Рекордсмены «Оскара»

Рекордсмены «Оскара»
РЕКЛАМА
Terem

Премия Американской академии кинематографических искусств и наук считается самой престижной в индустрии кино. За обладание «Оскаром» соревнуются режиссёры и актёры, композиторы и сценаристы, операторы и разработчики спецэффектов. Разумеется, как и в любом подобном соревновании, здесь имеются свои рекордсмены — персоны и фильмы, получившие наибольшее число наград. Для начала давайте обратим внимание на кинокартины-рекордсмены. В истории «Оскара» оказалось всего три ленты, завоевавшие по 11 наград, и этот результат ещё не побит.

 

Абсолютные рекордсмены

 

«Бен Гур»

Бен ГурКиноэпопея, вышедшая на экраны в 1959 году, получила одиннадцать «Оскаров», в том числе в таких определяющих номинациях, как «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучшая операторская работа». Кроме того, фильм завоевал три премии «Золотой глобус».

Монументальная кинокартина с Чарльтоном Хестоном в главной роли стала самым успешным проектом выдающегося режиссёра Уильяма Уайлера. Основу сценария составил роман Лью Уоллеса «Бен Гур: Сказка о Христе».

Эпическая драма на библейский сюжет обошлась инвесторам в немыслимые тогда 15 с лишним миллионов долларов. Продюсерам пришлось потратиться на уникальные невиданных масштабов декорации, над изготовлением которых трудились 200 художников и монтажников. Штат портных и обувщиков, смастеривших гардероб для этой постановки, превысил 100 человек.

Работа над фильмом продолжалась с 18 мая 1958 до 7 января 1959 года, при этом трудиться на съёмочной площадке приходилось по двенадцать-четырнадцать часов в сутки шесть дней в неделю. В съёмках участвовало около 10 000 статистов, 2500 лошадей и более 200 верблюдов.

По кассовым сборам картина долгое время занимала второе место после легендарного фильма «Унесённые ветром». В 2004 году кинолента была включена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса за культурную, историческую и эстетическую значимость.

Отзывы

Колумнисты-искусствоведы ведущих американских периодических изданий отнеслись к фильму по-разному. «Нью-Йорк Таймс» писала, что «Бен Гур» — удивительно умная и увлекательная человеческая драма, хвалила актёрскую игру, динамичные эпизоды и мастерскую работу режиссёра. «Юнайтед Пресс Интернейшнл» добавила к сказанному высокую оценку тонко сыгранных интимных сцен.

Критик из «Лос-Анджелес Таймс» не поскупился на эпитеты, назвав картину великолепной, вдохновляющей, потрясающей и захватывающей.

Тем не менее некоторые авторитетные киноведы отнеслись к работе Уильяма Уайлера без особого энтузиазма. Одни сетовали на то, что фильм слишком длинный, другие критиковали за то, что он показался им неубедительным с эмоциональной точки зрения, а известный британский кинокритик Джон Пим сравнил картину с четырёхчасовым уроком в воскресной школе.

Несмотря на подобные неприятные оценки, киноэпопея «Бен Гур» по-прежнему относится к числу лучших проектов Голливуда с рейтингом от 8 до 9 по 10-балльной шкале.

 

«Титаник»

ТитаникТрудно найти в цивилизованном мире человека, который не посмотрел бы роскошный фильм режиссёра, сценариста и продюсера Джеймса Кэмерона «Титаник» с великолепными Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо в главных ролях.

Картина вышла на экраны 19 декабря 1997 года. Зрители и киноведы в один голос восхищались её визуальными эффектами, актёрской игрой, режиссурой, музыкой и эмоциональной глубиной. Фильм был номинирован на 14 премий «Оскар», из которых забрал одиннадцать, в частности в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура».

Источником вдохновения Кэмерона стало его увлечение кораблекрушениями. Он чувствовал, что синтез любовной истории и человеческой трагедии окажет чрезвычайно сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.

С бюджетом в 200 млн долларов «Титаник» оказался самым дорогим фильмом для своего времени. Однако гигантские затраты с лихвой окупились, ведь только в первые месяцы проката картина собрала 1,84 млрд долларов, впервые в индустрии превысив планку в один миллиард!

Этот фантастический финансовый показатель был перекрыт только через 12 лет, когда на экраны вышел следующий фильм Кэмерона — «Аватар».

В 2017 году кинолента была включена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса за культурную, историческую и эстетическую значимость.

Отзывы

Фильм получил в основном позитивные отзывы кинокритиков и высокие оценки специалистов, особо подчеркнувших его культурное, историческое и политическое влияние на аудиторию. Одинаково высокую оценку получили романтические и драматические аспекты картины. В «Урбан Синефайл» восхищались её огромной эмоциональной силой, еженедельник «Энтертейнмент Уикли» описал фильм как «пышное и ужасающее зрелище романтической гибели», в «Нью-Йорк Таймс» высказали мнение, что «Титаник» — первый фильм, по совокупности качеств сравнимый с «Унесёнными ветром».

 Однако в отношении фильма слышалось и немало негативных реплик. Некоторые рецензенты считали, что на фоне впечатляющих визуальных эффектов сама история и диалоги выглядят слабовато. Журнал «Тайм» напечатал довольно кислый отзыв, критикуя создателей фильма за отсутствие интересных эмоциональных элементов. А обзор, опубликованный в «Лос-Анджелес Таймс», был просто кошмарным. Киновед сокрушался, что настойчивость Кэмерона в его попытках выбраться за пределы собственных возможностей способна вызвать разве что слёзы, а единственная причина, по которой фильм выиграл «Оскар», связана с колоссальными кассовыми сборами.

 Тем не менее «Титаник» до сих смотрят и пересматривают миллионы зрителей, а рейтинг фильма даже у самых скептически настроенных агрегаторов рецензий не опускается ниже 7,5 из 10 возможных.

 

«Властелин колец: Возвращение короля»

Властелин колецЭтот яркий и динамичный фильм-фэнтэзи, снятый режиссёром Питером Джексоном в 2003 году, стал заключительной частью кинотрилогии по знаменитому роману Джона Толкина и, соответственно, сиквелом фильма 2002 года «Властелин колец: Две крепости».

Съёмки и дистрибуцию картины финансировала американская студия New Line Cinema, однако все работы по созданию фильма — от съёмок до монтажа и озвучания — проводились на родине режиссёра в Новой Зеландии, там же, где творческий коллектив работал над первой и второй частями трилогии.

Фильм полюбился зрителям, а большинство критиков сошлись во мнении, что «Возвращение короля» является не только великолепным воплощением жанра фэнтэзи на экране, но и значимой вехой в жизни мирового кинематографа. Именитые киноведы отмечали исключительные визуальные эффекты, блестящую актёрскую игру, прекрасную режиссуру, музыку, костюмы, эмоциональную глубину и масштабность картины.

Картина стала самым кассовым фильмом в 2003 году, собрав в прокате свыше 1,1 млрд долларов. На 76-й церемонии вручения премии «Оскар» он получил все одиннадцать наград, на которые был номинирован, в том числе статуэтку в номинации «Лучший фильм».

Отзывы

Подавляющее большинство киноведов говорили о фильме с нескрываемым восхищением. Авторитетный журнал «Эмпайр» оценил картину в максимальные 5 звёзд, сопроводив свою оценку примерно таким комментарием: «Заключительный фильм трилогии — оглушительная кульминация в истории кино… Зрители, шедшие в ногу с героями фильма от самого первого кадра трилогии, заслужили именно такую восхитительную награду».

 В «Нью-Йорк Таймс» отметили сильнейшую игру актёров, высокий профессионализм команды и в особенности непревзойдённую работу Джексона — режиссёра, уделившего особое внимание деталям.

 «Чикаго Сан-Таймс» выдал фильму три с половиной звезды из четырёх возможных, сделав акцент на визуальной достоверности спецэффектов.

В обзоре, опубликованном в «Таймс», говорилось, что картина «Возвращение короля» дарит поклонникам Толкина всё, что только они могут вообразить. Мало того, издание возвело работу Джексона и его команды в ранг величайших и самых удивительных кинотрилогий, когда-либо запечатлённых на целлулоидной ленте.

 Еженедельник «Энтертейнмент Уикли» писал, что страстный, подробный и объёмный фильм Питера Джексона — это редкостный шедевр киномагии.

 В «Тайм» назвали «Возвращение короля» лучшим фильмом года, а всю трилогию — «кинособытием тысячелетия». По оценкам наиболее влиятельных агрегаторов рецензий средний рейтинг «Возвращения Короля» сегодня составляет 8,7 из 10!

 

Большая пятёрка

Большая пятёркаСамыми ценными «Оскарами» считаются награды в пяти номинациях — «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучший актёр», «Лучшая актриса» и «Лучший сценарий». За всю историю премии победителями сразу в пяти высших категориях стали всего три фильма: «Это случилось однажды ночью», «Пролетая над гнездом кукушки» и «Молчание ягнят».

«Это случилось однажды ночью»

Эту романтическую комедию в 1934 году снял режиссёр Фрэнк Капра. Главные роли в картине сыграли звёзды Голливуда 30-х — 40-х годов Клодетт Кольбер и Кларк Гейбл.

Основой для сценария стал авантюрный рассказ Сэмюэля Хопкинса «Ночной автобус», в котором избалованная светская львица пытается (и небезуспешно) избавиться от невыносимой опеки и жёсткого контроля со стороны собственного отца-миллионера. Клодетт Кольбер сыграла дочь миллионера, Кларк Гейбл — непутёвого репортёра, который только что лишился работы и стал невольным попутчиком сбежавшей красавицы.

Фильм вышел за четыре месяца до того, как вступил в силу запрет Американской ассоциации кинопродюсеров и дистрибьюторов на производство и прокат кинокартин сомнительного нравственного содержания.

«Это случилось однажды ночью» считается одним из величайших фильмов всех времен. В 1993 году кинолента была включена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса за культурную, историческую и эстетическую значимость.

В 2013 году специалисты компании Sony Pictures провели серьезную работу по реставрации картины.

Отзывы

После окончания съёмок Клодетт Кольбер пожаловалась одной из подруг: «Я только что закончила сниматься в худшей в мире картине».

Кинокомпания Columbia Pictures, которая финансировала и обеспечивала производство фильма, не ожидала ничего хорошего от проката, поэтому занималась его продвижением спустя рукава. Темне менее критика отозвалась о киноленте вполне доброжелательно. В «Нью-Йорк Таймс» написали, что «Это случилось однажды ночью» аппетитная порция фантастики, которая при всех своих лихорадочных трюках наделена яркими диалогами и солидной долей вполне приличных сцен. Игру Кольбер оценили как живую и увлекательную, а работу Гейбла — как превосходную.

В «Вэрити» отметили, что картина грешит слабым сюжетом, но сильно выигрывает благодаря актёрской игре, остроумным диалогам и крепкой режиссуре. В «Нью-Йорк Трибьюн» назвали фильм живым и забавным.

С другой стороны, кинокритик из еженедельника «Нью-Йоркер» нашел картину довольно бессмысленной и тоскливой. Фрэнк Капра в автобиографии ссылался на этот отзыв, когда вспоминал, что «искушённые» критики встретили его фильм, мягко говоря, прохладно.

Поначалу в прокате кассовые сборы оказались ниже ожидаемых, но когда картина пошла в американскую глубинку, ситуация кардинально изменилась. Очевидно, жители маленьких провинциальных городков получали удовольствие от созерцания нелепейших ситуаций, в которых могут оказаться даже непомерно богатые VIP‑персоны.

 

«Пролетая над гнездом кукушки»

Пролетая над гнездом кукушкиГениальная психологическая драма режиссёра Милоша Формана была снята по мотивам одноимённого романа Кена Кизи. Главные роли — нового пациента «дома скорби» и суровой медсестры — сыграли великолепный Джек Николсон и замечательная характерная актриса Луиза Флетчер.

Подготовка к реализации этого уникального во многих смыслах проекта стартовала в 1962 году, причём предполагалось, что главную мужскую роль сыграет знаменитый Кирк Дуглас. Однако непосредственно к съёмкам, которые длились всего три месяца, удалось приступить только в 1975-м.

Территориально все работы проводились в Салеме, штат Орегон, в самой настоящей психиатрической клинике, именно той где и происходило действие романа. Хронологически картина оказалась второй по счёту, получившей все пять наиболее ценных премий «Оскар». Кроме того, она стала обладательницей многочисленных премий «Золотой глобус» и BAFTA в разных номинациях.

«Пролетая над гнездом кукушки» занимает 33-ю строчку в списке лучших фильмов Американского института кино. Рейтинг выдающейся работы Милоша Формана и его команды даже сейчас не опускается ниже 8,7 из 10. Если просуммировать мнения критиков и зрителей, а потом про- анализировать этот колоссальный массив реплик, результат
окажется на удивление лаконичным: фильм получился именно таким, потому что объединил таланты создателей на пике их формы.

В 1993 году кинолента была включена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса за культурную, историческую и эстетическую значимость.

Отзывы

Критики по большей части хвалили фильм, правда, с оговорками. Колумнисты из «Вэрити» и «Нью-Йорк Таймс» сошлись во мнении, что фильм парадоксален, что это комедия с трагическим концом, а её гуманитарная направленность скрыта запрограммированными метафорами.

 Искушённые в музыке киноведы отмечали, что острый характер фильма подчёркнут глубоко тревожными оркестровыми фрагментами, в разы повышая эмоциональное воздействие на аудиторию.

 Автор романа Кен Кизи утверждал, что сам он фильма не смотрел, но ему совсем не по душе то, что он читал в рецензиях, и то, что ему рассказывали знакомые. Известный американский писатель и независимый журналист Чак Паланик подтвердил слова Кизи, написав в одной из своих статей следующее: «Впервые я познакомился с этой историей, когда посмотрел фильм с Джеком Николсоном в главной роли. Фильм, про который сам Кизи говорил, что он ему не нравится».

 

«Молчание ягнят»

Молчание ягнятТретий по счёту фильм, получивший все пять наиболее весомых «Оскаров», послужил ещё одним наглядным доказательством того, что нет плохих или хороших жанров, а есть плохие и хорошие киноленты.

Этот психологический триллер был снят в 1991 году режиссёром Джонатаном Демми по сценарию Теда Талли — адаптации одноимённого романа-бестселлера Томаса Харриса.

В главной роли блеснула 29-летняя Джоди Фостер, головокружительно сыгравшая курсантку Академии ФБР, стажёрку Кларису Старлинг, которая пытается вычислить серийного убийцу по кличке «Буффало Билл».

Чтобы дело сдвинулось с мёртвой точки, Клариса идёт на риск — добивается встречи с отбывающим срок блестящим психиатром и серийным убийцей-людоедом доктором Ганнибалом Лектером, которого сыграл непостижимый Энтони Хопкинс.

Фильм собрал в прокате без малого 272 млн долларов (при бюджете в 19 млн), заняв по этому показателю пятое место в 1991 году.

Премьера состоялась на 41-м Берлинском международном кинофестивале, где картина номинировалась на «Золотого медведя», однако получила только «Серебряного» за режиссуру.

«Молчание ягнят» стал первым фильмом ужасов, победившим в номинации «Лучший фильм». Критики и зрители постоянно упоминают ленту как одну из величайших и наиболее влиятельных работ в истории кино, Американский институт кино поставил её на пятое место в списке лучших триллеров, а Старлинг и Лектер во всём мире причисляются к величайшим киногероям.

После «Молчания ягнят» были выпущены и пользовались успехом сиквел «Ганнибал» и два фильма-приквела — «Красный дракон» и «Восстание Ганнибала». В 2011 году кинолента была включена в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса.

Отзывы

Поначалу картина казалась «спящим хитом», который постепенно завоевал грандиозный успех у зрителей и признание критиков.

Колумнист из «Чикаго Сан-Таймс», сделав акцент на «ужасающих качествах Ганнибала», добавил киноленту в свой список «великих фильмов», признав её «шедевром ужасов». Интересно, что в статье, опубликованной в «Чикаго Трибьюн», автор сетовал на то, что очаровательная Джоди Фостер по сюжету обязана копаться в омерзительных делах каких-то монстров, когда ей больше к лицу было бы посвятить себя более привлекательным занятиям. По оценкам агрегаторов рецензий рейтинг фильма в настоящее время не опускается ниже 8,5 из 10.

 

Больше всего номинаций, но ни одной победы

 

«Поворотный пункт»

Поворотный пунктДраматическая история о мире балета, выпущенная в 1977 году режиссёром Гербертом Россом. В главных ролях снялись Ширли Маклейн и Энн Бэнкрофт — две великие американские актрисы, обладательницы «Оскаров», правда, за работу в других проектах. В создании картины принял участие и Михаил Барышников, для которого это был голливудский дебют.

Лента претендовала на одиннадцать «Оскаров», включая номинацию «Лучший фильм», но не получила ни одного. Зато была награждена двумя «Золотыми глобусами».

По сюжету танцовщица-прима Диди Роджерс (Ширли Мак-лейн) бросает работу в именитой нью-йоркской балетной труппе после того, как узнаёт, что беременна от своего партнёра. Пара вступает в брак и переезжает в другой город, где супруги организуют балетную студию. Эмма (Энн Бэнкрофт) заменяет Диди и со временем становится ведущей танцовщицей труппы.

Главные героини встречаются вновь через много лет, когда Диди привозит в Нью-Йорк дочь Эмилию — перспективную танцовщицу. События стремительно разворачиваются, раскрываются коварные замыслы, всплывают неприятные интимные подробности, словом, «скелеты» один за другим норовят вывалиться из «шкафов».

Отзывы

Критика отнеслась к фильму по-разному, но в целом позитивно. В «Нью-Йорк Таймс» писали, что «Поворотный пункт» — занимательный старомодный мюзикл, созданный людьми, знающими и понимающими, что такое балет. Еженедельник «Вэрайети» назвал картину «лучшим фильмом эпохи», «Чикаго Трибьюн» выдал ленте три с половиной звезды из четырёх возможных, а в «Лос-Анджелес Таймс» заявили, что потрясающие работы Ширли Маклейн и Энн Бэнкрофт заслуживают «Оскаров», причём, сразу обе.

 

«Цветы лиловые полей»

Цветы лиловые полейФильм Стивена Спилберга, вышедший в прокат в 1985 году, — это по сути экранизация одноимённого романа Элис Уокер, получившего Пулитцеровскую премию. Надо сказать, что, приступив к этой работе, режиссёр впервые отошёл от имиджа создателя блокбастеров — фильмов, благодаря которым стал известен широкой публике. Музыку написал знаменитый джазмен Куинси Джонс, который стал одним из продюсеров картины. Ключевую роль сыграла выдающаяся актриса Вупи Голдберг.

«Цветы лиловые полей» — история четырнадцатилетней афроамериканки Сели Харрис, живущей в начале прошлого века в американской глубинке в невыносимых условиях бедности, расизма и семейного насилия.

Фильм претендовал на 11 «Оскаров», включая такие номинации, как «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучший адаптированный сценарий», но не получил ничего. Правда, Вупи Голдберг завоевала «Золотой глобус» в номинации «Лучшая женская роль — драма».

Лента «Цветы лиловые полей» не сходила с экранов американских кинотеатров в течение 21 недели, собрав в прокате почти 100 млн долларов и заняв по этому показателю четвёртое место в мире среди кинокартин, вышедших в 1985 году.

Отзывы

Реакция критики была в основном позитивной. Особо отмечали потрясающую актёрскую игру Вупи Голдберг, прекрасную режиссуру, отменную адаптацию романа и великолепную музыку.

 Газета «Чикаго Сан-Таймс» присудила картине четыре звезды, назвав её «лучшим фильмом года», и особо отметила Вупи Голдберг, подчеркнув, что её участие в фильме стало одним из самых удивительных дебютов в истории кино.

 В «Нью-Йорк Таймс» обратили внимание на некоторые расхождения сценария с текстом романа, однако сознались, что это не только не повредило картине, но и сработало в её пользу.

текст:
Лев Веснин
фото:
архивы пресс-служб