Ирина Федотова: ВОПЛОТИТЬ МЕЧТУ В РЕАЛЬНОСТЬ

Ирина Федотова
РЕКЛАМА
avanti

Мечты сбываются там, где в них верят, и у тех, кто им предан. Желание воплотить свою мечту в реальность даёт невероятную силу её обладателю, такую, которая формирует и закаляет его характер, приводит его к успеху, направляет его на пути, и такую, которая даёт силы справиться с трудностями и неудачами в самый тяжёлый момент. Мечтая о чём-то малом, невозможно достичь великого.

Наша героиня — артистка балета Большого театра и создатель уникальной программы обучения юных балерин, мама пятерых детей и невероятно сильная девушка, по праву именуемая self-made-мамой, — всегда мечтала о чём-то большем, нежели просто быть. Не многим успешным балеринам удалось реализовать себя во всех известных ролях на сцене и уж тем более — реализовать себя в роли счастливой матери. О том, как ей удалось всё это и многое другое, — в её искреннем интервью нашему журналу.

Быть мамой пятерых детей само по себе непросто. А если учесть тот факт, что ты балерина, то это способно поразить любое воображение. Как тебе удалось реализовать сразу две мечты?

Моей мечтой с детства было танцевать в Большом театре. Моя семья жила в Москве. В 1985 году, когда мне было восемь лет, я подошла с папой к киоску с газетами и журналами, где папа обычно покупал себе прессу. Моё внимание привлекли марки и значки, которые лежали на прилавке. На значках были изображены балерины и написаны названия балетов: «Жизель», «Раймонда», «Лебединое озеро»… Папа рассказал, что это такое: про театры, балет и балерин. Мне захотелось увидеть всё это своими глазами! Мои родители купили билеты, и мы всей семьёй пошли в театр Станиславского. Я до сих пор помню этот спектакль. Это был балет «Эсмеральда». Я была восхищена магией театрального представления, музыкой и танцем! Мне самой захотелось танцевать на сцене. Я рассказала родителям о своём желании, и на следующий год мама привела меня на вступительные экзамены в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ) на 2-й Фрунзенской улице. Весь огромный вестибюль МГАХ был полон детей и их родителей. Все ужасно волновались, шумели, что-то обсуждали. Дети группами по десять человек заходили в зал, где находилась комиссия из педагогов академии. Я не запомнила, что именно в тот день нас просили сделать, чтобы увидеть наши способности. Но на всю жизнь я запомнила свою радость, когда произнесли фамилию — «Федотова!», — когда сообщили о том, кто из детей прошёл в следующий тур. Было произнесено только четыре фамилии. И моя — среди них! Наверное, тогда впервые я испытала чувство своей индивидуальности, особенности, своей возможности делать что-то лучше других.

И ты была принята в академию безоговорочно?

Да. Меня приняли в академию. В конце первого года обучения мы уже вышли на сцену Большого театра и участвовали в спектакле «Спящая красавица»! Мы танцевали вальс, и я была потрясена праздничной атмосферой театра. Я помню таинственные коридоры закулисья, запах канифоли, яркий свет софитов, волнение и суету артистов в красивых костюмах в ожидании выхода на сцену. Театр — это праздник, который всегда с тобой! Я оказалась в девять лет на этом празднике и не захотела с ним расставаться никогда. Я хотела танцевать — и танцевать именно в Большом театре. Моя мечта сбылась в 1995 году, когда я закончила академию и меня пригласили в Большой театр. Так сбылась моя первая большая мечта!

Сказка стала реальностью. И всё в ней было так, как ты себе представляла?

Первые десять лет работы в Большом театре пролетели на одном дыхании: я танцевала много, прекрасный репертуар и много сольных партий. Меня окружали красивые талантливые люди: танцовщики, балерины, балетмейстеры, педагоги… Огромный интересный мир искусства, премьеры, гастроли, аплодисменты и радость зрителей. Я обожала старое здание Большого театра, его Историческую сцену, репетиционные залы и гримёрки, которые помнили поколения знаменитых артистов, создавших славу Большого театра и русского балета. 2006 год стал во всех смыслах переломным для меня: историческое здание Большого театра закрылось на долгую реконструкцию, а у меня произошла серьёзная травма. Я была молода, мне легко давались физические нагрузки, и я старалась не замечать боль в ноге, которая стала возникать после десяти лет выступлений. А зря… Однажды на репетиции у меня порвалась связка. Я осталась на год без возможности танцевать на сцене, да и моя любимая сцена оказалась закрыта на много лет. Через год я вернулась в труппу Большого театра. Мы танцевали на Новой сцене и продолжали выезжать на гастроли. Я ещё успела увидеть много стран и выходила на знаменитые сцены театров всего мира с коллективом нашего театра. Однако, вернувшись в театр, я не смогла вернуть свой репертуар. Травма оказалась слишком серьёзной.

Но именно эти обстоятельства позволили тебе реализовать себя в новой и, быть может, главной роли?

К счастью, в этот момент моя жизнь наполнилась новыми переживаниями, новой радостью и новыми заботами — у меня родилась дочь Ева. Радость материнства, трудности и хлопоты, беспокойство по поводу и без повода, так знакомые всем мамам, особенно после рождения первенца, — всё это не оставляло времени на хандру и жалость к себе из-за прерванной успешной карьеры в театре. Я благодарна жизни за этот подарок судьбы, за то, что у меня появились дети. Я продолжала танцевать, ходить на классы, выступать в репертуаре. У меня осталось счастье встреч и совместной работы с талантливыми педагогами, артистами и хореографами. Только к этому счастью ещё добавилось счастье вернуться домой и проводить время с самыми близкими для меня людьми, со своей семьёй.

Когда ты стала мамой в первый раз?

В 2007 году родилась дочь Ева.

Ты никогда не боялась, что твоя карьера балерины может закончиться с рождением ребёнка?

Боялась. Очень. Но жизнь распорядилась иначе. Благодаря травме я решилась родить ребёнка. И никогда об этом не пожалела. Мне понравилось быть мамой и захотелось ещё больше детей.

Как тебе удаётся быть в такой шикарной форме сейчас и каждый раз после рождения ребёнка восстанавливаться так быстро?

Балетные классы, как только это разрешают врачи и контроль питания, — вот и весь секрет. Самое главное — это сразу после рождения ребёнка делать комплекс упражнений и процедур.
Так, уже через неделю после рождения каждого ребёнка я отправлялась в репетиционный зал на класс в Большой театр к любимому педагогу Светлане Дзантемировне Адырхаевой. Три раза в неделю обязательно нужно делать массаж и обёртывание. Таким образом, вся жидкость очень быстро выходит из организма. А главное — много пить воды в первой половине дня. Совсем исключить сахар и соль, даже сладкие фрукты нельзя. Через месяц вы будете в отличной форме. Я на собственном опыте убедилась в эффективности этого способа, и уже через два месяца после родов выходила на сцену в спектаклях Большого театра.

Кроме того, что ты балерина, ты балерина одного из лучших в мире театров — Большого! Большой театр — место особое. Он не терпит, когда его с кем-то делят. Ни одна балерина Большого театра никогда не променяет его на тихую семейную жизнь. Быть матерью и иметь большую семью для тебя всегда было приоритетом?

Нет, если честно, то до 2006 года я не думала о том, что семья и дети будут играть столь значительную роль в моей жизни. Жизнь в театре знает много примеров того, как балерины ради успеха в профессии отказывались от того, чтобы у них были дети. Как ни высокопарно это звучит, но они приносили эту жертву на алтарь искусства, чтобы полностью реализовать себя в театре, ради своей карьеры, но и ради славы Большого театра и радости зрителей. Мы должны быть благодарны всем этим людям. Это иногда — цена успеха. К счастью, особенно в последние годы, есть много примеров того, как балеринам удаётся совмещать большой успех в театре с рождением по крайней мере одного ребёнка. И это здорово! Конечно, этому способствуют и те возможности, которые предлагает театр для ухода за детьми, их воспитания. У Большого театра, например, есть собственный детский сад, и очень хороший.

Балет — это же не про пачки и пуанты, это что-то большее?

Танец — это радость! В разные периоды жизни человека балет открывает для него радость движения, музыки, живописи, моды, спектаклей, общения с интересными людьми. Открывает целый мир чувств и переживаний, борьбы и радости победы!

Ты знаешь о балете всё. Ты автор уникальной системы образования и программы воспитания юных балерин. Расскажи об этом.

Всё началось и произошло благодаря рождению моих детей. В 2014 году я стала заниматься подготовкой своей дочери Евы к поступлению в академию хореографии. Еве было семь лет, и она начала заниматься на подготовительном отделении МГАХ. У меня была возможность в течение четырёх лет наблюдать, как проходят занятия по одной из лучших в мире методик обучения детей балету.
Я заметила, наблюдая за собственными детьми и другими детьми, что их таланты, способности и наклонности заметны уже с трёхлетнего возраста. Это значит, что с детьми можно начинать заниматься в раннем возрасте. И не только физическим развитием. Мне захотелось создать собственную систему и программу воспитания и подготовки детей к профессии балерины. Мой опыт работы — более 20 лет в Большом театре после окончания Московской академии хореографии — дал мне возможность лучше понять, что именно важно для обучения детей профессии балерины и её счастливой жизни как в профессии, так и за стенами театра. В результате я создала собственную программу подготовки и обучения детей. Рождение собственных детей, их воспитание и подготовка к поступлению в МГАХ, детский сад и школа 1529 позволили проверить мои идеи на практике. Изучение методик преподавания балета и начального школьного образования в Лондоне и Париже в 2016–2017 годах и в США в 2018 году обогатили мою программу полезными приёмами взаимодействия и воспитания детей как в классе, так и за его пределами. Мне много пришлось узнать о психологии современных детей, ведь проверенные педагогические приёмы прошлого перестают работать с детьми, которые узнают интернет и телефон раньше, чем учатся говорить. У этих детей другие модели поведения, референтные группы, отношение к ровесникам, педагогам и взрослым.

Какие задачи лежат в основе программы?

Моя система помимо преподавания классического балета позволяет детям получить комплексное гармоничное развитие личности, чтобы их индивидуальность стала максимальной; чтобы дети помимо танца получили знания и навыки, нужные в XXI веке для разностороннего развития: музыка, иностранные языки, живопись, актёрское мастерство, история культур и цивилизаций.

Что помогло тебе в создании балетной школы по собственной системе и программе? Личный опыт, изучение истории и литературы, твой целеустремлённый и сильный характер или желание создать что-то новое?

Больше всего мне помогли люди! В 2017 году у меня появилась вторая большая мечта в жизни — создать собственную балетную школу в Москве, не похожую на другие балетные школы, чтобы получить практический опыт работы с детьми по моей системе и программе. Мне нужны были люди, помещение и деньги. Я долго думала и искала, где в Москве лучшие педагоги, лекторы, учителя и наставники. Я нашла их! Это были как люди из мира балета, которых я знала много лет, так и те, с кем я познакомилась, изучая практики преподавания в Москве тех предметов и знаний, которые должны были быть включены в мою программу. Не хватало людей, которые могли бы поверить мне и в меня и профинансировать создание балетной школы по моей программе, согласиться с тем, чтобы я подготовила всю программу обучения, сформировала педагогический коллектив и создала стратегию развития школы на ближайшие годы.

И ты их нашла!

Да. Я участвовала осенью 2018 года в онлайн-тренинге Ирины Барановой и Ольги Ослон «Работа мечты», и моя вторая мечта сбылась! Ирина Баранова, владелец и руководитель успешной компании «охотников за головами», познакомила меня с такими людьми! Они согласились рискнуть своими деньгами, и с января 2019 года я начала создавать школу.

В 2019 году твоя программа легла в основу создания балетной школы «Pre-Академия» в Москве. Какой путь тебе пришлось пройти от идеи до её воплощения?

Многие дни я посвятила подготовке балетных классов, организации написания методик преподавания для детей от трёх до 11 лет, встречам, переговорам и т.д. Но сколько наслаждения мне приносил этот труд, когда я видела результаты своих многочисленных усилий! Это удивительное ощущение совместного творчества при работе с талантливыми людьми в различных областях человеческой деятельности: при разработке логотипов и линии балетной одежды и аксессуаров, при создании видеороликов, при организации процесса кинотворчества и участия в нём. Всё лучшее — детям! И я привела в школу любимых педагогов по музыке, живописи и французскому языку моей дочери. 2 сентября 2019 года школа открыла двери, в классах заиграла музыка — и дети сделали первые шаги в мир танца и искусства. И хотя приходилось пропадать в школе с утра до вечера все дни до конца ноября 2019 года, забросив на время собственную семью, я понимала, насколько важны первые месяцы работы школы, чтобы все идеи, заложенные в моей программе, были в будущем правильно реализованы. Ведь помимо педагогического процесса было важно сформировать план мероприятий, в которых могли и должны участвовать ученики школы: это конкурсы, мастер- классы, балы, ознакомительные поездки и посещение театров, встречи со звёздами балета, выставки, концерты, летние лагеря, сотрудничество с балетными школами за рубежом…

Уверена, что на этом ты не остановишься и сейчас, вероятно, стоишь на пороге чего-то нового и ещё более грандиозного.

Да, 2019 год был годом реализации второй большой мечты моей жизни, и он сделал меня очень счастливой. Я провела волшебный декабрь со своей семьёй и попыталась компенсировать дефицит материнского внимания и заботы, который испытали мои дети в 2019 году. Наступил 2020 год, и я очень надеюсь, что он не обманет наших ожиданий. Мне поступило несколько интересных предложений о создании новых балетных школ по моей системе и программе. Я рассчитываю в самое ближайшее время определиться и выбрать правильных партнёров для реализации этого плана. Опыт 2019 года оказался очень полезным не только с точки зрения создания балетной школы, её педагогического коллектива, методик, программ, расписания и т.д., но и с точки зрения обучения бизнес-администрированию, юридических и финансовых аспектов работы школы.

 Откуда в тебе столько энергии?

В первую очередь это поддержка семьи, детей, близких любимых людей, друзей — тех, кто в меня верит, помогает во всём и, главное, понимает меня.

Что нужно, чтобы суметь реализовать свои мечты?

Только работая над своей мечтой, ты создаёшь возможности для её осуществления. Нужно всегда верить в свои силы, идти к своей цели, ну и, конечно, любовь — она помогает творить чудеса.

текст:
Наталья Вагапова
фото:
Галина Солодовникова