Ход конём

Ход конём
РЕКЛАМА
Babyer Magazine

Говоря о шахматах, я вспоминаю, как брал интервью у одного юного шахматиста на соревнованиях в Сочи. Мероприятие напоминало детские Олимпийские игры с множеством спортсменов, но запомнился мне именно шахматист. Ему было не более 10 лет. Обычно в таком возрасте дети не дают развёрнутых ответов, но при этом охотно соглашаются на интервью, потому что для них это весело и в новинку. Шахматист же сильно выделялся на фоне других. Он относился к вопросам с полной серьёзностью, давал развернутые и обоснованные ответы. Он чётко описал, как видит своё будущее, что планирует глубоко изучать математику и физику и что хочет стать инженером. Получилась неожиданно  интересная и долгая беседа. У меня было полное ощущение, что я общаюсь с взрослым человеком. После этого интервью я заинтересовался шахматами и их влиянием на личностное развитие, что и подтолкнуло на написание этого материала.

Всем ли возрастам покорны?

Изучать шахматы можно практически в любом возрасте, но идеально подходит промежуток с 6 до 12 лет. Можно и раньше, но важно не перегнуть палку и не заставлять ребёнка. Такой подход может навсегда отбить интерес к шахматам или вообще вызвать отвращение к игре.

Дело в том, что образ мышления малышей сильно отличается. До трёх лет им присущ образно-действенный тип мышления, иначе говоря «видеть и делать». Вы можете попросить ребёнка надеть нагрудник во время еды, и он исполнит вашу просьбу, но только потому, что уже запомнил название этого предмета и его внешний вид. Спустя время он поймёт, что нагрудник следует надевать каждый раз, чтобы не испачкаться – это будут зачатки понятийного, иначе говоря, логического типа мышления.

Понятийное мышление – это способность человека выделять важные свойства объектов из менее важных, выстраивать логические связи между ними, анализировать и запоминать их в виде понятий. Эти понятия помогают упорядочить поступающую информацию. Разберём на простом примере: возможно, вы не умеете играть в шахматы, но понятие шахмат и примерная логика игры вам знакомы. Соответственно, вы легко отличите их по форме доски и фигур и будете способны сделать какие-то выводы, когда идёт речь об игре или её участниках, например, гроссмейстерах. Так и работает понятийное мышление, складываясь из деталей в логическое умозаключение. Но у малышей такой способ восприятия мира ещё отсутствует. Они только начинают познавать внешний мир и пока не научились анализировать и обобщать эту информацию, а помогать им в этом нужно последовательно.

За начальную точку возьмём дошкольный возраст. У детей к этому времени уже достаточно сформировано логическое мышление и мозг наиболее подготовлен к изучению шахмат. В это время они могут проявить интерес даже к азам программирования и робототехники. Но не пытайтесь «задавить» их сухой теорией, это может показаться скучным и сложным. Для начала расскажите о расстановке фигур и как они ходят. Обязательно купите ребёнку настоящую красивую шахматную доску. Ему будет намного интереснее изучать игру, принимая непосредственное участие в «баталиях», чем занимаясь на планшете или телефоне.

Очень важно заинтересовать ребёнка на собственном примере. Ни один фанат не сможет ответить на вопрос, почему он болеет за любимую команду. Это идёт из детства, потому что за неё болел папа. Поэтому вам самим будет не лишним заранее почитать про обучение шахматам, а также углубить практические знания. Взрослым проще: нам отлично подойдёт телефон. Полезно привлечь к процессу и друзей ребёнка. Так обучение пройдёт намного эффективнее, ведь они смогут на практике оттачивать игру с людьми одного уровня и возраста. Помните, что дети ещё очень чувствительны к проигрышам, а игра со сверстниками поможет сохранить у оппонентов примерный баланс побед и поражений, нежели игра с более опытными людьми.

Однако в основе шахмат лежит состязание, поэтому, набравшись опыта, юному спортсмену захочется попробовать свои силы на турнирах. Победы в соревнованиях и завоёванные разряды послужат отличной мотивацией продолжать занятия. Карьерная лестница шахматиста-любителя проходит с 3 разряда до КМС. Следующим этапом идёт уже громкое звание Мастера спорта России, а самое почётное место в шахматном мире занимает звание Международного гроссмейстера.

Шахматы – это характер!

Начало школьной жизни влечёт за собой серьёзные психологические изменения у детей. Они учатся жить в незнакомой среде, привыкать к новым людям, изучать сложный материал. Для многих детей этот период связан с кризисом первоклассника – переходным этапом между детством и младшим школьным возрастом. Мышление перестраивается с привычной игровой модели на модель обучения. У детей появляются не только новые интересы и друзья, но и связанные с ними страхи. Ребёнок теперь должен не просто впитывать информацию как губка, а уже решать задачи, строить гипотезы и самостоятельно искать ответы на многие вопросы. Мысли ожидаемо находятся в хаосе. Именно в это время польза от занятий шахматами поможет структурировать информацию в голове и начать думать абстрактно.

Шахматы далеко не простая игра. Может показаться, что если запомнить комбинации, то этого будет достаточно, чтобы выиграть партию. Но шахматы прежде всего игра интеллектуальная, в ней нужно думать. В 1950 году математик Клод Шеннон изучил, какое максимальное количество возможных комбинаций существует в шахматах, и получилось число 10¹²⁰! Перед каждым последующим ходом шахматист выбирает не менее чем из 30 вариантов, одновременно пытаясь предугадать ход соперника. При этом стратегия игры может поменяться в любой момент, и придётся это делать заново. Просто запомнить не получится.

Таким образом, шахматы не сводятся только к тренировке памяти. Они развивают пространственный интеллект и способность принимать решения, когда от них зависит результат. Игроки вынуждены подходить к решению задачи с разных сторон, мысля абстрактно. Шахматы тренируют мозг постоянно находиться в напряжении, что поддерживает нервные клетки в тонусе, создавая неисчерпаемый ресурс энергии на протяжении всей жизни. Шахматы также развивают интуицию – умение считывать невербальные сигналы оппонента. Все эти навыки плавно перетекут и в реальную жизнь, открывая перед ребёнком огромные возможности личностного и карьерного роста в будущем.

«Властитель повержен»                                                                                                                                          

Принято считать, что шахматы берут свое начало из Индии под названием «чатуранга». Известно, что главной целью игры было загнать в угол «раджу», иначе говоря, поставить мат королю. Позднее игра меняла названия, перекочевав сначала к арабам и персам, а затем оказалась и на Руси под названием «шахматы», образованным от персидских слов «шах мат», что буквально означало «властитель повержен». В древние времена игра была популярна среди представителей высшей индийской касты и могла служить прототипом реальной войны. Именно посредством игры военные стратеги того времени оттачивали тактику ведения боя. Это ещё раз говорит о том, что шахматы с самого начала имели далеко не только игровое предназначение.

Спорт или игра

Может возникнуть вопрос, какое отношение шахматы вообще имеют к спорту. Шахматы – это интеллектуальное соревнование, именно поэтому их и называют спортом. Но не стоит полагать, что такая терминология принижает их ценность как физически активного занятия.

Знали ли вы, что шахматист во время цейтнота (недостаток времени для обдумывания хода) может потерять до нескольких килограмм веса, а его пульс будет зашкаливать как у бегуна? Многочасовая шахматная партия сильно изматывает спортсмена, и чтобы одержать победу, мозг должен иметь огромный запас энергии для поддержания работы. Поэтому все профессиональные шахматисты, помимо регулярных умственных упражнений, параллельно занимаются активным спортом. И результат налицо! Посмотрите фото профессиональных шахматистов: практически все они находятся в хорошей форме независимо от возраста.

Игра для гениев

Существует убеждение, что для достижения успеха в деле нужно сразу родиться с талантом к нему. Безусловно, существуют вундеркинды, способные к 5 годам умножать огромные числа в уме, но поэтому их и называют «вундер», что переводится как чудо. Шведский психолог Андерс Эрикссон на протяжении 30 лет изучал гениев и выдвинул теорию, которая известна под названием «Правило 10 000 часов». Её суть заключается в том, что если практиковать что-то в течение 10 000 часов, то вы непременно станете экспертом в этом деле.

Одним из объектов своего исследования он выбрал известную в шахматном мире семью Полгар. Отец семейства, венгерский педагог и психолог Ласло Полгар, пришел к выводу, что любого ребёнка можно сделать гением при целенаправленном обучении. Ласло пошел на совершенно безумный эксперимент, решив проверить свою теорию на собственных детях, которых на тот момент у него ещё не было. Для этого он нашел жену-единомышленницу и на протяжении последующих 25 лет доказывал всему миру, что его выводы небеспочвенны. В семье появились три дочери, которых Ласло начал обучать шахматам по собственной программе буквально с рождения. Девочки набрали 10 000 часов практики уже к 12 годам. Младшая сестра, Юдит, самая известная из них, стала гроссмейстером уже в 15 лет. Сьюзен, старшая сестра, получила этот статус в 22 года. София, средняя сестра, также имеет статус гроссмейстера, но только среди женщин. Две из них побили сразу несколько рекордов Гиннеса. Андерс Эрикссон подробно описал их историю в своей книге «Пик. Секреты новой науки мастерства».

Несмотря на то, насколько сумасшедшей является мысль поставить эксперимент на собственных детях, эта история в очередной раз доказывает, что так называемая «гениальность» не формируется где-то на биологическом уровне: это следствие упорной работы и внутренней дисциплины. Хочется завершить эту статью словами американского изобретателя Томаса Эдисона: «Гений – это 1% вдохновения и 99% пота».

текст:
Максим Дрёмин
фото:
архивы пресс-служб