Играют все
РЕКЛАМА
Хеликс

Играют все!

Как продержаться во время самоизоляции?

Когда режим вынужденной самоизоляции был только объявлен, многим казалось, что это время можно провести с максимальной пользой: родители записали детей на всевозможные дополнительные онлайн-кружки и занятия (это в придачу к основной школьной и детсадовской программам обучения, которые также перешли в онлайн и занимают добрую половину дня ребёнка), кто-то сам накупил разных курсов, начиная от растяжки и заканчивая историей искусств, — казалось, что карантин — идеальное время для саморазвития и развития своих детей.

Однако спустя некоторое время выяснилось, что и детям, и взрослым крайне непросто даётся освоение нового в условиях стресса. Это легко объяснить, если разобраться, как устроен и работает наш мозг: дело в том, что когда мы только сталкиваемся с чем-то новым, неопознанным и таящим в себе угрозу для нашего привычного уклада жизни, наша психика начинает работать в режиме мобилизации всех своих сил и ресурсов. Этим и объясняется непреодолимое желание сворачивать горы, саморазвиваться и развивать детей, накупить онлайн-курсов, вычищать квартиру и готовить обеды из трёх блюд ежедневно. Нам действительно кажется, что это всё нам по силам. Такой вот изощрённый способ психики защитить нас от уязвимости в ситуации стресса. Но спустя какое-то время, как правило, две-три недели, запасы энергии истощаются и ко второй половине карантина и взрослые, и дети подошли в состоянии, которое можно описать примерно как «всё, больше не могу!». Как же помочь себе в роли родителя и своему ребёнку адаптироваться к новым реалиям жизни, сохранив нервные клетки и отношения в семье?

Самоизоляция длится уже довольно продолжительное время. Новые обстоятельства затронули и процесс образования. Школы, кружки, занятия и прочее вошли в наши дома через экраны компьютеров и смартфонов. Новая реальность обрушилась на нас неожиданно, подобно лавине.

Как «отвечать у доски», глядя в экран ноутбука, или заниматься физкультурой, находясь дома? Куда отправлять домашку по русскому и как загрузить проект по биологии?

Всё это довольно сильно фрустрирует (фрустрация — это эмоция, которая возникает в нас, когда что-то идёт не так) и заметно повышает тревожный фон. При этом выход этой самой фрустрации многими привычными нам способами сейчас закрыт. Нельзя, например, выпустить пар, выйдя из дома в одиночестве за чашечкой кофе или пройтись по любимому торговому центру, пока дети в садах и школах. Нельзя на часик сбежать от быта и домашних заданий в любимый спортклуб или на ужин с подругой.

Первое и основное, что может помочь нам выжить в период стресса, — это игра. Именно в игре можно максимально полно и экологично прожить и дать волю тем «тёмным» чувствам, таким как агрессия, раздражение, злость, тревога, грусть, печаль, которые переполняют наш эмоциональный контейнер и в любой момент могут прорваться наружу. Причём относится это не только к детям, но и ко взрослым. Если детскую игру мы все легко себе представляем (это, например, сюжетно-ролевая игра), то вот ко взрослой возникает ряд вопросов. На самом деле все просто. Игра для взрослого человека может выражаться в творчестве, таком как рисование, пение, танец, письмо, фотография. Даже кулинария может носить в себе компонент игры, если человек занимается этим по порыву души, без ориентации на результат, и свободный от правил и условий, поставленных окружением. Игрой также может считаться флирт со своей второй половиной!

И для взрослых, и для детей целительно играть в самые тревожные времена. Поэтому очень важно помимо грамотно организованного учебного процесса создать для своего ребёнка условия, а также найти время и место для свободной игры.

Особое внимание стоит уделять активным двигательно-моторным и сенсорным играм, так как в условиях жизни в четырёх стенах наши дети испытывают настоящий сенсорный голод. Отличной идеей будет организовывать ребёнку сенсорные перерывы между занятиями. Это такие паузы между активной деятельностью, которые стабилизируют ребёнка и насыщают его сенсорными стимулами, которые, в свою очередь, благотворно влияют на концентрацию, внимание, усидчивость, эмоциональную стабильность.

Сенсорные перерывы хорошо использовать во время учёбы, выполнения домашнего задания, развивающих или коррекционных занятий, а также любой деятельности, требующей умственного напряжения и концентрации. Главное — внимательно слушать то, что сообщает тело, и научиться вовремя реагировать на его потребности.

Возьмём для примера жевательную резинку. Учёные доказали, что у людей, жующих жвачку во время умственных нагрузок, повышается концентрация внимания и работоспособность. Давайте разберёмся, что происходит с точки зрения сенсорной интеграции. Когда мы жуем, активно работают мышцы челюсти, включается проприоцепция (глубинные ощущения от работы мышц). Мозг получает сигналы от тела, активизируя свою работу. Подобного эффекта можно достичь также, разминая эспандер или пластилин, потягиваясь или пройдясь по ступенькам. Всё это активизирует мышцы, глубинное восприятие, даёт пищу сенсорным системам. То же происходит после бега или занятия в спортзале — физически может чувствоваться усталость, но умственные нагрузки переносятся легче.

Понимая особенности работы сенсорных систем, можно ориентироваться, когда ребёнку или взрослому нужен сенсорный перерыв, чтобы лучше включиться в работу.

Несколько идей упражнений для детей:

  • прыжки и приседания;
  • игра «Как ходят животные» (имитация ходьбы медведя, змеи, зайца и т.д.);
  • ползание через туннели;
  • эстафеты и бег с препятствиями;
  • игры с мячом;
  • активные поручения (собрать и выбросить мусор со стола, вытереть доску, принести что-то тяжёлое);
  • отжимания от стены или от пола;
  • прыжки на батуте или скакалке;
  • передвижение стульев;
  • бой подушками;
  • куча-мала;
  • лепка из пластилина или хэндгам (жвачка для рук);
  • выполнение заданий лежа на животе.

Взрослым можно завести на рабочем столе эспандер, жевать жвачку, чаще потягиваться, пройтись, выпить воды или сделать короткое упражнение из йоги.

Таким образом, важность выражения эмоций неоспорима. Через игру это сделать легче всего, игра понятна для всех, неприхотлива и очень целительна. Она освобождает нас от накопившихся переживаний, тем самым давая место любопытству и любознательности, открывая пути к обучению и познанию, чтобы мы могли легко выдержать эти непростые времена!

текст:
Меседу Булач
фото:
архивы пресс-служб