Учебная тревога. Как помочь российским школьникам — мировым лидерам стресса
Начало учебного года всегда сопровождается стрессом. Этот неприятный спутник возникает в ответ на повышенную нагрузку, смену режима и переживания перед новыми вызовами. Способности и знания современных детей и подростков сегодня во многом опережают их эмоциональный контроль и способность организовать себя и добиться желаемого. Как помочь школьникам и студентам безболезненно пережить этот «переходный» период и спокойно влиться в учебный процесс?
Большая перемена
Высокий темп жизни, перегруженное информационное поле, зачастую недетские физические, умственные и эмоциональные нагрузки не всегда позволяют ребёнку продемонстрировать 100-процентный результат в учёбе. Также не способствует высоким достижениям отсутствие должной поддержки со стороны взрослых, которые сами живут в стрессе. Неоправданные родительские ожидания, стресс, бесконечная череда репетиторов и дополнительных занятий заставляют многих школьников чувствовать себя уставшими и несчастными. Учебные перегрузки — одна из важнейших причин эмоционального неблагополучия детей и подростков, а разнообразные соревнования на скорость письма, чтения и решения задач, по мнению специалистов, и вовсе разрушительны для детской психики.
По данным глобального исследования «Уверенность в процессе обучения», проведённого аналитической компанией Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с Lego Education, российские школьники на сегодня — мировые лидеры по уровню стресса: его испытывают около 79% наших учеников.
На втором месте оказались ученики из Китая — 64%, на третьем — немецкие школьники с показателем 61%. При этом в гимназиях, лицеях и школах с углублённым изучением предметов эти риски выше, чем в обычных школах.
Уже при поступлении в первый класс 20% школьников имеют пограничные нарушения психического здоровья. А к концу первого класса эта цифра достигает 70%, и едва восстановленная за дни летних каникул детская психика снова подвергается удару в сентябре.
Возможно, выходом мог бы стать уже привычный переход на удалённое обучение. Однако, как показал совместный опрос американской образовательной организации Challenge Success и телеканала NBC, проведённый среди 10 тыс. учащихся в школах США, уровень стресса на удалёнке у большинства юных респондентов только вырос.
У 84% детей на дистанционном обучении проявились симптомы нервного истощения, проблемы со сном и постоянные головные боли. Практическим специалистам всё чаще приходится наблюдать и курировать школьников с такими «взрослыми» жалобами, как плохой сон, слезливое настроение и даже ожидание неудачи.
Как распознать стресс
Чрезмерное вмешательство родителей в психологические проблемы школьников зачастую лишь усугубляют ситуацию. Не зная, как помочь собственному ребёнку, они могут подлить масла в огонь, ещё больше фиксируя его на негативных переживаниях и неудачах. Частыми являются жалобы взрослых на то, что дети не воспринимают и не следуют их советам, в результате между двумя поколениями возникает непонимание.
Понять, что дети и подростки испытывают стресс, не всегда просто. Они стараются маскировать свои истинные эмоции, но их довольно точно выдают определённые признаки. Специалисты Американской психологической ассоциации (APA) сформулировали их для помощи родителям и педагогам.
- Враждебное отношение к родителям. Резкий отказ от дружбы, переход в открытую агрессию.
- Неожиданные изменения в поведении. Школьник вдруг становится плаксивым или слишком тревожным, не отпускает родителей или, напротив, специально пытается избегать их.
- Трансляция негативных установок. Ребёнок постоянно говорит о том, что он глупый, у него ничего не получается, он ничего не может сделать сам.
- Плохое самочувствие на фоне физического здоровья. Постоянные жалобы на боль в животе или сильную головную боль, повышенную температуру, которые особенно усиливаются в начале учебного года или перед экзаменами.
Снимаем стресс
В последнее время специалисты всё чаще заявляют о тревожной практике — детском «допинге»: для борьбы со стрессом школьники и студенты начинают самостоятельно принимать безрецептурные успокоительные лекарства и ноотропы, которые можно легко купить в аптеке. Самостоятельно принимать решение о приёме седативных препаратов ребёнку нельзя.
Состояние детей может быть схожим только на первый взгляд — усталость, раздражительность, угнетение, потеря внимания, но биологические и психологические механизмы, провоцирующие появление этой симптоматики, бывают совершенно разными. Дети и подростки также игнорируют тот факт, что одно и то же лекарство может принести успокоение и нормализовать сон у одного пациента и, напротив, вызвать возбуждение и усилить тревогу и эмоциональное напряжение у другого. Седативные препараты должны назначаться только специалистом с учётом клинической картины. Очень важна и дозировка — когда и в каком количестве принимать препарат. Для этого посетите со своим ребёнком врача, который проведёт все необходимые обследования и поможет поставить диагноз.
Однако даже до выяснения окончательного диагноза в качестве действенного помощника в борьбе со стрессом в период высоких учебных нагрузок можно рассмотреть безрецептурный натуральный препарат «Гомеострес» на растительной основе. Экстракты трав (борец, календула, чистотел, красавка, калина, лакричник) содержатся в нём в специально подобранных дозах для обеспечения терапевтического эффекта без риска развития нежелательных реакций. Препарат «Гомеострес» поможет снять чувство тревожности и беспокойства, позволив детям и подросткам сохранить активность днём, во время учебного процесса, и эффективно восстанавливая продолжительность и качество их ночного сна. Препарат можно применять детям с трёх лет, медленно рассасывая по две таблетки три раза в день. Детям до шести лет таблетки можно растворить в воде.
Но главное — взрослым необходимо понимать, что и от их поддержки и эмоционального состояния во многом зависит успех ребёнка не только в учёбе, но и в отношениях со сверстниками. Если вы замечаете, что ребёнок переутомлён, а учебные нагрузки превышают допустимые для его возраста пределы, если он недостаточно отдыхает и не успевает восстанавливать силы, позаботьтесь о его режиме. Не стоит лишний раз давить на школьника в своём желании добиться от него высоких результатов и отличной успеваемости. Иногда открытый разговор и выходные, проведённые в тёплой компании, могут дать ребёнку намного больше, чем учебники и новые знания.
текст:
Виктор Благинин, практикующий врач-психиатр
фото:
архивы пресс-служб