Василий Церетели: ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО ИСКУССТВО КАЖДОГО ХУДОЖНИКА
Российский художник и арт-менеджер, директор Московского музея современного искусства, заслуженный деятель искусств РФ, член экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив Василий Зурабович Церетели любезно согласился ответить на вопросы Babyer Magazine вскоре после того, как подавляющим большинством голосов был избран президентом Российской академии художеств.
Василий Зурабович, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, о родителях, о старших поколениях вашей семьи.
Моё детство прошло в Грузии, где я жил с дедушкой и бабушкой, и, что важно, оно всегда было связано с искусством. Я помню, по будням с утра я ехал в школу, потом возвращался из школы, а когда не было школьных занятий, по субботам и воскресеньям, вставал рано утром и чаще всего заставал Зураба Константиновича уже за мольбертом, потому что он всегда рисовал. Помню запах масляных красок. Дедушка часто брал меня с собой на заводы, где отливали его скульптуры, в мастерские, где создавалась мозаика, чеканка или эмаль, поэтому я с самых ранних лет был погружён в его работу, набирался опыта, жил, можно сказать, по его графику.
Бабушка нас, внуков, очень строго воспитывала, для неё было очень важно, чтобы мы уважали старших, были с ними вежливыми, соблюдали этикет. Дедушка и бабушка очень любили принимать гостей, и по вечерам у нас в доме бывало много представителей интеллигенции, велись интереснейшие беседы. Обязательно всегда присутствовал кто-то, кто играл на рояле, получались такие своеобразные творческие вечера.
Я также знал своих прадедушку и прабабушку, отца и мать Зураба Константиновича. Это были люди большой внутренней культуры, они очень любили искусство и прививали нам эту любовь. Прадедушка много работал и очень гордился своим сыном. У него дома был небольшой музей, по стенам висели вырезки из газет со статьями, посвящёнными Зурабу Константиновичу. Этот строгий, но добрый, обаятельный человек с большой любовью показывал нам свою коллекцию, рассказывал о ней. Я запомнил его как необычайно красивого человека.
Бабушка с отцовской стороны, Ламара Махарадзе, была музыкантом и педагогом, поэтому у нас в доме часто звучала музыка. Дедушка, Шалва Махарадзе, занимал пост судьи в Грузии. Их семья всегда чтила традиции, пропагандировала правильное воспитание и уважительное отношение к старшим. Они любили изобразительное искусство, музыку, драматический театр и оперу. Ламара трепетно относилась к своему саду, бережно ухаживала за растениями и выращивала потрясающие цветы. Шалва умел делать вино, а когда у него было свободное время, ухаживал за виноградниками, очень любил работать на природе. Моё детство проходило всегда в тесном общении со старшим поколением, я их очень уважал и на их примере учился.
Как вышло, что ещё подростком вы оказались в Нью-Йорке? Расскажите о вашей учёбе в США, в частности, о Высшей школе визуального искусства, о времени, проведённом в этом учебном заведении.
Так случилось, что Зураб Константинович открывал скульптуру «Добро побеждает зло» на территории штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Я был ещё подростком, приехал туда наблюдать за процессом установки скульптуры. Я учил английский с детства, и приезд в США дал мне возможность попрактиковаться в языке и повысить уровень своих знаний. В тот период я учился в Тбилиси в школе № 51, и тут мне предложили продолжить обучение в UNIS (United Nations International School), в международной школе Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Тогда там учились в основном дети сотрудников ООН, и мне представилась такая возможность.
В UNIS акцент в образовании был сделан на искусстве, именно там я всерьёз занялся фотографией. Кстати, первую фотокамеру я получил в подарок, когда мне было лет 8, и с тех пор я постоянно снимал. В нью-йоркской школе я стал фотографом ежегодного школьного альбома. Помню, что был очень погружён в процесс и научился сам печатать чёрно-белые снимки. Там была хорошо оборудованная проявочная, где я практиковался, получая такой нужный мне новый опыт. Вообще, в этой школе я получил опыт в самых разных интересных направлениях: ходил в художественный класс, в театральный класс и даже участвовал в спектаклях.
Конечно же, я стал изучать искусство намного раньше. Изначальный интерес возник под влиянием дедушки, который каждый раз говорил мне: «Иди рисуй, рисуй», и я рисовал с малых лет вместе с ним. И мама моя, Лика Церетели, всегда рисовала. Я постоянно наблюдал за ней, за дедушкой и учился.
Разумеется, важную основу — профессиональное художественное образование — я начал получать ещё в Грузии. Сперва ходил на рисование в Дом пионеров, где начал приобщаться к реалистической школе живописи. Потом посещал подготовительные курсы для поступления в Академию художеств в Тбилиси, где изучал композицию и рисунок. Поэтому, когда я переехал в Америку и начал учиться в школе по программе бакалавриата, я выбрал искусство как одно из главных направлений. Параллельно, перед тем как поступить в институт, я занимался в Академии дизайна, где изучал классические предметы — анатомию, рисунок, французский рисунок XVII века. Мне тогда было важно погрузиться в данную тематику и создать ряд работ соответствующего уровня, поэтому я фактически просыпался и засыпал с блокнотом для рисования.
Потом, в школе Парсонс (Parson’s School of Design), я изучал дизайн, графический дизайн, живопись, скульптуру и множество других дисциплин. Очень углубился в графическое направление, мне были интересны шелкография, офорт, литография и другие разнообразные техники печатной графики. Там же я брал курсы по кино для того, чтобы понять кинематографический процесс. Мы делились на группы и снимали на 16 миллиметров и на 35 миллиметров, а потом сами занимались монтажом и озвучкой.
Тогда я решил, что для своего развития как художника наиболее удачным выбором будет Школа визуальных искусств в Нью-Йорке (School of Visual Arts). Туда я и перешёл на факультет скульптуры. Мы работали и с деревом, и с камнем, и с металлом. Параллельно я продолжил работать в других сферах классического искусства, а также осваивать новые технологии, так как там очень приветствовалась работа с компьютером и с разными визуальными направлениями. Одновременно я начал профессионально заниматься фотографией в самых различных жанрах — от моды до студийной рекламной съёмки.
Все мои учителя были практикующими художниками, я имел возможность учиться у мэтров, которые тогда были очень востребованы, постоянно экспонировались и делали сильные проекты. Например, Лука Буволи был одним из лидеров направления «Арте Повера» и даже выставлялся в «Арсенале». Уникальным педагогом и выдающимся художником был Питер Кристоф. Я много общался с разными преподавателями.
Безусловно, программа в School of Visual Arts была разносторонней, я изучал и музейное дело, и искусствознание, и многие гуманитарные предметы. Сочетание всех знаний, приобретённых за период обучения, очень помогало мне творчески подходить к выполнению учебных работ. И дипломные проекты у меня были построены на совмещении видео, анимации, фотографии, графики и живописи. Мне было важно понять, прочувствовать и дополнить опыт разнообразия художественного воспитания. Именно это в дальнейшем, мне кажется, помогло так успешно погрузиться в работу Московского музея современного искусства.
Василий Зурабович, вы — известный художник, фотограф, автор видеоинсталляций. Какое из перечисленных направлений вам ближе всего?
Я не могу сказать, что я известный художник. Последние 15 лет я больше занимаюсь управлением институцией и созданием музейных проектов не только в России, но и в международном плане. Для меня важно искусство каждого художника, который там представлен, это создаёт своеобразный культурный ландшафт.
Что касается моего творчества, я постоянно, когда нахожу время, им занимаюсь. Я считаю, что художник не должен себя ограничивать каким-то одним направлением. Это говорил и мой дедушка Зураб Константинович. После посещения мастерской Пикассо он понял, что художник может быть разносторонним, может заниматься одновременно и керамикой, и скульптурой, и живописью, и графикой. И вообще всё, что вокруг тебя, может стать палитрой для художника. Важно осознавать свои возможности и выбирать те выразительные средства, которые подходят для реализации некой идеи, задачи, тематики и так далее. Поэтому я не ограничиваю себя каким-то отдельным видом изобразительного искусства, но графика, живопись и фотография — это, наверное, три направления, к которым я обращаюсь практически ежедневно.
К какому течению в изобразительном искусстве вы относите свои произведения?
Я не склонен относить своё творчество к какому-то конкретному течению. Но я занимаюсь искусством сегодня, в настоящее время, поэтому считаю, что всё это — современное искусство. Здесь и сейчас каждый художник пропускает через себя ту реальность, которую он видит, и воплощает замысел разными изобразительными средствами.
С недавнего времени вы — президент Российской академии художеств. При этом вы являетесь директором Московского музея современного искусства и ещё занимаете ряд ключевых руководящих постов. Как вам удаётся всё это совмещать?
Знаете, для меня большая честь быть избранным президентом Российской академии художеств, в которой я работаю последние 20 лет. Это ответственность не только перед академическим сообществом, но и перед всем художественным миром. Также я благодарен, что меня назначили на пост директора Московского музея современного искусства. Мне не чужда эта деятельность, потому что я фактически работаю в ММОМА уже 24 года. За несколько лет до официального открытия этого музея я уже был тесно связан с этой институцией. Обе эти организации ведут беспрецедентную научную и музейную работу по сохранению и популяризации культурного наследия, достояния нашей страны. Я обожаю художников и то, чем сейчас занимаюсь. Замечательно, когда есть такой профессиональный коллектив, специалисты высочайшего уровня, способные решать любые задачи. Благодаря сильным командам профессионалов, их желанию работать на всеобщее благо, я не ощущаю давления каких-то проблем. Наоборот, чем больше задач, чем больше обязанностей или проектов, тем интереснее работать и интереснее жить.
Какие чувства вы испытываете, приняв бразды правления РАХ из рук своего выдающегося деда?
Повторюсь, большая честь и высокая ответственность быть избранным президентом Российской академии художеств после Зураба Церетели. Из 534 голосующих академиков и членов-корреспондентов 531 проголосовали за меня, и всего трое были против. Такое доверие для меня — это колоссальный аванс на будущее, дополнительный стимул к дальнейшему развитию институций культуры, к поддержке художников и укреплению роли искусства в жизни нашей страны. Поэтому за следующие пять лет я должен сделать всё, чтобы те направления, те проекты, которые начал Зураб Константинович, продолжались. Он очень любил Академию и сделал всё для её сохранения и укрепления. Для меня это важная миссия — не подвести, сохранить и продолжить то, что было им начато.
Какие изменения предстоят в РАХ в связи с тем, что вы стали её президентом? Это будет поступательное, эволюционное движение, или грядут революционные перемены?
Безусловно, никаких резких перемен не предвидится. Российская академия художеств — профильная государственная организация, сложная институция с богатой трёхсотлетней историей. Сейчас у нас есть региональные филиалы в Казани и Красноярске, Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока, Южное отделение, в которое уже включены новые территории и Крым, творческие мастерские в Москве и других городах, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, архив и научная библиотека в Санкт-Петербурге.
РАХ — это одна из главных государственных академий, которая объединяет всех самых талантливых мастеров нашей страны в сфере искусства. Зураб Константинович всегда любил работать с творческими людьми, умел находить в каждом специалисте нужные качества и правильно их реализовывать. Очень важно, чтобы все начатые им инициативы и процессы развивались. Мы уже имеем прекрасный фундамент и сформированный коллектив высочайших профессионалов, с которым можно работать спокойно и без изменений.
Василий Зурабович, вы являетесь членом экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив, входите в состав жюри различных премий, фестивалей и конкурсов. Расскажите о вашей деятельности в данных направлениях. Вы собираетесь оставаться на всех этих позициях?
Я всегда охотно откликаюсь на приглашения стать членом жюри или экспертом фестивалей и конкурсов, особенно федерального и общероссийского значения. Разумеется, я буду и дальше участвовать в таких проектах, постараюсь быть полезным и работать для укрепления значимости российского искусства.
Быть экспертом Президентского фонда культурных инициатив — важное и ответственное направление в моей деятельности. Фонд прилагает колоссальные усилия для поддержания культуры в нашей стране, благодаря его работе много новых возможностей получили небольшие региональные проекты и музеи, что способствует развитию не только регионов, но и всей страны.
Планируются ли в ближайшее время какие-то мероприятия в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств и в Доме-музее Зураба Церетели в Переделкино?
Недавно открылась масштабная выставка «Традиции. Нико Пиросмани. Зураб Церетели» в парадных залах Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге. Она доступна для посетителей до конца сентября. Также запланирован ряд выставочных проектов Зураба Константиновича по всей России и не только. Ближайшие персональные экспозиции будут представлены в Витебске, Челябинске, Екатеринбурге. Несмотря на уход Зураба Константиновича, все его проекты продолжатся, в том числе в столичном Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств. Этим летом мы открыли такие крупные проекты, как «Вера — Подвиг — Победа» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Русский ковчег», посвященный памяти З. К. Церетели, «Учитель — ученик: мелодии пути» к 75-летию установления дипломатических отношений России и Вьетнама и многие другие. Безусловно, будут внесены какие-то изменения и немного переосмыслена постоянная экспозиция работ Зураба Константиновича в его Галерее искусств на Пречистенке. Мы презентуем новую концепцию до конца года. Дом-мастерская в Переделкино, где он работал, сейчас открывается для бесплатного посещения по субботам и воскресеньям. Там расположен парк скульптур и галерейное помещение с его графикой и живописью. Зураб Церетели всегда был открыт людям и хотел, чтобы они посещали его музей, видели его работы.
Расскажите, пожалуйста, о вашей семье — о супруге, о детях. Чем они занимаются, каковы их планы?
Вы знаете, мне очень повезло познакомиться с моей супругой Кирой Сакарельо. Она испанка, но также гражданка России. Её мама, уже ушедшая из жизни, была преподавателем английского языка, а папа — военный, адмирал флота. Она выросла в кругу очень динамичной, всесторонне образованной семьи, с детства занималась художественной гимнастикой и даже входила в олимпийскую команду Испании. Она получила экономическое образование и параллельно изучала дизайн в школе Парсонс (Parson’s School of Design) в Нью-Йорке. Когда мы переехали в Москву, она долгое время развивала свою компанию, собственный бренд «Кира Сакарельо», с которым выступала на всех российских и московских неделях моды. Она очень талантливо и эффективно работала в этой области в России и на международном рынке, у неё даже было два магазина в столице. Однако после рождения второго ребенка она приняла решение посвятить себя семье, за что я очень ей благодарен.
Старшему сыну, Александру, 21 год, Николаю — 19, Филиппу — 17, а дочке — 14 лет. Все наши дети занимаются спортом, знают четыре языка, любят музыку и театр, даже сами участвовали в постановках. Я горжусь своими детьми во всех их проявлениях, каждый из них имеет свой характер, свою особенность, но всех их объединяет, безусловно, хорошее воспитание, любовь к труду, уважение к традициям и к семейным ценностям. За это я в первую очередь благодарен супруге.
В данный момент в планах детей получить образование и реализоваться в профессии. Будут ли они мне помогать или выберут что-то другое — это уже время покажет. Главное — получить хорошее образование и уже потом найти себя.
текст:
Мария Голова
фото:
Ирина Полярная





