УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: Не бойтесь говорить правду
Четыре часа в интересной беседе во владениях ректора Университета мировых цивилизаций (УМЦ) Олега Николаевича Слоботчикова пролетели как одно мгновение. Удивительно было открыть для себя абсолютно новые черты характера одного из самых ярких российских политиков, основателя Университета Владимира Вольфовича Жириновского, узнать, какие преимущества даёт обучение по европейской рейтинговой системе, кто может получить золотую медаль Университета и почему необходимо возвращать военные кафедры в вузы.
Много раз проезжая по Ленинскому проспекту, наблюдала красивое высотное здание с большой вывеской «Университет мировых цивилизаций» прямо у метро «Октябрьская» и была в полной уверенности, что это научно-исследовательский институт. А недавно узнала, что это высшее учебное заведение, когда встретила знакомую, у которой сын там учится на третьем курсе и вполне доволен не только учёбой и преподавателями, но и насыщенной студенческой жизнью. После таких отзывов мне самой захотелось встретиться с ректором вуза, и надо сказать, я совершенно не заметила, как в окружении Олега Николаевича пролетело время, и лично для меня — с большой пользой. Уверена, что и наши читатели откроют для себя много новой полезной информации из этого интервью.
Олег Николаевич, вы уже много лет руководите Университетом мировых цивилизаций. Кто стоял у истоков основания Университета?
Университет мировых цивилизаций имени В. В. Жириновского — это современная образовательная организация. Он был образован в 1999 году. Инициатором и учредителем был Владимир Вольфович Жириновский.
Вы хорошо знали Владимира Вольфовича. Каким он был человеком? Почему решил основать Университет? Что послужило толчком?
Владимир Вольфович был уникальным человеком. Его отличало то, что ему было дело до всего. Он занимался не только политикой и социальными вопросами, но уделял много внимания подрастающему поколению и особенно вопросам образования. В 1999 году, в январе, в парламентской партии ЛДПР заговорили, что хорошо было бы иметь свой вуз. Владимир Вольфович поставил задачу одному из своих помощников — Белову Валерию Михайловичу, чтобы тот организовал вуз, в котором были бы неординарные направления подготовки. Акцент был сделан на набиравшее в то время направление геополитики и обучение прогнозистов, аналитиков, специалистов по интеллектуальной разведке и др.
Насколько я знаю, аналогичное направление уже существовало в МГИМО.
МГИМО рассматривает вопросы геополитики как отношение между государствами. У Владимира Вольфовича был другой подход к вопросу геополитики. Это он придумал уникальное название Институт мировых цивилизаций. Идея принадлежит лично ему. Он сразу выстраивал задачу таким образом, что мы будем рассматривать отношения между народами, и геополитика будет рассматриваться с точки зрения развития взаимоотношений цивилизаций.
Олег Николаевич, коли мы коснулись вопросов геополитики, и ваш Университет обучает своих студентов поддерживать отношения между народами, сможете ответить на вопрос, который интересует каждого жителя планеты? Как изменить сложившуюся мировую ситуацию?
Знаете, Ирина, мы могли бы изменить сложившуюся мировую ситуацию, изменить сознание украинского народа и вернуть ту любовь на генном уровне, которая заложена в каждом украинце. Только надо работать, а не махнуть рукой и говорить, что это потерянная для нас страна.
Как работать? В каком направлении?
Информационно, психологически, комплексно. Это должны быть и неправительственные организации, должна быть народная дипломатия.
Олег Николаевич, конкретно вы, ваш Университет что делаете в этом направлении?
Мы сейчас работаем над созданием студенческой дипломатии.
В чем заключается работа студенческой дипломатии?
Сейчас объясню. Мы ввели такое понятие, как социвилизация. Китайская цивилизация очень трудно подходит, так как не соприкасается со славянской цивилизацией. Однако у нас с китайцами есть хороший объединяющий фактор — это общие ценности: ценность семьи, ценность и уважение к старшим, забота о младших. По ценностям с ними мы социвилизации. И здесь нам надо объединяться. У нашего Университета хорошие взаимоотношения с китайскими университетами городов Сиань, Санья, Хайкоу. Когда студенты УМЦ, которые давно дружат и обмениваются с китайскими студентами, сами станут руководителями, они будут продолжать укреплять наши связи.
То есть получается, студенческая дипломатия УМЦ подобна народной?
Да. И народная дипломатия должна сегодня работать и с Украиной, и со Словакией, и с Сербией, потому что несправедливо, когда Россию определяют в недружественные страны. У меня, например, в Польше мой давний друг Михал Голош — ректор Высшей школы политики. И наши студенты дружат, мы рады друг другу, и у нас крепкая дружба. Вот над чем надо работать. Поэтому должна быть народная дипломатия в мире и должна быть студенческая дипломатия, как в нашем Университете. Я категорически настаиваю, что этим надо заниматься. И не нужно ничего бояться, несмотря на то что говорят, что не получится — это трудно, дорого, не надо. Должен быть политическим оптимизм в вопросе объединения славянских народов. В противном случае мы останемся в одиночестве.
Какие шаги в этом направлении вами уже сделаны?
Первый шаг с моей стороны — мой визит в Болгарию. В декабре 2022 года я был в Болгарии, в столице София на Славянском форуме, где выдвинул идею создания Ассоциации славянских университетов.
Почему была выбрана Болгария?
Они нас пригласили, поскольку мы Университет мировых цивилизаций. Я выступал с лекцией по славянской цивилизации. Президент славянского фонда Захар Захариев, с которым мы давно знакомы поддерживает взаимоотношения с оппозиционной социалистической партией Болгарии. Это те люди, которые бы хотели развития взаимоотношений, соединения с Россией.
Олег Николаевич, что вы заканчивали? Какое образование получили?
Я? (Удивлённо улыбается)
Да, вы. Хочется поближе познакомиться с человеком, у которого большой жизненный опыт, в том числе опыт руководства стремительно развивающимся вузом.
По первому образованию я лётчик военно-транспортной авиации. Закончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени главного маршала авиации В. В. Новикова. После окончания училища меня оставили служить в учебном авиационном полку, и я 9 лет служил, обучал курсантов: 5 лет лётчиком-инструктором, далее командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Потом командир полка отправил меня учиться в академию Гагарина, которую я закончил в 1998 году с отличием и золотой медалью. В 90-е годы начали сокращать авиацию, но мне, как отличнику, предложили пойти в адъюнктуру (военную аспирантуру). Тогда несколько кафедр боролись за меня, буквально на разрыв.
Какие же кафедры вас пытались рвать на части?
Это была Кафедра безопасности полётов, Кафедра оперативного искусства Военно-воздушных сил и Кафедра общественных наук.
Кому в итоге повезло? На какой кафедре остановился ваш выбор?
На кафедре общественных наук. Это нетрадиционная для военно-воздушных сил и академии кафедра, поскольку на ней обучали философии, политологии, социологии, праву, педагогике. Но я выбрал философию политики, несмотря на неудовольствие со стороны заместителя начальника Академии по научной работ.
С его точки зрения, куда вам следовало идти?
Он говорил, что надо идти в военные науки, исследовать безопасность полётов. Он считал, что это моё направление, так как тема моей дипломной работы была «Совершенствование методов обучения курса в учебных авиационных полках».
Вы получили учёную степень по окончании Академии?
Да, после окончания Академии я одним из первых защитил диссертацию и надо сказать, что из 19 адъюнктов только двое, включая меня, защитилось в положенный срок. Сначала я писал диссертацию по философии и политике, но затем был изменён классификатор, и появились политические науки, и я перерабатывал диссертацию под политические науки и защитился, как кандидат политических наук.
Учёная степень кандидата политических наук появилось не так давно. Как в научном мире относятся к этой степени?
ВАК (Ред. Высшая аттестационная комиссия) утвердила степень кандидата политических наук в конце 90-х годов. Сейчас до сих пор ведутся споры, что политических наук не существует, так как они не имеют своих законов. Но это совсем не обязательно, так как многие науки не имеют своих законов. Вообще свои законы имеет только философия. Все остальные науки выходят из философии. Философия — это наука о мудрости.
Родители, несомненно, гордились вашими успехами. А в каких отраслях они работали?
Мама была секретарём парткома крупного троллейбусного завода в Энгельсе (Ред. Город в Саратовской области), папа — начальником смены на комбинате Химволокно в этом же городе.
То есть с преподавательской деятельностью родители связаны не были?
Родители нет, а вот моя тётя была прекрасным педагогом.
С кем в первую очередь вы разделили радость после присуждения вам учёной степени кандидата наук?
С супругой.
К тому времени вы уже были женаты?
Да. Мы поженились в 20 лет. В следующем году у нас с супругой юбилей — 40 лет совместной жизни.
Поздравляю от всей души. Рада за вас и вашу семью. У вас большая семья?
У меня две дочери, четверо внуков — две девочки и два мальчика. У старшей дочери трое детей. У младшей пока один ребёнок.
Богатый дедушка! Всем нашим читателям хочется пожелать такого богатства, как большая крепкая семья. Как работающий дедушка проводит время с внуками? Внуки уже большие?
Старшему внуку Арсению 13 лет. Младшей 3 года. Арсений очень любит играть в шахматы и футбол. Общая беда — компьютерные игры, которые тоже занимают его внимание. Я сам много читаю. У нас большая библиотека. Если есть время, стараюсь больше читать внукам. Вот внук, правда, читает с боем.
Какая норма по чтению достаётся старшему внуку от дедушки?
50 страниц в день.
И как, удаётся следовать советам деда?
Хитрит иногда, конечно! (Смеётся). Но старается!
Какие у Арсения ориентиры на будущее?
У Арсения очень хороший склад ума и память математическая. Схватывает, запоминает быстро, очень хорошо считает. После 6 класса у них в школе переориентация учебного направления. Он поступил в специализированный математический класс.
А с младшим внуком как проводите время?
С младшим внуком Святославом (ему исполнится 10 лет в сентябре) мы делаем автоматическую винтовку М16.
Вот так, по-взрослому? Не игра в солдатики, паровозики. Сразу винтовку!
Да. Нам обоим это совместное мужское занятие нравится. В выходные мы с ним идём в гараж, где у меня оборудована столярная мастерская, и делаем оружие.
Чем увлекаются ваши внучки?
Пока ходят в садик. Старшая очень любит танцевать, а младшая у нас художница, любит рисовать красками. Уже в три года у неё неплохо получается. Но хитрюга. Говорит мне: «Дедушка, мне так нравится, когда ты мне книжки читаешь, но я пока пойду к маме — помогу ей». (Смеётся).
Не знаю, станет ли младшая известной художницей, но задатки хорошего дипломата у неё уже имеются! А чем занимается ваша супруга?
Сейчас на пенсии. Занимается внуками намного больше, чем дедушка, который приходит домой только ночевать. По профессии она музыкант. Закончила Саратовское музыкальное училище по классу фортепиано. Преподавала в Саратове.
Саратов традиционно славится сильными музыкантами.
Да. Там готовят хороших музыкантов и в училище, и в консерватории. Но в консерватории она не стала продолжать учёбу, потому что вышла замуж за меня, и я сразу увёз её. (Улыбается). Сейчас наша бабушка целиком занята внуками. И это, на мой взгляд, лучший вариант — когда с внуками занимаются их родные бабушки и дедушки, и вся семья вместе. Так что у нас большая крепкая семья.
Олег Николаевич, как вы попали в Университет мировых цивилизаций?
Я пришёл работать в тогда еще Институт мировых цивилизаций в 2004 году. Мой знакомый рассказал мне, что есть хороший институт, который возглавляет его друг, и рекомендовал мне съездить посмотреть, познакомиться с руководством и при возможности попреподавать там, почитать лекции. Я приехал, познакомился с Беловым Валерием Михайловичем, сослуживцем Александра Анатольевича. Они вместе служили в ракетных войсках стратегического назначения. Оба были в политуправлении. Валерий Михайлович пригласил меня на преподавательскую деятельность в институт. Помню, мне, как новичку, отдали самые непопулярные дисциплины: политическую историю России и историю политических и правовых учений. Тем не менее я год проработал, после чего мне предложили возглавить кафедру зарубежного регионоведения. Я начал читать такие дисциплины, как политическое регионоведение, зарубежное регионоведение, национальная безопасность, военная сила в мировой политике. Тогда появились новые дисциплины — вооруженные конфликты в современном мире. Я был разработчиком этого курса и очень много над ним работал. Опыт службы в вооружённых силах мне помог в создании книг. В 2005 году было издано моё учебное пособие «Военные конфликты в современном политическом мире», которое потом ещё три раза переиздавалось. Конфликтов много, и я каждый раз дополнял книгу.
В каком издательстве вышла ваша книга?
В нашем Издательском доме. И такая книга есть в нашей библиотеке.
Есть ли среди выпускников Университета выдающиеся личности?
Выпускники нашего вуза — губернатор Дегтярёв Михаил Владимирович, сенатор Афанасьева Елена Владимировна. Елена Владимировна сейчас у нас параллельно руководит Центром восточных исследований. Она лоббирует восточное направление в Университете. Благодаря ей у нас восстанавливаются взаимоотношения с Китаем, с Индией.
Есть ещё ряд депутатов Госдумы и законодательных собраний регионов.
Восстанавливаются?
Пандемия нас всех отодвинула в вынужденный перерыв, и этот перерыв оказался глубоким рвом в отношениях между станами. Владимир Вольфович ориентировал нас на Ближний Восток. У нас сейчас появились студенты-лингвисты, которые изучают арабские языки. Конечно, нам очень хотелось развивать отношения с Ближним Востоком, но не всегда нам идут навстречу.
Чем вызваны проблемы во взаимоотношениях?
Со своей стороны мы проводим много встреч и призываем развиваться, но пока не видим успеха.
Что нужно для положительного результата?
Нужна ответная положительная реакция с другой, с противоположной стороны. Мы уже ведём переговоры со Стамбульским университетом. Если нам пойдут навстречу, мы готовы к взаимному сотрудничеству.
Олег Николаевич, а что это за схемы у вас за спиной на доске нарисованы?
Это я ставил задачу для наших проректоров. У нас в Университете европейская рейтинговая система обучения. Она была выбрана, так как в отличие от традиционной пятибалльной системы оценивания, она учитывает многие параметры студентов. Так, например, по посещаемости — если студент пришёл на занятие, мы ставим ему 1 балл, если опоздал или плохое поведение — 0,5 балла, не пришёл — 0 баллов. Каждый студент обязательно должен сделать одно или два научных сосообщения во время практического занятия. Я на этом строго настаиваю, так как студент не просто должен прослушать лекцию, прочитать учебник, запомнить, рассказать. Он должен осмыслить материал с научной точки зрения и даже предложить какую-то новизну. И за это он тоже получает баллы. Учитывается участие студента в общественной жизни Университета и другие факторы, по которым складываются баллы.
Какова роль преподавателя в вашем Университете?
Вы знаете, талант преподавателя чрезвычайно важен. Преподаватель должен по-хорошему провоцировать студента и деликатно, аргументированно поддержать или опровергнуть его выступления. Помните, как в древнем Риме принимались законы?
Аналогично нашей защите диссертаций, насколько я знаю.
Абсолютно верно. Выходил автор закона, рассказывал свой закон, и ему назначалось три оппонента, которые задавали самые разные вопросы, критиковали его закон. В рамках такой критики выступающий должен был защитить свой закон. А потом народное собрание голосовало: белые шары (камешки) бросали за, чёрные — против закона. По такому же принципу и сейчас происходит защита диссертации. Я настаиваю на том, чтобы преподаватели вели учёт, чтобы каждый студент смог задать вопрос. У нас оцениваются активные студенты, которые задают интересующие их вопросы по данной теме. И эта активность в том числе учитывается в нашей рейтинговой системе. За неё тоже ставятся баллы. Если студент за период обучения набирает от 96 до 100 баллов, то ему выставляется оценка «отлично» автоматом, и он уже не сдаёт экзамен.
Много таких студентов?
Нет, не много.
Даже так?
Это не так просто. Год назад мы ввели золотую медаль за отличную учёбу. С титульной стороны медали — здание университета на Ленинском проспекте, с обратной стороны — строчки из стихотворения Ломоносова, которые очень любил Владимир Вольфович. «Дерзайте ныне ободрены раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». В прошлом году наши лучшие студенты получили 4 золотые медали. В этом году всего одна медаль.
Ваши студенты перестали учиться?
Нет, конечно. (Смеётся). У нас не так просто получить медаль. Я бы даже сказал — очень сложно. Мы стремимся выпускать студентов с высокими знаниями. Знаете, когда в 1998 году я выпустился из Академии, то попал на выпускной медалистов тогдашнего мэра Юрия Михайловича Лужкова и хорошо запомнил его слова: «Золотую медаль можно случайно не получить, но случайно золотую медаль получить нельзя». И это действительно так: в нашем Университете золотую медаль случайно получить нельзя!
Кто принимает решение о присвоении золотой медали студенту в Университете?
Решение о присвоении золотой медали принимается учёным советом Университета. Она даётся не только отличнику учёбы. Этот человек должен уметь проявлять себя во всех сферах своей жизни. Он должен быть активистом, быть на высоте по научной работе и ещё много чего знать и уметь.
Каким быть лучшему студенту, решает учёный совет Университета, а что может решать сам студент?
Хороший вопрос. Вот как раз чтобы студенты самостоятельно проявляли инициативу, в УМЦ создан студенческий совет Университета — местное студенческое самоуправление.
Так-так! Об этом поподробнее, пожалуйста.
Студенческий совет — это самостоятельный орган, и я как ректор туда не вмешиваюсь. Ребята выбирают своего председателя, самостоятельно планируют свою студенческую каждодневную работу.
На какой срок избирают Председателя студенческого совета?
На год.
Кто-то из педагогического состава курирует Совет?
Курирует Совет Проректор по воспитательной работе.
Олег Николаевич, вы наверняка стараетесь смышлёных студентов привлечь к преподавательской деятельности в Университете?
Да мне особо и не надо как-то привлекать. Они сами приходят. Мы просто подсказываем им, что когда человек защитил диссертацию, то он уже обеспечил себя, как правило, работой преподавателя в вузе. Не так давно мы открыли у себя в Университете диссертационный совет по психологическим наукам и в ближайшие полгода планируем открыть ещё 2 диссовета: по политическим наукам и по экономическим наукам. Аспирантура у нас продолжает развиваться. Интерес среди молодёжи и не только очень большой сегодня. Если 8 лет назад у нас в аспирантуре училось всего 8–10 человек, то сегодня только в этом году на конец июля в аспирантуру уже подали заявки на поступление 65 человек.
Из каких вузов можно к вам поступить в аспирантуру и на каком основании?
Из любого вуза. Основание — специалитет (Ред. Лица, получившие высшее образование до 2010 года) или магистратура. Наличие диплома.
Олег Николаевич, хочется знать мнение руководителя в системе высшего образования, мнение практика, того, кто ежедневно работает со студентами. Как вы считаете, оправдала себя система высшего образования — бакалавриат, магистратура, аспирантура.
По моему мнению, нет. Я считаю, что нужно вернуться к нашей проверенной временем 5-летней системе высшего образования. И сейчас ведётся работа в этом направлении — эксперимент по созданию национальной системы образования. Уровень «бакалавриат — магистратура», думаю, у нас будет отменён, и мы вернемся к тому уровню высшего образования, который был передан современной России от Советского Союза, и наши студенты будут учиться 4–5 лет, как учились до формирования бакалавриата и магистратуры.
Ваши студенты хвалят преподавателей. Кто занимается подбором преподавательского состава?
Вопрос подбора преподавателей — это задача, которая стоит перед деканами факультетов. Они формируют команду педагогов, которые могут эффективно преподавать, а главное — заинтересовать. Требование с моей стороны — чтобы, как минимум, человек имел учёную степень. Поэтому у нас свыше 70% преподавателей с учёными степенями.
А если это талантливый педагог без учёных степеней?
Если преподаватель не имеет учёной степени и работает на должности ассистента, то при наличии большого педстажа я требую, чтобы он прикреплялся соискателем и писал диссертацию. Это обязательно. У нас своих педагогов 19 человек, которые работают преподавателями или ассистентами и выполняют диссертационную работу.
Есть ли среди ваших преподавателей производственники, кто на собственном практическом опыте обучает ваших студентов?
Госстандарт разрешает нам иметь преподавателей, которые являются практикующими профессионалами, то есть производственниками предприятий. Это либо руководители предприятий, либо лица, занимающие какие-то должности, и таких преподавателей у нас тоже до 10%.
Из каких отраслей приходят эти специалисты?
Как правило, это руководители адвокатских контор, руководители центров психологического развития. Для них составляется специальное расписание, исходя из их временных возможностей. Если говорить о политических науках, поскольку наш учредитель — парламентская партия, то Владимир Вольфович завёл правило, которое обязывает депутата Государственной Думы обязательно один раз в семестр провести лекционное занятие с нашими студентами. Так что часть Государственной Думы у нас трудоустроена. Они тоже читают лекции в нашем Университете.
Что в ваших студентах вызывает у вас чувство гордости?
Вы знаете, Ирина, больше всего я горжусь тем, что наши студенты — активные участники круглых столов Государственной Думы, всех мероприятий, которые там проводятся, и я всё время настаиваю, чтобы студенты чаще ездили в Совет Федерации и Государственную Думу. Это обязательно.
Какие поручения дают вашим студентам в Государственной Думе?
После 2 курса они проходят там учебную практику. Сейчас около 50 наших студентов являются помощниками депутатов на общественных началах. Они работают с обращениями граждан, готовят проекты ответов, разрабатывают проекты программ. Наших студентов привлекали к подготовке законов. Они отрабатывали ряд мероприятий, участвовали в законотворчестве и к 4 курсу у них уже большой опыт. Я настаиваю, чтобы они ездили в Государственную Думу с одной целью: чтобы они не боялись чиновников, чтобы они понимали, что депутаты Государственной Думы — это не небожители, они такие же люди, как и все мы. Об этом говорил на встречах со студентами Владимир Жириновский. Он обязательно приезжал на 1 сентября в Университет и выступал перед студентами.
Какое напутствие давал Владимир Вольфович первокурсникам?
Он говорил: «Ничего не бойтесь, не бойтесь говорить правду, не бойтесь говорить так, как есть». Я тоже учился у Владимира Вольфовича и не устаю повторять эти слова сотрудникам и студентам.
Куда ваши выпускники устраиваются на работу? Ведёте ли вы статистику?
Устраиваются по своим специальностям. Многие устраиваются в банки экономистами, работают аналитиками. Часть студентов устраивается региональными представителями в банки. Кто-то устраивается официантами в ресторанах.
В ресторан официантом?
Да. Это нечастый случай. Но и такие бывают. Так, наш студент поступил в магистратуру и пошёл работать официантом. Снял квартиру, перевёз маму в Москву. Разные бывают ситуации. Ребята приезжают из регионов, и далеко не все семьи могут оплатить образование. Вообще я говорю ребятам: «Москва — город больших возможностей. Если вы ищете работу, вы её найдёте. Но надо понимать, что вы поступили в Университет прежде всего, чтобы учиться».
То есть вы не одобряете студентов, которые подрабатывают во время учёбы?
Я не поощряю студентов, которые работают во время учёбы. Это очень большое напряжение. Я студентам-первокурсникам говорю: «В школе вы создали фундамент, а здесь вы строите дом, и каждое посещение занятия, лекции, семинара — это кирпичики, из которых вы строите своё здание. Поэтому учитесь так, чтобы не пропускать занятие, чтобы построить полноценное здание. Это многократно окупится потом.
Могут ли студенты использовать материнский капитал для оплаты учёбы, и как этот процесс происходит в УМЦ?
Да, могут. Студенты пишут заявление на оплату с использованием материнского капитала. Я подписываю документы, и мы отправляем документы в органы соцзащиты. Для нас не очень удобна эта система, так как перевод сильно опаздывает, но мы и на это идём и готовы ждать.
На какую зарплату могут рассчитывать выпускники УМЦ?
Зарплата разная. Кому как повезёт. Поначалу в среднем — от 50 до 80 тысяч рублей.
Много ребят из регионов учатся в Университете Мировых Цивилизаций?
Из регионов 60%, 40% из Москвы.
Что привлекает студентов из регионов?
Каждому студенту мы предоставляем благоустроенное общежитие рядом с учебными корпусами. У нас их 3. Так что размещаем всех желающих.
За что, помимо неуспеваемости, студент может быть отчислен из вуза?
За драки. В прошлом году был такой случай. Мальчик, спровоцировавший драку, оказался побеждённым. Но отчислен он был не столько за драку, сколько за его дальнейшее недостойное скандальное поведение. А так, если мальчики дерутся, я в этом ничего особо страшного не вижу. Юноши должны уметь постоять за себя, в последующем — за свою женщину, жену, семью, Отечество.
Есть ли в вашем вузе дополнительные образование для тех, кто только готовится к поступлению?
Для абитуриентов есть очень интересный вариант. Это лаборатория Шаталова, (Ред. Универсальная психолого-педагогическая организационно-методическая система, работающая при изучении любых предметов: математики, физики, биологии, истории, географии, родного и иностранного языка, направленная на интенсификацию учебного процесса, которая разработана для лучшего запоминания информации). Обучаясь в центре Шаталова, школьники поступают в вузы ( не только в наш) на бюджетные места, сдают ЕГЭ на высокий балл.
Что вы считаете высоким баллом?
83–90 баллов.
В Университете есть военная кафедра?
Нет. Военной кафедры, которая давала бы военное звание, у нас пока нет. Для мальчишек она очень нужна, и я бы очень хотел её открыть. Сегодня военные кафедры существуют только в 11 вузах в России. С этого года в нашем Университете мы начинаем читать дисциплину «Основа военной подготовки». Вести её будут отставные военные. Мы уже заказали стенды для стрельбы, автоматы, пистолеты. Будет свой тир.
В каких случаях молодые люди — ваши студенты — получает отсрочку (освобождение) от призыва в армию?
В том случае, когда студент учится на очной форме и без перерыва поступает в магистратуру, аспирантуру, то он получает отсрочку от армии. Если до 25–26 лет он защищает кандидатскую диссертацию, то он освобождается от службы в армии как кандидат наук.
Наслышана, что особо активные творческие дети готовы ночевать в вашем Университете. Чем, помимо учёбы, занимаются ваши студенты?
Наши студенты очень много путешествуют, ездят в учебно-ознакомительные поездки за счёт средств Университета. У нас есть великолепный хор, большая танцевальная студия. Мы первые в Москве начали проводить студенческие балы в Колонном зале. По традиции первый танец открывается полонезом с моим участием. (Улыбается). Очень красивое мероприятие с оркестром, с танцами, которое любят все без исключения: и студенты, и преподаватели, и, конечно, наши гости. В этом году у нас открывается театральная студия.
Олег Николаевич, накануне Дня знаний, 1 сентября, что бы вы хотели пожелать нашим учащимся — нынешним школьникам и студентам?
Всем школьникам я хотел бы пожелать не лениться в учёбе. Мир развивается стремительно. Сегодняшние школьники знают больше, чем школьники 20–30 лет назад. Но и этих знаний оказывается недостаточно в сложном мире профессий и специальностей. Много знаний не бывает! Учась в школе, вы создаёте фундамент вашего здания жизни. Учась отлично — создаёте отличный крепкий фундамент. Учась плохо — рыхлый. Устоит ли на нетвёрдом фундаменте ваш дом? Я желаю, чтобы ваш дом жизни имел крепкий фундамент и крепкую конструкцию. Трудолюбия вам и терпения!
ДАНИИЛ ИЛЬНИЦКИЙ
Факультет современного права
Почему выбрали именно этот вуз?
После посещения вуза сомнений не стало. Великолепное здание, современные технологии в обучении, прекрасный педагогический состав. Сразу было принято решение поступать сюда, и об этом я ни разу не пожалел за всё время обучения.
Что выделяете в учебном (внеучебном) процессе?
Университет находится на Ленинском проспекте, в шаговой доступности от метро. Это оказалось неоспоримым плюсом для человека из области. Я перебрался в общежитие, где есть всё необходимое для комфортных условий проживания, и в УМЦ оно не одно. Помимо учёбы, здесь масса мероприятий, о которых некоторые вузы могут только мечтать: экскурсии, концерты, театральные постановки и др. За четыре года я посетил города Золотого кольца, Белоруссию, Анапу и южное побережье Крыма, участвовал в конференциях в других учебных заведениях. В процессе обучения мне представилась возможность параллельно подрабатывать — спасибо Университету, что дает такую возможность! Стоимость обучения и так достаточно лояльна, но дополнительный доход снижает финансовую нагрузку. Здесь радушный коллектив! Лекции ведут действующие юристы, адвокаты и преподаватели высшей категории. Но нужно заниматься, вникать, чтобы добиваться результатов — не только слушать, но и слышать. Бакалавриат закончен. Красный диплом. Огромная благодарность Университету останется навсегда. Куда идти в магистратуру — не было сомнения. Я остался в своем, теперь уже родном УМЦ и, продолжая обучение, думаю об аспирантуре.
Где планируете применять полученные знания?
Огромный пласт полученных знаний мне дал возможность пройти успешно практику в следственном комитете, суде с перспективой работы в прокуратуре.
ДАРЬЯ ЗУБОРЕВА
Факультет дизайна и цивилизационных коммуникаций
Почему выбрали именно этот вуз?
Когда встал вопрос какой же университет выбрать, я стала искать подходящий мне. На просторах интернета просматривала всю информацию о вузах Москвы и наткнулась на сайт Института мировых цивилизаций. На сайте была предоставлена подробная информация для абитуриента. Университет известен своим разнообразием программ и специализаций, что даёт возможность выбрать именно тот путь, который соответствует твоим интересам и планам на будущее. Так как я очень активный человек, то увидев, что Университет является постоянным участником всевозможных внеучебных мероприятий, я поняла — это ВУЗ, где мне нужно учиться. Ну а дальше было дело за малым — подать документы и ждать ответа.
Что выделяете в учебном (внеучебном) процессе?
В учебном процессе очень люблю то, что можно писать научные статьи и выступать на конференциях, участвовать в исследовательских проектах, в интеллектуальных дискуссиях со студентами и профессорами, и это для меня чрезвычайно важно. Мне хочется отдельно отметить профессионализм преподавателей. Во внеучебное время у нас очень много мероприятий, в которых можно показать свои способности и таланты. Кроме того, у каждого студента есть возможность пользоваться ресурсами богатой библиотеки Университета.
Где планируете применять полученные знания?
Так как я учусь на кафедре психологии, знания, которые дают здесь, пригодятся не только на работе, но и в повседневной жизни.
Куда пойдёте работать?
По секрету скажу, что хочу пойти работать в спортивный клуб.
МАТВЕЙ ПЕТРОВ
Факультет международных отношений и геополитики
Почему выбрали именно этот вуз?
Ещё во время обучения в школе я сделал свой выбор в пользу ещё тогда Института Мировых Цивилизаций (ИМЦ) — одного из немногих высших учебных заведений, который даёт качественные практические знания. Цена на обучение доступна каждому, независимо от региона проживания. Общежития расположены в самом центре столицы. Ещё одной из причин поступления именно в ИМЦ могу выделить личную рекомендацию учредителя института — Владимира Вольфовича Жириновского.
Что выделяете в учебном (внеучебном) процессе?
Самое уникальное в учебном процессе — это лекции депутатов, сенаторов и учредителя Университета, возможность пройти практику и стажировку в Федеральном собрании, в высших государственных структурах. Не каждый Университет может этим похвастаться. Внеучебная жизнь в Университете кипит, работа студенческого совета охватывает все интересующие студентов направления: спорт, в том числе и киберспорт, волонтёрство, танцы, вокал и многое другое. Студенты не только учатся, но и ездят в учебно-ознакомительные поездки по стране, ближе знакомясь с культурой и традициями народов России.
Где планируете применять полученные знания?
Полученных знаний хватит для работы в любом государственном органе. Наши студенты ещё во время учебы становятся помощниками депутатов, попадают на работу в различные государственные структуры, где получают высшую оценку уровня своих знаний и способностей.
Куда пойдёте работать?
Свою трудовую деятельность я планирую связать с органами законодательной ветви власти.
НАТАЛЬЯ КЛАДОВКА
Факультет журналистики. Направление рекламы и связи с общественностью
Почему выбрали именно этот вуз?
В институт пришла с мечтой о профессии пиарщика. В современном мире это востребовано и привлекательно для меня лично. Встречи, знакомства, открытие мира коммуникаций и самый широкий спектр деятельности. Кроме того, в Университете привлекательные цены за обучение.
Что выделяете в учебном (внеучебном) процессе?
В детстве была мечта стать лётчицей, увидеть мир. Мир рекламы и связей с общественностью даёт возможность много путешествовать и познавать. Так, этим летом проходила стажировку по профессии редактора и продюсера в студии «Звёзды спорта». Снимали фильм о легенде советского хоккея Александре Якушеве, двукратном Олимпийском чемпионе, ныне президенте Ночной хоккейной лиги. Мне довелось участвовать в съёмках интервью с Александром Овечкиным. Вот так! Об этом мечтают многие. Знакомство со звездами спорта — уникальный шанс для студентов нашего Университета. Я очень благодарна за возможность, которую даёт Университет своим студентам: посещать самые разные места в России и за рубежом, знакомства с интересными людьми, приобретение бесценного профессионального опыта в профессиональных кругах.
Где планируете применять полученные знания?
В будущем, вероятно, откроется возможность продюсирования и организации связей с общественностью в области киноиндустрии.
Куда пойдёте работать?
Время покажет.
АНАСТАСИЯ ПУШКОВА
Зарубежное регионоведение: Европейские исследования
Почему выбрали именно этот вуз?
Я выбрала Университет мировых цивилизаций им. В. В. Жириновского, институт Лингвопереводческих технологий и международных коммуникаций, так как хочу связать жизнь с изучением языков и политики. Своим выбором я очень довольна, поскольку мы подробно изучаем теорию политики и, конечно же, языки. Так, сейчас я учу два языка: английский и испанский. Наш вуз уникален в своем роде, педагоги очень интересно и оригинально преподносят материал студентам, из-за чего уже на первых парах появляется огромное желание взаимодействовать в диалоге с преподавателем. Помимо этого, у нас есть возможность проходить практику в Совете Федерации и Государственной Думе, и это один из огромнейших плюсов нашего вуза.
Что выделяете в учебном (внеучебном) процессе?
Учебный процесс проходит интересно. Педагоги применяют для каждого студента разный подход. Поэтому ни один студент просто не может не вступить в диалог с преподавателем. Пары проходят в современных оборудованных кабинетах. Внеучебная деятельность не менее интересная. Богатая мероприятиями студенческая жизнь, дружный коллектив и братская студенческая атмосфера, которую я запомню на всю жизнь! Да, скучать в нашем вузе точно не получится, а вот получить знания и обрести верных друзей — это точно да.
Где планируете применять полученные знания?
Хороший вопрос, но загадывать заранее я не буду. Знаю, что жизнь свою я хочу связать с политикой. Мне это интересно, я по этой специальности учусь, и вообще политика охватывает все сферы нашей жизни.
ВАЛЕРИЯ ФЕДОСЕЕВА
Институт управления, экономики и финансов
Почему выбрали именно этот вуз?
Удобное местоположение, низкая стоимость за год, много направлений, насыщенная студенческая жизнь.
Что выделяете в учебном (внеучебном) процессе?
Слаженная учёба. Хорошие преподаватели, которые объясняют до тех пор, пока студент не поймёт. Интересный внеучебный процесс! Мы не только посещаем множество мероприятий, но и сами организовываем мероприятия различных масштабов. Хочу выделить студенческий совет университета: сплочённая команда, которая заряжает тебя энергией. В любой момент можно подкинуть идею, и её постараются развить и направить твою энергию в нужное русло.
Где планируете применять полученные знания?
После лекций по бухгалтерскому учёту, я поняла, что именно бухгалтером я бы хотела быть. Возможно, хотела бы поработать в банке, узнать, как там всё структурировано, как проходят определённые процессы.
Куда пойдёте работать?
Вариантов очень много: экономистом, финансистом, финансовым аналитиком. Компании часто ищут ведущих и старших экономистов, экономистов-аналитиков, бухгалтеров-экономистов, финансистов, менеджеров проектов. Можно заниматься развитием новых направлений деятельности компаний. Сотрудником банка. Можно устроиться рядовым работником, менеджером по работе с клиентами. В дальнейшем возможно трудоустройство на позиции экономиста-аналитика или руководителя в отделы кредитования, инвестирования и другие. В рамках одного или нескольких банков экономист может построить хорошую карьеру.
текст:
Ирина Бордюгова
фото:
архивы пресс-служб