самые различные виды консультационно-диагностической помощи. Наши программы обучения разработаны с учётом особых возможностей и потребностей детей с РАС и нацелены на создание специальных условий, при которых дети могут осваивать адаптированные образовательные программы.
Вы упомянули, что «РАСсвет» состоит из дошкольного и школьного отделений. Расскажите об этом.
Наши дети обучаются сначала в малокомплектных дошкольных группах, а затем — в малокомплектных начальных классах. В процессе применяется модель психолого-педагогического сопровождения. В дошкольной группе у нас обычно воспитывается пять-шесть детей, в классе может учиться до 8 ребят.
Расскажите о модели психолого-педагогического сопровождения. Каковы её структура и преимущества?
Эта модель — наша разработка, учитывающая современные нормативные требования. Мы ещё называем её «моделью курации класса». Она устроена так, что каждый класс курирует своя междисциплинарная команда специалистов разного профиля. Поэтому зачастую случается, что количество детей в группе или в классе примерно равно численности команды педагогов. Если мы говорим о школе, то в состав команды входят учитель, один или два тьютора, педагог-психолог и учитель-логопед. Кроме того, с учениками проводят занятия учитель-дефектолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. В дошкольных группах аналогичная ситуация, но «ведущий» группы — высококвалифицированный воспитатель, а не учитель. Значительное время отводится на коррекционно-развивающие занятия, проводящиеся индивидуально или в мини-группах. Они позволяют компенсировать дефициты в коммуникации, в социальном взаимодействии. Эти занятия позволяют также успешно справляться с нежелательным поведением детей.
Кто такие тьюторы? Каков их функционал?
В нашей школе работает специально организованная тьюторская служба. Её работа нацелена на то, чтобы помочь детям с РАС в освоении адаптированной образовательной программы и в формировании жизненно важных навыков, без которых ребёнок не сможет адаптироваться. Это навыки социального взаимодействия, социально-бытовые навыки, навыки коммуникации, навыки свободного времяпрепровождения. С участием тьюторов реализуются индивидуальные программы сопровождения каждого ребёнка в классе или в группе.
Чем заняты дети во внеурочное время?
В школе очень хорошо организованы и реализуются две программы: программа внеурочной деятельности и программа воспитательной работы. Обе они погружают всю школу в общий контекст, выстроенный на основе единых социально-значимых мероприятий. Следует отметить, что вся наша внеурочная деятельность реализуется совместно с организациями из сферы культуры. В первую очередь, это музеи, библиотеки и театры. Эта большая, продуманная программа сетевого взаимодействия даёт возможность легче социализироваться детям с РАС.
Какой уровень образования даёт школа «РАСсвет»?
В нашей школе дети обучаются только до четвёртого класса. После этого они переходят в другие образовательные учреждения, с которыми у нас организовано сетевое взаимодействие. В этих школах наши выпускники переходят на следующий этап обучения и социализации. Подготовленные высокопрофессиональной командой специалистов, они получают возможность учиться дальше в менее специализированных условиях наравне с другими учениками — как имеющими нарушения развития, так и с нейротипичными сверстниками.
Какие задачи, кроме образовательных, решает Федеральный ресурсный центр?
Помимо непосредственной работы с детьми, наша команда профессионалов принимает участие в разработке Федеральных адаптированных образовательных программ, разрабатывает способы адаптации учебных и дидактических материалов, создаёт банк адаптированных заданий. Это нужно для преодоления трудностей в обучении детей с РАС. Наша команда использует мировой опыт — программы и методики, имеющие доказанную эффективность. Например, методы структурированного обучения, методы прикладного анализа поведения, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации, системы визуальной поддержки и многое другое. Также ФРЦ МГППУ разрабатывает и применяет собственные практики, проверяя их эффективность в ходе научных исследований.
Доступны ли все эти материалы специалистам из других регионов?
Вся наша технологическая база доступна всем российским специалистам, работающим в данной области. Федеральный ресурсный центр — это всероссийская научно-исследовательская площадка, на базе которой обучаются дети с РАС, проводится практическая под готовка студентов, стажировки для специалистов из десятков регионов России. Это даёт возможность внедрять передовые наработки в региональных ресурсных центрах, специализированных и общеобразовательных организациях по всей стране. На базе центра организованы курсы повышения квалификации по девяти направлениям и наиболее актуальным тематикам. Всё это позволяет специалистам различных профилей получить необходимые компетенции практической работы с детьми с РАС.
Какие ещё задачи решает Федеральный ресурсный центр?
Мы проводим многочисленные открытые мероприятия, нацеленные на то, чтобы транслировать опыт, накопленный нашими специалистами. Федеральной ресурсный центр — это организация, в задачи которой входит не только распространение практик с доказанной эффективностью. Для нас самое главное — совершенствование системы помощи детям с РАС во всех регионах России, для чего мы сейчас выстраиваем сеть региональных ресурсных центров в сотрудничестве с региональными министерствами. Для нас важно, чтобы по всей стране профессионалы высокого уровня, прошедшие у нас обучение и стажировку, могли оказывать необходимую консультационно-диагностическую помощь семьям, воспитывающим детей с РАС. Ключевая обязанность таких специалистов — маршрутизация семей и сопровождение детей с РАС на всех этапах жизненного пути в тесном взаимодействии с родителями и специалистами тех организаций, в которых обучаются дети.
Ежегодно во всех школах страны проходит выпускной вечер. О том, как организуется этот праздник в школе «РАСсвет», рассказала учитель-логопед, организатор общешкольных мероприятий ФРЦ МГППУ Ирина Евгеньевна Воропаева.
Каждый год в школе и в дошкольном отделении Федерального ресурсного центра проводится праздник, посвящённый выпуску из начальной школы. Ребята демонстрируют, чему они научились за эти годы. Праздник начинается с исполнения гимна Российской Федерации, торжественного выхода выпускников на сцену и приветствия гостей вечера в стихотворной форме. Наши гости — это родители, учителя и администрация. В тёплой атмосфере праздника звучат слова благодарности. Ребята благодарят учителей, а учителя — родителей за совместную работу. В свою очередь родители благодарят нашу школу. Ребята из младших классов выступают с творческими номерами, поздравляя выпускников. Самый яркий момент выпускного, ставший уже доброй и тёплой традицией нашей школы, — это танец учеников со своими педагогами. Праздник завершается тем, что ребята «отправляют в будущее» свои заветные желания. Наши выпускные вечера имеют свои особенности, которые проявляются больше в подготовке самого праздника, нежели в его проведении. На вечере выпускники демонстрируют навыки, которые формировались и закреплялись на протяжении всех лет обучения. Это навыки взаимодействия и коммуникации с другими детьми и педагогами, умение включаться в общешкольную социальную деятельность, следовать фронтальной инструкции, сюжету праздника, общепринятым правилам, быть терпимыми к происходящему вокруг. При подготовке к выпускному мы учитываем сильные стороны каждого ребёнка, вовлекая его в ту или иную деятельность. Это может быть чтение стихов, танец или исполнение песни. В этой концертной составляющей праздника мы обязательно задействуем всех учеников, подбираем доступный материал для творческих номеров, создаём и прорабатываем с ребятами социальные истории. И, конечно же, при проведении праздника мы учитываем организацию щадящей сенсорной среды, подготовку педагогического сопровождения, привлекая к участию в празднике знакомых детям педагогов.
текст:
Мария Голова
фото:
архивы пресс-служб