Елена Бадмаева. СУДЬБА ЛЮБИТ СМЕЛЫХ
Она привыкла рисковать, потому что считает, что судьба любит смелых. Благодаря такому настрою, смешанному с бесспорным талантом и завидным упорством, Елене Бадмаевой — признанному мастеру российской моды — удалось добиться успеха в профессии даже в столь непростые 90-е… Член Международного союза дизайнеров, автор множества невероятных коллекций одежды, мама взрослого сына и просто красивая женщина Елена Бадмаева смогла найти в своём непростом рабочем графике время, чтобы поделиться с нами секретами успеха и просто немного рассказать о себе.
Елена, как вы стали дизайнером? Это был осознанный выбор профессии или любимое хобби переросло в работу?
Это был осознанный и длинный путь, который начался ещё с художественной школы в детстве. Потом была спецшкола при Мухинской академии и мучительное поступление в Мухинское училище — единственное место в Санкт-Петербурге, где в 90-е готовили художников-модельеров. Шесть лет учёбы и вуаля — я дизайнер моды в стране, в которой закрывались все производства лёгкой промышленности.
И тем не менее ваши первые проекты начались ещё во время учёбы? Как удалось не потерять себя в это сложное время?
Собственно, понимание профессии и то, что в ней надо придерживаться активной позиции, пришло еще на четвёртом-пятом курсе. Я стала участвовать в конкурсах молодых дизайнеров, и в моей жизни начались головокружительные победы. Это многому научило. Но больше всего меня закалили мои родители. После защиты диплома каждый день с самого раннего утра они отправляли меня «устраиваться на работу». (Смеётся.) Тогда это казалось странным. Было совершенно некуда идти, но они проявляли последовательное упорство. Я шаталась по городу, по знакомым, и в итоге благодаря поискам и хождениям через знакомых на меня вышли англичане, которые приобрели Ленинградский дом моделей (на Невском проспекте) с огромной историей и искали дизайнера на новое производство. Их взгляды на производство и на моду в целом очень отличались от российских представлений, и им была нужна молодая перспективная кровь. Которой, собственно, оказалась я. Дальше был испытательный срок, после которого я получила место дизайнера в Доме Мертенса на Невском проспекте под патронажем фирмы Ede&Ravenscroft и лично принца Майкла Кентского. Ну и понеслось: первый Париж, выставки и коллекции, место главного дизайнера! Это время мне очень многое дало — я одна из первых оказалась в условиях современного модного европейского производства. Это было просто чем-то фантастическим!
Но в какой-то момент вы всё же поняли, что под чьим-то руководством вам тесно, и основали модный дом… Сложно было начинать собственное дело? Расскажите об этом подробнее, пожалуйста. Как всё получилось?
Почти одновременно с началом работы у англичан я открыла студию. Судьба любит смелых, и я была очень смела. Я сняла квартиру, сделала с помощью моих друзей ремонт, свила там себе гнездо и начала работать. В модном доме я занималась промышленной модой, работала под брендами Дома Мертенса. А в студии вечерами и по выходным занималась творчеством и создавала авторские коллекции.
Наверное, вам нередко приходилось сталкиваться и с критикой в свой адрес? Как вы к ней относитесь?
В разные периоды жизни по-разному. Иногда она задевает, но тогда я делаю для себя определённые выводы, что вполне полезно. А иногда вообще не обращаю на неё внимания. Хотя, конечно, чаще всего смотрю на неё конструктивно.
Что должен уметь дизайнер одежды? Хорошо рисовать, создавать что-то своими руками? Что, на ваш взгляд, важнее всего?
Раньше мне казалось, что нужно уметь хорошо рисовать, быть смелым в творчестве, иметь хороший вкус, широкий кругозор и бешеное трудолюбие, уметь шить. Сейчас многое изменилось. Кристаллизовались на современном рынке новые профессии и новые подходы, и теперь хорошо рисовать, как это делаю я, совсем необязательно — сегодня процветает профессия fashion-иллюстратора. Конструирование с развитием компьютерных технологий тоже ушло из рук дизайнера в руки к специалистам. А вот креативная составляющая, помноженная на технологичность, целиком на стороне дизайнера, и питать это необходимо хорошим вкусом.
Кстати, как формировался ваш вкус? Кто ваши учителя и авторитеты в моде?
Учителей было много, но лучше, наверное, без конкретики, потому что если отметить одного, то другие обидятся. А в моде авторитетов у меня очень много. Наиболее яркие — это Victor&Rolf, Антверпенская шестерка, YSL. Мир моды — как энциклопедия: в нём всегда много нового и интересного. Мой учебник дизайна — это мода рубежа XX–XXI веков.
Быть дизайнером одежды — это состояние души, творческие поиски или повседневная работа?
Уверена, что всё перечисленное — это звенья одной цепи. Соло в этом трио может меняться в зависимости от задачи. Иногда вдохновение даёт импульс, творчество его развивает, а внедряет повседневная упорная работа. Или, наоборот, в упорном труде появляются новые решения, они запускают процесс творчества и потом подключается вдохновение!
А вдохновение, которое может дать этот самый импульс, откуда черпаете? И вообще, насколько оно важно для дизайнера?
Вдохновение для дизайнера архиважно. У каждого наверняка свой опыт в его получении. Кто-то ловит музу в путешествиях, кто-то — в последовательно выстроенной работе, кто-то — в огромном информационном поле… Я придерживаюсь следующего взгляда на это: чем больше информации и знаний по теме, тем ближе вдохновение.
Умения, образование и даже вдохновение — понятно, что всё это у вас есть… И тем не менее тяжело создавать что-то новое?
Нет, но трудно быть уверенным, что это новое! Здесь главное — понимать, что ты центр и то, что для тебя новое, и есть важное. Это не спортивные соревнования. Каждый твой новый шаг ведёт тебя только по твоему собственному пути к развитию в профессии. Соревнования надо делегировать маркетологам и продавцам, а в дизайне одежды важно понимать, что есть разные срезы. Если вести речь о бренде одежды, то это одни законы — новизны и взаимоотношений маркетинга и бренд-менеджера, и тут роль дизайнера мала. А если говорить о личном бренде, то законы совсем другие: здесь есть автор и есть заказчик.
Можете описать свои эмоции, когда идёт показ ваших коллекций?
Эмоции жуткие, не люблю их вспоминать. Чаще всего мне кажется, что всё очень затянуто. Вечно придираюсь к музыке — ощущение, что она очень медленная… И это притом, что я знаю — все это видят впервые, им интересно! Однако моё сознание настолько в этот момент парализовано, что не отдаёт отчёт, что только мне хорошо известен каждый штрих! Потом слышу, что всё прошло на одном дыхании, что хотелось бы рассмотреть повнимательнее. (Улыбается.) Ну а в остальном на показах я обычно чувствую себя очень уверенно, потому что давно усвоила: чем лучше подготовиться, тем лучше результат. Я никогда ничего не откладываю на потом, я привыкла контролировать все процессы и не уважаю работу «на карандаш». Всегда имею план Б!
Отразилась ли история с коронавирусом на вашей деятельности? Некоторые дизайнеры в период изоляции, например, шили красивые защитные маски…
Маски я шила для друзей. Но особого интереса у меня не родилось к этой деятельности, чтобы рассмотреть её всерьёз. На меня коронавирус не повлиял особо, да и на мой бизнес тоже. Напротив, у меня произошло счастливое совпадение самоизоляции с ребрендингом и реконструкцией салона. Поэтому я использовала это время для себя и для наведения порядка в голове, осмысления планов. У меня до пандемии была приостановлена работа, связанная с представлением моего бренда на мировом рынке, поэтому коронавирус я встретила без потерь.
Ваша покупательница — кто она? Могли бы вы описать её несколькими словами?
Моя женщина — это женщина-магнит. Это образованная успешная женщина, которая ценит себя, своё окружение и своё время. Которая хочет подчеркнуть своё внутреннее обаяние и очарование. Которая ценит не сиюминутные тренды, а уверена в своём жизненном пути.
А своего самого первого покупателя помните?
Первые заказы появились у меня ещё в институте — я начала сама шить и зарабатывать этим на жизнь. И первую покупательницу, конечно, помню — она заказала у меня пальто, изготовление которого на тот момент было для меня очень сложной задачей.
Но вы с ней справились?
Конечно, справилась, я умею быть упорной и выносливой. А выполнение заведомо сложных заказов помогало быстро набирать опыт и прилично зарабатывать. Мне всегда нравилось сделать одну, но серьёзную вещь и заработать за раз больше, чем долго шить множество легковесных вещей. Опыт шитья очень помог в дальнейшей работе.
Если помечтать о путешествии во времени, в какой исторической эпохе вы бы хотели оказаться?
Откровенно говоря, нет такой мечты. Я мечтаю сегодня быть актуальной и прогрессивной.
Что для вас красота? В чём она проявляется?
Это очень абстрактное понятие, но попробую ответить. Это особое сочетание между внешним и внутренним. Это то, что вдохновляет, притягивает взгляд и оставляет след. То, о чём хочется больше узнать и удержать… Я очень ценю красоту.
Как вы считаете, красивой женщине легче добиться поставленной цели в жизни?
Думаю, да, если она не слишком сконцентрирована на своей красоте. Это отвлекает.
Но тем не менее каждая женщина всегда должна быть хорошо одета и причёсана — это безусловное правило. Каковы сегодня главные тренды в одежде?
Основной тренд, на мой взгляд, — это быть ухоженной, причёсанной и хорошо одетой. Но это не должно выглядеть слишком серьёзно, лёгкая небрежность придаст шарма. А главный запрос времени — это разнообразие (широкий выбор стилей), комфорт и разумность.
Без каких вещей вы не представляете свой гардероб?
Я страстный ценитель обуви. Но сегодня многое меняется, и моё отношение к гардеробу тоже претерпевает перемены. Сейчас, как и многие, я ценю комфорт, но без ущерба образу. Не применяю растиражированные решения типа платье леди-лайк и кроссовки. Люблю артовые акценты.
А как бы вы могли охарактеризовать свой стиль?
Его, наверное, можно обозначить как смелый микс неоклассики и неоромантики, но это очень общее определение. Если чуть более конкретно, то основа моего стиля — это выраженная арт-самобытность на классической форме.
Ваша профессия повлияла на его формирование?
Найти себя оказалось намного сложнее, чем одевать других. Скорее, мой внутренний и внешний стили влияли всегда на мою профессию. Раньше я носила длинную косу, и восточная внешность добавляла пикантности, что выгодно выделяло меня среди коллег и друзей. Теперь я изменила стиль и планирую ещё меняться. Как и раньше, чёрный цвет — это цвет, который носят дизайнеры, он в основе. В этом я не исключение. Хотя очень люблю белый — как в творчестве, так и в жизни.
А почему именно чёрный? С чем это связано?
Думаю, что творческие люди предпочитают чёрный из-за его графичности и выразительности. Человек в чёрном всегда выразителен, начинают играть большую роль кисти рук, жесты, силуэт, выражение лица, особенно звучат акценты. Это как какие-то невербальные знаки.
Чёрный вы носите всегда или без него не обходятся именно официальные и профессиональные мероприятия?
Когда не хочу думать, надеваю чёрный. Но у меня есть мой личный ленивый приём, и это отнюдь не чёрный. Это белая блузка или рубашка. Всегда, когда надо быть в меру официальной, в меру профессиональной или в походных условиях, но красивой, я надеваю белую блузку (а низ не играет значения).
Есть ли у вас любимый город для шопинга?
Затрудняюсь ответить, потому что не люблю магазины и длительные походы за покупками. Чаще всего покупаю одежду спонтанно и без примерки. Думаю, это профдеформация — передозировка одеждой. Ещё я не люблю примерочные! Постоянно удивляет ошибка архитекторов при их проектировании — свет в примерочных всегда сделан так, чтобы женщины искали потом выход у психолога.
Будучи ребёнком, вы интересовались модой? Как ваша семья отнеслась к этому увлечению?
Когда я была ребёнком, я рисовала, но модой особо не интересовалась. Тогда мало кто знал о профессии модельера вообще, это было сугубо профессиональное и малочисленное поле. Образование в этой области было получить очень сложно, нужно было сначала стать художником. Но к окончанию мной школы мама решила за меня, что это лучшая профессия, что она будет актуальной всегда. На том, собственно, и порешили.
А ваш сын советовался с вами относительно выбора профессии? Не хотелось, чтобы он пошёл по вашим стопам?
Я об этом мечтала, но ясность наступила давно, когда он твёрдо сказал, что его ждёт иная карьера и с искусством она не связана. Он окончил школу в этот интересный год и стал студентом юрфака СПбГУ. Как каждая мать, я желаю ему найти себя и уверенно идти по выбранному пути. Хочу, чтобы он со своей стороны щедро делился со мной сигналами нынешнего времени.
Насколько важно в современной жизни высшее образование, на ваш взгляд?
Уверена, что оно всегда было и будет важным. Тренд на самообразование сейчас рулит именно потому, что годы роста людей в бизнесе и других сферах деятельности без образования почти прошли. И они естественным путём пришли к тому, что наращивать «скилы» приходится всё равно. Меня очень радует такое развитие событий.
Елена, бывали ли в вашей жизни моменты, когда хотелось всё бросить? Если да, как удавалось не сдаваться и идти дальше?
Конечно, такой момент был, что скрывать. Именно тогда я решила всё изменить и выйти на мировой рынок. Видимо, натура такая. Я борец!
Есть ли у вас хобби, без которого вы просто жить не можете?
Раньше увлекалась антиквариатом, но в какой-то момент насытилась. Потом собирала напёрстки. Сегодня я люблю путешествовать, делаю это со вкусом и интересно. Ну и пытаюсь себя убедить в том, что спорт — это моё хобби. (Улыбается.)
Каким было самое запоминающееся и яркое путешествие в вашей жизни? И почему именно оно произвело такое сильное впечатление?
Путешествий было очень много, и примечательных, но, наверное, самое вкусное из последних — это путешествие на барже по каналу дю Миди — искусственно созданному в средневековой Франции каналу с каскадами шлюзов, замками по берегам, акведуками и виноградниками.
А в Петербурге, вашем родном городе, самые любимые места какие?
Трудно выделить одно конкретное место. В первую очередь, это, конечно, центр, где я выросла и училась, где сейчас находится моя студия. Это мой фундамент. А если говорить с эстетической точки зрения, то больше всего я люблю Питер с воды.
текст:
Екатерина Куцанова
фото:
из личного архива