Clubhouse — тренд или забвение?

Clubhouse
РЕКЛАМА
polo

Интересно наблюдать, как через трещины в асфальте мирового локдауна прорастают новые тренды. Ещё в декабре прошлого года о Clubhouse знали немногие, но всего через месяц он буквально разорвал интернет-пространство и СМИ. Приложению удалось стать терапией от продолжительной пандемии и недостатка живого общения, дав людям возможность собираться в стенах своего клуба. Но как только страны начали смягчать ограничения, интерес к новой соцсети стал гаснуть. Давайте рассмотрим историю успеха Clubhouse и поймём, сможет ли приложение возродить былой хайп или же так и останется лежать на антресолях App Store?

В недавнем материале про TikTok мы писали, что в социальных сетях установился прочный статус-кво и пробраться туда новым игрокам достаточно сложно, а всего через несколько месяцев находчивый стартап из Кремниевой долины доказал нам, что формула успеха кроется в возможности дать людям то, чего им не хватает здесь и сейчас — живого общения, но под соусом эксклюзивности, доступным только для избранных. Clubhouse, по сути, развивался именно по такой формуле, и она сработала. В своём нынешнем виде приложение увидело свет в марте 2020 года, а уже в мае, сразу после первого раунда привлечения инвестиций, приложение оценили в $100 млн! По результатам последнего этапа финансирования, в апреле 2021 года, инвесторы оценили компанию уже в $4 млрд. Неплохо, учитывая, что приложению исполнился всего год.

Скрепы Clubhouse

Clubhouse — это социальная сеть, сделанная по принципу онлайн-конференций, где всё общение происходит только в режиме реального времени и только в аудиоформате, без привычных нам картинок, комментов или видеороликов. Попасть в клуб можно исключительно по инвайту (приглашению) от людей, уже состоящих в нём, что придаёт некий статус закрытости и эксклюзивности. Казалось бы, система инвайтов уже давно осталась где-то в прошлом, примерно на ранних этапах появления почты Gmail. Мир двигается в сторону упрощения процессов, а такая система их только усложняет. Но на волне январско-февральского хайпа эта фишка Clubhouse сыграла им только на руку. После регистрации в приложении вы получаете два инвайта и можете кого-то пригласить. При этом Clubhouse достаточно щедр на инвайты, и у вас регулярно будут появляться новые, если закончились имеющиеся. С психологической точки зрения, людям всегда хочется стать частью чего-то тайного и закрытого, а поскольку найти инвайт не составляет особого труда, то они получают быстрое удовлетворение своих потребностей при минимальных затратах. Во время шумихи вокруг Clubhouse находчивые «предприниматели» даже умудрялись продавать инвайты по средней цене 300 рублей за штуку. Но главной скрепой клуба являются не инвайты и даже не уникальность обсуждаемых тем, а громкие имена приглашённых спикеров.

Волшебный пинок развитию Clubhouse дали Марк Цукерберг (Facebook) и Илон Маск (Tesla, SpaceX). Именно после того, как они зарегистрировались в приложении и стали спикерами на нескольких эфирах, для всего мирового сообщества это ознаменовало признание ими приложения Clubhouse и нового формата аудиочатов как модного и перспективного тренда современности. Илон Маск появился в эфире The Good Time Show, который начался ночью, но моментально собрал максимально возможное на тот момент количество участников  — 5 тыс. человек. Важно отметить, что он не просто засветился и сказал пару слов — это была полноценная дискуссия, в которой мог принять участие каждый, для чего было достаточно просто нажать на значок «поднять руку» и получить одобрение модератора. То есть в Clubhouse у вас есть уникальная возможность всего в один клик пообщаться вживую со знаменитыми людьми, в данном случае — с одним из самых богатых и успешных людей мира. Одновременно с эфиром, где был сам Маск, работало несколько других комнат, где велась трансляция из главной, забитой под завязку комнаты с Илоном, а также проходили прямые эфиры в других соцсетях, не говоря уже о многочисленных комнатах до и после эфира, где люди обсуждали его выступление.

Естественным образом слава Clubhouse дошла и до России. Толчок этому придал, опять же, Илон Маск, написав у себя в Twitter, что приглашает Владимира Путина пообщаться с ним в эфире нового приложения. Кремль ответил на твит Маска, что предложение им интересно. Как итог — сочетание слов «Путин», «Маск» и Clubhouse моментально сдетанировало в интернет-пространстве и облетело все российские СМИ. Увы, их встреча так и не состоялась, но число российских пользователей Clubhouse и медийных личностей резко возросло. Там успел отметиться блогер Илья Варламов, художник Покрас Лампас, главный редактор журнала Esquire Сергей Минаев, которого позднее успели ещё и заблокировать.

О чём говорят в клубе

Приложение часто ассоциируют со всем известными подкастами, с которых действительно началась история «Клубного дома» в декабре 2019 года, только под его прежним названием Talkshow. Позднее приложение сменило формат и название на Clubhouse, но тематика осталась очень схожа с подкастами — аудиопередачами в интернете. Любая тема может быть потенциально интересна для обсуждения в Сlubhouse. Отсутствие цензуры и свобода слова являются весьма притягательными для людей. Приложение уже по традиции заблокировали сначала в Китае, а затем и в Омане — как раз по причине цензуры. Но политика занимает лишь часть из всех комнат, где также говорят о технических новинках, бизнесе, инвестициях, маркетинге, а часто бывает и простая болтовня, которая иногда оказывается весьма увлекательной. Например, Сергей Минаев в феврале побил рекорд слушателей российского сегмента Clubhouse, когда на его шоу «Минаев Live ft. Megafon» пришло 7 тыс. человек из 8 тыс. возможных. К эфиру подключились многие известные люди, которые начали обсуждать какую-то совершённую кражу из ЦУМа, а затем вдруг стали рассказывать о своих кражах. Сергей также проводил открытую планёрку редакции Esquire в прямом эфире Clubhouse. Согласитесь, не каждый день выпадает возможность погрузиться в рабочий процесс такой редакции, поневоле начинаешь чувствовать себя её частью. В отличие от подкастов комнаты Clubhouse будто имитируют ваше присутствие на реальной лекции или конференции, где можно быть пассивным слушателем, но иметь возможность поднять руку и высказать мнение или задать вопрос.

Монетизация

Феномен Clubhouse заключался и в том, что до недавнего времени в приложении отсутствовала какая-либо возможность монетизации. Отчасти это и повлекло за собой спад популярности приложения. Clubhouse, как и TikTok, по сей день используется авторами той или иной величины, чтобы переводить подписчиков на свои аккаунты других соцсетей, например YouTube или Telegram, где есть монетизация и можно что-то продать. Однако в апреле Clubhouse всё-таки запустил возможность отправлять авторам донаты. Это не совсем традиционный вид монетизации, так как он является добровольным и работает только в отношении тех авторов, у кого включена эта опция. Многие знаменитости, пришедшие в Clubhouse, безусловно, получают деньги за своё участие в комнатах. Интересно, что это участие может быть как активным, так и молчаливым. Например, прайс за молчаливый приход в комнату и привод подписчиков популярного блогера и урбаниста Ильи Варламова, по информации с его официального сайта, составляет 200 тыс. рублей. Такой вид заработка также вполне распространён и его суть именно в приводе подписчиков, а не в участии конкретного человека в дискуссии.

Будущее и конкуренты

Несмотря на огромный успех и быстрый хайп, звезда Clubhouse начала постепенно гаснуть. Да, приложение очень удобное, простое и без цензуры, но Clubhouse по-прежнему имеет целый ряд ограничений: те же инвайты, монетизация, невозможность записи эфиров, ну и существенный минус — приложение доступно только на iOS. Пока пользователи Android ждут выхода Clubhouse для своих гаджетов, коих гораздо больше, чем устройств Apple, интернет-гиганты не дремлют и создают аналоги. Facebook и Twitter уже активно интегрируют аудиосервисы на свои платформы. Twitter даже пытался выкупить Clubhouse примерно за $4 млрд. Как мы уже отметили, ровно в такую же сумму инвесторы оценили компанию в апреле. Так гаснет ли звезда на самом деле? Пока сказать трудно, ведь на рынке действительно много серьёзных конкурентов, которые могут быстрее адаптироваться к новым трендам, но инвесторы продолжают уверенно вкладываться в Clubhouse. Внутри самого приложения можно найти слова разработчиков, где они благодарят нас, пользователей, за то, что мы участвуем в тестировании бета-версии их программы. То есть полная версия «Клубного дома» до сих пор не вышла, а хайп свалился, можно сказать, на её зародыш. Возможно, и так, ведь многие приложения по целому ряду причин тестируются именно на устройствах Apple, а только потом выходят в полной версии для всех гаджетов. Однозначно можно сказать, что факт появления Clubhouse на Android вряд ли вернёт ему былую популярность, но сейчас самое время обратить внимание на тот след, который он успел оставить в виде нового быстроразвивающегося тренда.

На примере давно закрытого сервиса Vine мы видели, как зародилась популярность коротких видеороликов и зажглись звёзды многих знаменитых ныне блогеров Instagram и TikTok. Кто знает, возможно, Clubhouse также станет именем нарицательным для будущих аудиочатов, а вы сделаете себе имя, стоя у его истоков.

текст:
Максим Дрёмин
фото:
архивы пресс-служб