Grand Theft Auto V

Grand Theft Auto V
РЕКЛАМА
Babyer Magazine

Известная игра Grand Theft Auto V (GTA 5), наделавшая много шума, рассчитана на аудиторию 18+ и запрещена во многих странах: в Австралии, Бразилии, Индонезии, Малайзии, Саудовской Аравии, Южной Корее, Таиланде и в Объединённых Арабских Эмиратах.
Особенность этой игры заключается в чрезвычайной жестокости и категорически не рекомендуется детям, подросткам и людям с неустойчивой психикой. Ничего не подозревающие родители могут даже и не догадываться о том, что происходит на экране компьютера ребёнка.

Основой сюжета являются гангстерские и криминальные «приключения», в которых требуется угонять машины, давить людей автомобилями, убивать сотни мужчин и женщин для прохождения квеста, употреблять наркотики, вымогать деньги, а также наблюдать сцены эротического характера и исполнять ряд насильственных действий. Но это ещё не всё. На самом деле игра является «песочницей», в которой можно делать всё, что угодно. Игра пятой версии представлена с применением качественной графики, с реалистичной прорисовкой крови, процесса убийств, насилия, пыток и может серьёзно навредить психическому здоровью детей, подростков и даже взрослых людей. Разработчики этой игры запрещают своим детям играть в неё, и неспроста.

Настолько агрессивная и жестокая игра оказывает мощное влияние на несформировавшуюся детскую и подростковую психику, ломая привычные и принятые социумом установки, позволяет попробовать в игровой версии то, что недоступно в реальной жизни, приглашает перешагнуть через порог запрещённого, недопустимого и осуждаемого обществом поведения, несущего разрушение, боль и страдания. Даже если сначала игрока смущают задания квеста, совсем скоро он начинает понимать: это всего лишь игра, никто его не осудит, не применит наказания, к тому же, учитывая, что главную скрипку нашего жизнеощущения играют гормоны и гормоном поощрения является дофамин, вырисовывается далеко не радужная картина.

Дофамин – один из химических факторов внутреннего подкрепления, служит важной частью системы «вознаграждения» мозга, гормон, вырабатываемый надпочечниками и влияющий на процессы мотивации и обучения. Дофамин вырабатывается естественным образом во время положительного субъективного опыта. Нейробиологические исследования показали, что даже воспоминания о поощрении вызывают выработку дофамина. Данный медиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода действия.

Особо быстрые игры могут привести даже к интоксикации организма дофамином. Избыток дофамина меняет реальность игрока, мозгу становится сложнее обрабатывать впечатления, приходящие из реального мира, что выражается в виде появления симптоматики, напоминающей шизофрению (краски и звуки окружающего мира становятся ярче, внутренний голос звучит громче и т. п.). Также исследования показали, что у зависимых от игр людей наблюдаются функциональные и структурные изменения в системе дофаминовых нейронов, схожие по своей природе с изменениями у зависимых от алкоголя и наркомании. Для лечения подобных последствий коррекции игровой зависимости существуют специальные клиники.

Научно-практическая конференция Малой академии наук осветила один из докладов на тему игровой зависимости: «В конечном счете желание игры выигрывает в борьбе с “суперэго”, но игра не приносит желаемого удовлетворения, положительные эмоции заканчиваются с выходом из виртуального мира».

Возвращаясь из игрового мира в реальный, игрок лишается постоянной порции дофамина и постепенно теряет интерес к жизни реальной, в которой, как правило, его встречают чаще всего ожидающие его невыполненные дела, забытые уроки, пропущенные тренировки, упущенные возможности, неоправданные ожидания, потеря друзей, проблемы с родителями и близкими людьми, что ещё более усиливает острое проявление негативной составляющей и желание поскорее вернуться в мир виртуальной реальности, где получить такое необходимое и желанное одобрение и удовольствие не просто, а очень просто.

Сам по себе прилив дофамина счастья не вызывает, но повышает настроение и удовлетворение. Чувствуя это, мы готовы усердно трудиться, ощущаем приток дофамина, и объект желания становится критически необходим, чтобы выжить. Завладевшее дофамином внимание приказывает нам достать объект или повторять то, что нас привлекло. Таким образом, может произойти формирование зависимости: чем больше человек играет, тем лучше он себя чувствует. Игрок, предвкушая дофаминовую награду, не может предсказать, когда это произойдёт, когда он наберёт нужное количество баллов или перейдёт на новый уровень, поэтому его дофаминергические нейроны продолжают «выстреливать», а он прилипает к стулу. В случае с детьми даже при самом строгом дозировании формируется дофаминовая зависимость. Даже если ребёнок немного играет, он всё равно мысленно возвращается к игре, видит во сне новые образы, что мешает сосредоточиться или сфокусироваться на учёбе.

Современный ребёнок к 21 году накапливает около 10 тыс. игровых часов, что равно времени, проведённому в средней школе при условии идеальной посещаемости или равноценно работе на полную занятость более 40 часов в неделю.

Согласно концепции нейропластичности, мозг формируется под воздействием любого опыта и часто повторяемых видов деятельности. Существует обширное поле исследований, подтверждающих теорию о том, что родители могут напрямую влиять на развитие мозга своих детей, предлагая тот или иной опыт переживаний. Развивающие занятия, активные прогулки, спорт, музыка, общение в кругу семьи, общение с друзьями, изучение человеческих отношений особым образом формируют мозг ребёнка, позволяя раскрываться его высшим человеческим качествам. Крайне необходимо обеспечить детям тот опыт переживаний, который позволит создать связи между различными отделами мозга. Когда эти отделы работают согласованно, происходит укрепление соединительных волокон, связывающих различные отделы мозга. В результате чего между различными отделами возникают более прочные связи, что благоприятствует гармоничному развитию мозга ребёнка.

Влияние видеоигр на развитие мозга сквозь призму пластичности, то есть навыков, умений и качеств, которые развиваются в ребёнке, невозможно недооценить. В случае с игрой GTA 5 и подобных ей, где для достижения целей необходимо совершить ряд убийств, применять пытки, грабить, причинять боль, переступать через высшие человеческие качества и прочее, на глубинном смысловом уровне происходит нивелирование ценности человеческой жизни, человеческих переживаний, отношений, поощряются жестокость, похоть и ещё очень многие самые низшие и порицаемые отрицательные свойства личности. Получая дофаминовое подкрепление за наработку и закрепление отрицательного опыта в игре, ребёнок незаметно для себя и окружающих закрепляет смысловые посылы игры, постепенно перенося их в реальную жизнь. Именно этим объясняется повышение уровня неадекватности и агрессивности детей и подростков в реальной жизни (избиения, детская жестокость, массовые убийства и т. п.), снижение уровня интеллекта, трудности с учёбой, развитие отрицательных черт, депрессии, понижение уровня духовного развития и др.

Ответственность за развитие и становление личности ребёнка лежит на родителях, однако сегодня, в мире компьютеров и интернета, идея ограждения детей от компьютерных игр выглядит малоосуществимой. Оставляя ребёнка наедине с гаджетами в надежде, что он немного отдохнёт и расслабится, на самом деле мы оказываем ребёнку медвежью услугу, лишь усугубляя ситуацию с зависимостью от игры. И наоборот, отдаляя его от игр (хотя бы на время), занимая ребёнка тем, что способствует его развитию, физическому, творческому и духовному, а не деградации, мы позволяем не только восстановиться его нервной системе, но и заботимся о его всестороннем гармоничном развитии. Несомненно, занятый бесконечными играми ребёнок очень удобен родителям, которые также выбирают для своего отдыха виртуальную реальность, но необходимо понимать: от того, что родитель успеет вложить в развитие своего ребёнка, зависит в первую очередь его будущее, успешность и в конечном итоге счастье и удовлетворение жизнью любого человека.

текст
Кузякин Сергей