Ульяна Телятникова: Московская кружевница
Ульяна с детства мечтала стать профессиональной спортсменкой, занималась гимнастикой и выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Однако другое увлечение в конце концов склонило чашу весов в сторону прикладного искусства и дизайна одежды. Поэтому, окончив школу с красным аттестатом, Ульяна решила постичь все секреты кружевоплетения.
У меня была цель — поступить в «Строгановку». Я внимательно изучила, какие там есть отделения по декоративно-прикладному искусству, и решила пойти на «Художественное кружевоплетение». Дело в том, что я хотела стать дизайнером одежды, и ещё задолго до поступления понимала, что хочу включить кружево в современные модные тренды. Ещё в школе я начала интересоваться живописью и стала ходить в Музей современного искусства. Мне очень нравилось там заниматься, потому что помимо занятий живописью для нас организовывали интересные экскурсии с преподавателем из Британской школы дизайна. Под его руководством мы стали создавать необычные дизайнерские вещи.
В Музее современного искусства я познакомилась с абстракционизмом, который в конце концов стал моим любимым течением в искусстве. Я выполнила там несколько на мой взгляд интересных работ в этом стиле, среди которых «Небо», «Морская гладь», «Арбузные девушки». Занятия в Музее современного искусства навсегда останутся в моей памяти. Сейчас я учусь на третьем курсе. Все педагоги у нас прекрасные, но я особо хотела бы отметить своего наставника и руководителя Тамару Евгеньевну Блохину, которая является почётным членом Российской академии художеств. Она организовывала выставки в Бельгии, обучала кружевоплетению студентов в Нидерландах, во Франции и Японии. У неё есть очень «крутые» проекты и масса интересных идей.
Я окончательно поняла, что выбрала верную дорогу в жизни и искусстве, когда одну из моих работ показали на выставке «Пара-
фраз», где экспонировались лучшие студенческие работы. Если честно, для меня это признание имеет огромное значение. У меня нет любимого художника, потому что считаю, что любимых художников должно быть несколько, так же как и любимых писателей. Однако больше всего я вдохновляюсь работами Малевича, ведь моё любимое направление в живописи — абстракционизм.
Несмотря на то что кружево изобрели в Италии в самом начале XVI века, в России его усовершенствовали. Несмотря на то что итальянское и российское кружевоплетение использует одни и те же технологии, мне ближе по духу старинное русское кружево, которое серьёзно отличается тематическими орнаментами, отсутствием большого количества «зашивок». Кроме того, в России были изобретены более крупные коклюшки и валики, благодаря чему мы можем одной «полотнянкой» (полоска-тесьма) создать полноценное изделие — салфетку, полотенце, скатерть или воротник. Кстати, Россия — это единственная страна, где плетут цветное кружево.
На мой взгляд, кружево никогда не выходило из моды и всегда так или иначе присутствовало в нашей жизни. Просто в какой-то период преобладало не ручное, а машинное кружевоплетение. Я стараюсь сохранить индивидуальность ручного кружева с его тенденциями и при этом сделать так, чтобы результаты моей работы были современными, модными и красивыми. Моя цель — это в первую очередь доучиться и начать продвигать свои кружевные изделия, чтобы о них узнало как можно больше людей. А затем — открыть свой кружевной Дом моды!
текст:
Мария Голова
фото:
архивы пресс-служб