Данила Шкиндеров
РЕКЛАМА
samson-kids

Данила Шкиндеров: КАК ПОБЕДИТЬ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

Из 25 тыс. ребят, которые попробовали свои силы в школьном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии, дойти до финиша посчастливилось лишь немногим. Что движет лучшими умами России, какие условия необходимы для реализации их интеллектуального и личностного потенциала и почему не надо быть слишком серьёзным, чтобы выиграть на главном интеллектуальном соревновании для школьников всей страны, расскажет звёздный во всех отношениях мальчик, ученик 11-го класса московской школы №57, абсолютный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии Данила Шкиндеров.

С раннего детства я увлекался астрономией. Наверное, всех детей привлекает космос и почти все хотят быть космонавтами, но потом эти желания куда-то уходят, однако у меня тяга к космосу не угасает и по сей день. Я рано научился читать. В основном зачитывался энциклопедиями и книгами о космосе. Приблизительно в это же время начал интересоваться музыкой. Так как я хорошо пел, то сначала выступал в качестве солиста в ансамбле «Семицветик», потом в Школе искусств им. И.С. Баха успешно участвовал в разных конкурсах. Когда с отличием окончил музыкальную школу по классу гитары, был уверен, что жизнь свяжу с музыкой. В средней школе пришло осознание, что мне не только хочется проявлять свою музыкальную натуру, но и познавать что-то в науке, в космической сфере.

Я очень любил ходить в Музей космонавтики. Особенно нравилась экспозиция, где были представлены документы и личные вещи космонавтов, еда в специальных контейнерах и т.п. Меня привлекала жизнь космонавтов, такая непохожая на нашу, земную. Вообще, в глубине души я большой мечтатель, меня притягивают неизведанные дали. Мне всегда нравилось открывать, узнавать что-то новое. С родителями мы много путешествовали. Объездили всю Европу и не только. Ещё одной моей страстью был планетарий. Качественная проекция звёзд и планет в Большом звёздном зале давала ощущение, что ты находишься в космическом корабле. Ярким событием в детстве, где-то лет в шесть, стал рассказ, как упало большое тело на Марс, куча обломков поднялась в воздух, а один из них долетел до Земли и теперь доступен посетителям музея. От таких сведений у меня захватывало дух!

Родственники говорят, что любовь к космосу мне передалась от двоюродного прадедушки Бориса Анатольевича Покровского, на которого я очень похож. Он стоял у истоков освоения космоса, принимал участие в запусках первых космических кораблей с космонавтами на борту. Прадедушка был уважаемым человеком, выдающимся журналистом, писателем, «космическим» историком, публиковал исторические очерки об освоении космоса.

Я всегда хорошо учился в школе, правда, сейчас так сказать нельзя. Из-за постоянных разъездов на олимпиады накапливается куча долгов по школьным предметам, да и по оценкам всё не столь благоприятно, но я не придаю этому большого значения. Класса до шестого вообще был круглым отличником, причём с полной уверенностью думал, что я чистый гуманитарий. С шестого по восьмой класс я с огромным удовольствием занимался в кружке при Московском планетарии. Нам читали лекции по освоению космоса, а в Большом звёздном зале проходили практические занятия.

Мы изучали звёздное небо и все космические процессы, и я чувствовал себя самым счастливым человеком! На последнем курсе мы ездили в Кавказскую горную обсерваторию, где мне представилась возможность увидеть, как работают астрономы с современными большими телескопами. Занятия в планетарии дали мне много эмпирических знаний, без формул, широкий кругозор, понимание природных процессов, различных фактов и общее познание астрономии. Но для победы в олимпиадах кружок в планетарии вряд ли поможет. В олимпиадах упор идёт на вычисление, решение задач, тогда как на занятиях кружка направленность на изучение фактов и общее познание, а это, на мой взгляд, очень важно для развития. Важнее, чем умение решать олимпиадные задачи. Я ходил в обычную школу №2100 около дома. Это хорошая школа, с уровнем образования выше среднего. На олимпиадный путь меня направила наша учитель по физике Зоя Викторовна Шестакова. Если говорить про Всероссийскую олимпиаду школьников («Всерос»), то я принимаю в ней участие уже четвёртый раз. Она проходит в четыре этапа, среди которых — школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Задания последних двух этапов рассчитаны на школьников 9–11-х классов, однако участвовать в них могут и более юные учащиеся. Поэтому моя учитель по физике предложила мне в восьмом классе написать олимпиаду за девятый класс. Чтобы подготовиться к олимпиаде, она рекомендовала мне позаниматься в кружке чемпионов школы №2098 у преподавателя астрономии Максима Ткачёва. Это был мой первый учитель по олимпиадной астрономии. У него в кружке я смог подготовиться к олимпиаде, хорошо написал муниципальный этап, и мне предложили пройти сборы — бесплатные интенсивные ежедневные занятия, концентрированные на каждой теме по астрономии. Это очень помогает в подготовке к олимпиадам. Вообще, здорово, что школьникам предоставлена уникальная возможность абсолютно бесплатно готовиться к олимпиадам в кружках, вечерних школах, на сборах. Благодаря двухнедельным сборам я очень сильно подтянул олимпиадную астрономию, прошёл в команду Москвы на заключительный этап «Всероса» и в итоге сумел стать призёром. Диплом в торжественной обстановке мне вручал космонавт Сергей Ревин. В тот год Москву представляли 38 ребят из 14 столичных школ. Я был самым младшим школьником, получившим диплом.

Ощущения были очень странные. Меня по жизни преследует синдром самозванца, когда ты достигаешь чего-то большого, но тебе кажется, что всё это просто случайность. Ты не можешь поверить, что в очередной раз оказался среди лучших. Такое же чувство было и когда я проходил на международные олимпиады. Что касается астрономии, то с каждым разом мои результаты были всё лучше. Спадов не было. Несколько лет подряд параллельно с астрономией я стремился попасть на «Всерос» по физике, занимался в вечерней физической школе при МГУ, однако пройти на «Всерос» по физике не удалось ни в девятом, ни в десятом классе. Самый трудный на «Всеросе» для меня первый, базовый тур, когда за пять часов надо выполнить шесть заданий с расчётами. После победы на «Всеросе» я стал готовиться самостоятельно по несколько часов в день. Обычно я начинаю готовиться ближе к олимпиаде. Основа основ при подготовке — это выучить теорию и прорешать задачи прошлых лет. На кружки я уже время не трачу, разве только ещё посещаю сборы в Центре педагогического мастерства и сборы для участия в международных олимпиадах. В конце восьмого класса я понял, что моя школа не даёт мне достаточно знаний по физике, и начал искать варианты других школ с таким уклоном. Я подал заявление в одну из лучших школ Москвы, 57-ю школу, и после нескольких собеседований меня приняли. Понятно, что я сильно отставал от ребят, которые здесь учились, но за год сумел всех нагнать, и своим призёрством во «Всеросе» по физике я обязан в том числе урокам нашего преподавателя Павла Андреевича Лесовского.Последний год был для меня очень насыщенным. Свершилось то, к чему стремился! Я прошёл на «Всерос» сразу и на физику, и на астрономию. Только закончилась олимпиада по физике, где я наконец-то стал призёром, нужно было сразу готовиться к астрономии. Сил совсем не было, я продолжал готовиться, а в последние несколько дней дал себе отдохнуть и немного расслабиться. Смотрел фильмы. Среди моих любимых кинокартин о космосе, которые вдохновляют и мотивируют, — «Интерстеллар», «2001 год: Космическая одиссея», «Гравитация», «Аполлон 13», «Человек на Луне». По тему физики люблю фильм «Вселенная Стивена Хокинга». Вообще, Стивен Хокинг — мой кумир. Я следил за его научной деятельностью и жизнью. Его смерть стала для многих трагедией!

Участие в олимпиадном движении тебя сильно меняет. Ты становишься увереннее в своих силах, общительнее, раскрепощённее. У тебя появляется много знакомых, расширяются связи в кругах умных людей в разных городах России. А участие в международных олимпиадах даёт возможность путешествовать по миру, узнавать культуру страны, традиции. Победа во «Всеросе» предоставляет возможность поступления в профильный вуз без вступительных экзаменов. Когда-то я мечтал поступить в МГУ на физический факультет. Сейчас я уверен, что буду поступать в Физтех, так как сейчас это лидирующий институт по физике с хорошей научной базой и большим выбором физических факультетов. По факультету ещё определяюсь, выбираю между аэрокосмическими технологиями и общей теоретической физикой. Бакалавриат окончу у нас, а магистратуру, скорее всего, за рубежом. Скорее всего, пойду работать инженером в NASA или в SpaceX. Хотел бы поучаствовать в разработке многоразовых ракет и поработать в проекте «Миссия „Артемида”» и создании базы на Марсе. Будущее — за освоением Марса и Луны.

Тем школьникам, которые только вступают на путь олимпиадного движения, рекомендую быть спокойными и уравновешенными, надеяться только на себя, на свои знания и умения. За данные тебе пять часов нужно сфокусироваться на заданиях, следить за временем, поторапливать себя. Я всегда рассчитываю время, чтобы закончить на час раньше, иметь запас времени на проверку. Необходимо рассчитывать силы, писать быстро, не паниковать в случае неудачи. Олимпиада — это огромный опыт совладания с собой. Нужно научиться правильно готовиться, настраиваться и вообще понимать: если не победишь, это не конец света. Ты пишешь олимпиаду, потому что тебе это нравится! Чтобы избежать стресса, лишнего волнения, даже лучше, когда ты не придаёшь слишком большого значения олимпиаде, тогда решать проще. Всероссийская олимпиада школьников собирает умных и увлечённых ребят, которые всё своё свободное время отдают любимому предмету. Есть и те, кто участвует во «Всеросе», чтобы получить грант, тем более что для москвичей вознаграждение серьёзное: для победителей — 500 тыс. рублей, для призёров — 300 тыс. рублей, участники получают 100 тыс. рублей. Приступив к олимпиаде, лучше думать только о задании и не переживать, если что-то сразу не получается решить. Вас может осенить, когда большая часть времени истекла. Со мной такое тоже случалось, но если успокоишься и возьмёшь себя в руки, то победа не за горами. Вообще, не стоит относиться к олимпиаде слишком серьёзно.

Участвуйте в олимпиадах ради новых знаний, преодоления себя и новых побед!

текст:
Данила Шкиндеров
фото:
из личного архива