Защита инфопродукта в социальных сетях

Защита инфопродукта
РЕКЛАМА
flawless

Социальные сети давно уже не просто интернет-страничка для души и для своих родных. Сейчас это активный инструмент заработка. Страницы ведут не только родители, но и дети. И это отличные инвестиции в будущее ребёнка, а также заработок родителей. Но где встаёт вопрос денег, там всегда злоупотребления, нарушения прав и копирование.

Воровство фото, текстов, вебинаров, прямых эфиров, даже аккаунтов — большая проблема современных соцсетей. В результате работы с блогерами, экспертами, которые создают инфопродукты в Сети, я выработала пять шагов для защиты своего контента.

Что не охраняется в Сети

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). То есть всё, что у вас в голове, там и останется, если вы это никак не покажете другим людям.

Концепции часто нарушают на онлайн-уроках экспертов. Приведу лайфхак для того, чтобы вы могли обезопасить свой контент. Запишите на видео урок. Задепонируйте текст, которые произносите во время урока. Опишите вашу концепцию, чтобы её можно было задепонировать (например, создайте гайд или чек-лист).

Объектами авторских прав не являются официальные документы государственных органов; государственные символы и знаки; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Несмотря на то что официальные документы, символы и знаки не являются объектами авторских прав, их проекты охраняются авторским правом (ст. 1264 ГК РФ). Лицу, которое разработало такой проект, принадлежит право авторства на него. Разработчик может обнародовать указанный проект (кроме случаев, когда это запрещено соответствующим заказчиком).

Произведения народного творчества (фольклор), которые не имеют конкретных авторов, не являются объектами авторских прав. Кроме того, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.) не охраняются авторским правом ввиду того, что они не создаются творческим трудом.

Какие бывают нарушения в сфере интеллектуальных прав в Сети

Топ-10 нарушений в сфере интеллектуальных прав в социальных сетях.

1. Копирование текстов постов. Ключевая проблема всех блогеров. Именно творческие посты (сами тексты) охраняются как литературные произведения (ст. 1225 ГК РФ).

2. Копирование фотографий, репосты. Проблема в том, что многие не знают, как правильно делать репосты. А иные просто изначально копируют чужие фото для получения прибыли. Нарушаются и права на изображения гражданина (ст. 152.1 ГК РФ), и интеллектуальные права (ст. 1259 ГК РФ).

3. Копирование «историй» из Instagram либо иной соцсети. Особенность в том, что «живёт» история 24 часа. Но многие и за это время успевают её скопировать, сделать незаконные репосты, тем самым нарушая права автора (например, определение Верховного суда РФ от 06.03.2017 №305-ЭС16-18302 по делу №А40-142345/2015).

4. Создание страничек-двойников. Здесь две проблемы. Первая — полное копирование контента/фотографий. Страдают в особенности экспертные блоги, знаменитости. Официальные фан-клубы не относятся к таким примерам. Вторая — в пункте 5.

5. Кража названия аккаунта в соцсетях. Соцсети дают возможность по-разному называть свою страницу. Многие, используя нижнее подчёркивание или дополнительную букву, создают аккаунты, похожие на известный оригинал. Нарушение права на товарный знак (ст. 1515 ГК РФ).

6. Кража хештегов. Хештеги также охраняются и могут быть зарегистрированы как товарный знак (ст. 1515 ГК РФ).

7. Копирование продукта на сайты складчин. Страдают экспертные блоги, которые продают свои онлайн-уроки.

8. Копирование прямых эфиров (записей). Прямые эфиры сохраняются и затем без согласия автора распространяются на иных платформах, аккаунтах (ст. 1229 ГК РФ).

9. Копирование видео из TikTok. Несмотря на брендирование видео, которые создаются в TikTok (нанесение на видео названия аккаунта), их также активно используют для копирования и размещения на иных ресурсах без согласия авторов (ст. 1252 ГК РФ).

10. Захват странички в соцсети мошенниками. Участились случаи захвата странички и взлома личных страниц в соцсетях. Нарушаются в том числе и интеллектуальные права (ст. 1253.1 ГК РФ).

Шаг 1

Как защитить инфопродукт в социальных сетях

Упаковывайте свой творческий результат с точки зрения защиты интеллектуальных прав (без финансовых вложений). Что можно сделать:
• зафиксировать созданные результаты (сделать фото /скрины экрана);
• сохранять все черновики /переписку, даже переписка в мессенджере подойдёт;
• всегда ставить на видео- и фотоматериалы копирайт;
• выкладывать в соцсети видео /фото не самого лучшего качества;
• при размещении на сайтах ставить блокировки для скачивания контента.

Шаг 2

Использовать механизмы для правовой охраны инфопродукта

• Регистрация товарного знака, хештегов (в специальной службе — Роспатенте). Для ведения странички в соцсети это обязательно!
• Депонирование результатов творческого труда: фото, видео, тексты обучающих курсов, чек-листы, гайды.

Шаг 3

Оформляйте договоры на все отношения с учениками / организаторами / рекламодателями

На практике блогеры и эксперты этот пункт часто пропускают (при сотрудничестве, рекламе, участии в гивах).

Шаг 4

Если права нарушены, что делать?

Обычно в соцсетях нарушают права на репост, копируют фотографии детей, тексты, видеоуроки появляются на сайтах складчин. Нужно составлять претензию и направлять её нарушителю, а также в администрацию соцсети.

Шаг 5

Если нарушитель не реагирует на претензию

Если нарушитель не отвечает на запросы от автора, обращайтесь в суд за защитой своего права. Составляйте исковое заявление. Блогеры начали активно судиться за свои права на контент.

Отстоять свои права можно разными способами:

• блокировка сайта через суд (ст. 15.2 федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ч. 3 ст. 26, ст. 144.1 ГПК РФ, ст. 28 АПК РФ). Использование данного способа блокировки сайта через Мосгорсуд.

• блокировка сайта с помощью хостинг-провайдера (ст. 1253.1 ГК РФ; локальные акты, правила оказания услуг хостинга).

• блокировка сайта, если нарушен закон о персональных данных (ст. 15.5 закона об информации; федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ).

текст и фото:
Елена Гринь
@elenasgrin