Американская мечта. ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ АМЕРИКИ И ИХ ДОРОГА К СЧАСТЬЮ

Американская мечта
РЕКЛАМА
avanti

В конце 2019 года в интернете стартовал проект «Открой Америку», в создании которого принимали участие ведущие американисты Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. «Открой Америку» — это междисциплинарный курс, направленный на всестороннее и глубокое освещение истории и культуры США. Курс состоит из коротких обучающих видеороликов, подкастов, а также статей для углублённого изучения — каждый, таким образом, может найти оптимальный для себя способ для того, чтобы стать «первооткрывателем» Америки или расширить своё представление об этой стране.

В преддверии женского праздника редакция сочла интересным посмотреть, как американские женщины отвоёвывали свою свободу. Как они находили трибуну для самовыражения? Какова специфика литературного творчества американских женщин? В силу большого объёма материала редакция публикует только отрывок из лекции доктора филологических наук, профессора кафедры сравнительной истории литератур РГГУ И.В. Морозовой, посвящённой американской мечте и способам её достижения американскими женщинами в XVIII —начале XX века.

В американской истории немало славных страниц, написанных женщинами и о женщинах, боровшихся за своё представление как личной свободы и счастья, так и счастья своей страны.

Начиная с момента освоения континента в американских колониях появились замечательные женщины — матери, жёны, дочери первых поселенцев, которых принято называть отцами-пилигримами (Pilgrim Fathers). Для женщин такого определения не было изобретено, но они с неменьшим достоинством, мужественно переносили все невзгоды, были опорой, поддержкой своих семей и всего сообщества. Женщины внесли немалый вклад в становление и развитие нового государства, отстаивая при этом право на собственное мнение и собственные пути достижения своей мечты.

Так, например, Энн Хатчинсон (Anne Hutchinson), урождённая Энн Мербери (Anne Marbury, 1591–1643), признана одной из самых знаменитых женщин колониального периода, сыгравших важную роль в становлении свободы вероисповедания. Она была идейной вдохновительницей движения антиномии, в основе которого лежало утверждение о непосредственном общении верующего с Богом. Энн Хатчинсон стала, пожалуй, первой американкой, не побоявшейся выступить против общепризнанных догм, более того, способной сплотить вокруг себя единомышленников. Её вера, стойкость и бесстрашие нашли продолжение в деятельности целой плеяды женщин-реформаторов. Хатчинсон обвинили в ереси, осудили и приговорили к изгнанию. Натаниэль Готорн (Nathaniel Hawthorne, 1804–1864) в романе «Алая буква» (Scarlet Letter, 1850) назвал её праведницей, напомнив новоанглийскую легенду о том, как под ногами Хатчинсон расцвёл розовый куст, когда она входила в двери тюрьмы. Однако в результате Энн Хатчинсон была вынуждена переселиться в неблагополучный с точки зрения отношений с индейцами район колонии Нового Амстердама (ныне — Нью-Йорк), где её и её пятерых детей убили напавшие на ферму индейцы.

Война за независимость (1775–1783) породила множество знаменитых женщин, настоящих патриотов, плечом к плечу сражавшихся в одном строю со своими мужьями. Эпоха борьбы за независимость стала одним из важнейших этапов формирования не только общенациональных политических и социальных идей, но и женского самосознания. Так, ещё 31 марта 1776 года Абигайл Адамс (Abigail Adams, 1744–1818), жена будущего второго президента Соединённых Штатов, в письме к мужу настаивала на включении в Конституцию США положений, гарантирующих независимость женщин: «Я жажду услышать, что вы провозгласили независимость. И между прочим, в новом своде законов, который, как я полагаю, необходимо издать, я хотела бы, чтобы вы вспомнили о женщинах и были более щедрыми и благосклонными по отношению к ним по сравнению с вашими предшественниками. Не отдавайте такую безграничную власть в руки мужей. Помните, что все мужчины были бы тиранами, если бы могли. В том случае, если особая забота и внимание не будут уделены женщинам, мы будем вынуждены восстать, не связывая себя обязательствами законов, которые отказывают нам в праве голоса или представительства».

Поскольку процесс формирования молодого государства затрагивал не только политические аспекты, но и вопросы оформления культурной жизни, то закономерно и то, что именно в этот период женщины начинают активно проявлять себя и в литературном, творческом плане.

Первые писательницы молодой нации в своём творчестве обращались к наиболее насущным общественно-политическим проблемам своего времени и своей страны. Среди самых известных представительниц американской словесности этого периода следует назвать имена Мерси Отис Уоррен (Mercy Otis Warren, 1728–1814), драматурга, поэтессы и историка, и Джудит Сарджент Мюррей (Judith Sargent Murray, 1751–1820), блистательной эссеистки.

Мерси Уоррен была глубоко озабочена отсутствием равноправия женщин и практически полностью посвятила себя заботе об их образовании. Она выступала против того, что женское образование заключается только в обучении рукоделию и шитью, в то время как мужчины изучают историю, греческий и латынь. В таком отношении к женщинам она видела явное нарушение основ естественных прав человека, того философского духа, который вдохновил Американскую революцию и нашёл отражение в Декларации независимости. Её идеи часто вызывали неприятие, но во многом именно благодаря её деятельности менее чем через десять лет после её смерти, в 1821 году, Эмма Уиллард (Emma Hart Willard, 1787–1870) открыла первый женский институт Troy Female Seminary в штате Нью-Йорк.

Деятельность Джудит Сарджент Мюррей, младшей современницы Мерси Уоррен, также связана с утверждением прав женщин. Самое известное её эссе — «О равенстве полов» (On the Equality of the Sexes, 1792). В нём Джудит Мюррей предвосхитила феминистские воззрения своей более известной английской современницы Мэри Уоллстоункрафт (Mary Wollstonecraft, 1759–1797), считающейся основательницей феминистского движения. Самая знаменитая фраза этого эссе — «Да, вы барственный, вы надменный пол, наши души по своей природе равны вашим; то же самое дыхание Бога оживляет, вдохновляет и подбадривает нас» (Yes, ye lordly, ye haughty sex, our souls are by nature equal to yours; the same breath of God animates, enlivens, and invigorates us) — стала лозунгом женского движения за равноправие полов в США с конца XVIII и практически до конца XIX века.

Она горячо отстаивала тезис о том, что если Америка действительно желает достичь предназначенное ей Божьим промыслом величие, то она обязана развивать интеллект и добродетели всех своих граждан, включая и женщин. Мюррей особо выделяет тот факт, что будущее Америки зависит от степени участия женщин в строительстве молодого государства, поскольку именно они играют основную роль в процессе воспитания молодого поколения американцев. Как же может женщина взрастить новое поколение патриотов, дать им необходимые знания об их гражданском долге, если сама она не считается полновластным гражданином?

Эти положения нашли самое масштабное отражение в так называемой Концепции республиканского материнства (Republican Motherhood), суть которой заключалась в том, что женщины должны сами себя обучать принципам свободы, независимости и демократии, чтобы прививать эти республиканские принципы молодому поколению.

В развернувшейся на рубеже XVIII–XIX веков дискуссии о роли женщины в обществе главное место занимала семья и дом как оплот формирования нации. Поэтическим воплощением культа дома стала написанная в 1823 году американцем Джоном Ховардом Пейном на музыку англичанина сэра Генри Бишопа знаменитая песенка — гимн американскому дому — с известными словами: «Дом, дом, милый, милый дом. Нет такого другого места, как дом» (Home, home, sweet sweet home. There’s no place like home).

В первой половине XIX века стали чётко оформляться идеи, которые лягут в основу феминистского движения в США. Они возникли в рамках аболиционизма, и датой отсчёта феминистского движения в США обычно принято считать 1832 год, когда Мария Чэпмен (Maria Weston Chapman, 1806–1885) и 12 её сподвижниц организовали Бостонское женское общество за отмену рабства (Boston Female Anti-Slavery Society). Но уже в 1834 году было создано Нью-Йоркское женское общество моральных реформ (The New York Female Moral Reform Society), переросшее впоследствии в Американское женское общество реформ (American Female Reform Society).

Размах женское движение приобретает после проведения исторической Первого конгресса в защиту прав женщин в городке Сенека-Фоллз в 1848 году. Участницы приняли Декларацию чувств (Declaration of Sentiments), противопоставив ее Декларации независимости. В этом важном документе были выражены требования установления равноправия женщин по всем вопросам, включая право на участие в голосовании.

Помочь женщине в обретении знаний о своём предназначении в жизни общества были призваны эссе, проповеди, стихи и романы, предлагающие советы и философские обоснования устройства семейной жизни, домашнего очага, буквально наводнившие читательский рынок в 1820–1850-е годы. Именно в это время отмечается мощное развитие женской публицистики, появляются первые женские газеты и журналы. В них практически начиналась карьера американских писательниц, многие из которых пользовались огромной популярностью и имели достаточно большое влияние не только на формирование литературных пристрастий своих современниц, но и оказывали большое влияние на общественную жизнь США.

Примером может служить деятельность Сары Джозефы Хейл (Sarah Josepha Buell Hale, 1788–1879), ставшей одной из самых значительных фигур американской общественной жизни первой половины XIX века, ныне больше известной как автор детского стишка «У Мэри был ягнёнок» (Mary Had a Little Lamb, 1830). На самом деле её можно считать женщиной, воплотившей свою мечту в условиях абсолютного мужского доминирования в XIX веке: она была примерной женой и матерью пятерых детей, но в это же время стала редактором первых американских журналов для женщин «Америкэн Лейдиз Мэгэзин» (American Lady’s Magazine), «Годиз Лейдиз Бук» (Godey’s Lady’s Book). Считая необходимым развивать литературный вкус у женской читательской аудитории, она печатала в своём журнале произведения В. Ирвинга, Г. Лонгфелло, Р. Эмерсона, Э.А. По.

Кроме того, Сара Хейл сама была автором целого ряда романов. Она проповедовала в них идею компромиссного мирного существования Юга и Севера, как, например, в романе «Нортвуд» (Northwood, 1827). Следуя этой идее, она предложила отмечать День благодарения не как новоанглийский, а как национальный праздник. В 1863 году в разгар Гражданской войны президент Линкольн, вняв настойчивым призывам Сары Хейл, подписал соответствующий приказ.

Всей своей деятельностью Сара Хейл утверждала мечту женщины XIX века — служить примером нравственных и прежде всего христианских добродетелей не только в рамках собственного, но и общенационального дома. Эта мечта воплотилась в сотнях романов, написанных американками, где героини активно отстаивали своё мнение, оставаясь воплощением нежности и незащищённости.

Особой популярностью пользовались романы Катарины Марии Сэджвик (Catharine Maria Sedgwick, 1789–1867) и Эммы Дороти Элизы Невитт Саутворт (Emma Dorothy Eliza Nevitte Southworth, 1819–1899), часто становившиеся бестселлерами наряду с произведениями Чарльза Диккенса. В них формировались представления американской женщины о своём предназначении, о своей мечте.

В этом же русле был создан популярный роман «Маленькие женщины» (Little Women, 1868) Луизы Мэй Олкотт (Louisa May Alcott, 1832–1888), повествующий о радостях, переживаниях, горестях и надеждах четырёх сестёр, каждая из которых являет собой яркую индивидуальность. Главным уроком этой книги стал урок выносливости и понимания ценности того, что у тебя есть, умения переключаться на хорошее, верить в лучшее и добиваться своего счастья. Дальнейшая судьба девочек естественным образом продолжилась в романе «Хорошие жёны» (Good Wives, 1869).

Переломным моментом в таком понимании женской судьбы стали труды Маргарет Фуллер (Sarah Margaret Fuller Ossol, 1810–1850) и прежде всего — её эссе «Женщина в XIX столетии» (Woman in the XIXth Century, 1845), предвосхитившее появление образа новой женщины на рубеже XIX–XX веков. В нём Фуллер называет женщину «королевой Земли» и подчёркивает, что ей необходимо ценить прежде всего духовную свободу, повиноваться своему внутреннему голосу, собственной воле. Современное общество, по её мнению, создаёт не женщин, а «детей-переростков», неспособных к самостоятельной жизни. При этом Фуллер требовала не того, чтобы женщина копировала мужчину и стала на него похожей: истинное равенство наступит тогда, когда женщина осознает свою природу и будет ей следовать.

Важным этапом формирования образа новой женщины стал период конца XIX — начала XX века. Вызов условностям бросила в своём романе «Пробуждение» (The Awakening, 1899) Кейт Шопен (Kate Chopin, 1851–1904). Роман был отвергнут многими критиками и запрещён за нарушение общественной морали. Роман о том, как женщина пытается выйти из навязанных ей правил и норм поведения и в конечном итоге кончает жизнь самоубийством, восприняли как покушение на общественные устои. Теперь же ни одна антология и ни один университетский курс по американской литературе не обходятся без включения этого романа, в котором индивидуальный бунт героини воспринимается как появление новой женщины в американском обществе.

В романе Уиллы Сиберт Кэзер (Willa Sibert Cather, 1873–1947) «Моя Антония» (My Аntonia, 1918) также представлен образ новой женщины, чешской иммигрантки, которую не сломили жизненные обстоятельства, и она, проявив стойкость, пришла к своей мечте — обрела дом и построила большую любящую семью на принадлежащей ей земле.

Абсолютно новой предстала женщина и её устремления в романе афроамериканской писательницы Зоры Нил Хёрстон (Zora Neale Hurston 1891–1960) «Их глаза видели Бога» (Their Eyes Were Watching God, 1937) — истории самоидентификации чёрной женщины, её взросления и отказа от предписанного ей места в социальной иерархии («низшая раса, низший пол»). В итоге она полностью отвергает и замужество, и материнство, тем самым меняя веками устоявшееся представление о предназначении женщины, и обретает свободу от всех навязанных ей предписаний. В своём романе Хёрстон отразила не только афроамериканскую женскую мечту, но и мечту белой американки — быть свободной и решать свою судьбу самостоятельно, повинуясь внутреннему голосу, — то, о чём писала ещё в первой половине XIX века Маргарет Фуллер.

Сложные и неоднозначные отношения не только с прошлым, но и с настоящим складываются у представительниц различных культур, для которых родиной стала Америка. Женщины из разных уголков мира, оказавшиеся на американской земле в результате стечения обстоятельств, на рубеже XX–XXI веков в условиях признающей равноправие всех культур концепции мультикультурализма получили возможность говорить о себе сообразно своим культурным традициям. Женский разговор о себе, о самоидентификации, о своих надеждах и мечтах порождает огромное количество разнообразных и многочисленных историй успехов и неудач.

В целом американские писательницы представляют разнообразные традиции и подходы к изображению женщины в Америке, создают долгую историю женской мечты и способов ее достижения. При всём своеобразии их жизненного опыта и специфике культуры всех их объединяет стремление к обретению свободы и независимости, преодоление собственных страхов и предрассудков, мечты о равенстве, счастье и необычайное мужество в их достижении, унаследованное от женщин, стоявших у истоков образования США.

текст:
Ирина Морозова
фото:
архивы пресс-служб