Чем раньше, тем лучше

Чем раньше, тем лучше
РЕКЛАМА
Babyer Magazine

В конце августа в рамках Августовского педагогического совета в Москве состоялась конференция, посвящённая новому инструменту для своевременного выявления особенностей речи ребёнка — логопедическому скринингу «Дар речи». Специалисты обсудили преимущества раннего обнаружения особенностей речевого развития при помощи логопедического скрининга.

Сегодня скрининг является эффективным инструментом для своевременного выявления особенностей речевого развития. Он позволяет определять нарушения речи и вовремя диагностировать проблемы у детей в возрасте от трёх лет, на раннем этапе позволяет диагностировать такие расстройства чтения, письма и счёта, как дислексия, дисграфия, дискалькулия и другие. Это даёт возможность обеспечить детям, сталкивающимся с трудностями в обучении, своевременную помощь квалифицированных специалистов: логопедов, психологов, нейропсихологов.

В России разработкой системных решений проблем детей и подростков, испытывающих трудности в обучении, созданием методологии и научно-практической базы для работы со школьниками и студентами, поиском и поддержкой талантливых детей с особенностями восприятия занимается Ассоциация родителей детей с дислексией, миссией которой и является возможность дать детям с дислексией и другими трудностями обучения возможность получить качественное образование и реализовать свой профессиональный потенциал. В состав ассоциации, созданной общественным деятелем и филантропом Марией Пиотровской в 2016 году, сегодня входят видные деятели культуры, науки и бизнеса, которые также широко освещают эту проблему. Например, в рамках проекта ассоциации #Логодиктант, вызвавшего в соцсетях самый живой отклик, известные актёры Ирина Безрукова, Евгений Стычкин, драматург и режиссёр Евгений Гришковец, певица Зара читали диктанты для школьников начальных классов, а в рамках флешмоба «Звёзды в поддержку детей с дислексией» в Instagram известные люди читали любимые детские книги и рассказывали о дислексии и способах помощи детям с такой особенностью восприятия информации. Помимо медийных проектов ассоциация тесно сотрудничает с образовательными проектами «Сберкласса», Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина, Лабораторией междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ и другими структурами, а общая аудитория проектов, медийных и соцмедийных ресурсов ассоциации только за последний год превысила 3 тыс. человек.

«Скрининг в определённые возрастные периоды может обеспечить помощь, потому что родители получают конкретные рекомендации по развивающим играм, они могут узнать о множестве инициатив для своих детей, способных оказать важное влияние на ранних этапах развития», — прокомментировала Мария Пиотровская.

Скрининг, доступный как для специалистов, так и для воспитателей и учителей, даёт возможность создать единую систему мониторинга речевого развития детей. Использование методик диагностики, построенных на психометрических исследованиях, позволяет создать основания для обеспечения логопедической помощью всех детей с нарушениями речевого развития. Разработка скрининга стала практическим результатом Первой международной научной онлайн-конференции «Трудности в обучении: эффективные стратегии помощи детям», проведённой в 2020 году Ассоциацией родителей детей с дислексией в рамках Недели осведомлённости о дислексии. Острая необходимость такого инструмента была озвучена экспертами ассоциации и внесена в итоговую резолюцию, которая была впоследствии положительно оценена Министерством просвещения Российской Федерации.

По заказу министерства экспертами ассоциации были разработаны системы оценивания и улучшения организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями чтения и письма. Разработчиками самого скрининга выступили Институт специального образования и психологии МГПУ, Городской психолого-педагогический центр Москвы (ГППЦ) и Центр психического здоровья им. Е.Г. Сухаревой. В онлайн-конференции приняли участие ведущие специалисты: Мария Пиотровская, основатель и учредитель Ассоциации родителей детей с дислексией; Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина; Любовь Олтаржевская, кандидат педагогических наук, директор ГБУ ГППЦ ДОНМ; Ольга Ярославская, уполномоченный по правам ребёнка в городе Москве, и другие.

«Главный результат работы по созданию скрининга „Дар речи” — это своевременное выявление детей с риском возникновения нарушений в развитии, что даст нам возможность организовать эффективную помощь ребёнку, сделает его образование успешным и позволит вырастить успешного гражданина, — сообщила Любовь Олтаржевская. — Подготовка скрининга шла в несколько этапов. Она началась с совместной работы с воспитателями над определением проблемы и созданием опросника. Здесь оценивался лексический запас, связная речь, особенности коммуникации. На втором этапе состоялась непосредственно разработка скрининга. Все материалы опросника и скрининга апробировались со специалистами и в ресурсных школах. В состав рабочих групп входили эксперты высшей школы, а также родители, потому что они иногда могут подсказать решения, неочевидные для профессионального сообщества».

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система мониторинга речевого развития детей дошкольного и школьного возраста. С исключением логопедической диспансеризации из системы ОМС остро встала проблема раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи у детей. Логопедическая помощь оказывается «по обращаемости», что сказывается на снижении уровня образовательных достижений детей.

«Речь является индикатором особенностей психического статуса, развития. И через анализ речевого развития мы можем узнать о необходимости психологического сопровождения детей. Такая возможность ранней диагностики позволяет строить для детей персональную образовательную программу начиная с самого раннего возраста, повышая отдачу от вложенных усилий», — сообщила Маргарита Русецкая.

Внедрение логопедического скрининга «Дар речи» планируется начать в школах Москвы уже этой осенью. Его внедрение в школах и педиатрических клиниках России позволит выявить ранние факторы риска и оказать своевременную помощь учащимся, которым с трудом даётся овладение грамотностью.

текст:
Александра Михеева
фото:
архивы пресс-служб