Юные гении инженерной мысли

Юные гении инженерной мысли
РЕКЛАМА
polo

Что нужно предпринять, чтобы ребёнок проявлял интерес к знаниям? В первую очередь необходимо закрепить положительный результат его стараний. Пусть это будет его первый кулич, сотворённый в песочнице, разученное стихотворение или умение подтягиваться на турнике — не важно. Главное, чтобы ребёнок понял, что ему по силам сделать первый самостоятельный шаг. Только тогда появляется интерес к познанию, умение логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, размышлять. Задача родителей — с малых лет придумывать для ребёнка специальные ситуации, подталкивающие его к открытиям, чтобы он сам захотел получать новые знания. Тогда у вашего чада подключатся три составляющие: интеллект, воля и чувства. Если дошкольник с интересом относится к окружающему его миру, то в школьном возрасте он уже более осознанно потянется к научным открытиям.

Именно для таких детей у нас в стране устраивается ряд образовательно-просветительских мероприятий, одним из которых стал конкурс видеороликов для школьников и студентов со всей России «Верим в настоящее», организованный по инициативе ПСБ. Мероприятие было направлено на формирование интереса у молодого поколения к инженерным профессиям и тяги к изучению технологического, конструкторского и исследовательского наследия страны.

По условиям конкурса надо было снять мини-сюжет об удивительных достижениях российских инженеров, самостоятельно определив формат и тему. Это мог быть репортаж, интервью или даже клип о прошлом, настоящем и будущем российской инженерии! К участию в конкурсе приглашались команды ребят одной возрастной категории (10 — 14 лет, 15 — 17 лет, 18 — 21 год) из трёх человек. Для участия детей до 18 лет заявку подавал совершеннолетний представитель — учитель или родитель. Открытым, а затем экспертным голосованием на сайте были определены лучшие ролики в каждой возрастной категории. 30 финалистов были приглашены на следующий этап. Грандиозная церемония награждения на мероприятии «День молодых инженеров» прошла весной этого года в Москве на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.

Объявляем победителей конкурса
Категория 10 — 14 лет. 1-е место.

Проект «Барашки в ромашках» (Ставропольский край). Участники: Глеб Баранов, Стас Баранов, Екатерина Романько.

Команда «Барашки в ромашках» познакомила страну с молодым изобретателем Сергеем Артюшенко (23 года) из Ставрополя — «чудо-мастером». Местный «кулибин», каких ещё поискать, родился в многодетной семье в городе Невинномысске Ставропольского края. В 2021 году окончил Ставропольский аграрный университет по специальности электроэнергетик. В 10 лет освоил сварочный аппарат, и теперь его хобби — необычные изобретения (металл + мотор).

«Серёга-сварщик» — такое прозвище Сергей получил от почитателей его таланта. В 12 лет он создал велосипед собственной конструкции с коляской и мотором, но не стал на этом останавливаться. После велосипеда он изобрёл остановку на колёсах, которая развивает скорость до 70 км/ч, автомобиль без задних колёс и даже передвигающуюся задом наперед машину, про которую Илон Маск сказал по-русски: «Офигенно».

Первые изобретения Сергея были значительно проще, чем те, над которыми он работает сейчас. Сергей посредством техники дарит миру позитивные эмоции. Сегодня у чудо-изобретателя в разработке 200-сильный «Запорожец» (мотор с компрессором, дисковые тормоза) и самодвижущаяся остановка на колёсах, способная, как он шутливо говорит, перевозить с одного места на другое до тридцати бабушек разом!

Экономия городского бюджета

Сергей рассказал, что остановка на колёсах сконструирована не ради забавы. Если всерьёз подойти к изобретению юноши, то такая остановка поможет каждому городу экономить бюджет. Например, для поездок садоводов в дачный сезон в городе можно запустить дачные маршруты. Помогут оборудованные остановки на колёсах и в зимний период, и в праздники, когда ограничено движение на улицах или улицы перекрыты. Чтобы разгрузить поток общественного транспорта, можно запустить мобильные остановки для жителей в удобных местах. Города растут, становится больше районов, где могут быть применены мобильные остановки.

Быть изобретателем интересно

Вчерашние школьники сегодня вносят свой вклад в развитие науки. Да, наверное, они чуть больше времени проводят за выполнением домашних заданий, изучая точные науки, но оно того стоит!

Категория 10 — 14 лет. 2-е место.

Проект «Движ» (Кировская и Кемеровская области). Участники: Кирилл Светлаков, Евгений Карамышев, Кирилл Морозов.

Развитие гражданского авиастроения в России

С древних времён люди мечтали о полёте и власти над небом. Сегодня всё больше людей предпочитают пользоваться авиацией для путешествий и деловых поездок благодаря её скорости, удобству и доступности. И, как сказал отец российской авиации Николай Жуковский: «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума». Отечественные конструкторы и инженеры внесли значительный вклад в развитие мировой авиации. Многие конструкторские бюро и модели самолётов названы в честь известных авиаконструкторов.

Полётных дел мастера

Александр Сергеевич Яковлев, советский авиаконструктор, генерал, дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор, лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий, депутат Верховного Совета СССР. Конструкторское бюро Яковлева — одно из старейших в России — было основано в 1927 году. В настоящее время бюро специализируется на разработке и производстве различных типов самолётов — истребителей, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных. Самолёты, созданные конструкторским бюро Яковлева, отличаются высокими техническими характеристиками, надёжностью и эффективностью. Самые известные модели, разработанные Яковлевым, — это знаменитые истребители Великой Отечественной войны Як‑1, Як‑3 и Як‑9, а также пассажирские самолёты Як‑40 и Як‑42.

Павел Осипович Сухой — советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Постановлением правительства СССР в 1930 году было создано авиационное конструкторское бюро под руководством Павла Сухого, известное своими разработками в области военной авиации — моделями истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Однако в последние годы в АО «Компания „Сухой“» начали активно заниматься разработкой пассажирских самолётов.

Андрей Николаевич Туполев — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник, инженер, доктор технических наук. Туполевское конструкторское бюро было основано в 1922 году. В 20 — 30-е годы Туполев и его коллектив разработали ряд успешных моделей (АНТ‑2, АНТ‑4, АНТ‑6, АНТ‑20 «Максим Горький», АНТ‑25), многие из которых стали знаменитыми и сыграли важную роль в развитии советской авиации. И конечно же разработанный в 60-е годы быстрый, надёжный и самый красивый самолёт в мире — Ту‑154.

Красавец Ту‑154

Чтобы познакомиться поближе с легендарным Ту‑154 и увидеть его вживую, команда «Движ» отправилась в Новокузнецкий международный аэропорт имени Бориса Валентиновича Волынова, где они узнали много интересного.

Хорошего полёта

В настоящее время российские инженеры активно работают над созданием новых самолётов и доработкой старых. Например, самолёту Ту‑214 восстановили лётную годность, и он уже перевозит пассажиров. В 2024 году в работе находятся как минимум 170 самолётов «Сухой Суперджет 100» (SJ‑100) и самый современный самолёт «Яковлев МС‑21». В состав кооперации по программе МС‑21 входят ведущие производители авиационных систем. Отличная аэродинамика, современные двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие лётно-технические характеристики и низкие эксплуатационные расходы. Давайте вместе заглянем в будущее, которое уже сегодня становится реальностью благодаря великим достижениям наших конструкторов и инженеров, развивающих гражданское авиастроение России.

Категория 10 — 14 лет. 3-е место.

Проект «Горный» (Санкт-Петербург, МОУ «Гимназия Сертолово»). Участники: Мила Мераджи, Марк Наянов, Елизавета Коломенская.

Проект «Горный» ребята посвятили Санкт-Петербургскому горному университету — первому техническому университету в России. Он был основан по указу Екатерины II в 1773 году. В 2023-м Горный университет отметил 250-летний юбилей.

Знакомимся с горным университетом

Когда императрица Екатерина II подписала указ о создании горного училища, оно занимало всего лишь одно небольшое здание. Сегодня площадь университета около 300 тыс. кв. м, где расположились три огромных учебных центра, большое число аудиторий, лабораторий и научных центров. В университете восемь факультетов: горный, нефтегазовый, геологоразведочный, строительный, переработки минерального сырья, механико-машиностроительный, энергетический, экономический, а также институт базового высшего образования.

Мировой лидер по качеству образования

Кадры в горном готовят по более пятидесяти с лишним направлениям, и это даёт свои плоды. Например, в этом году в университет было подано рекордное количество заявлений от абитуриентов — свыше 40 тысяч. Горный университет занимает самые высокие позиции в рейтингах. Многие абитуриенты хотят сюда попасть, ориентируясь на международные рейтинги, самый авторитетный из которых — рейтинг лучших университетов QS. Несмотря на санкционное давление на российские вузы, в том числе и на Горный университет, попавший в санкционный список, в 2023 году университет занял третье место в мире по профильному направлению. Это говорит о том, что по качеству образования Горный университет можно назвать не только одним из лидирующих вузов России, но и мировым лидером.

Лучшие инженеры

Горный университет готовит настоящих профессионалов. По отзывам зарубежных студентов, которые учатся здесь в настоящее время, Россия зарекомендовала себя как одна из лучших стран в мире в области подготовки инженеров. К тому же Горный университет выпускает практиков, поскольку в процессе обучения использует самые современные технологии.

Перспективное образование

Горный не только готовит востребованных уже сейчас специалистов, но и смело смотрит в будущее. Сегодня большинство полезных ископаемых добывается на Крайнем Севере и в других отдалённых районах нашей страны. Добраться туда бывает затруднительно, а значит, нужны специалисты, которые смогут работать удалённо. Операторы техники могут полностью управлять горными машинами, расположенными на полигоне компании за тысячу километров, а в недалёком будущем посредством переключения всего лишь одного тумблера на панели управления можно будет переводить технику в полностью автономный режим.

Мы узнаем его по курточке

Узнать студента либо сотрудника Горного университета можно по фирменному пиджаку или курточке, которые выдаются здесь бесплатно, чтобы каждый чувствовал себя комфортно независимо от финансовых возможностей.

Прозрачность во всём

Один из самых главных принципов Горного — справедливость и прозрачность во всём. Во время занятий через окна-аквариумы можно проследить за учебным процессом. Ежегодно студентов опрашивают о качестве и уровне преподавателей.

Гордость университета

Гордость университета — это Горный музей, существующий со времён Екатерины II. Вначале это была небольшая комната, куда свозили образцы пород и минералов. Сегодня музей занимает весь второй этаж — более 20 кабинетов. Музейные коллекции активно используются в образовательном процессе, а здесь 230 тысяч экспонатов, среди которых редкие полезные ископаемые, коллекция метеоритов и макеты горной техники. В музее действительно интересно. Далеко не каждый день увидишь глыбу малахита весом в полторы тонны. Есть здесь макеты, которые сделаны более 100 лет назад и при этом до сих пор работают. Самый древний экспонат — действующий макет доменной печи времён Екатерины II. Вы узнали о прошлом университета, оценили настоящее, а в будущем университет с радостью примет вас в качестве студентов. Горный ждёт вас!

Категория 15 — 17 лет. 1-е место.

Проект «proDVIZH70» (Кировская и Кемеровская области). Участники: Ярослав Лисач, Виктория Дубовик, Анастасия Щербакова (Гимназия № 70).

Все сейчас твердят об искусственном интеллекте и нейросетях. Давайте разберёмся, что же это такое.

Что такое нейросеть

Нейросеть — это компьютерная система, имитирующая работу человеческого мозга. Она состоит из искусственных нейронов, которые соединены между собой и взаимодействуют друг с другом.

Обрабатывая информацию, каждый нейрон получает входные данные, обрабатывает их и передаёт результаты другим нейронам. Такие системы могут быть обучены на основе большого количества данных, чтобы распознавать образы, обрабатывать тексты, прогнозировать результаты и выполнять множество других задач. Нейросети очень мощны, они помогают решать сложные логические задачи, которые раньше были доступны только людям.

Они вокруг нас

Нейросети становятся всё более важными и даже необходимыми в современном мире благодаря автоматизации задач обработки данных, персонализации и улучшению пользовательского опыта, а также расширению возможностей человека. Многие крупные компании активно используют нейронные сети в своих проектах. Нейросети также применяют в творчестве: с помощью искусственного интеллекта можно рисовать, писать музыку или изменить голос на тот, что понравится.

Русские корни

Всё популярнее становятся нейросети ChatGPT, Midjourney, Murf. Однако немногие знают, что все перечисленные системы были разработаны ещё в 60-е годы нашими учёными — Иваном Михайловичем Ищенко и Юрием Михайловичем Шестопаловым. Они создали программы для решения задач классификации и распознавания образцов, которые получили название анализаторов Ищенко — Шестопалова. Несмотря на простоту, нейросеть успешно справлялась с задачами, которые не могли быть решены традиционными методами компьютерной обработки данных. А то, что интеллектуальные системы можно будет обучать, было сказано в работах академика Алексея Ляпунова.

Мировой лидер

На основе опыта и применения новых знаний в реальном времени разработки советских учёных положили начало развитию искусственного интеллекта. В частности, без их работ было бы нереально всё то, что сейчас используется повсеместно и удивляет нас невероятными возможностями. С тех пор в стране было создано множество нейросетей, и сейчас Россия является одним из лидеров в области искусственного интеллекта и нейронных сетей. Многие из них активно используются в различных областях, включая медицину, финансы, транспорт, образование и телекоммуникации.

Категория 18 — 21 год. 1-е место.

Проект «Время первых» (Кемеровская область). Участники: Данил Рещиков, Евгений Бокарёв, Егор Буймов.

Проект «Время первых» — видеоролик о тех людях, кто не боится мечтать и смело шагать в неизвестность — туда, где порой трудно дышать. Каждый их шаг — это шаг в будущее. И пусть это нелегко и не всегда есть поддержка, но каждый шаг на пути к мечте делает тебя сильнее. Это время первых, время смелых, время тех, кто своими руками берётся за дело, не боясь идти к своей мечте!

Как это было. Рассказывают лауреаты

Команда «Египетская сила» (Новосибирская область). Капитан команды «Египетская сила» Глумова Екатерина Сергеевна.

Юные гении инженерной мысли

Екатерина, у кого возникла идея участвовать в конкурсе российской инженерии «Верим в настоящее»?

Про конкурс видеороликов «Верим в настоящее» мне рассказал друг, и я сразу согласилась, предложила своим подругам создать команду, и мы принялись творить.

Почему вы выбрали проект, который представляли на конкурсе? Чем полезен ваш проект? Где он может быть использован сегодня?

Наше видео было спонтанной идеей. Тему выбрали за две минуты, ведь СКИФ — это совершенно уникальный объект, который находится совсем недалеко от нас. Многие студенты Новосибирского государственного университета слышали о ­СКИФе, но на самом деле точно не знают, что это такое, как он выглядит и вообще зачем он нужен. Поэтому мы решили сделать небольшой ролик и кратко рассказать об этом объекте, о том, что такие сооружения есть, а технологии не стоят на месте! Наше поколение должно знать о таких крупнейших разработках и гордиться нашими учёными. Наш проект, к примеру, может быть полезен в образовательных учреждениях для школьников и студентов.

Какие трудности возникли при работе над проектом? Чего не хватало для его реализации?

В процессе разработки проекта мы очень хотели побывать на самом объекте. Но, к сожалению, нам не удалось пройти на территорию и заснять, можно сказать, эксклюзивные кадры. Считаю, что это единственное, что нам не удалось воплотить в реальность. Если говорить о конкурсе как таковом, то самое трудное было собрать приличное количество голосов, ведь на первом этапе требовалось набрать как можно больше этих самых заветных кнопочек «проголосовать». Мы всей командой собирали эти голоса. Друзья, знакомые, одногруппники, соотрядники из различных центров — от «Артека» до «Океана», преподаватели, одноклассники, родственники и ещё многие неравнодушные люди с радостью голосовали за наш ролик, продвигали его на своих страничках! И благодаря общим усилиям мы из восемнадцати команд в возрастной категории 18 — 21 год вырвались в десятку команд второго этапа!

Что нового вы открыли для себя при работе над проектом?

При работе над проектом я со своими подругами, безусловно, приобрела новые знания, охватывающие различные сферы науки, ведь СКИФ — это не просто источник фотонов, но также и источник научных тем и познаний.

Что порекомендуете тем ребятам, которые захотят участвовать в подобных инициативах?

Я бы с удовольствием порекомендовала ребятам в принципе заниматься наукой и исследовать окружающий мир! Ведь это же очень интересно — сейчас время, когда можно наблюдать за разработками и инновациями совершенно без проблем. Главное — иметь желание, и всё обязательно получится!

Какое место заняла ваша команда?

Спустя несколько дней волнующего ожидания второго этапа появились результаты. По итогам оценки жюри мы вошли в тройку лучших команд и получили приглашение на церемонию объявления победителей в Москву.

Что вы испытали, когда узнали об этом?

Было очень волнительно, когда на торжественном награждении команд — победителей конкурса видеороликов «Верим в настоящее» мы на почётном третьем месте представляли Новосибирский национальный исследовательский государственный университет и держали его флаг на сцене в самом центре выставки-форума «РОССИЯ». Мы были очень рады победе, так как вложили много времени, сил, трепета и любви в этот проект. Мы счастливы, что участвовали в конкурсе, получили огромный опыт, навыки и бесконечные впечатления!

Какие следующие вершины планируете покорять?

После конкурса в нашей жизни ещё сильнее зажёгся огонёк в глазах — наша команда очень хотела бы и дальше развиваться в том же направлении, изучать новое и быть полезными в этом мире.

Мы были рады пригласить читателя в увлекательное путешествие по миру технологий, где каждый может поделиться своим взглядом на жизнь российской инженерии, которой гордится вся страна!

текст:
Ирина Бордюгова
фото:
архивы пресс-служб