Цифровая вселенная NFT
РЕКЛАМА
школа кино

Цифровая вселенная NFT

Загадочная криптовселенная давно перестала быть чем-то диковинным. Мы привыкли думать, что понимаем, как связаны майнинг с блокчейном, и удивляться, почему не купили биткойн в своё время, но сейчас речь не о нём. Лучше поговорим об искусстве. И это совсем не случайная тема, поскольку искусство и блокчейн ещё никогда не были так близки, как в этом году. Случилось это благодаря крипто-арту и развитию такой штуки, как NFT. Если коротко, то суть в том, что теперь право собственности практически на любое дигитальное изображение его автор может продать за огромные деньги, которые активно на это тратят разного рода коллекционеры. Давайте же разберём подробнее, о чём это мы и кто на этом зарабатывает.

 НЕМНОГО ТЕОРИИ

Если вы никогда не интересовались криптой, то небольшой ликбез будет как нельзя кстати. Blockchain — это некая цифровая система хранения информации. Она состоит из блоков (block), последовательно связанных друг с другом в рамках одной цепи (chain). В эти блоки можно поместить запись о том, что вы являетесь владельцем какого-то физического или цифрового актива. Эти записи «по-криптовому» называются токены. NFT — это разновидность токенов, являющихся невзаимозаменяемыми, то есть уникальными, которые невозможно заменить другими токенами. Они-то и будут нести информацию о своём владельце. Искусство по своей природе тоже уникально. Понятно, что картина «Мона Лиза» существует только в одном экземпляре и не может быть заменена никакой другой «Джокондой». У цифровых картин также есть автор и оригинальная версия, просто раньше эта информация мало кому была интересна. Таким образом, вы можете создать NFT-токен к любому изображению, тем самым закрепив за собой запись в блокчейне о праве владения данным активом. Любой человек сможет проверить подлинность токена, а особенность структуры блокчейна делает его подмену или кражу практически невозможной. Токенизировать можно что угодно: картинки, скриншоты, фото, видео, аудиофайлы и даже реальные арт-объекты. NFT чаще всего создаются в блокчейне Ethereum (он же «эфир»), и сделки совершаются при помощи одноимённой криптовалюты (код ETH). Всё! Теперь можно выдохнуть.

ОТКУДА ШУМ?

В начале 2021 года NFT произвели настоящую революцию в мире крипто-арта — за первый квартал их продажи превысили $2 млрд. Одной из причин такого хайпа стала продажа дигитальной картины художника Beeple на аукционе Christie’s, за рекордные $69,3 млн. Творение называется Everydays: The First 5000 Days и представляет из себя коллаж из 5 тыс. изображений, которые автор рисовал ежедневно на протяжении 13 лет, затем объединил их и занёс в NFT. Другим знаковым моментом стала покупка за $95 тыс. реальной картины художника Banksy под названием Morons (White). Покупатели решили устроить перформанс и сжечь картину в прямом эфире Twitter, заранее сохранив её дигитальную копию в NFT, которая позднее ушла с молотка за $382 тыс. (228,69 ETH). Оба этих события стали переломными для творческого мира и привлекли огромное количество людей в крипто-арт.

Но так было не всегда. Начало связи искусства с блокчейном положил проект CryptoPunks. В 2017 году компания Larva Labs создала программу, которая сгенерировала 10 тыс. изображений восьмибитных криптопанков, каждый из которых обладал уникальным внешним видом. Это был эксперимент, который не принёс ожидаемого интереса, поэтому на начальном этапе панков раздавали абсолютно бесплатно. Внимание к ним привлекла медиаплатформа Mashable, написав, что этот проект способен полностью изменить представление о дигитальном искусстве. В то время криптомир активно развивался и был интересен, поэтому люди сразу подхватили новость о панках и моментально раскупили их для дальнейшей перепродажи. Всё это привело к появлению NFT. Самый дорогой криптопанк был продан этим летом на Sotheby’s за $11,8 млн.

На волне хайпа в NFT стали заходить селебрити и спортсмены, выпустив серию уникальных токенов со своими изображениями. Весьма популярными стали карточки NBA Hot Shot, состоящие из видеофрагментов с красивыми бросками игроков NBA. Авторы популярных интернет-мемов также токенизировали свои творения. Знаменитый мем из 2010 года с изображением собаки Doge был продан за $4 млн (1,696 ETH), а гифка из 2011-го Nyan Cat — за $561 тыс. (300 ETH). Речь идёт о продаже обычных картинок, копиями которых кишит весь интернет, но теперь у них есть якобы законный владелец. Дальше — больше: обозреватель новостей New York Times Кевин Рус написал колонку о буме NFT, потом сделал её скриншот, занёс в NFT и продал за $570 тыс. (350 ETH). Ну и, конечно, история Джека Дорси — основателя Twitter. Он продал свой самый первый твит, сделанный в 2006 году, за $2,9 млн. Покупатель стал обладателем не самого текста, а цифрового сертификата подлинности, заверенного автором.

ХАЙП ИЛИ НОВОЕ СЛОВО В ТВОРЧЕСТВЕ

NFT-безумие подогревалось хайпом, но больше походило на пузырь, который, по мнению многих, успел даже лопнуть к началу июня, когда сделки с NFT резко сократились. Первая волна утихла, но одновременно понеслись вторичные продажи коллекционных токенов от новоиспечённых звёзд NFT-арены. Главными бенефициарами всей этой истории стали именно они — дигитальные художники. Их творчество хоть и очень востребовано, но всегда в тени традиционного искусства. Заработок дигитального артиста складывается в основном из заказов на иллюстрации, моушн-дизайн, 3D и видео-арт. Нельзя сказать, что это ремесло низко ценится, но сделав несколько NFT-дропов (выставив токены на продажу), автор может поднять десятки тысяч долларов, что несравнимо с его доходами от заказов. Это привело к тому, что многие художники и дизайнеры стали заходить в крипто-арт, причём как ноунейм, так и уже известные имена. Российское NFT-комьюнити гремело не меньше западного, и свою долю хайпа получили много талантливых ребят: Степан Христофоров (Brickspacer), Никита Реплянский (R66), известный художник Арсений Пыженков (Покрас Лампас) и другие. Многие артисты уже имели свою аудиторию поклонников, что значительно ускоряло продажи их первых работ, в том числе благодаря грамотному продвижению через NFT-комьюнити в Twitter, Discord и Telegram.

Помимо прямой выгоды авторам NFT упрощает и сам процесс совершения сделки. Исчезает бюрократия, множество посредников и необходимость транспортировки работ. С другой стороны, создание NFT стоит немалых денег. Желающие токенизировать свою работу должны внести Gas — плату за операцию. Её сумма меняется в зависимости от спроса и может легко достигать нескольких сотен долларов за каждую работу, при этом нет никаких гарантий, что её купят. Самые известные NFT-площадки — это OpenSea, Rarible, Foundation, Nifty Gateway, каждая из них имеет свои особенности и процент от продаж (обычно 15%). Художник Beeple, продав свою картину за рекордные $69,3 млн, отказался строить иллюзии насчёт перспектив этого рынка и поспешил вывести заработанную крипту из «эфира» в доллары. Можете представить его удивление, когда после всех комиссий и налогов он получил только $53 млн.

 КРИПТОГИКИ ИЛИ ТАЙНОЕ СООБЩЕСТВО

Самое время поговорить об обратной стороне этой истории и постараться ответить на главный вопрос — кому, собственно, вообще нужно покупать цифровые изображения и для чего. На этой почве ведётся много дискуссий. Часто NFT интересны для дальнейшей перепродажи. После покупки работы на неё автоматически возрастает спрос и продать её уже можно дороже. Здесь имеют место и спекуляции, когда авторы специально продают работы сами себе, создавая тем самым искусственный спрос.

Иногда это мошенники, которые могут продать NFT не на саму работу, а на ссылку с работой, откуда потом её сразу удаляют. Рынок ещё очень сырой и не имеет никакой законодательной базы, а какие-либо гарантии предоставляются только площадкой, на которую выставлена работа. Опасение, что NFT-пузырь окончательно сдуется, влечёт за собой и риск закрытия таких площадок. С другой стороны, NFT-аукционы зарабатывают огромные деньги и активно стимулируют авторов у них выставляться, поэтому закрытие такого прибыльного бизнеса пока маловероятно.

Основные покупатели — это коллекционеры и криптогики. У них есть деньги и они инвестируют их в творчество, причём именно в дигитальное, как в совершенно новую нишу. Ведь что такое искусство? Это эстетика, статус, престиж, эксклюзивность. Но ведь мы сами вешаем на него ярлыки, называя одни работы венцом творения, а другие — безвкусицей. Мы привыкли верить в большую ценность одних авторов перед другими, но это мнение зачастую весьма субъективно. И нет никакой разницы, идёт речь о реальном творчестве или цифровом, а NFT всего лишь позволили стереть эту грань ещё больше.

Если покупка NFT по-прежнему кажется вам абсурдом и чем-то из области фантастики, то для криптомира это нормально. Он вечно окутан ореолом таинственности. Например, по сей день не установлена личность загадочного создателя биткойна, скрывающегося под именем Сатоси Накамото, который и положил начало всему, что связано с криптой.

В более широком смысле возможность занести уникальный актив в блокчейн применительна не только к искусству. На базе NFT совершаются и другие сделки, а в будущем это могут быть операции с недвижимостью и другими физическими объектами. На рынке уже начинают появляться крупные игроки. В августе в NFT-историю зашла компания Visa, купив одного из CryptoPunks за $150 тыс. Сделку они совершили через первый федеральный криптовалютный банк Anchorage. После этого события продажи NFT вновь резко подскочили.

Цифровой мир продолжает совершать открытия и постоянно меняться. Пока можно только прогнозировать, каким будет рынок NFT в будущем и насколько глубоко в него интегрируется искусство. Но можно с уверенностью сказать, что мы с вами стали свидетелями тех самых перемен, которых требовали многие творческие сердца.

текст:
Максим Дрёмин
@maxdremin
фото:
архивы пресс-служб