Искусство в цифровом веке

Детская психология
РЕКЛАМА
shore-house-village

Наверное, каждый современный родитель знаком с проблемой под названием «дети и гаджеты». Особенно остро этот вопрос встаёт во время зимних каникул, когда ребёнок свободен от учебной нагрузки, но в силу не очень приятной погоды проводить долгое время на улице не хочет. Выбор естественно падает на самый быстрый в плане получения положительных эмоций и весёлого времяпрепровождения метод — погружение в виртуальную реальность.

А ведь так хочется, чтобы
дети проводили время с пользой даже на каникулах: ходили в музеи, театры или хотя бы просто читали! В XXI веке современные технологии  с такой силой и натиском врываются в жизнь наших детей, что порой увлечь ребёнка чем-то более традиционным и классическим становится для родителей и педагогов непосильной задачей. Мультимедиапропасть между поколениями с каждым годом становится всё шире, а дети и подростки всё глубже погружаются в параллельную реальность, созданную их гаджетами, социальными сетями и виртуальными сообществами. По данным исследования, проведённого одной из общественных организаций, растёт процент российских школьников, считающих музеи и картинные галереи пережитком прошлого (ведь любое произведение искусства можно загуглить и лицезреть на экране), а также искренне недоумевающих, зачем тратить годы на музыкальную школу, если музыку можно воспроизводить и создавать всего парой нажатий клавиш. Пять наших простых и эффективных советов помогут родителям и преподавателям мотивировать ребёнка на саморазвитие в нужной им сфере, оставаясь при этом по одну сторону баррикад с ним и не теряя привязанности.

  1. Не заставляем, а мотивируем и наблюдаем. Это две большие разницы! При насаждении родителем или педагогом своего мнения как единственно верного в ребёнке (особенно подростке) автоматически запускается самый архаичный и сильный по своему выражению человеческий инстинкт — реакция противления. Он включается, когда ребёнок чувствует, что другие его контролируют или принуждают к чему-либо. Что же делать? Всё просто! Если хочешь изменить ребёнка, начинай с себя. Дети и подростки непроизвольно склонны копировать жизненную позицию и действия значимых для них взрослых, следовать их интересам, стилю жизни и даже пользоваться теми же фразами и выражениями, что слышат из уст родителей. При наличии крепких и доверительных отношений со «своими» взрослыми ребёнок на ура воспримет и поддержит идею семейных «музейных воскресений» и пятничных вечеров классической музыки. Важно завладеть вниманием и доверием ребёнка и активировать инстинкты привязанности, прежде чем пытаться повлечь его за собой и собственными интересами.
  2. Не обесцениваем значимость соцсетей. Как бы странно это ни звучало, но современные технологии, пожирающие ту часть времени наших детей, которую они могли бы провести за книгами, в музеях или занимаясь музыкой, — наши союзники, а не враги! Наши дети чувствуют себя в Сети как дома. Они зависают в чатах, социальных сетях и различных тематических сообществах. Если мы хотим быть заодно со своими детьми, нам придётся научиться говорить с ними на одном языке и если не разделять, то хотя бы с уважением относиться к их интересам, признавая тем самым в них отдельных, взрослых и самостоятельных личностей. Запретительная политика рано или поздно выходит из-под контроля, поэтому самый мудрый подход — обернуть эту силу во благо. Предложите ребёнку организовать видеоблог, посвящённый занимательным историям из жизни выдающихся композиторов, или сообщество в Instagram по современному искусству. Помогите ему сделать блог максимально увлекательным и адаптированным к интересам его сверстников, и ваш ребёнок гарантированно будет с утра до ночи изучать тему. Это называется внутренней мотивацией.
  3. Игра — двигатель успеха. Cовременные нейрофизиологи и психологи уже не раз доказывали, что мозг ребёнка растёт и развивается в игре, поэтому внося в образовательный процесс игровые элементы и максимально отходя от ориентации на результат и оценки, можно добиться ошеломляющих успехов в заинтересованности и эффективности работы ребёнка в нужной нам области. Игра в данном случае является синонимом творческого начала и свободы самовыражения ребёнка, таким образом, весь процесс должен быть построен на желаниях, стремлениях, любопытстве, намерениях, порывах, проявлениях, инициативе и личных замыслах школьника.
  4. Быть на связи — это важно! О чём говорить с родителями или учителем, которые растерянно пожимают плечами при слове Facebook и думают, что фраза «скинуть ссылку» — это что-то из Шаламова или Солженицына? Правильно, не о чем. «Предки» становятся старомодными и скучными, а совместный поход на концерт в филармонию — вариацией отбывания наказания, поэтому у ребёнка медленно, но верно происходит перепривязанность и ориентация на сверстников. Одна моя знакомая вот уже год каждое утро сбрасывает в WhatsApp своему сыну-школьнику фото известного произведения искусства и три малоизвестных факта о нём, а в разговоре за ужином между делом проверяет эффект — поверьте, результат впечатляет!
  5. Используем силу позитивного подкрепления. Нередко отсутствие мотивации связано со страхом неудачи. Особенно у того, кто уже сталкивался с провалами и кого дома не особо хвалят. Поддерживайте своих детей, хвалите и рассказывайте им об известных людях, которым пришлось долго ждать успеха и пробиваться к нему через неудачи. А ещё очень важно донести до ребёнка, что победитель — это необязательно тот, кто знает всё на свете, занял первое место или получил золотую медаль. Победитель — тот, кто вышел на ринг не с другими, а с самим собой!

текст:
Меседу Булач
фото:
архивы пресс-служб