Технический рай. МГТУ имени Н.Э. Баумана
Если ваш ребёнок не дружит с точными науками, можете перелистнуть страницу, так как речь пойдёт о тех ребятах, кто планирует связать свою жизнь с техническими специальностями. Именно для них один из ведущих вузов страны, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана — национальный исследовательский университет совместно с Правительством Российской Федерации реализует грандиознейший проект по строительству настоящего технического рая — нового кампуса, общая площадь которого составит почти 170 тыс. кв. м. Сам университет станет больше на 40%. На шести участках возведут 14 новых объектов. Университетский кампус превратится в городской район с неповторимой студенческой атмосферой.
Мы начнём знакомство с новыми возможностями МГТУ имени Баумана не с перспектив научных исследований. К ним мы перейдём чуть позже, беседуя с руководителем стратегического направления «Фотоника» Владимиром Лазаревым. А вначале узнаем о самых первых шагах в мир науки, поговорим с преподавателем, руководителем учебно-исследовательской лаборатории современных проблем фотоники НОЦ «Фотоника и ИК‑техника» МГТУ им. Н. Э. Баумана, кандидатом технических наук Яной Владимировной Гладышевой.
Яна Владимировна, не могу не сказать, что вы как солнышко освещаете улыбкой всё вокруг.
Когда занимаешься любимым делом, хочется улыбаться.
Яна, вы заканчивали Бауманку?
Да. Факультет радиоэлектроники и лазерной техники.
Что поменялось с того времени в университете?
Поменялось очень многое. Теперь всё сделано и продолжает делаться для образования наших детей. Если у ребёнка есть желание учиться, то здесь предоставят все условия. Радует, что наконец-то обратили внимание на детей и поняли, что если не растить кадры, то у нас не будет хороших студентов, а следовательно, и хороших квалифицированных выпускников.
Что нового появилось в системе технического образования?
Если раньше считалось, что детей нужно привлекать в техническое направление с 8–9-го класса, то сейчас мы спустились до дошколят. То есть у нас разработана программа для детей начиная с самого юного возраста. От научных исследований, которые мы здесь проводим, до научных проектов. Например, мы научились первоклашкам давать оптику.
В чём специфика работы с малышами?
Совсем с малышами мы работаем на выездных мероприятиях. В частности, недавно мы выступали в «Зарядье». Для детей с родителями проводим мастер-классы по разным темам: ДНК, биология, растения. А когда какие-то праздники — такие, скажем, как День космонавтики, мы выступаем с тематическими лекциями и мастер-классами.
Насколько многочисленны группы для совсем юных любителей техники?
Не больше 20 человек, потому что детям приходится много показывать, объяснять.
Различаются ли форматы занятий для маленького ребёнка и для школьника?
Для малышей это игровые мастер-классы. Важно, чтобы им было интересно. Обязательно, чтобы что-то было в руках. Мы предлагаем выполнить определённые упражнения со светофильтрами, что особенно нравится малышам. Например, о таком сложном оптическом явлении, как интерференция, мы рассказываем, используя мыльные пузыри. Начинаем с того, что ребёнку даётся задание — выговорить это слово. Это очень весело бывает и родителям, и детям. Для детей чуть постарше предлагаем ознакомиться с лазерными шахматами (система из лазеров и зеркал), в которые можно играть даже в одиночку, без соперника. Устраиваем такие шахматные турниры для взрослых и малышей. Тем самым знакомим детей с законами отражения. Они запоминают, что угол падения равен углу отражения. Для школьников 7– 9-х классов предлагаем серьёзные обучающие мастер-классы.
Сколько московских школ непосредственно сотрудничают с МГТУ имени Баумана?
Есть два бауманских лицея в Москве, есть профильные школы, есть инженерные классы, которые сотрудничают с университетом. Школ много.
Как привлекаете молодёжь в университет?
У нас в университете для старшеклассников организуется Всероссийская Олимпиада школьников «Шаг в будущее». Для тех, кто хочет поступить в бауманский университет, она состоит из двух этапов. Школьники делают научный проект и пишут олимпиадные задания. Баллы суммируются. И это дополнительные плюсы при поступлении в университет. Если ребёнок, к примеру, в 10-м классе выиграл Олимпиаду, эти баллы сохраняются и в следующем году. Олимпиада «Шаг в будущее» — это «копилочка» для ЕГЭ.
Что должен представлять собой проект, с которым ученик выходит на Олимпиаду?
Это может быть проект либо чисто детский, либо научный с курированием какого-то учёного.
Может ребёнок выполнять этот проект со своим школьным учителем?
Да, если учитель грамотный и знает, как работать над проектом, как сформулировать, поставить научную задачу.
Это преподаватель какого предмета?
Это, как правило, преподаватель физики или информатики.
Каковы дальнейшие действия?
Дальше ребёнок регистрируется — подаёт документы на сайте Олимпиады. Потом ему нужно пройти предзащиту. А школьников с уже отобранными работами приглашают выступить на конференции. Они защищают там свои работы. Успешно защитившийся может получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ, если поступает на ту кафедру, где защищался.
Какие темы предпочитают ребята для проектов?
Самые разнообразные — от арт-проектов до довольно сложных научных.
Например?
Например, у сахара есть такой оптический эффект, который можно измерить. На нём основан один из способов определения концентрации сахара на производстве — бесконтактный, оптический. То есть излучение можно померить и определённым образом рассчитать. Так вот, этот проект мы хотим довести до настоящей разработки портативного прибора для неинвазивного определения сахара крови.
Какая задача у кураторов, которые помогают школьникам довести проект до ума?
Нужно простую идею школьника трансформировать в реальный научный проект. Так, в этом году мальчик-десятиклассник участвовал у нас в научном проекте. К нему мы прикрепили двух второкурсниц и учёного-куратора. Получается, что одновременно несколько возрастов работают над важным проектом, подтягиваются компетенции, происходит обмен опытом. Ребята начинают лучше разбираться в изучаемой теме. Как в шутку говорят преподаватели: «Так хорошо объяснил, что даже сам понял».
Есть ли какой-то проект, который уже работает, внедрён в практику?
Из крупных — это проект «Звёздный датчик», который был сделан за полгода студенческими силами (студентами со 2 по 4 курсы), большой командой, более 10 человек. Сейчас этот датчик-спутник полетит в космос. Над проектом работали кураторы, преподаватели, аспиранты. Студенты реализовали транспортную функцию спутника, аспиранты и преподаватели работали над начинкой. Это маленькие спутники-разведчики, которые будут наблюдать за Землей из космоса.
Что говорят студенты о самом научном процессе?
Во-первых, им нравится, что они выполняют реальную работу. Они поедут запускать этот датчик в Байконур и сами будут наблюдать, как функционирует их первая разработка. В дальнейшем ещё недавние школьники сами будут кого-то курировать, и на выходе из университета получат шикарный набор коммуникативных, управленческих компетенций, умение работать в команде, что так важно для современного работодателя.
С какого курса студенты привлекаются к научной работе?
Первокурсников мы не трогаем, потому что они должны привыкнуть к обучению. Стараемся брать студентов третьего-четвёртого курсов. Я рискнула и сейчас начала работать со вторым курсом, и вроде ничего, справляются и с учёбой, и с работой.
Сегодня поступить в Бауманку не просто, особенно на бюджет. Нужны высокие баллы на ЕГЭ.
Если честно, в Бауманку с низкими баллами ЕГЭ нет смысла идти. Ребёнок просто не сможет здесь учиться, не вытянет без понимания предмета. Я как преподаватель сталкиваюсь с тем, что если ребёнок пришёл со слабой математикой, то и физику ему будет трудно освоить. Необходимы и желание учиться, и собранность, и усидчивость, без которых здесь никак не обойдёшься. Нужно будет решать большое количество задач.
Что делать, если нет выдающихся способностей, а ребёнок желает заниматься техникой?
Если ребёнок вылетит после первой же сессии — это для него травма. Поэтому вполне возможно, что лучше выбрать чуть попроще вуз, в котором учиться ему будет по силам. Отучившись, он станет специалистом, а потом ещё подрастёт в процессе работы.
Достаточно ли хорошо знать школьную программу, чтобы поступить к вам?
Боюсь, что школьной программы не хватит. Если ребёнок из обычной, не специализированной школы, то имеет смысл пройти подготовительные курсы или заочную школу, которая поможет подготовиться к поступлению в Бауманку.
То есть если ребёнок мотивированный и смышлёный, то подготовительные курсы могут помочь?
Безусловно, потому что преподают на этих курсах профессиональные преподаватели, которые ведут предметы непосредственно в Бауманке и знают нашу учебную программу.
Как долго учатся на подготовительных курсах?
С октября по май. Преподавание каждого предмета бывает один раз в неделю — две пары в течение трёх астрономических часов.
Это платная история?
Да, но по сравнению с репетитором, как говорят родители, у нас довольно невысокие цены.
Что интересного помимо учёбы ждёт поступивших в университет?
Для поступивших студентов у нас есть школа молодого бауманца. Есть бауманский лагерь в Ступине. В последних числах августа для поступивших там устраиваются сборы первокурсников. В течение недели будущие студенты МГТУ им. Баумана живут в лесу в палатках, знакомятся друг с другом. На пару дней я приезжаю к ним, чтобы поближе узнать ребят и рассказать о возможностях научной деятельности в университете.
Как у вас обстоят дела с общежитием для студентов?
Общежитие есть, но желающих учиться значительно больше. В рамках нового кампуса строится новое общежитие, что называется, «с видом на Кремль» (если посчастливиться поселиться на верхних этажах).
Насколько охотно выпускников МГТУ им. Баумана берут на работу?
Тех, кто молодец, разбирают раньше, чем они заканчивают университет.
И сколько таких молодцов в группе?
Год на год не приходится. Примерно половина.
Яна Владимировна, благодарю за интересную беседу.
Ирина, передаю вас в надёжные руки нашего вечного двигателя — Владимира Лазарева (Ред.: Владимир Лазарев, кандидат технических наук, начальник лаборатории, руководитель стратегического направления «Фотоника» программы развития МГТУ им. Н. Э. Баумана).
Владимир, рада познакомиться. Наслышана о вашей кипучей деятельности на ниве МГТУ им. Баумана. Расскажите, с чего начинался ваш путь в науку.
Ирина, всё очень просто. При нашем университете есть вечерняя физико-математическая школа. Она существует с 1962 года. То есть ребята учатся в своих общеобразовательных дневных школах в Москве и Московской области, а по вечерам приезжают в Бауманку, и студенты, аспиранты бесплатно читают им курсы физики, математики, инженерной графики, технические курсы и многое другое. Два года назад мы открыли практическую часть в этой школе. Ребята могут уже делать свои проекты, предлагать идеи для реализации. Я сам заканчивал эту школу.
В эту школу нужно поступить? Нужно сдавать экзамены?
Да, нужно поступать в начале 10-го или 11-го классов. У нас есть 1- и 2-годичные программы. Каждый год в сентябре у нас идёт набор в вечернюю школу. Конкурс порой больше, чем на некоторые факультеты Бауманки, — шесть человек на место.
Какие экзамены нужно сдавать при поступлении?
Физику, математику и творческое задание. Оно каждый год меняется. Мы связываемся либо с Музеем космонавтики, либо с научно-технической или с патентной библиотекой. Ребята должны приехать туда для выполнения творческого задания. В большей степени это тестирует школьников на собранность, ведь они должны вовремя приехать и всё сделать согласно поставленному заданию.
То есть вы тестируете проактивность абитуриента?
Совершенно верно. Помимо навыков hard skills, физики и математики. Это необходимо для ребят, которые планируют учиться в нашей вечерней школе.
Чем знаменита ваша физико-математическая школа?
Своими выпускниками, среди которых много академиков и даже есть вице-президент Российской академии наук Валерий Васильевич Козлов. Десять лет он возглавлял главный Математический институт РАН. Другой наш выпускник сейчас директор Института общей физики РАН. Наш нынешней ректор Михаил Валерьевич Гордин тоже заканчивал нашу физмат-школу. Школа работает с талантливыми ребятами, даёт хорошую площадку, трамплин, чтобы уже с первого курса талантливый студент имел возможность работать в таких научных центрах, как наш.
Сколько всего подобных научных центров в Бауманке?
Около двадцати. У нас очень сильное направление по робототехнике, фотонике, нанотехнологиям, и биотехнологиям. Есть стратегический проект по зелёным технологиям и экологической безопасности. Есть проект, связанный с IT-системами. IT-системы — это самый большой факультет в Бауманке. Наш ректор Михаил Гордин является членом совета директоров группы компаний VK (ВКонтакте). В том числе есть модные популярные направления, связанные с информационной безопасностью. Транспортное направление превосходное. У нас огромные контракты с КамАЗом. Также есть машиностроение, плазменно-ядерные технологии и др. Поэтому наши студенты на базе этих центров могут начать свою научно-исследовательскую работу. Мы всё делаем для того, чтобы студентам было удобно совмещать работу и учёбу.
То есть ваши студенты ещё во время учёбы могут зарабатывать?
Да, у нас есть большая линейка стипендий. То есть талантливый студент, магистрант на одних только стипендиях может получать 50–60 тыс. рублей в месяц. Есть стипендия Фонда Потанина, стипендия учёного совета. Есть фонд поддержки молодых учёных имени Геннадия Комиссарова.
Но не все же получают стипендию? Сколько талантливых счастливчиков, которые получают подобные стипендии?
Если мы говорим о Потанинской стипендии, то это общероссийская история. Там порядка 5–10 студентов нашего университета. Если стипендия учёного совета, то это уже 40–50 наших студентов.
В течение какого периода выплачивается именная стипендия?
Зависит от стипендии: потанинская выплачивается всю магистратуру, стипендия Президента России — год, Правительства России — полгода.
То есть каждый семестр для получения таких стипендий нужно собирать пакет документов для рассмотрения?
Да, учитывается много факторов для получения стипендии: количество публикаций, выступления на конференциях и т. п. Если студент активный, занимается наукой и исследованиями, публикуется, получает патенты, то шанс получить сразу несколько стипендий очень высок. Здесь важна не только материальная составляющая. Важно, что у наших студентов во время учёбы формируется научное портфолио. Помимо перечисленного у нас есть ещё и Президентские стипендиаты, и те, кто получает стипендию от Правительства. Плюс ещё наша зарплата стажёра от центров, порядка 30–40 тыс. рублей, начиная с 4–5 курса.
Как складывается дальнейшая судьба ваших выпускников?
У нас есть три главных трека для выпускников, которые прописаны в программе развития университета до 2030 года. Мы эту программу написали для университета в рамках программы Министра науки и высшего образования В. Фалькова «Приоритет 2030». Первый трек. После окончания университета студенты могут поступить в аспирантуру, стать научными сотрудниками, работать у нас в научных лабораториях. Второй трек. Это работа на предприятиях. У нас в университете есть отдельное направление — целевой приём. Когда предприятие платит за студента 6 лет, а потом в течение трёх лет предоставляет место для работы этому выпускнику. Третий трек. Мы его называем «технологический предприниматель». Если есть ребята, у которых от природы есть жилка бизнесмена, то для них в университете созданы специальные условия, бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, чтобы они сделали малые предприятия при университете либо стартапы, spin off.
Сколько человек принимало участие в составлении данной программы?
Где-то человек 20. Это был большой коллектив моих дорогих коллег, включая нашего предыдущего и нынешнего ректоров — подведомство Министерства науки и высшего образования.
На каких предприятиях работают ваши выпускники?
Это крупные государственные российские корпорации: «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», внутри которых очень большой набор предприятий. То есть мы готовим по всему спектру специальностей.
Какова ваша цель в рамках научного цента?
Сегодня наша лаборатория инфракрасных лазерных систем — одна из лидеров не только в университете, но и в России, даже в мире. В рамках стратегического направления «Фотоника» мы поставили цель разработать единую лазерную систему для прецизионной хирургии и интраоперационной диагностики.
То есть ваши разработки востребованы в медицине?
Да, мы за два года создали две новые лазерные системы и в этом году начали работать с ведущими хирургами НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского (с главным хирургом Минздрава акад. А. Ш. Ревишвили), а также с Боткинской больницей (главный уролог Москвы и Минздрава акад. Д. Ю. Пушкарь).
Значит, ваши научные проекты будут применяться в медицине?
Да, по результатам этого взаимодействия мы должны выйти на технические характеристики новых лазерных систем, которые нужны медикам для задач микрохирургии, нейрохирургии, чтобы потом их уже облечь в готовый продукт. Мы хотим соединить системы хирургии с системами диагностики, чтобы хирург мог одномоментно отличать патологическую ткань от здоровой и осуществлять прецизионное воздействие на очень малые участки ткани. Также вместе с нами работает один из коллективов молодых учёных, которые разрабатывают систему детектирования заболевания человека по анализу выдыхаемого воздуха. Благодаря этой системе можно диагностировать диабет, онкологию и другие социально значимые заболевания.
Ваши студенты ездят по обмену опытом за границу?
Сейчас с этим тяжеловато. Раньше наши студенты ездили в США, в Германию и другие европейские страны. Сейчас немного прервались эти связи, но мы переориентируемся на Китай, Турцию и Латинскую Америку.
Какие это институты?
Например, в Мексике это Центр оптики. В Китае и Турции — Университеты науки и технологии.
Сегодня МГТУ имени Баумана переживает второе рождение, и поэтому нашим юным техническим гениям будет где развернуться для осуществления самых смелых проектов завтрашнего дня. Не знаю, выберет ли ваш ребёнок научную стезю, но лично у меня дух захватило от масштабности научной работы в МГТУ
им Баумана. Интересно же!
текст:
Ирина Бордюгова
фото:
Антон Алексеев