Виктор Гришин
РЕКЛАМА
parkskazka

Виктор Гришин: ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ — «ЗОЛОТОЙ ЗАПАС» НАЦИИ

Он внёс неоценимый вклад в развитие высшего образования в России. Более десяти лет возглавлял Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (РЭУ), а незадолго до выхода на заслуженный отдых российский политический и экономический деятель, доктор экономических наук, профессор, член президиума Попечительского совета ООД «Одарённые дети — будущее России» Виктор Иванович Гришин в специальном интервью для журнала Babyer рассказал о нынешнем состоянии и развитии российского образования, конкурентоспособности образовательных учреждений и выпускников российских вузов, а также о том, какие качества могут помочь современной молодёжи стать специалистами высокого уровня и быть востребованными на мировом рынке труда.

Виктор Иванович, Россия-матушка богата самородками. На ваш взгляд, что нужно предпринять, чтобы не упустить, не растерять одарённых детишек? Ведь их таланты, знания и умения так нужны нашей стране.

Одарённые дети во все времена были, есть и будут «золотым запасом» нации. И наша задача — педагогов, родителей, общественных организаций — сделать всё, чтобы создавать необходимые условия для выявления, поддержки и развития одарённых детей в интересах личности, общества, государства. Каждый ребёнок талантлив по-своему, и важно вовремя помочь раскрыть эти способности, поверить в себя.

Сегодня учебные учреждения должны не только предлагать высокий уровень образования, но и быть способными выдержать жесточайшую конкуренцию, создать эффективную систему предлагаемых образовательных услуг. Как это реализуется? Какую роль играет государство в этом процессе? В чём заключается связь между государством и образовательным учреждением?

Связь государства и образовательных учреждений реализуется прежде всего через национальный проект «Образование», в рамках которого исполняются такие федеральные проекты, как «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования».  Национальный проект «Образование» направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования посредством модернизации профессионального образования, в том числе внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ; формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими; увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации. По факту реализации проекта место России в мире по присутствию в топ-500 глобальных рейтингов университетов QS, THE, ARWU должно измениться с 17-го в 2017 году до десятого в 2024 году. Решение этих амбициозных задач требует существенных финансовых вложений, в том числе за счёт средств государства. Только проект «Молодые профессионалы», который направлен на модернизацию среднего профессионального образования и повышение глобальной конкурентоспособности высшего образования, предполагает объём финансового обеспечения из средств федерального бюджета в 2019–2024 годах в объёме 92,7 млрд руб. Более 30 университетов уже сейчас получают государственную поддержку.

Виктор Иванович, вы, как сейчас любят говорить, человек с активной жизненной позицией. Начиная со школьной скамьи, где были первым учеником, медалистом по её окончании, получили прекрасное высшее образование, имеете учёные степени, всю жизнь на руководящих постах, удостоены высоких правительственных наград. Поделитесь, пожалуйста, как вам удаётся столь успешно совмещать научную, политическую, преподавательскую и общественную деятельность и при этом не забывать о семье?

Я доволен своей жизнью. За свой карьерный путь мне пришлось сменить пять-шесть видов деятельности. Моя нынешняя работа — самая интересная, она даёт мне дополнительные силы и надежду на дальнейшую творческую активность. Я считаю, что надо всегда быть в команде. Когда есть за плечами сила команды — это важно, это открывает принципиально новые возможности. Чувствую себя членом команды партии «Единая Россия», считаю, что она мне во многом помогала в жизни. Думаю, что каждый человек должен быть честным, сдержанным, трудолюбивым и внимательным к мелочам, профессионалом в своей сфере, специалистом высокого уровня, патриотом, работающим во благо России. Придерживаюсь таких требований по отношению к себе, и это же мы с коллегами стараемся воспитывать и в наших студентах.

Экономическое образование — одно из самых востребованных во всём мире. Многие абитуриенты выбирают для дальнейшего образования Российский экономический университет им. Г.В.  Плеханова. Это объяснимо. Уже второе столетие ваш вуз является настоящей кузницей высококвалифицированных кадров для страны. Среди выпускников РЭУ имени Плеханова — блистательные учёные, замечательные преподаватели и ректоры вузов, выдающиеся государственные деятели, успешные предприниматели, артисты. Какие качества необходимы ребятам для того, чтобы учиться в РЭУ имени Плеханова, да и вообще для достижения высоких результатов в жизни?

Креативность — творчество, создание нового. Критическое мышление — не принимать все на веру, задавать правильные вопросы. Коммуникабельность — эффективное общение. Доносить свои идеи, слушать и слышать других; навыки публичных выступлений. Навыки сотрудничества — умение работать в команде; умение как руководить, так и подчиняться. Навыки обучения, работы с информацией, и главное — получать удовольствие от того, что узнаёшь новое, изменяешься, совершенствуешься, растёшь — что идёшь вперёд в ритме современной жизни.

Далеко не каждый ребёнок сегодня воспитывается в духе высокой нравственности, гражданского самосознания и патриотизма. Если абитуриент пришёл поступать в вуз без должного фундамента, заложенного в детстве, что делает вуз в данном направлении? Существуют ли специальные программы, которые за время обучения студентов в стенах вашего университета могут повлиять на эту важную сторону жизни молодых людей?

В нашем университете особое внимание мы уделяем воспитанию моральных, духовных качеств и патриотизма у наших студентов. Так, по доброй традиции ежегодно мы проводим на своей площадке секцию церковно-общественного форума «Рождественские образовательные чтения». На конференции поднимаются острые проблемы, которые есть в нашем воспитании, в образовании. Сегодня выпускники нашего университета занимают ведущие позиции в России и за рубежом, и нам важно, чтобы они были высоконравственными, с высокой идеологией и пониманием своего предназначения для родной страны и близких. Уроки нравственного опыта и деятельности нашего университета начиная с 1907 года показывают, что мы не только всегда были инновационным вузом, но и помнили, чтили и бережно сохраняли свои традиции, те, что были накоплены ещё нашими предшественниками. Известный русский философ, первый ректор Московского коммерческого института Павел Иванович Новгородцев так определил задачу нашего университета: «Готовить просвещённых деятелей, любящих свою страну, верящих в её неиссякаемые силы и умеющих в своей повседневной жизни исполнять великий долг». Что мы и продолжаем делать по сей день.

Виктор Иванович, вы более десяти лет плодотворно работаете на посту ректора РЭУ имени Плеханова. Ежедневное общение со студентами даёт вам возможность видеть, какая она, современная молодёжь, к чему стремится, чего хочет от жизни. Не могли бы вы поделиться своими наблюдениями?

На самом деле большинство характеристик, которые применимы к молодёжи во все времена,  — любознательность, критичность, мобильность, желание попробовать свои силы — присутствуют и в современной молодёжи. В последние годы очевиден приход в аудиторию представителей цифрового поколения. В силу развития технологий и различных медиаканалов ребята имеют возможность получения информации практически по любому обсуждаемому вопросу.

С другой стороны, поскольку нынешняя молодёжь имеет практически неограниченный доступ к разнообразной информации, возрастает ответственность преподавателей и родителей в развитии у ребят навыков информационной гигиены, то есть умения пользоваться надёжными источниками, умения критически сопоставлять полученные данные и делать самостоятельные выводы, умения фильтровать и агрегировать информацию.

На примере наших студентов нельзя также не отметить ещё одну черту современной молодёжи: работа в сочетании с учёбой, причём при обучении на дневном отделении. Ребята стараются реализовать себя в профессии со второго-третьего курса. Сейчас существует очень большое количество программ практик и стажировок, а также вакансий для студентов с частичной занятостью.

Что вы пожелаете ребятам, которые только начинают выбирать свой профессиональный путь?

Хотелось бы пожелать преуспевания и творческих успехов! Чтобы как можно больше ребят из всех уголков России имели возможность реализовать свои способности, таланты, раскрыться как личность, могли постоянно поддерживать огонь знаний и пронести этот огонь через всю свою жизнь.

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
архивы пресс-служб