Такие разные игрушки
Как только в магазинах появляются ёлочные игрушки, мы начинаем ощущать приближение Нового года. Издали приметив на прилавке сверкающие отражённым светом блестящие разноцветные шары, мы вновь с энтузиазмом стремимся вернуться в детство, перенестись, хотя бы в фантазиях, в новогоднюю Страну Чудес.
Первые украшения
Вплоть до середины XVIII века убранство Рождественского дерева представляло собой своеобразное меню из различных лакомств — яблок, орехов, выпечки. И только потом стали появляться первые «несъедобные» украшения, которые поначалу изготавливали дома, в семейном кругу, из бумаги, яичной скорлупы и еловых шишек.
Следом пришли первые украшения, сработанные мастерами-ремесленниками. Сперва это были фигурки из латуни, обычно изображавшие сказочных фей. К концу столетия в лавках кустарей начали предлагать серебристые звёздочки, бумажные цветы и разнообразную мишуру.
Со временем появились игрушки на евангельские сюжеты. Верхушку ели венчала Вифлеемская звезда, а крестовина символизировала распятие. Ангелочки отождествлялись с божественной волей, колокольчики изображали божественный глас, а гирлянды — святость, страдания и воскрешение. Фрукты были представлены яблоками и виноградом, который в Ветхом Завете служил эмблемой плодов земных. Овечка олицетворяла паству, нуждающуюся в духовном проводнике и наставнике. Птица символизировала Благую весть, а ягнёнок — самого Иисуса Христа. Ну и свечи сближали дом, где стояла ёлка, с храмом Божьим.
Цвета и фактура украшений также имели свой сакральный смысл. Золото — символ божественного начала, серебро — чистоты и целомудрия. Сочетание красного и зелени ветвей ассоциировалось с терновым венцом и каплями крови, Иоанном Крестителем и Страстями Господними.
Ёлка в России. XIX век
Первые рождественские ёлки (не «петровские») появляются в русских домах в 1840-х годах. Самыми распространёнными украшениями тогда были конфеты, фигурные пряники и орехи, завёрнутые в «золотую» бумагу. Со второй половины ХIХ столетия обычай становится подлинно семейным, с акцентом на детский праздник, который широко отмечается не только в аристократических кругах, но и в домах купцов, промышленников, разночинцев, деятелей науки и искусства.
Поначалу фабричные ёлочные игрушки ввозились из Европы. Но вскоре и в России наладили их производство, тем более что в этом не было ничего сложного: клоуны и балерины, рыбки и кошечки, грибы и домики делали из картона и папье-маше. С середины XIX века заработали специализированные артели, которые занимались производством гирлянд, фигурок, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и «дождика».
Идеология тех времён требовала, чтобы ёлочные украшения символизировали изобилие, поэтому рождественские деревья украшали не только несъедобными миниатюрами из картона, бумаги и металла, но и румяными яблоками и красиво выполненными изделиями из теста. Чтобы ёлка выглядела более праздничной, добавляли канитель и блёстки. В сочетании с горящими свечами это производило ошеломляющий эффект.
Сделай сам!
Тем не менее лучшими ёлочными игрушками до поры считались не фабричные, а самодельные. Организовывалось это так: родители покупали картон, «золотую», «серебряную» и цветную бумагу разных сортов, и дети под руководством матери принимались творить. Делали всё, на что хватало воображения: хлопушки, цепи, гирлянды, бонбоньерки, зайчиков, лисичек, мишек. В качестве «вишенки на торте» ёлку украшали завёрнутыми в «золотую» бумагу мандаринами.
Кстати, ёлочные игрушки мастерили самостоятельно совсем не из-за их дефицита и не только из-за их дороговизны. Даже в аристократических семьях считалось, что изготовить ёлочные игрушки своими руками и украсить ими рождественское дерево не только приятно, но и полезно с воспитательной точки зрения.
Стеклянные шары
Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, зеркальные «прожекторы» и сосульки — появились на российских ёлках в середине XIX века. Эти украшения были преимущественно зарубежного производства. Например, ёлочные шары привозили из Тюрингии, где в 1848 году местные мастера придумали изготавливать их из толстого прозрачного или цветного стекла. Для красоты с внутренней стороны шары покрывали тонким слоем свинца, а снаружи — разноцветными блёстками.
Технология производства шаров изменилась после 1867 года, когда в городке Лауш (там же, в Тюрингии) заработал газовый завод и появилась возможность делать шары из тонкого стекла. От свинца отказались, а зеркальный блеск хрупким изделиям придавал нитрат серебра. Из стекла выдували не только шары, материал позволял создавать ёлочные игрушки любой формы и размера. В моду вошли виноградные гроздья, фигурки животных, цветные Санта-Клаусы и серебристые ангелы.
К началу ХХ века стеклянные ёлочные игрушки стали выпускать на мануфактурах и фабриках практически всех европейских стран и за океаном.
Зато в России придумали развешивать на ёлке женские украшения — стеклянные бусы. Технология изготовления стеклянных бус, а также блестящих тонкостенных шаров разных размеров возникла у нас не сама собой, на ровном месте. Этой премудрости клинских стеклодувов обучили во время Первой мировой войны пленные немецкие солдаты, среди которых нашлись искусные мастера. Так в Клинском уезде появилась и быстро распространилась некая разновидность семейного бизнеса: сами шарики выдували мастера-стеклодувы, их жёны красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Много позже в Клину основали фабрику «Ёлочка», которая и сегодня выпускает новогодние гирлянды.
Если сейчас подобные украшения изготавливают из небьющегося пластика, то вплоть до конца ХХ века все шары были только стеклянными и, к несчастью, постоянно разбивались вдребезги при неаккуратном обращении.
Давайте устроим хорошую советскую ёлку!
После 1917 года производство ёлочных украшений в стране было прекращено. Оно возобновилось только после публикации в конце 1935 года в газете «Правда» известной статьи первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева, где он писал: «…давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах». С этого момента выпуск ёлочных украшений стал налаживаться. С точки зрения технологии ёлочные украшения середины 30-х годов не слишком отличались от дореволюционных. Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики из «дрезденского» картонажа, ваты и стекла. В 1937 году, когда в Колонном зале Дома Союзов была устроена первая после Октябрьской революции общественная новогодняя ёлка для детей, была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро.
Двумя годами раньше на башнях Московского Кремля появились рубиновые звёзды, что добавило популярности большевистскому символу. После чего на место восьмиконечных Вифлеемских звёзд, некогда венчавших рождественские ёлки, немедленно пришли красные, пятиконечные, которые ещё многие десятилетия производились отечественной промышленностью.
В 30-е годы внешний вид украшений и их смысловая нагрузка находились в строгом соответствии с советской идеологией. На многих игрушках была коммунистическая символика с изображениями достижений Страны Советов.
Тогда полярные станции на дрейфующих льдинах Арктики интересовали всю страну. Полярные лётчики и исследователи становились национальными героями. О них писали книги, снимали фильмы, сочиняли стихи и конечно же выпустили соответствующую серию ёлочных игрушек.
В 1936 году после оглушительной премьеры кинокомедии Григория Александрова «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Говорят, что, посмотрев эту кинокартину, Сталин лично поручил наладить производство именно таких ёлочных игрушек.
В конце 30-х на ёлках появились герои детской литературы — Иван Царевич, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. Немного позднее к ним присоединились Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор. Примерно в то же время запустили в производство серию «Интернациональная дружба», состоявшую из фигурок, изображавших представителей народов СССР в традиционных костюмах.
1941 — 1945
Производство ёлочных украшений не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны: выпускались игрушки в виде пистолетов, танков, кораблей, самолётов, дирижаблей, солдат и даже собак-санитаров. Такие «военизированные» игрушки должны были стать важным пропагандистским и воспитательным инструментом, воздействующим не только на детей, но и на взрослых. В то тяжелое для страны время из-за дефицита материалов в СССР выпускали украшения из раскрашенной жести или проволоки. На ёлки вернулись и самодельные игрушки.
Но всё это — в тылу, а на фронте хвойные лапы украшали стреляными гильзами, ватой, фигурками, которые мастерили из бинтов, бумаги, ветоши и галунов немецких офицерских погон. Из обрезков медной проволоки скручивали бабочек и стрекоз. Характерная для тех лет игрушка — шарик из перегоревшей электрической лампочки. Стеклянную часть отделяли от цоколя, расписывали и припаивали сверху петельку из медной проволоки. Получалась замечательное ёлочное украшение.
После Победы
В первые послевоенные годы с полок магазинов начали постепенно исчезать игрушки боевой тематики, и для убранства новогодней ели стали предлагать исключительно «мирные» украшения. Правда, поначалу выбор был, мягко говоря, небогат: желающим можно было рассчитывать лишь на картонные листы с изображениями животных. Их самостоятельно вырезали, склеивали и развешивали на ёлке. Обычно такие игрушки делали или дома, или на уроках труда и рисования.
В конце 1948 года была выпущена серия с изображениями персонажей сказок А. С. Пушкина, а в начале 50-х появились игрушки в виде овощей и фруктов, что должно было символизировать растущее изобилие в стране.
К середине десятилетия наладили производство широкого ассортимента стеклянных ёлочных игрушек на прищепках. Это было очень удобно и относительно безопасно: такие игрушки не нуждались в ненадёжных нитках и крепко держались на ветках. На прищепках выпускались маленькие домики, клоуны, музыканты, артисты, разнообразные животные. Примерно в те же годы запустили производство первых электрических гирлянд. Была даже замечательная гирлянда, кстати, на прищепках, с окрашенными лампочками в форме автомобиля, избушки, еловой шишки, клоуна, поросёнка и бутонов различных цветов.
После триумфального выхода на экраны фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» в «Детском мире» появилась новая ультрамодная игрушка — стеклянные часы, стрелки которых показывали «двенадцать без пяти» — ну точно как в знаменитой песенке, которую в кинокартине исполнила очаровательная Людмила Гурченко.
Космос и кукуруза
Запуски искусственных спутников и конечно же полёт
Юрия Гагарина стали самыми главными событиями в истории СССР на рубеже 50-х — 60-х годов прошлого века. Космическая тематика отразилась и на производстве ёлочных игрушек: в коробочках с мягкой бумагой засверкали космические корабли, ракеты и космонавты.
Примерно тогда же в моду вошли украшения в виде фруктов и овощей. Такие игрушки присутствовали на новогоднем дереве и раньше, но не в таком разнообразии. Теперь же спектр предложений включал лимоны, виноград, морковку, баклажаны, перец, чеснок, клубнику, малину, яблоки, груши, сливы. Разумеется, «центральным блюдом» стала кукуруза. Стеклянная «Царица полей» сыграла роль своеобразного реверанса в сторону Н. С. Хрущёва.
Художники начали смелее экспериментировать с формой. В продаже появились шары разных размеров и цветов, со «снегом» на поверхности. Тогда же в производстве ёлочных украшений начали применять синтетические материалы — полистирол, полиэтилен и, конечно же, поролон.
Самыми дорогими и, тем не менее, самыми желанными были ёлочные игрушки производства ГДР и Чехословакии. Внимание восхищенных покупателей привлекали невиданные раньше сверкающие серебром роскошные наконечники с колокольчиками, огромные шары и сосульки, декорированные скрученной канителью и ювелирно исполненными маленькими ягодками, грибочками, бутончиками… Словом, неземная красота!
На пути к эклектике
Тем временем, технология не стояла на месте, и в 70-е годы было налажено массовое производство штампованных украшений — разноцветных шариков, шишек, сосулек и колокольчиков. В моду вошли пышные, яркие, блестящие гирлянды из металлизированной полиэтиленовой плёнки.
За 70 с небольшим лет социалистического строительства наша страна пережила несколько кратких по времени, но значительных по результатам эпох. Поэтому новогоднюю ёлку наряжали в соответствии с идеалами каждой эпохи. В итоге к началу 90-х на одном дереве мирно уживались овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки в национальных костюмах народов СССР и сказочные персонажи, животные и самолёты…
А тут ещё население ни с того, ни с сего обратило внимание на восточный календарь, и распространение получили ёлочные игрушки с изображением символа наступающего года.
Что сейчас?
Классические правила украшения новогодней ёлки с течением времени практически не менялись, хотя современные игрушки заметно отличаются от прежних, даривших тепло нашим предкам пятьдесят, сто и даже двести лет назад.
Изобилие нынешних ёлочных украшений с точки зрения расцветок, форм, стилей и материалов поражает воображение. Продвинутые электрические гирлянды способны работать в десятках режимов, при этом, некоторыми из них можно управлять при помощи смартфона.
Но история имеет свойство двигаться по кругу, в результате сравнительно недавно в моду вошёл «винтаж» (сокровища из прабабушкиного сундука) и самодельные игрушки, правда, теперь изготавливаемые под ультрасовременным лозунгом HandMade. Обычно подобные шедевры делают из всего, что попадается под руку — из соломы, веточек, лоскутков, кусочков меха или кожи. Шары шьют из фетра и замши, гирлянды выполняют в технике макраме, фигурки склеивают из бумаги или складывают из элементов «Лего». Непревзойдённый шик — яркая куколка в кофточке, вязаной крючком.
Для «рукастых» родителей-выдумщиков особый интерес могут представлять бонбоньерки. Их, конечно, можно купить, но лучше, чтобы они были ручной работы. Внутрь нескольких таких нарядных коробочек можно положить призы, а с ребятишками затеять интересные игры или конкурсы, по крайней мере для того, чтобы хоть в новогодний праздник на время оторвать их от гаджетов.
текст:
Александр Лосев
фото:
архивы пресс-служб