Всеобщий символ счастья

Владимир Борисович Кошаев

Владимир Борисович Кошаев

Доктор искусствоведения, профессор факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна РГХПУ им. С.Г. Строганова, член Национальной академии дизайна, член ВТОО Союза художников России, лауреат Государственной премии РФ в области культуры, Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики.

Мировое Древо, «космическое» древо, или как его ещё называют «ось мира» — один из основных символов в системе мифологического и мифопоэтического сознания многих народов. Однако в сознание современного человека с трудом укладываются древние символы, зашифрованные особым образом в виде знаков и т. п. Чтобы понять информацию, переданную нам из прошлого, заглянем в удивительный мир наших предков. А поможет нам в этом Владимир Борисович Кошаев.

Владимир Борисович, в сказках, мифах, легендах, эпических песнях можно встретить упоминание о Мировом Древе жизни, которое представляют и как символ плодородия, и как символ здоровья, и как символ богатства. До наших дней дошли рисунки Мирового Древа жизни в окружении животных и птиц. Так что же это за чудо-дерево?

Мировое Древо — это чудо-дерево, которое мы видим в каждом доме в Новый год. Это наша ёлочка-красавица — таинственная, фантастическая и непостижимая, с дарами, со всевозможными украшениями и традиционными расписными шарами, со Снегурочкой и Дедом Морозом.

Какие смыслы несёт чудо-ёлочка?

Ёлка-Древо — это символ обряда перехода из прошлого в будущее. К мировому времени прибавляется один год, и мы полны счастливых ожиданий. В общем виде Древо — это Космическая Вертикаль, Ось Вселенной и сама Вселенная. То есть ель, как Мировое Древо, — это всеобщий символ счастья. А если говорить про хоровод, который традиционно водят вокруг новогодней ели, то уже само это действие — «коло-вращение» вокруг оси как движение к благу. Здесь можно вспомнить, что Коло — это Солнечный бог русов, а коловорот символизирует движение по кругу. При этом, Коло возводят к Хорсу как первичной ипостаси порядка. И тогда понятен смысл хоровода. А «песенный хор» и слово «хорошо», и «хоры» в храме (верхний балкон) — всё это сводят к мировой гармонии.

Однако в литературе встречается не только ель. В качестве Мирового Древа упоминаются и дуб, и берёза, и другие деревья.

Символы Мирового Древа — это все деревья, растущие в палисаднике перед домом — тополь, рябина, яблоня и даже кусты сирени — все символы райского сада. Плодовое дерево на приусадебном участке — это тот же символ Мамврийского Дуба. (Ред. Дерево, которое служит стержнем мироздания. В его кроне обитают высшие существа, например, души, у корней располагается преисподняя или «мир подземный». В иконографии Мамврийский дуб символизирует древо жизни). Дуб Авраама изображён на иконе «Троица» Андрея Рублёва.

Как учёные трактуют Мировое Древо?

Расширительно. Любое дерево есть отсылка к Мировому Древу, как к Мировой оси во всех её вариантах, и в древе воедино сводятся «противопоставления, служащие для описания основных параметров мира». Наш замечательный учёный-энциклопедист Владимир Николаевич Топоров в книге «Мировое Древо: универсальные знаковые комплексы» реконструировал образ Мирового Древа на основе мифологических представлений, зафиксированных повсеместно в текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства, архитектурных сооружениях (прежде всего — культовых), утвари, ритуальных действиях. Он засвидетельствован и в чистом виде, и в вариантах как «Древо жизни», «Древо центра», «Небесное древо», «Древо познания» и т. п.

Каково основное значение Мирового Древа?

Что касается общего значения, то это безусловно символ бессмертия и плодородия. Удивительным является то, что Мировое Древо есть одновременно образ древнейших изображений в неолите и даже мезолите, и мотив его пронизывает мифологию, искусство, фольклор практически всех народов. В общем виде понятие «Мировое Древо» — это тема пространства и времени. Обобщенный символ счастья. В книге «Бытие» есть три рода деревьев: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Ред. Ветхий Завет. Бытие, Глава 2, стих 9). Адам и Ева не вкусили только от дерева жизни.

Что представляет собой образ Мирового Древа?

Дело в том, что графически Мировое Древо есть часть модели мироздания, но также и само мироздание (корни — ствол — крона). Уже в неолите, на сузской керамике (на территории современного Ирана), а это конец пятого — третье тысячелетие до н. э., мы видим такую модель: твердь земная, две птицы-демиурги и само Древо. На предметах домашнего текстиля Древо означало пожелание семейного процветания, и его образ служил оберегом. Орнамент на свадебном платке в виде цветков — особая тема красоты растений. Так и кусты, и растительность связаны с понятием «Куща», сохранившегося в глубинах подсознания ощущения защиты и гармонии в исходных понятиях Райского Сада, как Дома человечества, как макромодели Вселенной («Дом» происходит от «Ом» — Космос).

Как изображается Мировое Древо?

Древо и в отдельности, и с Мировой Горой и птицами представлено не только растущим из мастоба (терраса, выступ), как в сузском декоре, но и из треугольника — это преимущественно славянский мотив. На Севере очень популярен греко-византийский вазон. Растительные мотивы необычайно распространены в прялочной резьбе и росписи, на ставнях, дверцах шкапов в русском искусстве и т. д. Фактически всё народное искусство изображает растительность: узоры разветвленных растений, крупные цветы как в Гжели, плоды граната, птицы на ветвях. Характер декора зависит от вида росписи: это кистевая роспись, упругая и живая, или геометрическая, как в тканом текстиле по счету нитей. Текстиль роднит декор русских, белорусов, чувашей, удмуртов, коми, мордвы, карело-финнов и др.

В каких литературных источниках упоминается Мировое Древо?

Собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед Александр Николаевич Афанасьев упоминает, что в сказаниях славян Мировое Древо существовало до сотворения мира, и было оно «златовидное, в огненной красе. Оно покрывало ветвями весь рай, имело листья всех деревьев, а от корня текли млеком и медом 12 источников». На дубе как священном Древе Перуна.

То есть Мировое Древо может быть любой породы?

Совершенно верно. Часто деревья связаны с образами мифологии. Вечнозеленая сосна — символ Макоши — богини космоса и вселенской судьбы. В финно-угорской традиции берёза или ель маркируют центры Священных Рощ. У марийцев Поволжья есть могила исторического героя-богатыря, на которой растет берёза в двойной ограде. Когда сын уходит в армию или молодые женятся, рождается дитя, то к ветвям привязывают полотенца, в дупла кладут монеты, а на скамеечки — пуховые подушечки (жертвенные дары). Почитание древа отмечено в изделиях скифо-сибирского мира. В Китае, Японии, на Филиппинах очень почитают бамбук.

В роли Мирового Древа может выступать и другая растительность?

Райский мир маркируется растениями вообще — это дошло и до нашего времени: символ французской монархии — лилия Бурбонов, а трилистник — символ Ирландии. Но существует ещё и «Каменный Цветок» подземного мира у Бажова, оливковые и дубовые ветви на гербе Франции, роза в качестве основного мотива гжельской росписи и др.

Уместно сказать, что речь идёт о святынях первородного пространства — Райского Сада как Дома первых людей. Яркие примеры, где на первый план выходило Древо Жизни, можно увидеть в строительной обрядности. У русских, когда рубили дом, в центре сруба сажали кустик рябины. Потом рябину заменяли печным столбом, образом Древа и осью Мироздания.

Можно сказать, что генеалогическое древо — это и есть Древо Жизни с ветвями, объединяющими разные семьи?

Дерево — это символ родства всего человечества, разветвленного от корней до веточек — современных семей и листьев — детей. Наверное, поэтому мы ищем в Древе генеалогию семьи как своей ветви, пытаясь воссоздать долгую память о прошлом. И это одновременно драматургическая история полная сказочных мифологем. Например, где-то в этой сказочности размещаются и персонажи русского народного волшебства, преодоление героем рубежей прошлого и будущего, границы которых охраняют Кащей Бессмертный и Баба Яга, как посредники между Мирами. Пытаемся в этой сказочности увидеть себя.

Ствол Мирового Дерева — это ось Вселенной?

Куща с древнегреческого κοντός означает «шест, багор, жердь», то есть сопрягается со священной космической осью. Например, у казахов это именуется «Кош». Космическая ось и есть Мировое Древо. В славянской культуре, между прочим, его символом был печной столб — тесанный вертикальный брус, около которого совершались семейные обряды. А во времена христианства крест стал символизировать распятого на Древе жизни Христа. Рассказывает об этом «Легенда о крестном древе» пресвитера Иеремии: «Посадил Моисей дерево, сплетённое из трёх — ели, кедра и кипариса (прообраз Троицы). Из этого дерева, по многим пророчествам, должен быть сделан крест для распятия Христа. Когда пришло время распятия, дерево распилили на три части. Из корневой части сделали крест для Христа, установив его на Голгофе». Из кустов с Моисеем разговаривал Бог, и в этом месте случилось Преображение Иисуса Христа, а Петр предлагал построить три Кущи. (Ред. Новый Завет. Евангелие от Матфея глава 17:4–5).

У разных народов есть деревья, которые считаются священными.

Да, священны все деревья: берёза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. У удмуртов священные рощи располагались возле каждого селения и состояли из берёзы, липы, дуба, ели, то есть обычных пород для этих мест. Удмуртский бог земли Кылдысин вернулся к людям, появившись на берёзе, Мировом Древе (у этнографа Петрухина). Марийцы молились в священных рощах и выбирали три дерева (дуб, липу, берёзу). Эти деревья опоясывались священным поясом, в который вдевались ветви деревьев-оберегов — липы и рябины. Марийский «Олимп» — это 7 богов (7 берёз), которые отвечали за роды, упокой, достаток, здоровье и т. д. Главный из них, Куго-Юмо, — тоже Древо, к которому обращались, когда ничего не помогало. В экспедициях мы видели в роще киот с иконкой святого Николая Мирликийского чудотворца. У хоринских бурят берёза обозначена как мужской предок, а в традиционной бурятской культуре человек, срубивший одиноко растущее дерево, рискует или потерять жизнь, или остаться в одиночестве. Ветку освящённого в церкви можжевельника мы видели в наличнике русского дома.

Как представляли Мировое Древо в других странах?

Образ Мирового Древа разноплановый. Так, например, культ дуба (или бога дуба) существовал у всех европейских народов арийского происхождения. У греков и римлян это дерево ассоциировалось с величайшим из богов — Зевсом или Юпитером, божеством неба, дождя, грома. (Фрэзер, 1980; 184). Но европейцы — это некогда славяне балто-германцы (по языку), хотя предок славян по данным ДНК‑генеалогии появляется 24–22 тыс. лет до н. э. И финно-угорские представления связаны со священным древом и священной Рощей. Мы были в экспедиции, и один из удмуртских родов проводил моления в липовой роще, а другой — в ельнике. Вероятно, у степных народов в качестве заместителя Древа был кустик, цветок, фантастическая роза.

У некоторых народов считается, что дерево высыхает, потому что принимает на себя страдания людей.

Человек искал ответы на вопрос «почему?» и находил их в своем поведении, в представлении о собственной греховности, и это существует во всех аутентичных культурах. Природа и растительность осознаны духовно очень давно. В Марий-Эл и в Литве сохраняется до сих пор традиция почитания высохших деревьев. Приносились умилостивительные жертвы. В удмуртской традиции засохшее древо стоит в священных рощах до распада древесины. Говорилось о бурятской традиции почитания сухих дерев. При этом даже высохшие веточки деревьев и хворост внутри огороженной священной рощи запрещено выносить за территорию. Возникает любопытная аналогия: не напоминает ли священная роща райский сад, как древнейший культурный архетип, поэтически представленный в следах мифологического мышления самых разных народов?

Владимир Борисович, можете привести примеры, в каких мифах, легендах или народных песнях воспевали Древо Жизни?

Древо Жизни является объектом многих мифов, легенд, эпических песен. Это дерево одиноко красовалось на опушке леса, окраине села или в его центре на возвышенном месте. Около него устраивались общественные моления, обряды с жертвоприношениями.

Малышам можно рассказать про фантастический образ Чудо-дерева Корнея Чуковского. Пушкин писал про Лукоморье, где стоит Дуб зеленый. На острове Буян растет мистический дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея. В книге Джозефа Кемпбелла «Мифы, в которых нам жить» написано: «Во множестве мифологий, причем далеко не примитивных, люди изображаются растущими из земли или деревьев — «земля рождает людей»! Вот лишь самые известные примеры: крест, Древо Жизни, на котором, как плод, распят Христос, «второй Адам»; дерево мудрости Будды и ясень Иггдрасиль древних германцев. Все эти деревья олицетворяют мудрость жизни…».

Мировое Древо известно у всех народов Поволжья. Многие исследователи (М. Е. Евсевьев, П. И. Мельников-Печерский, У. Харва и др.) указывали на то, что у мордвы Мировое Древо выполняло функцию центра мира и считалось священным. Все народы, живущие в лесной зоне, поэтизировали деревья — источники неиссякаемых сил, символы плодородия, здоровья, богатства. Поэтому и возник образ Ине Чувто: Великое Дерево, Мировое Древо.

Мифы о Мировом Древе у многих народов типологически близки. Что их объединяет?

Есть родство образа и его этического значения. Отмеченные выше моменты показывают, как Древо отражается в разных временах и культурах и не исчезает, но в нём вновь и вновь открываются удивительные живые смыслы. Так это по-особому считывают художники. И скорее всего мифы о Древе — это следы начального знания. Осмелюсь сказать, что все мифопоэтические структуры с Мировым Древом есть слепки с некоего символического общего источника, смыслы которого могли измениться в зависимости от того, живет человек в лесу, в степи, горах, у рек, в ледяных широтах, тропиках и т. д.

Владимир Борисович, можете порекомендовать книгу, мультфильм или кинофильм для семейного просмотра, где в основе сюжета выступает Мировое Древо?

Есть мультфильм в историях о Пете и волке, серия 23 «Дело о Мировом Древе и дровосеке…». В сказке «О царе Салтане» Пушкина есть мотив Древа с золотыми орешками. Александр Сергеевич очень многоплановый, у него очень много архетипов, которые не сразу распознаются.

Мировое Древо в поэзии есть у Николая Алексеевича Клюева. У Константина Дмитриевича Бальмонта есть «Славянское Древо», «Мировое Древо». А фактический материал можно найти в «Мифологии Древней Руси» Александра Николаевича Афанасьева или в его же книге «Поэтические воззрения славян на природу». В автореферате С. А. Щербакова рассматривается растительный мир как природный, историко-культурный и духовный феномен в русской поэзии XX века.

Если подвести итог, то можно сказать, что Мировое Древо является моделью культуры в целом, которая заложена в каждом человеке. То есть каждый из нас и есть, некоторым образом, Древо как Космос, как мироздание?

О да. Вне сомнения!

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
из личного архива В. Б. Кошаева